Преемственность дошкольного и школьного образования.

Автор: Фомина Наталия Евгеньевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: СП ОДОД ГОУ СОШ № 376

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Тема: Преемственность дошкольного и школьного образования.

Опубликовано: 16.04.2017 11:35

Получить свидетельство      Скачать материал


Преемственность дошкольного и школьного образования

_x000C_Содержание:
Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1…………………………………………………………………………..9
1.1. Проблема преемственности в исследованиях учёных, педагогов, психологов………………………………………………………………………9
Глава 2…………………………………………………………………………16
2.1.Основания преемственности……………………………………………..16
2.2. Направления преемственности……………………………………….…17
2.3.Новые подходы к развитию преемственности в «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» ………………………………………………………………………………….17
Заключение. ………………………………………………………………..….20
Приложение……………………………………………………………………21
Список литературы……………………………………………………………30

Введение
 В последние годы весьма заметное место среди научно-педагогических исследований в работе педагогов-практиков занимают вопросы непрерывности учебно-воспитательного процесса и преемственности в его организации на разных образовательных ступенях. Одна из наиболее важных и болезненных проблем – это преемственность между дошкольным периодом и начальным образованием. Показательно, что поступление ребенка в школу все чаще называют не иначе, как «психотравмирующей ситуацией», причем как для самого ребенка, так и для его семьи. И очень важно осознание этой проблемы прежде всего педагогами дошкольных учреждений и школ. Грамотный подход к этой ситуации поможет не только детям, но и их родителям. Ведь именно родители, не до конца понимающие суть проблемы, зачастую вносят отрицательные ноты.
    Несомненно, преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны – дошкольная ступень, которая сохраняет ценность дошкольного детства, формирует личностные качества ребенка, а главное, сохраняет радость детства. С другой – школа как преемник подхватывает достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.
 О преемственности дошкольного и начального образования обсуждается: отсутствие единых программ воспитания и обучения, несогласованность в содержании образовательных программ и требований детского сада и школы, несовершенства диагностики при переходе детей из детского сада в школу и т.д.  Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, навыки, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.  Одной из задач учебно-воспитательной работы дошкольных организаций является качественная подготовка детей к школе. Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному, в частности математическому, развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс, всеобщая компьютерная грамотность, увеличение потока информации, изменения, происходящие в нашем обществе, особенно в экономической жизни, совершенствование содержания и повышение значимости математического образования, переход на обучение в школе с шести лет. Еще К. Д. Ушинский обосновал мысль о взаимоотношениях «подготовительного обучения» и «методического обучения в школе». Он считал, что «Любое новое упражнение должно сочетаться с предыдущим, опираться на него и делать шаг вперед». 
   Проблемы преемственности между различными ступенями образования постоянно привлекают внимание. Это объясняется рядом причин:
во-первых, организационно-педагогические условия, например, в дошкольных организациях и начальной школе имеют свои характерные особенности;
во-вторых, содержательные аспекты требуют конкретного учёта в процессе обучения учащихся;
в-третьих, возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольных организаций и начальной школы также ориентируют педагогов на учёт преемственности в организации учебно-воспитательного процесса.
  Для развития современного ребёнка нужна мотивация к раскрытию внутренних ресурсов личности, выявление заложенных возможностей и способностей. Чем раньше начинается развитие способностей, тем больше шансов на оптимальное их развитие. Проблема преемственности в образовании и воспитании детей в последние десятилетия превращались из бытового в научно-обоснованный процесс, учитывающий достижения в области педагогики, психологии, физиологии, методики и других науках. Последовательное решение задач формирования и развития личности ребёнка предусматривает в качестве одного из обязательных условий обучения непрерывность воспитательного и образовательного процесса, начиная с раннего возраста. Это обучение может быть обеспечено в оптимальной организацией, между детским садом и школой.
Что же такое преемственность?
Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
    Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность развита  на будущего школьника и это необходимо для осуществления новой учебной деятельности,  например,  умеет ли ребенок читать, считать и т д. Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:
   На дошкольной ступени:
• приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
• обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
• развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
• формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;
• развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).  
   На ступени начальной школы осуществляется:  
• становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
 • умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
• духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
• осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;
• индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
Основные задачи преемственности дошкольного и начального образования:
• установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
• выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
• создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательного и образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
• всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
• оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
• формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
  Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений участников образовательного процесса.
Формы осуществления преемственности (работа с детьми):
• экскурсии в школу;
• посещение школьного музея, библиотеки;
• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
• выставки рисунков и поделок;
• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
      У дошкольников необходимо сформировать такие элементы учебной деятельности как:
• способность действовать по образцу;
 • умение слушать и выполнять инструкцию;
• умение работать сосредоточенно и выполнять задание до конца;
• умение задавать и отвечать на вопросы;
• умение оценивать как свою работу, так и работу других детей
   Тем самым у детей формируется психологическая готовность к школьному обучению. Подготовка детей к школе — задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка.
 Закончить свою статью хочу словами  В.А.Сухомлинского
«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей.
Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера…
Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…»


_x000C_
Глава 1
1.1. Проблема преемственности в исследованиях учёных, педагогов, психологов.
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием является одной из важнейших на современном этапе развития образования. В качестве главного условия непрерывного образования преемственность была впервые обозначена Коллегией Министерства Образования РФ в 1996г. В этот период в развитии образования наблюдался всплеск интереса к данному вопросу и возможностям его решения, что отразилось в различных периодических изданиях.
Сложность идеи преемственности, как плавного перехода от одного звена образования к другому, заключается в ее многоаспектности. Возможно, поэтому привычнее формулировка «проблема преемственности». Она включает содержательный, организационно-методический, психологический, юридический, а также социально-экономический аспекты.
На каждом из этапов образования понятие преемственность имеет свои задачи и свое содержание.
Ведущим принципом преемственности на этапах дошкольного и начального образования является приоритет личностного развития (ранее — знаний, умений, навыков). Это означает сохранение и дальнейшее развитие тех способностей ребенка, которые, но мнению А. В. Запорожца, составляют «золотой фонд личности». Автор имеет в виду наглядно-образное видение мира, способности к моделированию в познании, продуктивность воображения, сензитивность ко многим педагогическим воздействиям, отзывчивость, сопереживание и др.
Н. Ф. Виноградова пишет, что пути решения проблемы преемственности не всегда соответствуют научным представлениям о самоценности каждого периода развития ребенка, а процесс воспитания и обучения не ориентируется на возрастные особенности и возможности детей. Анализируя степень решенности проблемы преемственности между дошкольным и начальным школьным звеном, автор подчеркивает, что меньше всего это взаимодействие наблюдается в целях и содержании обучения. Сегодня практически любое знание может быть дано ребенку независимо от его возраста. Поэтому практических работников дошкольных учреждений и начальной школы скорее занимает вопрос не «чему учить и зачем учить» (т. е. целей и содержания обучения), сколько «как учить», (т. е. методов и средств). Это порождает противоречие между ведущими линиями воспитания и обучения детей указанных возрастов, которые определяют успешность всего дальнейшего гармоничного развития ребенка, и фактической ориентацией на искусственную акселерацию, форсированное обучение, торопливое протаскивание отдельных стадий детского развития.
Подготовка к школе связывается, прежде всего, со стремлением необоснованно, формально расширять знания ребенка, наполнить его голову представлениями из разных областей знаний без учета, во-первых, возможностей ребенка сознательно усвоить данные знания, а, во-вторых, их актуальности для детей данного возраста. Сегодня голова ребенка, проходящего обучение в «типовой» подготовительной группе, напоминает книжный склад, где ровными стопочками «связаны» книги: в одной стопочке — о природе, в другой — о географии, в третьей — о языке и т.п. Этим обусловлено и стремление педагогов заранее «проходить» программу первого класса школы, как можно раньше научить детей читать и писать. При этом очевидно, что для успешного обучения нужна голова не столько хорошо исполненная, сколько хорошо устроенная! Еще древние говорили, что «многознание не определяет развитие ума».
Опытные учителя хорошо знают, что умение читать само по себе не определяет успехи в учении, если у ребенка одновременно не сформирована звуковая культура, пространственное мышление, воображение; элементы самоконтроля и самооценки и др. Еще Л.С. Выготский, сравнивая умственное развитие ученика, который умеет читать, с тем, который этому не обучен, подчеркивал, что в умственном развитии первый отличается от второго только одним — он умеет читать. Это тот же самый ребёнок только грамотный».
 В системе образования устоялась тенденция: старшее звено диктует свои требования предыдущему. С этой точки зрения всем кажется очевидным, что ВУЗ указывает школе, какого выпускника готовить, старшая школа предъявляет свои требования основной, та — начальной… В свою очередь, начальная школа стала жестко устанавливать условия поступления дошкольника в школу.
Хотя тестируя ребёнка до поступления в 1 класс проверяющие должны преследовать ответ на вопрос: «Каковы индивидуальные особенности будущего первоклассника, как с ним нужно будет работать учителю?», а не решение проблемы: «Принять (не принять) ребенка в данную школу?».
Описанный подход к приему в первый класс весьма отрицательно отражается на решении проблемы преемственности: в последние годы все в более явном виде происходит корректировка содержания понятия «готовность к школе» в сторону «интеллектуального плюса». Подготовка к школе рассматривается часто как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узко предметных умений и навыков. В результате реализации такого подхода происходят существенные изменения в жизни будущего школьника: его день насыщен деятельностью, которая не соответствует его дошкольным потребностям, он мало двигается, недостаточно выполняет продуктивных, художественно-творческих заданий, почти не занимается сюжетной игрой, театром, спортивными упражнениями и т.п. Его занятия рассчитаны, в основном, на механическое запоминание и мало влияют на развитие воображения и мышления. Дети теряют интерес к учению, школе и процессу познания, который происходит успешно, как известно, у дошкольников в игре и творческой деятельности.
Особую тревогу психолого-педагогической науки вызывает растущее утомление и переутомление ребенка. Эта проблема осознается всеми и в то же время никак не может быть решена. Еще в начале века итальянский физиолог Моссо и немецкие ученые Верхард, Гакер, Лоренц и др. доказали, что утомление и переутомление это явления физиологического и химического порядка. Они аналогичны отравлению организма. Был открыт яд переутомления — «кенотоксин», который отрицательно воздействует не только на работоспособность человека, но и на его общее эмоциональное состояние. Наши дети и так жители «нервного века» и многие явления, приводящие к утомлению, снять не всегда удается. Но это положение еще более усугубляется, так как не предусматриваются условия, не допускающие или снижающие его.
Исходя из сказанного, реализацию преемственных связей требует решения следующих задач:
1. Обеспечение «охранительной функции» процесса обучения — недопустимость умственных перегрузок; использование здоровьесберегающих технологий; поддержание эмоционально-положительного отношения ребенка к познавательной деятельности.
2. Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом его самоценности: опора на потребности и возможности детей; создание условий для сохранения детской индивидуальности, раскрытия и развития способностей каждого ребенка.
3. Приоритетное развитие личности будущего первоклассника, формирование тех интеллектуальных и социальных качеств, без которых его обучение в школе не будет успешным.
На этой основе можно сформулировать конкретные преемственные и перспективные задачи дошкольного учреждения и начальной школы.
Задача дошкольного образования в рамках проблемы преемственности — это обеспечение условий для психического развития ребенка, обогащение развития через различные виды продуктивной деятельности детей. Задача начальной школы — оказание помощи в адаптации ребенка к школе. По мнению Г. А. Цукерман, не дети должны быть подготовлены к школе, а школа должна быть готова учить, развивать и любить самых разных детей, помогать их личностному росту — таков основополагающий принцип истинно гуманной педагогики.
Рассматривая содержательный аспект преемственности между дошкольным и школьным детством, необходимо остановиться на основных направлениях развития личности дошкольника.
Механизмы и условия развития личности дошкольника описаны А. В. Запорожцем в «Научной концепции исследований НИИ дошкольного воспитания АПН СССР» (1980).
Основные положения данной концепции, написанной более тридцати лет назад, по-прежнему актуальны и в настоящее время.
Основываясь на идее Л. С. Выготского о «ведущей роли» обучения и воспитания в развитии ребенка, А. В. Запорожец высказывает положение об амплификации (обогащении) детского развития.
Были выявлены способы амплификации потенциала развития через многообразные виды деятельности ребенка: предметные манипуляции, игру, активное восприятие сказок и других произведений литературы для детей и др.
По исследованиям Л. С. Выготского, дошкольный возраст является возрастом очень интенсивного физического и духовного развития. В дошкольные годы у ребенка формируется символическая функция мышления, складываются первые этические инстанции, регулирующие поведение, начинают развиваться высшие нравственные и эстетические чувства. Это интенсивное развитие в раннем онтогенезе, как подчеркивал Л.С.Выготский, так же, как и на более поздних возрастных ступенях, протекает не спонтанно, а определяется условиями жизни и обучением. Однако обучение в данном возрасте носит своеобразный характер. Оно происходит не в форме целенаправленной учебной деятельности, как у школьника, а в процессе непосредственного ознакомления с окружающим, живого общения с взрослыми, различного вида специфически дошкольных игр и занятий.
Представляют интерес исследования, проведенные НИИ дошкольного воспитания АПН еще в 70-х годах с детьми, воспитывающимися в дошкольных учреждениях. По ряду показателей уровень их развития превосходил известные мировые стандарты. Вместе с тем обнаружились и определенные недостатки в дошкольном воспитании. Так, значительный процент детей обладал довольно большим объемом знаний и владел простейшими умственными операциями. Однако эти дети не проявляли достаточной умственной активности, не умея самостоятельно решать нестандартные, новые для них познавательные и практические задачи. Подобно этому часть детей, неплохо знающих простейшие нравственные требования и нормы поведения, реально следовали этим нормам лишь при соответствующем воздействии воспитателей, а в своей самостоятельной деятельности нарушали их.
В связи с этим в идею амплификации детского развития было включено и «создание тех условий и форм педагогического воздействия, которые благоприятствуют превращению деятельности ребенка первоначально складывающейся под влиянием взрослых, в деятельность самостоятельную, подлинную самодеятельность. Ибо лишь таким образом можно создать наиболее благоприятные предпосылки для свободного всестороннего развития ребенка».
В истории образования есть примеры удачного решения проблемы преемственности.
Еще в 70-е гг. прошлого столетия Д. Б. Эльконин подчеркивал внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства – дошкольного и младшего школьного возрастов. Он предполагал, что дети 3-10 лет должны жить общей жизнью, находясь в большом культурно-образовательном пространстве, в так называемом Детском центре, Д. Б. Эльконин вместе с А. В. Запорожцем и В. В. Давыдовым разработали подробный проект Детского центра. По их мысли в этом центре дошкольники и школьники будут разделены «подвижными и прозрачными перегородками», которые всегда можно приоткрыть.
Близкой в организационно-методическом смысле является система М. Монтессори, однако классно-урочная система в начальной школе не всегда способна поддержать достижения, полученные детьми до школы (свобода выбора, самовыражения и перемещения, навыки саморегуляции поведения).
За последнее десятилетие появилось методическое обеспечение проблемы преемственности, представленное в программах «Золотой ключик» (1996), «Из детства – в отрочество» (1997), «Преемственность» (1999, 2002), «Сообщество» (1999), «Радуга» (1993-1996), «Детство» (1996,1997), «Развитие» (1994,1999), «Истоки» (2003), «Одаренный ребенок» (1993) и др.

_x000C_
Глава 2.
2.1. Основания преемственности.
1. Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика.
2. Развитие способностей ребенка как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач, как средств, позволяющих, быть успешным в разных видах деятельности, в том числе учебной.
3. Формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребенка.
4. Развитие коммуникативных навыков как одно из необходимых условий успешности учебной деятельности и социально-личностного развития.
5. Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика.
6. Формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребенка.
Средствами обеспечения преемственности являются педагогические технологии непрерывного (дошкольного, начального общего) образования, в обязательном порядке включающие в себя обозначенные основания преемственности. При этом обучение детей дошкольного возраста строится на основе специфичных для этого возраста видов деятельности (игра, лепка, конструирование, рисование и др.), в рамках которых происходит становление предпосылок учебной деятельности к 6-7 годам. Обучение детей младшего школьного возраста происходит на основе учебной деятельности.

2.2. Направления преемственности

• Единая теоретико-методологическая основа.
• Общие цели и линии развития детей.
• Учет возрастной адекватности.
• Соответствие нормативным документам (ФГТ в сфере дошкольного образования и ФГОС начального общего образования).
2.3 Новые подходы к развитию преемственности между дошкольным и начальным образованием
 Новые подходы к развитию преемственности между дошкольным и начальным образованием нашли отражение в «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)».
Полноценное развитие ребенка от данной ступени образования к последующей возможно только при соблюдении непрерывности всех ступеней образования.
Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.
В «Концепции» сформулированы общие цели непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:
• воспитание нравственного человека;
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Знания, умения и навыки рассматриваются в системе непрерывного образования в качестве важнейшего средства развития ребенка.
В качестве приоритетных задач системы непрерывного образования выделяются задачи физического, эмоционально-волевого и интеллектуального развития, а также развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям и к себе, инициативности, способности к творческому самовыражению, желание и умение учиться.
В «Концепции» определены психолого-педагогические условия, которые необходимо соблюдать в период образования детей 3-10 лет. К ним относятся: личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, предоставление ребёнку возможности выбора деятельности, партнера, сравнение достижений и достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями, создание образовательной среды, формирование деятельности, сбалансированность репродуктивной и творческих видов деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных норм активности.
При отборе содержания в «Концепции» учитывались традиционные дидактические принципы, но акцент делается на те, которые недостаточно реализуются в современной практике дошкольного и начального образования, либо являются новыми (принцип гуманитаризации, принцип целостности образа мира, принцип культуросообразности и др.)
Содержательные линии непрерывного образования: физическое развитие, познавательное, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие.
Представляет практическую ценность наличие целевых ориентиров для каждой ступени образования, представленных в виде возрастных портретов, описывающих достижения ребенка к концу каждой ступени. Причем характеристика ребенка дошкольного возраста отражает идеальные социокультурные ожидания, а не среднестатистический уровень достижений детей этого возраста. Эти ожидания не могут выступать непосредственным основанием оценки качества образования или уровня развития самого ребенка. Портрет же младшего школьника отражает необходимый (минимальный) уровень, который должен быть достигнут в результате обучения на первой ступени образования.

Задачи дошкольного воспитания
• Развитие возрастной компетентности в сфере отношений к миру, людям, развитие умений сотрудничества.
• Приобщение к здоровому образу жизни.
• Обеспечение эмоционального благополучия ребенка.
• Формирование знаний об окружающем мире как основы развития деятельности (восприятия, коммуникации, познания, игры).
5. Педагогическая помощь по развитию несформированных качеств.

Задачи начального образования
• Готовность к взаимодействию с миром, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества.
• Осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними.
• Эмоциональная готовность к общению с окружающим миром.
• Формирование общеучебных и предметных умений – навыков, желания и умения учиться, интеллектуальная готовность к образованию на следующем этапе.
• Совершенствование достижений дошкольного периода, индивидуализация процесса обучения.
_x000C_

Заключение: Дошкольный и младший школьный возраст — это разные миры, разные возрастные периоды, решающие различные задачи. Подменять задачи одного возраста задачами другого — пагубно и бессмысленно. Однако в современном образовании имеет место диффузное перетекание содержания, методов, форм работы из дошкольного возраста в школьный и обратно.
Как организовать обучение ребенка до школы таким образом, чтобы несвоевременным преподнесением знаний не разрушить эту манящую ребенка тайну звуков, чисел, закономерностей, желание разгадать которую в нужное время превратится в познавательную потребность и станет основой формирования полноценной учебной деятельности?
Говоря о содержании и формах занятий по подготовке детей к школе, уместно вспомнить неувядающие строки К. Д. Ушинского. «Приучайте же ребенка к постоянству деятельности в одном направлении, но приучайте осторожно, понемногу; а в первое время учения, чем разнообразнее будет ваш урок, и чем разнообразнее деятельности, которые вы требуете от детей, тем более вы успеете сделать. Если в полтора или в два часа занятий дети у вас и почитают, и попишут, и порисуют, и пропоют 2-3 песенки, и посчитают, и прослушают или расскажут какое-нибудь событие из библейской истории, то в конце месяца не только сумма приобретенного ими, но и то, что приобрели они в каждом отдельном знании и уменье, будет больше того, что могли бы приобрести они, занимаясь все это время одним только этим знанием и уменьем.»
Вывод: Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии дошкольного и начального обучения. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства решения задачи преемственности.

Приложение
Основные проблемы, возникающие при переходе из дошкольной ступени в начальную, и пути их решения:
Проблемы
Пути решения

1.Смена стиля общения педагога с детьми
Постепенное знакомство со школой и учителем:
• проведение ряда пробных уроков учителем начальной школы с детьми дошкольниками;
• посещение учителем в течение года различных режимных моментов образовательного процесса;
• наблюдение учителя за детьми, общение с ними в свободной самостоятельной деятельности, во время организованных занятий, досуговой деятельности;
2.Отсутствие единой системы оценивания детской деятельности – для педагогов ДОУ характерна оценка усилий и стараний ребенка, а в начальной школе – оценка качества результата деятельности
Организация и проведение:
совместных праздников, спортивных соревнований, а также выставок продуктивной деятельности учеников начальной школы и дошкольников – будущих первоклассников. 
3..Резкая перемена основного вида деятельности – игровой – на учебную)
  «Учимся, играя» – девиз учителя первоклассников.
 

ПРОЕКТ
«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ»
по организации взаимодействия структурного подразделения Отделение дошкольного образования ГБОУ средняя школа № 376 Московского района Санкт-Петербурга и ГБОУ средняя школа № 376 Московского района Санкт-Петербурга, как условие формирования готовности воспитанников к обучению в школе. 
(в соответствии с внедрением ФГОС)
Проблемный вопрос:
Как достичь эффективности взаимодействия в работе структурного подразделения Отделение дошкольного образования ГБОУ средняя школа № 376 Московского района Санкт-Петербурга (далее СП ОДО) и ГБОУ средняя школа № 376 Московского района Санкт-Петербурга( далее – школа) в соответствии с внедрением ФГОС?
• Цель стратегическая:
Формирование жизнеспособной успешной личности ребенка, готовой к обучению в школе через проведение системных обновлений.
• Цель тактическая:
Создание условий, обеспечивающих эффективное взаимодействие структурного подразделения и школы в целях качественной подготовки детей к школе.
Задачи проекта:
1 Изучение концепции ФГОС ДО и ФГОС начального звена обучения, направлений преемственности.
2. Обновление нормативно – правовой базы в соответствии с ФГОС.
3. Создание условий научно – методического обеспечения ФГОС.
4. Анализ возможности реализации нового содержания образования в условиях СП ОДО и школы.
5. Обновление системы повышения квалификации педагогов СП ОДО.
6. Создание системы, обеспечивающей равные стартовые возможности детей при поступлении в школу.
7. Провести отбор УМК, соответствующих требованиям ФГОС.
8. Обновление инструментария отслеживания результатов учебно-воспитательного процесса.
9. Разработка модели выпускника детского сада.
10. Разработка ряда методических рекомендаций для педагогов детского сада и школы.
11. Организация общественно – государственного управления, информационно – консультативной помощи родителям.
Актуальность проекта
В данном проекте первоочередное внимание уделяется организации эффективного взаимодействия СП ОДО и школы, как условие формирования готовности воспитанников к обучению в школе в соответствии с введением ФГОС.
Этапы реализации проекта
1.Подготовительный сентябрь-октябрь
Сбор информации по проблеме.
1. Анализ внешней среды. Определение анализа проблемного поля:
— материально – технической базы, информационной составляющей, методического обеспечения, кадрового потенциала.
— взаимодействие СП ОДО и школы.
2. Ознакомление воспитателей и учителей школы с результатами комплексного анализа и четкое обозначение проблемных зон. Создание инициативной группы по разработке и внесению изменений в организацию и содержание деятельности
Результат
Наличие у участников образовательного процесса четкого представления о необходимости внесения изменений в организацию и содержание деятельности в соответствие с ФГОС.

2. Преобразовательный (с ноября по май.)
1. Обновление нормативно – правовой базы.
2. Обновление содержания дошкольного образования.
3. Использование эффективных технологий в рамках системно – деятельностного подхода.
4. Обновление системы оценки качества.
5. Организация взаимодействия между всеми участниками проекта (структурное подразделение – школа – родители — общественность).
Результат
Обновление нормативно-правовой базы.
Создание модели выпускника ДОУ.
Введение стимулирования деятельности педагогов. Повышение квалификации педагогов СП ОДО и школы в связи с внедрением ФГОС.
3. Внедрение проекта и рефлексия (май)
1.Отработка механизма мониторинга на начало и конец учебного года
2. Проведение занятий с дошкольниками учителями и организация совместной деятельности младших школьников с воспитанников СП ОДО (по плану).
3. Обсуждение результатов мониторинга, результатов

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector