Исследовательская работа на тему «Снег полезный или вредный?»

Автор: Саяхова Фидалия Гайсеевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ д/с «Азамат»

Населенный пункт: г. Кумертау, Республика Башкортостан

Тема: Исследовательская работа на тему «Снег полезный или вредный?»

Опубликовано: 16.04.2017 15:27

Получить свидетельство      Скачать материал


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №7 «Азамат» комбинированного вида городского округа
город Кумертау Республики Башкортостан

СНЕГ ПОЛЕЗНЫЙ
ИЛИ ВРЕДНЫЙ?

Выполнила:
Дегтярева Таисия
II младшая группа
Руководитель:
Саяхова Фидалия Гайсеевна

г. Кумертау, 2017г.
СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.

1.1 «Снег вредный или полезный ?» 5
1.2. Направления в работе по организации проекта 7

ГЛАВА 2.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15
ПРИЛОЖЕНИЕ 16

ВВЕДЕНИЕ

Когда я шла в детский сад, увидела большие сугробы. Придя в детский сад спросила у Фидалии Гайсеевны: «Зачем нужен снег?». Она ответила мне: «Снег может приносить и пользу и вред, как для людей, так и для животных и растений». Я подумала, чем же снег полезен или вреден?

Актуальность проекта:

Снег играет важную роль в жизни человека и природы. Дети очень любят играть со снегом на участке. Ребята лепят снеговиков, вырезают из снега разные фигуры. Девочки готовят торты, выпекают куличики, из формочек пекут печенье. Наблюдая за детьми на прогулке, замечаю, как дети пытаются попробовать снег на вкус, облизать снег с рукавицы, не подозревая, как это опасно. Часто дети подходят к воспитателю и говорят о том, что кто-то из детей спрятался и ест снег. Конечно, детей привлекает снег своей белизной, загадочностью, сверкающим блеском, похожим на волшебство и хочется его потрогать, попробовать. 
 Детей дошкольного возраста называют «почемучками», так как познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы. Выходя с детьми на прогулку, говорим о том, что снег есть нельзя. Дети всегда спрашивают: «Почему?». Объясняю детям, что снег не только холодный, но и грязный. И опять слышу вопрос: «Почему он грязный, ведь он белый и кажется чистым?». Вот мы и решили выяснить, чистый снег или грязный. Давайте с вами побываем в роли ученых, которые все изучают, и сами ответим на интересующие нас вопросы. 
 Вид проекта: Познавательно — исследовательский. 
Участники проекта: Дети второй младшей группы, воспитатели и родители воспитанников, преподаватель изо-деятельности. 

Проблема: Все дети любят, есть снег. Взрослые в один голос твердят, что снег есть нельзя. Ну почему нельзя? 
Практическая значимость проекта: Помочь детям понять то, что дети, которые едят снег, очень часто белеют. 

Цель: Выяснить, есть ли чистый снег, который был бы безопасен для здоровья человека. 

Задачи: 
1. Формировать представления детей, о свойствах и качестве снега;
2. Выяснить полезность и вредность снега для человека, животных, растений;
3. Приобретать с детьми опыт исследовательской деятельности (провести опыты для выяснения чистоты снега) ;
4. Развивать познавательный интерес в неживой природе, желание получать новые знания, развивать любознательность, наблюдательность, фантазию;
5. Развивать у детей стремление к здоровому образу жизни. 

Гипотеза: Свежевыпавший снег чистый, белоснежный, пушистый и безопасный для здоровья человека. 

Методы исследования: 
1. Наблюдение;
2. Беседы;
3. Чтение художественной литературы;
4. Проведение опытов;
5. Игры со снегом;
6. Метод сравнения;
7. Анализ полученных результатов. 

Ожидаемые результаты:
1. Расширится кругозор детей о снеге;
2. Сформируются навыки любознательности, творческих способностей, познавательной активности;
3. Появится стремление к здоровому образу жизни. 
4. Выясним, что снег не только холодный, он грязный, в нем много микробов. 

ГЛАВА 1
1.1 «Снег вредный или полезный»

Цель: Из разных источников собрать информацию о загрязненности снега. 
Изучение детской научной литературы. 
Мы начали с того, что вспомнили, как получается снег. В энциклопедии дошкольника написано, что снег – это много-много снежинок вместе. На земле и зимой встречается много грязи и микробов, они спрятались между снежинками и их не видно. А вот снежинки, которые только что падают к нам с неба, наверняка, чистые. Нужно проверить! 
Поиск информации в интернете. 
В интернете мы посмотрели картинки, какой снег бывает грязный и какие микробы могут в нем встречаться. Собаки, кошки, мышки бегают по снегу, заражая его различными микробами. Котельные, которые отапливают дома, загрязняют снег. 
Провели беседы. 
«Снег хорошо это или плохо? », «Из чего состоит снег? », «Кто гуляет по снежку? », «Может ли снег нанести вред здоровью? »
Встреча с медсестрой. Узянбаева Гульниса Султановна, медсестра в нашем саду, рассказала очень много интересного. Попав к нам в организм, микробы сразу же начинают нас атаковать. Первым защитником нашего организма как раз и является наше горло. В горле есть «часовые» — миндалины, которые сразу же начинают бороться с вредными микробами. Это очень нелегкая борьба, поэтому горло становится красным, начинает болеть. У ребенка из-за этого даже повышается температура. 
Выяснили: Снег не только холодный, в нем еще много разных микробов и грязи.

Схема реализации проекта

Чтение стихов,
пословиц и поговорок о снеге и зиме

Чтение стихов,
пословиц и поговорок о снеге и зиме

Чтение художественной литературы о снеге и зиме

Чтение художественной литературы о снеге и зиме

Знакомство
со снегом

Знакомство
со снегом

МЫ
исследователи

МЫ
исследователи

Рассматривание
иллюстрированных картинок, фотографий о зиме

Рассматривание
иллюстрированных картинок, фотографий о зиме

1.2. Направления в работе по организации проекта

Этапы педагогического проекта

Постановка обучающей цели проекта
и осмысление его продукта

Планирование работы по подготовке
воспитанника

Прогнозирование процесса деятельности воспитанника
и ожидаемых результатов

Практическая работа по подготовке
необходимых материалов

Глава 2

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Распределение объема и содержание работы по всем направлениям проекта.

Воспитатель: Подбор фотоматериалов и иллюстраций, работа в библиотеке и Интернете, экскурсии на природу, составление конспектов непосредственно образовательной деятельности.

Музыкальный руководитель: составление конспектов непосредственно образовательной деятельности; разучивание песен о снеге.

Родители: сбор информации о снеге, её свойствах. Создание опытов и экспериментов в домашних условиях, семейные исследования.

Старший воспитатель: разработка проекта, координация деятельности всех участников проекта.

Основной этап 

Цель: проверить и доказать опытным путем, что снег грязный. 
Наблюдение за снегом на участке детского сада во время прогулки. 
Обратить внимание детей на цвет снежного покрова на участке детского сада (на дорожке, у дерева, на площадке и т. д.) . Во многих местах снег серый, хорошо видны чёрные точечки, это грязь, пыль, сажа, копоть. Это мелкие частицы дыма и газа, прилипают к снежинкам в воздухе. 
Даже внешне чистый и белый снег грязный и может нанести вред здоровью; снег более грязный в наиболее проходимых и проезжих частях города. Откуда же в воздухе столько грязи? На трубах всех заводов ставят специальные фильтры, которые задерживают дым и вредные вещества. Но часть все же попадает в воздух. А падающие снежинки ловят на своем пути все эти частички дыма и грязи. Вот почему даже свежий снег оказался грязным. 

Интеграция проекта во всех образовательных областях:

Образовательная область «Речевое развитие»

1.Чтение сказки и обсуждение Г. Остера «Петька-микроб: про Петькиного друга Ангинку».
Цель:Уточнить представления детей о том, что в мире есть микробы, которые могут вызвать болезнь. Интерес к чтению сказок, умение оценивать поступки героев, соотносить их с собственным поведением. 
2. Прослушивание сказки 
Н. Калининой «Про снежный колобок».
Цель:Закрепить знания детей о таяние снега в тепле. Умение внимательно слушать, усваивать полученную информацию, делать выводы
3.Загадывание загадок про зиму и про снег.
Цель: развивать познавательную активность, логическое мышление, память. Умение разгадывать загадки, анализировать, рассуждать, высказывать свою точку зрения. 

 
Образовательная область «Познавательное развитие»
1.Беседы: «Снег хорошо это или плохо? », «Из чего состоит снег? », «Кто гуляет по снежку? », «Может ли снег нанести вред здоровью? »
Цель: Развивать способность размышлять, выявлять причинно — следственные связи, делать выводы. Расширять знания детей о снеге, выяснить полезность и вред снега для человека, животных, растений. 
2. Рассказ медсестры, как снег влияет на здоровье человека.
Цель: воспитывать умение внимательно слушать говорящих, вступать в беседу, не перебивая товарищей, кратко и понятно излагать свои мысли.

3.Рассматривание фотографии
Цель: развивать познавательный интерес к объектам неживой природы, произвольное внимание. Способность активно воспринимать и усваивать информацию, обращаться к взрослым с вопросами познавательного характера. 
4. Серия опытов и экспериментов:
Опыт 1: Рассматривание снега через лупу. 
Опыт 2: Рассматривание снега на улице. 
Опыт 3: Наблюдение за таянием снега в теплом помещении. 
Опыт 4: Сравнивание снега и льда.
Цель: провести исследование снега: познакомить со свойствами снега (холодный, лёгкий, тает в руках, липкий) ; определить загрязнённость снега свежевыпавшего и лежавшего; подвести к пониманию, что снег опасен для здоровья человека. 
. Развивать умение рассуждать, находить экологически грамотное решение, делать умозаключения на основе самостоятельно полученных фактов. 

5. ООД: «Что мы знаем о снеге».
Цель: обобщать и систематизировать представления детей о свойстве снега; стимулировать познавательный интерес к явлениям неживой природы; развивать способности наблюдать, строить предложения, делать выводы. Умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, делать выводы. Умение внимательно слушать собеседника, ясно и точно выражать свои мысли. Умение наблюдать за красотой неживой природы. 

Вывод: Весь снег грязный, даже свежевыпавший, то есть чистого снега не бывает.
6. Наблюдение за снегом на прогулках 
- За падающим снегом;
- Рассмотреть снег, из чего состоит;
- Рассмотреть грязный снег.
Цель: Развивать познавательный интерес к неживой природе, развивать любознательность, наблюдательность. Умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, находить причинно — следственные связи, делать выводы.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Игры со снегом: рисуем на снегу, лепим куличи, делаем пирожные изо льда, лепим фигуры.
Цель: совершенствовать навыки по лепке из снега: учить создавать конструкцию, украшать, обыгрывать её, доставлять удовольствие от игры. Расширились художественно — творческие способности, сформируется игровая активность, навыки совместной деятельности. 


Образовательная область «Физическое развитие»

Подвижные игры: имитация движений «Полёт снежинки», «Снеговик», «Лыжники», «Метель», «По снежочку мы пойдем», «Вот зима, кругом бело», комплекс утренней гимнастики «Мы мороза не боимся», комплекс гимнастики после сна «Валенки».
Цель: приучать слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом. 
С помощью игровых моментов объединять детей общим действием и настроением, помочь свободно почувствовать себя в среде сверстников. С большим удовольствием участвует в подвижных играх, с желанием вступает в общение с другими детьми, быстро реагирует на сигналы, переключается с одного движения на другое. 

Заключительный этап
Результаты исследовательской работы. Опровержение гипотезы. 
В результате проведенных опытов и наблюдений мы опровергли первоначальную гипотезу, согласно которой бывает чистый снег. В ходе исследовательской работы мы убедились, что везде, где мы брали снег для опытов, обнаружены частицы грязи: песка, дыма и другое. Мы опытным путем убедились в том, что нет снега, который можно было бы съесть, не опасаясь, что можешь заболеть. Снег и лёд — грязные и непригодны для еды, но талым снегом можно поливать растения, а так же его пьют животные и птицы. Снегом можно играть и на нём можно рисовать. Если на улице захочется пить, не нужно лениться. Надо зайти в дом и попить чистой воды. А если ты увидишь, что кто-то пытается, есть снег, нужно им рассказать – чистого снега не бывает. Теперь мы это точно знаем. 


Заключение

Со снегом можно играть, лепить из него, строить фигуры, рисовать на нём, но есть снег, и сосать сосульки – вредно для здоровья человека. 
 много снега мешают машинам ездить на дорогах, огромные сосульки могут упасть с крыш. Во время сильных метелях люди могут заблудится и замерзнуть. Когда много снега плохо и животным, им тяжело найти себе пищу.
Чем же полезен снег: снег – это белое одеяло для растений. Она защищает их от мороза. Так же снегом пользуется для укрытия зайцы. Под снегом в своих берлогах спят медведи.
Таким образом снег не только вреден , но и очень полезный. Снежное одеяло спасает многих растений и животных от гибели зимой. Еще я узнала что снег нельзя кушать, потому что он грязный.

Список использованной литературы:

1. «Организация проектной деятельности в свете требований ФГОС. С. М. Никульшин, А. В. Роготнева, Л. Н. Тарасова, Томск 2012г. 
2. «Экологическая работа в ДОУ» В. Н. Чернякова, творческий центр «Сфера» 2008г. 
3. Детская энциклопедия. «Я познаю мир». – М. : ООО «Издательство АСТ», 2001. В. А. Маркин. 
4. «Энциклопедия дошкольника». М., Росмэн, 2007.
5. Кобзева Т. Г., Холодова И. А., Александрова Г. С. Организация деятельности детей на прогулке. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2011.


Приложение

Организованная Образовательная Деятельность
«Что мы знаем о снеге».
Цель: Продолжать знакомить детей с предметами окружения, их назначением.  Развитие представлений о явлениях неживой природы.
Задачи интегрируемых областей.
Образовательные: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях. Познакомить детей с физическими свойствами снега. Формировать умение заниматься экспериментальной деятельностью. Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.
Развивающие: Развивать познавательный интерес детей, творчество, умение мыслить логически. Закреплять умение подбирать прилагательные. Развивать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Воспитательные:  Воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе.
Словарная работа: снег, тает, пушистый, холодный.
Предварительная работа: игры и наблюдения на прогулке за снегом; лепка снежных комочков на прогулке; чтение стихов о снеге; разучивание стихотворения «Снег пушистый»; опыты со снегом.
Материалы и оборудование:
— большой таз со снегом; лопатки, разные формочки, одноразовые тарелки, салфетки на каждого ребенка; проектор; сундучок, конфеты «Рафаэлла».
Ход ООД.
Вводная часть.
Дети сидят на стульчиках. Заходит в группу Незнайка. Он радостный,  принес с собой снег в тазике.
Незнайка. Здравствуйте ребята! 
Дети. Здравствуйте!
Незнайка.  Я принесла для вас пушистый снег! Давайте,  мы с вами слепим комочки и поиграем в снежки.
Воспитатель. Ты что Незнайка, разве можно играть в теплом помещении в снежки?
Незнайка.  А почему бы и нет.
Воспитатель.  Ребята можно в группе кидаться снегом? Почему нельзя?
Дети. Снег тает.
Незнайка.  Ну и что тает? Пока снег не растаял,  мы успеем поиграть.
Основная часть.
Воспитатель.  Давайте ребята покажем Незнайке, что случится со снегом в теплом помещении.  Возьмите снег в ладошку, а сейчас спрячьте снег в кулачке, и посмотрите что случится?
Дети: Водичка капает.
Воспитатель.   А откуда появилась вода?
Дети: Вода появилась из снега.
Воспитатель.   А почему снег тает на ладошке?
Дети: Ладошка тёплая, а снег холодный.
Воспитатель.   Конечно, ведь снег любит холод, а рука у нас тёплая, поэтому снег начинает таять в тёплой ладошке.
Воспитатель.   Маша, скажи пожалуйста, снег какой? Василь, ладошка какая? Саша, снег что делает?  и т.д. Вопросы воспитателя, привлечь 4-5 детей.
Воспитатель.  Замёрли ваши ручки? Вытирайте  руки салфеткой.
Воспитатель.  Вот видишь НЕЗНАЙКА,  в теплом помещении снег тает, и если мы будем кидаться снегом, то везде будет мокро.
Незнайка.  Понятно. А я хотел раскидать снег и показать вам, какие красивые следы можно оставлять на снегу.
Воспитатель.  Не расстраивайся Незнайка, мы с ребятами покажем, как можно в группе оставить отпечатки на снегу. Ребята, давайте сядем за стол. Возьмите лопаткой снег и положите на тарелку. Я  приготовила вам разные формочки, а вы с помощью этих формочек, оставьте отпечатки на снегу.
Дети выполняют задание. Воспитатель помогает, спрашивает, что у них получается (рыбки, черепашки, звездочки и т.д.) Воспитатель старается добиваться полных ответов, привлекает всех детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились!
Незнайка.  Да, действительно интересно. Ребята я так люблю холодный снег, попробуйте какой он вкусный, холодный, как «мороженное». (хочет взять снег в рот)
Воспитатель.  Подожди, подожди Незнайка, ты разве не знаешь, что снег есть нельзя?
Незнайка.  Почему это нельзя?
Воспитатель.  А ты Незнайка садись с нами и посмотри  фрагмент мультфильма, и сразу все поймешь. (Просмотр фрагмента мультфильма «Лунтик – «Примерзли», где Вупсень и Пупсень ели холодный снег и сосали сосульку и у них горло заболело) Использовать проектор.
Воспитатель.  Ребята, почему Вупсень и Пупсень заболели?
Дети: (примерный ответ детей) Они ели холодный снег и сосали сосульки.
Незнайка.  Я не хочу болеть. Я больше никогда не буду есть холодный снег и вы ребята не ешьте.
Воспитатель.  Конечно же ребята знают, что снег есть нельзя, ведь он холодный и может быть грязный.
Заключение.
Незнайка.  За то, что вы помогли мне понять, что в теплом помещении нельзя играть со снегом и нельзя его есть, я покажу вам волшебство. У меня есть волшебный сундучок.  Положите сюда комочки из снега и увидите,  что из этого получится.
(дети лепят комочки и  кладут  в сундук.)
Незнайка.  Для того, чтобы волшебство случилось, необходимо рассказать сундучку стихотворение про пушистый снег. Знаете стихотворение про снег?
Воспитатель.  Конечно же знаем.
Физкультминутка:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится. (дети кружатся)
И на землю тихо
Падает, ложится. (дети приседают)
Незнайка.  Давайте откроем сундук. Посмотрите, снежные комочки превратились в кокосовые конфеты (Рафаэлла). Угощайтесь ребята, а я пойду в другой детский сад и расскажу все, чему вы меня научили. До свидание!
(Дети прощаются, садятся за стол и угощаются конфетками.)

Организованная Образовательная Деятельность
«Вредные микробы»
Цель: сформировать у детей элементарные представления о бактериях, о болезнетворных микробах, о пользе и вреде бактерий, о том, как можно защитить себя от болезнетворных микробов. 
Задачи:
Образовательные: продолжать расширять представления детей о значении для здоровья санитарно-гигиенических мероприятий; 
формировать представления о причине некоторых заболеваний;
Развивающие: совершенствовать и развивать воображение, фантазию;
дать представление о ценности здоровья. 
Воспитательные: воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки;
обогащать словарь детей;
ХОД НОД:
Воспитатель: «Ребята, а вы знаете, что у каждого человека есть постоянные соседи. Это микробы. Среди них есть полезные и вредные для человека. Их тысячи и даже миллионы. Они живут у нас не только снаружи-на коже, на волосах или под ногтями, но и внутри нас. У каждого человека во рту и в животе есть свои собственные, «домашние» микробы. Они дружат со своим человеком-хозяином и воюют с чужаками-посторонними и вредными микробами, которые пробираются в человеческий организм».
Как же это происходит? Послушайте пожалуйста историю про одного мальчика: «Пришел мальчик с прогулки, руки как следует не вымыл, сел обедать и пальцы полизал, а потом еще и ногти погрыз-вот вам и пожалуйста, вредные микробы и пробрались внутрь, а внутренние, «добрые» микробы, с ними тут же бороться принялись. И началась микробная война внутри у этого мальчика. Температура поднилась и живот заболел». Вот такая вот история. В общем болеет человек, а в этом, как вы знаете, нет ничего хорошего. 
Вос-ль: Ребята, а что нужно делать, чтобы микробы не проникли в наш организм? 
Ответы детей, дети рассуждают. 
Вос-ль: Правильно, думаете, для того чтобы вредные посторонние микробы не попадали в организм, нужно выполнять самое главное правило: старательно мыть руки с мылом! Ведь руками мы берем самые разные предметы на улице, в магазине, на речке, здороваемся с другими людьми за руку, гладим животных, и от этого множество зловредных микробов остается на наших ладошках. Но если часто и старательно мыть руки, то этим врагам путь будет закрыт-микробы как огня боятся чистой воды и мыла. 
Давайте с вами разучим стишок, который поможет нам бороться со зловредными микробами:
Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот, 
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой. 
Вос-ль: Ребята, так как же мы будем бороться с микробами? 
Ребята! Давайте вспомним, когда нужно обязательно мыть руки? 
Дети: — После прогулки;
- перед едой;
- после посещения туалета. 
А теперь вспомним, как нужно мыть руки. Вос-ль вместе с детьми проговаривают: хорошенько намылим руки, потерем ладошки со всех сторон, вымоем каждый пальчик, каждый ноготок. Смоем грязную пену и хорошенько вытерем руки. 
А тем временем помощник воспитателя включает воду. Из моечной слышится журчание воды. 
Вос-ль: Ребята, что слышите? (вода льется, журчит, течет, бежит) 
А давайте покажем язычком, как вода льется (с-с-с) .
Водичка вас услышала и приглашает вас помыть руки. 
Дети проходят к раковинам, моют руки.

Загадки про снег
Вился, вился белый рой,
Пал на землю — стал горой.
(Снег)
Он тучей чёрной был сначала, 
Он белым пухом лёг на лес. 
Покрыл всю землю одеялом, 
А по весне совсем исчез. 
(Снег)
С неба падают пушинки,
Крутят-вертят хоровод.
Побелели все тропинки,
Скоро праздник — Новый год.
Белый пух кружит привычно,
Знает всякий человек, 
Что под Новый год обычно
Падает на землю…
(Снег)
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
(Снег)
Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым,
Всё, что видит на пути.
(Снег)
Дождь и слякоть, 
Грязь и ветер, 
Осень, ты за всё в ответе! 
Мёрзнет бедный человек, 
Выпал первый белый… 
(Снег)
Словно перышки Жар-птицы, 
Весь сверкает и искрится, 
Запорошил весь лужок, 
Зимний беленький… 
(Снежок)
Бел, как мел, да не сахар,
Ног нет, а идёт.
(Снег) 
Пушистый ковёр -
Не руками ткан,
Не шелками шит,
При солнце да месяце
Серебром блестит.
(Снег)
Вился, вился белый рой,
Пал на землю — стал горой.
(Снег)
Скатерть бела -
 Да всё поле одела. 
 (Снег)
Зимой греет,
Весной тлеет. 
Весной умирает,
Осенью оживает. 
(Снег)
Бело покрывало на земле лежало,
Лето пришло — оно все сошло.
 (Снег)
Выгляну в оконце,
Там лежит суконце.
Хоть всю зиму там лежит,
Но весною убежит.
(Снег)
Едут сани по дороге, 
Вьется ниточкой стежок. 
От полозьев след остался, 
Запорошил след… 
(Снежок)
У него и красок нет, 
но всё красит в белый цвет.
(Снег)
С неба падают зимою
И кружатся над землей
Легкие пушинки,
Белые…
(Снежинки)
Зимой — звезда,
Весной — вода.
(Снежинка) 

Пословицы, поговорки, приметы о снеге и метели
Где зима без снега — там и лето без хлеба. 
Больше снега на полях — больше хлеба в закромах. 
И снег на зонте будет легок, если подумаешь о том, что это твой снег.
Много снегу — много хлеба, много воды — много травы.
Где снег, там и след: не было снегу, не было и следу. 
Будет снег глубок — будет и год хорош. 
И зимою б съел грибок, да уж очень снег глубок.
Не первый снег на голову. 
Коль за дело сумеешь взяться — и снег загорится, а коль не сумеешь, то и масло не вспыхнет.
Больше снега на полях — больше хлеба в закромах. 
Не то снег, что метет, а то, что сверху идет. 
Задержишь снег на полях зимой — будешь с хлебами осенью.
Много снегу — много хлеба, много воды — много травы. 
Снега надует-хлеба прибудет, вода разольется — сена наберется. 
Пусть снег холодный, а от стужи укрывает.
Как ни мойся, а белее снега не будешь.
Белый снег на черную землю, и то к лицу.
Вьюги и метели под февраль налетели.
У врагов шинели не по нашей метели.
Январю-батюшке — морозы, февралю — метели.

Стихотворение про снег

Т. Второва
Снег бывает разный:
Чистый, невесомый,
Снег бывает грязный –
Липкий и тяжёлый.
Снег летит пушистый,
Мягкий и приятный,
Снег бывает рыхлый,
Снег бывает ватный.


Снег такой колючий,
Как хвоя у ёлки,
На морозе жгучий,
Как укусы пчёлки.
Снег тепла боится,
На морозе в скрип,
Снег сухой искрится,
Мокрый к нам прилип! 
И. Александрова

Размышлял на небе снег:
»Стоит выпасть или нет?
Может, лучше подождать
И совсем не выпадать?»
(Снег немного был лентяй).
»Подожду, наступит май,
И услышу наконец,
Как в саду поёт скворец!» 
О. Кисилева

На земле повсюду снег,
Снег лежит на крыше.
Может, сделаем пробег?
Надевайте лыжи!
Можно валенки обуть,
В снег глубокий чтобы
Было весело шагнуть –
Не страшны сугробы!
И.Шевчук


Шапки с неба!
Шапки с неба!
Вяжет шапки нам зима.
Шапки снега!
Шапки снега
Нахлобучили дома.
Ай, да шапки!
Точно в пору -
Ни малы, не велики!
Вот – высокому забору.
Вот  — пенечкам у реки.
Шапки всех фасонов сразу
Так и сыплются с небес.
Вам с помпоном или без? 
В.Степанов 

Полночный снег, 
Он не спешит. 
Он медленно идет, 
Но знает снег, 
Что все равно 
Он где-то упадет.
И чем он медленней шагал,
Чем осторожней был,
Тем мягче в темноту упал
И нас — не разбудил.
Н. Волкова

Зимой превращаются в море поля.
Плывём по сугробам. Но где же земля?
Раскинулось море безбрежное,
Волнистое и белоснежное.
Но вот показалась земли полоса,
И крыш черепичных видны паруса,
И снежные волны врезаются в борт.
Мы поле проплыли и прибыли в порт.
В. Полторацкий

Здесь зима в снежки играла,
Много снега накидала,
Нет совсем теперь пути,
Ни проехать, ни пройти!
В снежной пуховой постели
Тонут сосны, тонут ели…
Всем в снегу теплее стало,
Снег для всех как одеяло!
В. Шишков

Снегопад

Шёл он день
И ночь подряд.
Шёл он полем,
Шёл он лесом,
Заглянул и под навесы,
Пухом лёг он
На дома,
И мы поняли :
Зима. 
М. Придворов

Если всё вокруг в снегу,
Если снега горы,
Я валяться в нём могу
Или вырыть нору.
Проползти могу ползком,
Пробежать с подскоком,
Превратиться в снежный ком
И катиться боком.
А когда приду домой
Где-нибудь под вечер,
Мама скажет: — Боже мой!
Снежный человечек!
В.Берестов 

День настал. 
И вдруг стемнело. 
Свет зажгли, глядим в окно. 
Снег ложится белый-белый… 
Отчего же так темно?
А.Гунали

Утром глянул я чуть свет:
Двор по-зимнему одет.
Распахнул я настежь двери,
В сад гляжу, глазам не верю.
Эй! Смотрите, чудеса -
Опустились небеса!
Было облако над нами,
Оказалось под ногами!
С. Островский

Слепить из снега можно ком.
Сложить из комьев можно дом.
И печь отличную сложить,
И будет нам она служить.
Огонь не нужен той печи,
Чтоб печь из снега калачи.
С. Устабеков

Я гляжу в моё окно,
В нём февральское кино:
Убирает папа снег,
Как машина-человек.
Рядом мама лепит лис,
Зайцев, мишек – вот сюрприз!
Что ж, пойду ей помогу,
Поиграю час в снегу!
Н. Боровков

Наш дом запорошен
Почти до окошек,
А чёрное небо,
Сегодня в горошек.
Сто тысяч горошин.
Нет, сто миллионов
Сгребают с крылечек,
Сгребают с балконов.
И только горячих ладошек
Боится небесный горошек. 

В. Ткачёва

Наконец-то выпал снег,
Он пушистый, белый!
В парке — сотня человек,
Всем нашёл он дело:
Кто на лыжах побежал
Средь берёз и елей;
Кто-то шею в плечи вжал,
Было чтоб теплее;
Кто-то лепит снежных баб,
Кто-то снежный замок.
Кто ворчит, а кто-то рад:
- Ах, какой подарок!

С.Маршак 

Открываем календарь — 
Начинается январь. 
В январе, в январе 
Много снега на дворе. 
Снег на крыше, на крылечке. 
Солнце в небе голубом. 
В нашем доме топят печки. 
В небо дым идет столбом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector