Исследовательская работа по краеведению.

Автор: Банкова Наталья Александровна

Должность: Старший воспитатель

Учреждение: МАДОУ «Детский сад № 4 «Алёнка» комбинированного вида

Населенный пункт: г. Звенигород, Московская область

Тема: Исследовательская работа по краеведению.

Опубликовано: 21.04.2017 10:46

Получить свидетельство      Скачать материал


Исследовательская работа по краеведению
«С чего начинается Родина?»
Реализации данной дополнительной образовательной программы «С чего начинается Родина?» участвуют дети старших и подготовительных групп, она рассчитана на 2 года.
Курс краеведения «С чего начинается Родина?» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у дошкольников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину. Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашего детского сада – воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с родным селом Ершово.
Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.
Новизна и теоретическая значимость образовательной программы «С чего начинается Родина?» заключается:
• в уточнении структуры и содержания краеведческой культуры применительно к дошкольному возрасту;
• в определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры дошкольника;
• в создании системы формирования краеведческой культуры у дошкольников.
Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости: вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность; реализация индивидуального подхода; формирование и апробация блока диагностических методик, позволяющих управлять процессом становления краеведческой культуры дошкольников.
Основные организационные формы:
• непосредственно-образовательная деятельность;
• в свободной деятельности;
• целевые прогулки по селу Ершово;
• экскурсии с различной тематикой о селе;
• праздники, развлечения;
• тематические выставки;
• тестирование по нравственно- патриотическим способностям детей;
• встречи с участниками исторических событий, людьми искусства;
• работа в мини-музеи детского сада «Русская изба».
Методы и приемы:
• диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей;
• игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;
• проблемные ситуации;
• проектирование;
• конкурсы, викторины;
• экспериментирование;
• коллективно-творческие дела;
• наблюдения;
• целевые прогулки и экскурсии;
• рассматривание картин, иллюстраций.
Цель и задачи данной образовательной программы
Цель:
Формирование у воспитанников МДОУ детского сада №61 общеразвивающего вида целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры общения.
В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи программы:
Обучающие:
• Развивать познавательный интерес к изучению родного села Ершово, Одинцовского района.
• Формировать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.
• Способствовать социализации воспитанников.
• Обогатить знания дошкольников о городе Москве, его истории, достопримечательностях, богатствах города, людях-тружениках.
Развивающие:
• Развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу.
• Прививать навыки познавательной творческой деятельности.
• Развивать творческие способности детей.
• Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства села, области в целом.
Воспитательные:
• Формировать активную жизненную позицию через изучение природы родного края.
• Прививать навыки здорового образа жизни.
• Воспитывать уважение к труду населения.
• Усилить роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей.
Ожидаемый результат:
Дошкольники будут знать:
• Особенности природы родного села (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, полезные ископаемые, охраняемые растения.
• Наиболее важные исторические события истории родного села.
• Символику города, района и села.
• Писателей и поэтов села Ершово их творчество.
• Национальный состав, обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта, элементы народного творчества.
Дошкольники будут уметь:
• Вести самостоятельные наблюдения в природе.
• Узнавать изученные растения и животных.
• Работать с элементами народного творчества.
• Применять игры разных народов для организации собственного досуга.
• Применять полученных знаний о Москве в добрых делах и поступках на благо родного города.
• Творчески мыслить и рассуждать.
Механизм отслеживания результатов:
- анализ детской деятельности (рассказы о селе, творческие работы, детские проекты, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры);
— наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ и общественных местах);
— анкетирование родителей.
Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой культуры будет осуществляться через блок диагностических методик.
Уровни усвоения программы
Низкий
Объем представлений о растениях и животных родного края незначителен. Ребенок знает некоторые признаки внешнего строения, яркие особенности поведения движения, отдельные части растений. Интерес к природе не постоянен, эмоциональные реакции в общении с ней слабо развиты. Знает домашний адрес. Умеет ориентироваться в помещении детского сада и на территории детского сада.
Средний
Ребенок узнает и называет несколько растений, некоторых животных, опираясь на отдельные признаки. Интерес и желание ухаживать за растениями и животными не устойчивы. Имеет представление о природных богатствах недр края. Знает, что такое Красная книга; какие растения и животные занесены в нее. Знает понятие «улица» «город», знает название прилегающих к детскому саду улиц. Знаком с достопримечательностями города Москвы.
Высокий
Ребенок знает достаточно большое количество растений и животных, их характерные признаки. Правильно определяет их принадлежность к живым существам на основании выделения у конкретных объектов признаков живого. Проявляет интерес к особенностям их жизни, радость от общения, сочувствие попавшим в беду. Знаком с проблемой загрязнения окружающей среды. Знает свой полный адрес, памятные места и историю города Москвы. Знает о городах края, их достопримечательностях, символике. Знает обычаи, традиции русского народа, других народов.
Основное содержание программы
Работая по данной программе, будет более эффективной при создании в группе предметно-пространственной среды, которая включает в себя:
- Уголок «Моё село Ершово», в котором дети могут заниматься разными видами деятельности – смотреть, и читать книги о селе современном и старинном; решать познавательные задачи о селе; путешествовать по селу (карта);
-Уголок «Моя семья», где дети могут не только показать свои семейные фотографии, но и составить семейное дерево; или наоборот уединится одному, рассматривая фото;
— Центр Экологии и экспериментирования, где собраны коллекции полезных ископаемых, гербарии, макеты природных зон, растения и животные; Здесь дети проводят опыты, ведут наблюдения, изучают свойства предметов и материалов и утверждаются в своих предположениях.
Содержание разделов
1. Растения родного села. Растения луга, леса, водоёмов. Лекарственные растения. Растения, которые надо охранять. Съедобные и несъедобные грибы. Практические занятия. Экскурсии в рощу, на водоём. Сбор гербария, осенних листьев, ягод, плодов. Посадка цветов, кустарников на территории детского сада.
2. Животные родного края. Животные луга, леса, водоёма. Редкие животные своего края. Практические занятия. Экскурсии. Наблюдения за жизнью животных.
3. Полезные ископаемые района. Добыча каменного угля. Практические занятия. Работа с образцами полезных ископаемых. Экскурсия в краеведческий музей.
4. Воды Одинцовского района и Московской области. Знакомство с основными реками, озёрами своей местности. Значение рек, водоёмов в жизни людей. Практические занятия Экскурсии на водоёмы, определение скорости течения.
5. Карта. Ориентирование на местности с картой. Условные знаки карт. Знакомство с картой своего села, города. Практические занятия. Путешествия по карте.
6. Охрана природы. Правила поведения в природе. Практические занятия. Посадка растений, изготовление кормушек, скворечников, уборка мусора. Проведения экологических акций.
7. Прошлое своего края. Моя родословная, история моей семьи. Знакомство с историей села Ершово, Одинцовского района. Памятники. Чтение книг по истории своего села, района.
8. Народы населяющие территорию России и Московскую область. Знакомство с национальностями, проживающими на территории России, знакомство с обычаями, обрядами, народными играми, музыкой, танцами. Фольклор. Практические занятия. Народные праздники. Чтение легенд, сказок, разучивание народных песен.
9. Искусство. Культура. Знакомство с художниками, композиторами, писателями, поэтами родного села и города Москва. Практические занятия. Посещение выставок, встречи с интересными людьми города, чтение произведений.
Планирование
Первый год (старшая группа)
1. «Моя семья – моя радость» Беседа с творческим заданием.
2. Моё замечательное село (просмотр фильма)
3. «В гостях у предков» сказочный марафон
4. «Осень в родном городе Москва» Экскурсия
5. «Мы все такие разные» Конкурс рисунков.
6. «Уважения достойны» Беседа о пожилых людях.
7. «Рождение города» (фотографии старого и нового города) сотрудничество с музеем
8. Знакомство с картой – схемой «Наш – город»
9. «История города в названиях улиц» презентация исследовательских семейных проектов
10. «Достопримечательности города», «Памятные места города» Экскурсии
11. «Природа вокруг нас»
12. «Как растения дают нам кислород» (опыты, эксперименты)
13. «Сад на окошке» Акция.
14. «Символика города (герб, флаг, гимн)» Игра
15. Составление кроссвордов о животных, растениях края: «Что это? Кто это?».
16. Конкурс «Герб моей семьи»
17. «Кому нужна моя помощь?» Разведка добрых дел.
18. «Памятники города» (экскурсия по городу)
19. «Они служили в Армии» Встреча с родственниками детей
20. «Вам, защитники Отечества!» Акция.
21. «Реки Москвы» Путешествие по карте.
22. «Кто живет с нами рядом» знакомство с народами.
23. Встреча с местными поэтами и писателями.
24. «Традиции нашего народа» праздники, развлечения.
25. «Зеленые ладошки земли» Десант чистоты и порядка в детском саду.
26. «Люблю тебя, мой родной город». Музыкальный час.
27. Творческая деятельность «Пусть цветы радуют глаз»
28. «Наш город Москва» путешествие по страницам журнала.
29. «С чего начинается Родина?» КВН
Второй год (подготовительная группа)
1. «По каким правилам мы живем» Игра.
2. «Мои права и обязанности» Беседа.
3. Как живут наши друзья (целевая прогулка по территории детского сада, условия для жизни растений)
4. «Город, в котором я живу» Конкурс рисунков.
5. «История нашего края» Беседа с презентацией.
6. «Что значит быть хорошим сыном и дочерью» Беседа.
7. «Почему меня так назвали» Презентация детских проектов.
8. «Кто живет в лесах Московской области»- виртуальная экскурсия по лесам.
9. «Животные – рекордсмены» Просмотр видеофильма.
10. «Спешите творить добро!» Ситуативный практикум.
11. «Дорогая моя столица» Заочное путешествие по городу Москва.
12. «Города и села Одинцовского района на карте» исследовательская деятельность.
13. «Из истории края» рассказы детей, подготовленные с родителями.
14. Музыкально – литературная гостиная «Песни и стихи для тебя Москва».
15. «Макет города» (изготовление).
16. «Богатыри земли Русской» Занятие – вернисаж.
17. «Флаги и гербы» Беседа с творческим заданием.
18. «Мой папа – мастер на все руки» Презентация семейных творческих работ.
19. Д/и «Растения нашего леса» составление альбома.
20. «Полезные богатства края» -экспериментирование.
21. Экскурсия «Аллея славы героев».
22. «Животные нашего леса» изготовление макетов природных зон.
23. Животные из Красной книги. Просмотр видеофильма.
24. Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края.
25. «День птиц» Викторина.
26. Встреча с ветеранами –ершовцами.
27. «Там, где погиб неизвестный солдат» Выставка рисунков.
28. «Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь» Фестиваль творчества.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector