Статья: «Формирование осознанного отношения к своему здоровью у детей старшего дошкольного возраста».

Автор: Вернигорова Ольга Алексеевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МК ДОУ Елизаветовский д/сад

Населенный пункт: с. Елизаветовка, Воронежская область

Тема: Статья: «Формирование осознанного отношения к своему здоровью у детей старшего дошкольного возраста».

Опубликовано: 25.04.2017 20:34

Получить свидетельство      Скачать материал


Формирование осознанного отношения к своему здоровью у детей старшего
дошкольного возраста
Вернигорова Ольга Алексеевна,
Воспитатель,
МК ДОУ Елизаветовский д/сад
В последние годы наблюдается большой интерес к проблеме здоровья человека, что подтверждается исследованиями ведущих ученых России и мира (И.А. Аршавский, Н.Г. Веселов, М.Я. Виленский, Н.П. Дубинин и др.).
Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей. Так как данные физического состояния детей свидетельствуют, что здоровье нашего подрастающего поколения далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМИ, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в пять раз и составляет лишь 10% среди детей, поступающих в школу. За последние годы состояние здоровья дошкольников ухудшается.
В тоже время, дошкольный возраст относится к так называемым «критическим» периодам в жизни ребенка, решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровый образ жизни. Формирование привычек здорового образа жизни происходит на всем периоде дошкольного детства.
Для дошкольников ведущей деятельностью является игра, поэтому в комплексную систему обучения детей включены игры и упражнения на формирование привычек здорового образа жизни.
Дошкольное образовательное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью.
Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека начительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Поэтому в работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: трудное надо сделать привычным, а привычное — легким и приятным.

Работу по формированию сознательного отношения к своему здоровью можно условно разделить на 3 этапа:
1 этап: уточняем, закрепляем и обогащаем знания детей об организме человека, полученные ранее. Система НОД и использование других форм работы на данном этапеспособствуют усвоению полученных знаний.
2 этап: вводим понятие «здоровья», как одну из главных ценностей жизни, формируем осознанность по отношению к своему здоровью, устанавливаем причинно-следственные связи между заботой о своем организме и состоянием здоровья;
На данном этапе важно подвести детей к мысли, что органы необходимо развивать и укреплять определенными средствами: для опорно-двигательного аппарата и сердца необходимы ежедневные физические упражнения, для органов дыхания ежедневные прогулки на свежем воздухе и упражнения на развитие дыхания и т.д.; доступно обосновать необходимость гигиенических правил, основываясь на элементарных анатомо-физиологических знаниях старших дошкольников о своем организме.
3 этап: активизируем практическую деятельность детей, опираясь на полученные знания и умения.
Задачи 3 этапа:
• Формировать у детей умение сознательно вырабатывать полезные привычки
правильного поведения.
• Развивать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в
повседневной жизни.
• Развивать интеллектуальные способности по переносу знаний на конкретные
ситуации в жизни человека.
• Воспитывать желание самостоятельно проводить спортивные игры и физические
• упражнения со сверстниками.
• Побуждать детей делиться своими знаниями с другими людьми
Алгоритм проделываемой работы позволит детям формировать основы здорового образа жизни и применять свои знания и умения в самостоятельной практической деятельности.
Для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др. ), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни.
Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

Использованная литература:
1. Авдеева Н.Н, Князева Н.Л., Стеркина Р.Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам
безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.:
«ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2002.
2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И.
Бабаева, Н.А. Ноткина и др. – СПб.: Детство-Пресс,2002.
3. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные занятия для детей
подготовительной группы детского сада. – М: ТЦ Сфера, 2004.
4. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М: ТЦ Сфера, 2005.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector