Кто живёт в воде?

Автор: Тушкова Лариса Вячеславовна

Должность: Воспитатель

Учреждение: Детский сад № 214 ОАО «РЖД»

Населенный пункт: г. Черемхово, Иркутская область

Тема: Кто живёт в воде?

Опубликовано: 27.04.2017 14:34

Получить свидетельство      Скачать материал


Конспект занятия по экологии в старшей группе «Кто живёт в воде?»
Тушкова Лариса Вячеславовна,
воспитатель, 1-я квалификационная категория,
Детский сад № 214 ОАО «РЖД»
Иркутская область г. Черемхово.
Задачи: 
Расширить знания детей о реке, и их обитателях.  Закрепить представления  о рыбах, их типичном строении – форма тела, плавники, хвост и т.д., назначении частей тела.  Закрепить понятие: хищные рыбы, речные рыбы. Развивать зрительную память, образное и логическое мышление. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, формировать основы экологического сознания, понимания того, что жизни рыбам и другим обитателям для жизни нужна чистая вода.
Ход:
Организационный момент «Вопрос – ответ»
-Какие виды водоемов вы знаете?
-Для чего рыбкам плавники и хвост ?
-Как мы зовем того ,кто ловит рыбку?
-Если рыбку поймали в реке, какая это рыбка?
-Как называются рыбки, которые водятся в аквариуме?
-Что есть у любой рыбки?
-У реки их два: правы и левый, что это? (берега)
-Назовите сказочных рыб, героинь сказок, которые умели творить чудеса?
Воспитатель: Почему так говорят: « Как рыба в воде?»
(Вода – это дом для рыб, как для человека — земля. Рыбы хорошо ориентируются в воде, плавают, дышат, питаются)
— А каких еще речных обитателей вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель выставляет иллюстрации речных обитателей. (дети рассказывают)
(Ерш – чем-то напоминает ежа – такой же колючий, и очень живуч. Бросишь его на лед – он замерзнет, а оттает в тепле и поплывет.
Рак – он ползает по дну и умеет пятиться назад, ест то, что попадает, прячется в норы и под коряги.
Карась – может жить в стоячей воде, ест все подряд. Когда-то давным-давно на востоке карасей держали в вазах с водой, для украшения дома.
Сом – тоже хищник и он способен заглотнуть добычу, иногда мало уступающую ему по объему и весу (однако это ему удается крайне редко, чаще всего пищей служат мелкая придонная рыбешка, моллюски и раки). Крупный сом способен засасывать добычу на расстоянии более метра, втягивая ее вместе с потоком воды. В этом он отдаленно напоминает кита.
Щука – ее прозвали речным волком. Она нападает как на маленьких рыбешек так и на крупных. Если щука голодна она может напасть и утащить на дно гусенка или утенка.
Но самое главное, что щуку называют речным санитаром. Почему? ( ответы детей)
Щука нападает на больных рыб и тем самым она очищает водоемы, и не дает распространяться болезням).
Воспитатель: А сейчас немного поиграем.
Словесная игра :«Третий лишний?» (выставляются иллюстрации), дети должны определить, что здесь лишнее:
*Акула, ерш, тюлень;
*Рак, кит, морж
*Каракатица, осьминог, карась
*Медуза, кальмар, щука.
*Касатка, сом, скат.
Воспитатель: Чем все рыбы похожи? (есть плавники, голова, глаза, хвост) Дети, все рыбы очень интересны и уникальны, но какой же одинаковый признак есть у всех рыб, что их объединяет?(они живут в воде, тело покрыто чешуей, есть жабры) -А кто знает, дышит ли рыба в воде? Чем она дышит? (ответы детей)
-Сейчас мы проведем опыт; в сосуд с водой положим кусочек пластилина. что вы заметили? (на пластилине пузырьки)
-Что это за пузырьки? правильно, пузырьки это воздух. Значит, в воде есть воздух, и рыбы им дышат.
В народе говорят « В декабре зима стелет холсты, а мороз наводит мосты».
Как вы понимаете выражения: «Стелет холсты» (все кругом укрывает снегом). «Наводит мосты» ( вода в реках замерзает, реки покрываются льдом).
Иногда лед бывает очень толстый — не только ходить, даже ездить можно по нему.
Вот тогда – то рыбам несдобровать! Как вы думаете, хорошо им живётся подо льдом? (рассуждения и высказывания детей).
Предложить закрыть нос и не дышать. Легко ли вам без воздуха? И рыбам порой его так не хватает.
Из-за толстого слоя льда, нет доступа воздуха к воде.
Рыбы хоть и подплывают к поверхности воды, но мало толка, только об лёд бьются, а воздуха вдохнуть не могут.
— Вот и пошла отсюда поговорка « Бьётся, как рыба об лёд»
( Человек старается, хочет что – то сделать, а у него не получается).
— Как же мы с вами, люди, можем помочь рыбам? Чтобы они не задохнулись и не погибли зимой? (Прорубить окошки-лунки, проруби!)
— Чем же можно прорубить лунки? (при помощи лома, ледоруба, бура, различных рыбацких приспособлений)
-Воздух будет поступать к воде, смешиваться с ней и это спасет рыб.
-А сейчас мы все превратимся в рыбок!
Физкультминутка «Рыбки»
Наши рыбки в речке пляшут,
Они весело резвятся в чистой, тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся, то зароются в песке,
То помашут плавником, то закружатся кругами.
Игра «Закончи предложение».
1. Хвостом виляет зубаста, а не лает (щука)
2. На дне, зарывшимся в ил и грязь, от щуки прячется (карась)
3. Не человек, не зверь, а с усами. (сом)
4. Сидят рыбаки, стерегут поплавки. Рыбак Корней поймал трех. (окуней)

Недалеко от нас находится река Белая. Она нас и угощает и спасает от летнего зноя, помогает быть здоровыми, радует и веселит в любое время года.
-А мы порой относимся к реке и её обитателям небрежно. Не соблюдаем «правила этикета».
-Как же мы с вами должны поступать, чтобы сохранить красоту и богатство наших рек, рыбье царство и всех обитателей?
Дети берут расположенные на фланелеграфе экологические запрещающие знаки, нарисованные совместно с родителями, демонстрируют и рассказывают о их содержании и назначении :
(не засорять реки — не бросать мусор, не мыть на берегу, в реке транспорт, не ловить мальков и головастиков. Если увидишь живую рыбку на берегу, помоги ей добраться до воды в свой домик).
Итог: — О ком мы сегодня говорили? Зачем нужна рыба? Надо ли беречь рыб и почему?

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector