Экскурсия в мини-музей и творческий мастер-класс «Сказочная гжель».

Автор: Шлык Марина Владимировна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №3 «Ромашка»

Населенный пункт: г. Реутов, Московская область

Тема: Экскурсия в мини-музей и творческий мастер-класс «Сказочная гжель».

Опубликовано: 28.04.2017 15:33

Получить свидетельство      Скачать материал


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №3 «Ромашка»

Экскурсия в мини-музей
и
творческий мастер-класс
«Сказочная гжель»

Подготовила и провела воспитатель
первой кв. категории
Шлык М.В.

г. Реутов
2017 г.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Возрастная группа: 6-7 лет

Задачи:

Образовательные:
— Познакомить детей с декоративно — прикладным   искусством «Гжель», способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии.
— Формировать практические умения и навыки рисования с образца.
— Совершенствовать навыки работы с красками, с кистями.

Развивающие:
— Развивать произвольное внимание;
— Развивать диалогическую речь, способность самостоятельно задавать интересующий вопрос.
— Развивать эмоционально-положительное отношение к искусству.
— Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.
Воспитательные:
— Воспитывать у детей любовь к родному Подмосковью, к искусству гжельских мастеров.
— Развивать усидчивость, внимание.

Предварительная работа:
— Развлечение для детей «Гжель в загадках и стихах».
— Просмотр фильма о подмосковном городке Гжель и его мастерах.
— Организация в группе мини-музея «Сказочная гжель».
Материал и оборудование:
— силуэты посуды из бумаги
— гуашь: синяя, белая
— кисти
— палитра
— баночки для воды
— салфетки, клеенки
— предметы декоративно-прикладного  искусства «Гжель» (тарелки, солонки, чашки, чайники и т.д.)
— открытки, репродукции
— альбом  «Гжель»
— куклы в платьях с гжельскими узорами
— запись русских народных мелодий
— «осколки» посуды с узорами Гжель
Ход работы
Мотивационно — ориентировочный
Воспитатель: Ребята, сегодня я хотела принести вам красивый сервиз, да вот беда он упал и разбился. А как вы думаете, почему сервиз разбился?
Ответы детей
Воспитатель: Из чего же он был сделан?
Ответы детей
Воспитатель: Могла ли разбиться посуда из дерева?  
Ответы детей
Воспитатель: — Конечно,  нет, только бы роспись пострадала.
Воспитатель: — А из  металла?
Ответы детей
Воспитатель: — А пластиковая посуда?
Ответы детей
Воспитатель: А стеклянная посуда может разбиться?
Ответы детей
Воспитатель: — Верно, стеклянная посуда разбиться может.
— Только моя посуда была не прозрачная и гораздо тяжелее стеклянной. Мне ещё известно, что посуду изготовили из глины.
Воспитатель: Из чего же она была изготовлена, как вы думаете?
Ответы детей (из фарфора)
Воспитатель: Верно! Мой сервиз был из фарфора.

Мотивационно-ориентировочный этап

Но от моего сервиза одни осколочки остались (показать «разбитую» посуду). Ребята, а вы мне поможете нарисовать новый сервиз.
Предполагаемый ответ детей – Да!
Воспитатель: Но это был необычный фарфоровый сервиз, а расписанный подмосковными мастерами из городка Гжель.
Я расскажу вам не сказку, а быль. Приглашаю вас в музей. Сегодня я буду вашим экскурсоводом. Я буду вам рассказывать, а вы можете брать любой экспонат из музея и рассматривать.
— Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.
Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.
Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.
Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.
Стали дальше думу думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?
Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.
Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо — сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
-Есть в России такое местечко,
Где белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней:
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель
-И есть старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
— Русский живописец Б. М. Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут “колдовскими синими цветами”. И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне – исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным.
-Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса!..
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Л. Куликова.
— Пожалуй, самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда,   написанная  тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности.
-Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера.
И сине-белые бутоны
Прекрасны   нынче,  как вчера!
Л. Куликова.
— Используются  завитки,   дуги,  сеточки,  полосочки,  травинки, точки  (работа с кистью).
— Часто изображают сказочных животных и птиц. На больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж.
— Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе ее название – Гжель.
— Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от  светлого  к темному.
Воспитатель:
—  А сейчас мы с вами тоже побываем в сказке и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами. Но сначала мы немножко отдохнём.
Динамическая пауза: «Посуда»
Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе) Очень важный, как начальник. ( вторая изогнута, как носик.)
Вот фарфоровые чашки, (приседать, одна рука на поясе.)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться, рисуя руками круг.)
Только стукни — разобьются.
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос –
Он посуду нам принес (сделать большой круг).
Практическая деятельность
— Есть у меня набор гжельских чайников (силуэт чайника из плотной бумаги), но только они белые, не раскрашенные. Надо их расписать. А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.
Сначала окунаем кисть в синюю краску и рисуем лепесток цветка, нанося краску, круговым движением. Рядом еще лепесток, и еще. Затем белой краской тонкой кистью рисуем 1-2 листочка вокруг цветка. Вот таким образом получается гжельский узор.
В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Дети демонстрируют свои работы. В конце занятия устраивается выставка расписных чайников. Воспитатель не забывает похвалить каждого ребёнка, отметить в посуде то, что лучше всего удалось.

Рефлексивно-оценочный этап
Воспитатель: Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут! Вам понравилась наша экскурсия в мини-музей «Сказочная Гжель»? Вы хотите больше узнать о подмосковных мастерах и их работах? Тогда вместе с родителями решите, в какой музей мы отправимся в следующий раз.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector