Воспитание детей искусством хореографии.

Автор: Справникова Евгения Николаевна

Должность: Педагог-организатор

Учреждение: МДОУ «Детский сад «Медвежонок»

Населенный пункт: г. Надым, ЯНАО, Тюменская область

Тема: Воспитание детей искусством хореографии.

Опубликовано: 29.04.2017 19:02

Получить свидетельство      Скачать материал


«Воспитание детей искусством хореографии»
Методические рекомендации для педагогов
МДОУ «Детский сад «Медвежонок» г. Надыма»,
педагог-организатор Справникова Е.Н.
Воспитательная работа в художественном коллективе — процесс сложный, многогранный. Он связан с реализацией обширной программы организационно-педагогических и художественно-исполнительских мер. Каждое направление в практике педагога-руководителя имеет свою внутреннюю логику, свои закономерности и принципы реализации. Без их познания, критического анализа невозможна достаточно эффективная организация не только художественно-творческой, учебной, образовательно-репетиционной деятельности, но и обеспечение педагогического процесса в целом.
Хореографический коллектив в определенном смысле и в определенных условиях способствует разрешению возникающих проблем у детей:
-воспитывает ответственность (необходимая черта в характере маленького человека, так как безответственное отношение одних порой раздражает и расслабляет других);
— снимает отрицательные факторы (закомплексованность в движении, в походке, поведении в обществе.);
— убирает тенденцию «исключительности» некоторых детей (это отрицательно влияет на весь коллектив);
— бережет ребенка от нездорового соперничества, «звездной болезни», что является важной задачей в воспитании детей.
Преподаватель должен научить детей способности сопереживать чужой беде, умению защищать, возможно, вопреки всему коллективу. Выразить свою точку зрения, отстоять ее ребенок учится в коллективе.
Педагог активно воспитывает в них порядочность, долг и честь в человеческих отношениях, независимо от изменений их суждений и позиций.
В творческой деятельности заложены огромные возможности воспитательного характера. Воспитывает все, что связано с участием детей в коллективе:
— художественный педагогический уровень репертуара;
— планомерные и систематические учебные занятия;
— взаимоотношения с педагогом, окружающим миром;
-посещения спектаклей, концертов, художественных выставок;
-лекции на этические темы формируют маленького человека, развивают в нем чувство прекрасного.
Проводится эта работа постоянно и опирается на систему различных форм, методов и средств. Преподаватель использует для этого либо специально организованное внеурочное время, либо непосредственно учебные занятия.
Формы можно условно разделить на основные, дополнительные и формы художественно-эстетического самообразования.
К основным формам относятся: просмотр балетных спектаклей, прослушивание музыки, знакомство с творчеством мастеров хореографии. Такой работой можно охватить весь коллектив во время занятий, репетиций. Дополнительные формы включают: коллективные или индивидуальные посещения спектаклей, фильмов, развлечений, но их проведение организуется в свободное и удобное для детей время.
К формам художественно-эстетического самообразования относятся: самостоятельное изучение вопросов теории музыки, балета, чтение книг по хореографии и другим видам искусства с определенной целевой установкой на расширение своих знаний в области хореографии.
Методы можно разделить на словесные, практические, наглядные.
Словесные методы основываются на объяснении, беседе, рассказе. Практические — на обучении навыкам хореографии.
Важным методом воздействия на детей является наглядный метод. Исполнительское мастерство педагога, его профессиональный показ порой восхищает детей, вызывает стремление ему подражать. Поэтому преподаватель должен обладать достаточно грамотным и выразительным показом. Этот метод имеет решающее значение в воспитании детей. Они воспроизводят методику исполнения движений своего педагога, впитывают не только грамотный и выразительный показ, но и его возможные ошибки. Дети подражают своему педагогу в манере и характере исполнения движений, порой копируют и постановку рук, корпуса, головы. По исполнению детей можно определить качество знаний педагога, его стиль работы. Поэтому, пользуясь методом наглядного показа, необходимо быть предельно внимательным, чтобы исключить те недочеты, которые проявляются в исполнительстве.
Педагог должен применять в своей работе наиболее целесообразные методы с учетом возраста детей, их специальной подготовки, уровня эмоциональной отзывчивости, наличия интереса к хореографическому искусству. Увлечение и вдохновение — источник интеллектуального роста личности. Интеллектуальное чувство, которое испытывает ребенок в процессе овладения знаниями — это та ниточка, на которой держится желание учиться. Если обучение сопровождается яркими и волнующими впечатлениями, познание становится очень крепким и необходимым. Занятия становятся интересными, и тогда ребенок видит результаты своих усилий в творчестве. Задача педагога — не дать угаснуть творческому интересу ребенка, всячески его развивать и укреплять.
Одним из первых требований преподавателя является соблюдение дисциплины. Дисциплина — это фактор качества организации художественного и учебно-воспитательного процесса. Насколько умело руководитель использует весь комплекс своих профессиональных и педагогических знаний, настолько зависит организация всей воспитательной работы с детьми, их активность на занятиях и других мероприятиях. В коллективе должен быть порядок, которому подчиняются все дети. Отсутствие дисциплины, нарушающее развитие коллектива, — всегда препятствие для творчества. «… Существует одно средство — железная дисциплина. Она необходима при всяком коллективном творчестве» — писал К.С. Станиславский [16,с. 345]. Там, где обучение поставлено на профессиональную основу, дисциплина приносит большую пользу в нравственном и моральном воспитании. Педагогу необходимо проявить предельную строгость к самому себе, к своей дисциплинированности, к своей внешности, к своему душевному состоянию перед встречей с детьми.
На занятиях в хореографическом коллективе полезные навыки приобретаются естественно. Дети начинают чувствовать эстетику поведения в быту; подтянутость и вежливость становятся нормой поведения. Они следят за своей внешностью, за чистотой, аккуратностью, изяществом своего костюма и прически.
Важно заметить, что успех детей в хореографическом коллективе зависит от преподавателя, который либо обладает профессиональными знаниями и умело применяет их в учебно-тренировочной работе, либо допускает ошибки, которые отрицательно влияют на детей. Преподавателям хореографии важно знать особенности методики работы с детьми разных возрастов, разбираться в причинах наиболее распространенных ошибок, встречающихся в практике.
Нельзя не сказать о том, что важной чертой педагога в воспитании активности детей является умение анализировать и учитывать педагогическую ситуацию, пути и возможности исправления допущенных ошибок. Важно иметь психологическую интуицию, умение чувствовать обстановку. Эта способность педагога-руководителя имеет огромное значение для использования благоприятных ситуаций в воспитательных целях, для создания устойчивой положительной атмосферы в коллективе.
Каждый прожитый день, каждое занятие, репетиция или концерт изменяют интересы и возможности детей. Нельзя сбрасывать со счетов даже самые незначительные характерные черты, проявляющиеся в процессе обучения. Активность детей на занятиях в хореографическом коллективе зависит от творческой инициативы педагога, стремления вести своих учеников к совершенствованию исполнительского мастерства и здоровому духовному развитию.
Творческая личность — важнейшая цель, как всего процесса обучения, так и эстетического воспитания. Без него, без формирования способности к эстетическому творчеству, невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности. Совершенно очевидно, что каждый педагог посредством эстетического воспитания готовит детей к преобразовательной деятельности. Педагог должен сформировать, развить и укрепить у детей потребность в общении с искусством, понимание его языка, любовь и хороший вкус к нему.

Список литературы
1.     Возрастнаяи педагогическая психология: Детство, отрочество, юность – М.: Академия, — 2000г. – 624с.
2.     КудрявцевВ.Т. Развитие детства и развивающее образование – Ч. 1. / В.Т. Кудрявцев –Дубна, 1997г. – 206с.
3.     НемовР.С. Психология. Учебник для студентов высш. учебн. заведений. Т.1. Общиеосновы психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 576 с.
4.      МихайловаМ.А., Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в саду. Ярославль: Академияразвития, 1997.
5.      ПинтА. О. Высокое призвание. М, 1973.
6.     ПрибылоеГ.Н. Методические рекомендации и программа по классическому танцу длясамодеятельных хореографических коллективов. М., 1984.
7.     ПуляеваЛ.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе:Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. — 80 с.
8.     ПуртуроваТ.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. — М.: Владос. — 2003. — 256 с.: ил.
9.     Психологиядетства: Практикум. / Под ред. А.А. Реана – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 20047. – 224с.
10.    Рубинштейн С.Л. Основыобщей психологии / С.Л. Рубинштейн – М.: Учпедгиз, 1946г. – 704с.
11.   Развитиетворческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. — М.: Педагогика. — 1991. — 160 с.
12.    РутбергИ. Пантомима. Движение и образ. М., 1981.
13.    СпарджерС. Телосложение и балет. Лондон, 1958.
14.    Селиванов В.С. Основыобщей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие / В.С.Селиванов – М.: Академия, 2004г. – 336с.
15.    СухомлинскийВ.А. Избранные педагогические сочинения: В Зт. М, 1981.Т. 3.
16.   УфимцеваТ.И. Воспитание ребенка. – М.: Наука. 2000. – 230 с.
17.   УхтомскийА. Общая психология: Учебник. – М.: Просвещение. 1970. – С. 117.
18.   Хореографическоеискусство. Справочник. – М.: Искусство. – 2005. с ил.
19.   ЯнковскаяО.Н. Учить ребенка танцам необходимо // Начальная школа. – 2000. №2. С. 34-37.
20.   ЯнаеваН.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. – М.: Релиз. — 2004. – 340 с.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector