Влияние типа темперамента на развитие хореографических способностей у детей дошкольного возраста.

Автор: Иванова Екатерина Сергеевна

Должность: Социальный педагог

Учреждение: МБДОУ №49 «Жемчужинка»

Населенный пункт: г. Димитровград, Ульяновская область

Тема: Влияние типа темперамента на развитие хореографических способностей у детей дошкольного возраста.

Опубликовано: 30.04.2017 20:40

Получить свидетельство      Скачать материал


ВВЕДЕНИЕ
Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют поведение человека, особое место принадлежит темпераменту. Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия. Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, он сказывается на характере протекания эмоций и мышления, волевого действия влияет на темп и ритм речи. Вместе с тем нужно помнить, что от темперамента не зависят ни интересы, ни увлечения, ни социальные установки, ни моральная воспитанность личности. Свойства темперамента определяют прежде всего динамику психической жизни человека.
Способности — это совокупность таких психических особенностей человека, которые позволяют ему успешно овладевать и заниматься одним или несколькими видами деятельности и постоянно совершенствоваться в них. Способности проявляются, функционируют и развиваются только в деятельности.
Хореографические способности — индивидуально-психологические особенности личности, к которым относится природная ритмическая чувствительность; развившееся в процессе труда и социального общения субъективное отношение к музыкальным интонациям, выраженное в виде танцевального движения.
Цель данной работы – определить влияние типа темперамента на развитие хореографических способностей у детей дошкольного возраста.
Актуальность данной темы заключается в том, что в современном обществе, все больше набирает силу подход, согласно которому необходим индивидуальный подход к человеку во всех сферах: в бизнесе, на производстве, и конечно, в образовании. Проблема индивидуального подхода в обучении разрабатывается в отечественной науке давно, однако, сейчас актуальность таких исследований особенно велика в связи с указанными выше обстоятельствами. Учет индивидуальных особенностей учащихся необходим в отношении различных сторон его личности, в том числе в отношении темпераментальных особенностей детей
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
• Изучить понятие темперамента
• Рассмотреть типы темперамента.
• Выявить зависимость между темпераментом и деятельностью.
• Изучить особенности темперамента дошкольников.
• Изучить методы определения типа темперамента.
• Выявить особенности развития хореографических способностей у детей с разным типом темперамента.
Объектом исследования является темперамент человека. Предметом исследования является влияние темперамента на развитие хореографический способностей у детей дошкольного возраста.

1 ГЛАВА. СУЩНОСТЬ И ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА. ЗАВИСИМОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ОТ ТИПА ЕГО ТЕМПЕРАМЕНТА.
1.1 Физиологическая основа темперамента
Согласно учению И.П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов — возбуждения и торможения.
Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения:

• сила процессов возбуждения и торможения,
• уравновешенность процессов возбуждения и торможения,
• подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения.

Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить продолжительное либо кратковременное, но очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки.
Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию.
Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность нервных процессов, т.е. пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения или возбуждения.
Одно из основных свойств высшей нервной деятельности — подвижность нервных процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения нервных процессов (иррадиации и концентрации), быстротой появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей, выработки и изменения динамического стереотипа.
Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.
Слабый тип. Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действия раздражителей.
Сильный уравновешенный тип. Отличаясь сильной нервной системой, он характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов — преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.
Сильный уравновешенный подвижный тип. Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей.
Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.
Тип высшей нервной деятельности относится к природным высшим данным, это врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, т.е. в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей: в этом и будет проявляться тип высшей нервной деятельности. Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности, поведении человека.
Особенности психической деятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания. Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека — определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев.
1.2.Типы темперамента.
По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются «основными чертами» индивидуальных особенностей человека. Их принято различать следующим образом: сангвинический, флегматичный, холерический и меланхолический.
Сангвинический темперамент
Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость.
У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение.
Флегматический темперамент.
Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого — уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества — большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.
Холерический темперамент.
Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.
Меланхолический темперамент.
У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.
Психологи установили, что слабость нервной системы не является отрицательным свойством. Сильная нервная система более успешно справляется с одними жизненными задачами, а слабая — с другими. Слабая нервная система — нервная система высокой чувствительности, и в этом ее известное преимущество. Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека, необходимо учителю в его учебной и воспитательной работе. Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов.
«Чистые» темпераменты встречаются относительно редко.
1.3 Темперамент и деятельность
Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях — они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераментам — это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений.
Установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, т.е. конечным результатом действий, и особенностями темперамента, если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные. Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной, нестрессовой ситуации результаты деятельности в принципе будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, в особенности от уровня мотивации и способностей. Вместе с тем исследования, устанавливающие эту закономерность, показывают, что в зависимости от особенностей темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности.
Еще Б.М.Теплов обратил внимание на то, что в зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. Развивая эту мысль, ряд отечественных исследователей провел исследования с целью установить зависимость между способом выполнения действий и особенностями темперамента. В этих исследованиях рассматривался индивидуальный стиль деятельности как путь к достижению результатов или способ решения определенной задачи, обусловленный главным образом типом нервной системы. Результаты исследований подавляющего большинства авторов, независимо от особенностей исследуемых групп и экспериментальных ситуаций, в которых изучался типичный для данных индивидов способ выполнения действий, показывают, что именно тип нервной деятельности, и прежде всего сила и подвижность нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности.

Врожденные особенности темперамента проявляются у человека в таких психических процессах, которые зависят от воспитания, социальной среды и способности управлять своими реакциями. Поэтому, по словам Р.М.Грановской, конкретная реакция на ситуацию может определяться как влиянием характерных отличий нервной системы, так и являться следствием обучения и профессионального опыта. Например, высокая скорость реакции у опытного водителя, летчика, боксера — необязательно природное свойство их нервной системы, она может быть достигнута и в результате тренировки и обучения. Однако пределы возможного развития скорости реакции определены врожденными свойствами нервной системы.
Профессиональный отбор помогает выделить претендентов с наиболее подходящими для данной специальности психофизиологическими качествами, поскольку часть требуемых некоторыми профессиями качеств плохо поддается тренировке, они ограничены свойствами темперамента. Например, известно, что слаборазвитое чувство времени или малая скорость двигательной реакции могут быть развиты путем индивидуальной тренировки лишь в определенных пределах. В целях профессионального отбора разработаны тесты, позволяющие оценить характеристикивнимания, точность оценки времени, скорость двигательной реакции и т.п. применительно к различным специальностям. Важен не только профессиональный отбор, но и профориентация, т.е. выбор каждым человеком такой трудовой деятельности, которая соответствовала бы не только его интересам, но и его индивидуальным особенностям и возможностям. Исследования показывают, что лица, прошедшие профессиональную специализацию с учетом их психофизиологических характеристик, испытывают большое удовлетворение от своего труда, что самым благоприятным образом сказывается на их производительности.

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность (реактивность) сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует смены объектов общения, рода занятий, частого перехода от одного ритма жизни к другому. Может создаваться ложное представление, что люди инертные (флегматики) не имеют преимуществ ни в каких видах деятельности, но это неверно: именно они особенно легко осуществляют медленные и плавные движения, у них обнаруживается предпочтение стереотипных способов действия, пунктуально соблюдая однажды принятый порядок. Люди, отличающиеся слабой нервной системой — меланхолики, сильнее мотивированы на выполнение более простых действий, чем остальные, они меньше устают и раздражаются от их повторения. Экспериментально показано, что сангвиники и холерики проявляют меньшую сопротивляемость и пониженную продуктивность в ситуациях, когда условия и способы деятельности строго регламентированы и не допускают включения индивидуальных приемов.
С целью оптимизации обучения и воспитания педагогу важно в своей деятельности учитывать возможный тип темперамента своих воспитанников. Вот какие советы дает Р.М.Гра-новкая: полезно контролировать деятельность холерика как можно чаще, в работе с ним недопустима резкость, несдержанность, так как они могут вызвать отрицательную ответную реакцию. В то же время любой поступок его должен быть требовательно и справедливо оценен. При этом отрицательные оценки необходимы лишь в очень энергичной форме и настолько часто, насколько это требуется для улучшения результатов его работы или учебы. Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать его в активную деятельность и систематически поощрять его усилия.

Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя быстро переключать с одной задачи на другую. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. О проступке, совершенном меланхоликом, лучше поговорить с ним наедине. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик — самый чувствительный и ранимый тип. С ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.
Таким образом, от темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, но при этом не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется в особенностях протекания психических процессов, влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания.

.

ГЛАВА 2. Особенности темперамента у дошкольников и его определение с помощью метода наблюдения и естественного эксперимента. Особенности развития хореографических способностей у детей с разным типом темперамента
2.1 Темперамент у дошкольников.
Как известно, каждый человек по-своему уникален и неповторим. Так уж задумано природой — как нет людей с одинаковыми отпечатками пальцев, так нет и тех, у кого абсолютно одинаковый характер. Даже близнецы, столь похожие друг на друга внешне, внутренне отличаются, порой весьма сильно, друг от друга. Ребенок уже с рождения наделен определенным темпераментом, изменить который не под силу ни его родителям, ни учителям, ни даже хорошим психологам. Можно лишь научиться лучше понимать своего ребенка. Темперамент новорожденного проявляется в скорости и степени реакции его нервной системы на внешние раздражители. Так, один ребенок, почувствовав боль в животике, будет тихонько плакать, другой примется возмущенно кричать, а третий — тихо уснет, не обращая на дискомфорт никакого внимания. Сигналы о раздражителях поступают в определенные участки мозга и тем самым возбуждают их активность. У новорожденного мозг не так развит, как у взрослого, у него и необходимого социального опыта нет, а потому он целиком и полностью находится во власти своего темперамента. Со временем малыш взрослеет, учится проявлять силу воли, планировать распорядок своего дня и слушаться взрослых. Тем самым он контролирует свой темперамент и учится с ним взаимодействовать.
В каждой детской сказке, в каждой истории есть герои с различными темпераментами. Взять хотя бы Иванушку-дурачка и царевну-Несмеяну. Последняя всегда плакала и капризничала. В какой-то степени этим капризам способствовало ее благородное происхождение и потакание ее причудам многочисленных нянек, но тем не менее основой такого поведения был ее темперамент. Несмеяна была типичным меланхоликом. А вот Иванушка — бойкий и дружелюбный, его хлебом не корми, дай проявить себя: он и за тридевять земель ходил, и чудо-юдо побеждал, и Несмеяну рассмешить смог. Конечно же в жизни все намного сложнее и даже определение темперамента ребенка — проблема не из легких. Однако, верно определив и зная темперамент ребенка, вы всегда сможете найти с ним общий язык.
2.2 Метод наблюдения и метод естественного экмперемнта для определения темперамента ребенка.
Многие исследователи, особенно те, кто занимается изучением темперамента у детей, проводят для диагноза темперамента естественный эксперимент, который, обладая основными чертами экспериментального метода, в то же время весьма близок к методу наблюдения. Этот метод создает возможность для детального контроля условий и хода эксперимента, а также для управления ими; вместе с тем он позволяет измерять интересующее нас поведение в естественных условиях, близких к повседневной жизни ребенка. Ребенок не знает о том, что он является объектом наблюдения, что его реакции и формы поведения подробно регистрируются и направляются заранее запланированной экспериментальной ситуацией.
Примерами естественного эксперимента по исследованию темперамента детей могут служить разнообразные подвижные игры, организуемые исследователем. Понятно, что они могут удовлетворять условиям такого эксперимента лишь в том случае, если сам ход игры, ее правила будут навязаны экспериментатором, строго контролироваться и регистрироваться им.
Остановимся на кратком описании малоизвестных даже среди психологов опытов по изучению темперамента, проводившихся в 30-х гг. нашего столетия С. Валигурской, которая была в Польше одним из пионеров количественного подхода к подобным исследованиям и пользовалась собственным методом естественного эксперимента.
Так, для измерения такого свойства, как двигательная импульсивность, учитывалась скорость реагирования движением на определенную команду. Девочки в возрасте 3-4 лет выстраивались в ряд. Их задачей было бежать к экспериментатору после команды “Раз, два, три”, причем экспериментатор вначале объяснил, что нужно начинать бег только после слова “три”. Попытки повторялись пять раз. Показателем двигательной импульсивности считались преждевременные реакции, то есть испытуемые оценивались как тем более импульсивные, чем раньше перед произнесением слова “три” они начинали бежать. Измеряемая здесь способность воздерживаться от преждевременной реакции напоминает соответствующее типологии И.П. Павлова измерение силы условного торможения.
С другой стороны, такое свойство темперамента, как темп реагирования, или скорость реакции, С. Валигурская измеряла временем от момента подачи команды до выполнения задачи. Например, подавалась такая команда: “Возьми два кубика, один положи на скамейку, другой дай мне”. Задачи были разной трудности. Всего подавалось восемь таких команд, причем измерялось суммарное и раздельное время их выполнения. В другом опыте с той же целью давали задачу нанизать бусинки и отделить горох от фасоли.
В обеих задачах регистрировалась скорость выполнения ребенком данной работы. Подобным же образом измерялись другие выделенные автором свойства темперамента: терпеливость, выдержанность, отвага и смелость.
Эти сравнительно простые и протекающие в естественных условиях эксперименты дают возможность количественного описания отдельных свойств темперамента при том, однако, условии, что применяемые в них задачи не должны быть ни слишком легкими, ни слишком трудными и должны хорошо дифференцировать обследуемых детей.
В педагогической работе наиболее подходящим методом диагностики темперамента, как и других психологических особенностей ученика, является, несомненно, наблюдение. Однако для определения темперамента и других черт личности недостаточно просто наблюдать поведение индивида. Так, констатация того, что ученик ленив, обманывает или проявляет интерес к определенным сторонам жизни, ничего не говорит о его темпераменте, так как эти черты зависят от характера, интересов или мотивации ребенка. В то же время, если мы замечаем, что ребенок быстро выполняет порученное ему действие, совершает движения с большей или меньшей энергией, или же знакомимся с поведением ребенка в трудных или необычных жизненных ситуациях, то на основании многих подобных наблюдений можно с известным приближением судить об определенных особенностях его темперамента.
Успешным путем познания темперамента может быть только направленное наблюдение, проводящееся таким образом, чтобы с его помощью можно было бы действительно регистрировать те формы поведения, в которых в большей или меньшей степени проявляются особенности темперамента. Проведение таких наблюдений, особенно лицам, не имеющим специальной подготовки, может облегчить прежде всего схема наблюдения, содержащая как бы программу наблюдения. Эта схема указывает, на какие явления, а так же на какие формы поведения и в каких ситуациях следует обратить особое внимание.
Схема наблюдения за поведением детей, с целью выявления типа темперамента.
Изучение темперамента школьника методом наблюдения
Цель: определение особенностей темперамента младшего школьника.
План наблюдений
1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:
а) легко включается в работу;
б) действует со страстью;
в) действует спокойно, без лишних слов;
г) действует робко, неуверенно.
2. Как реагирует на замечания учителя:
а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;
б) возмущается тем, что ему делают замечания;
в) выслушивает и реагирует спокойно;
г) молчит, но обижен.
3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:
а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;
б) быстро, со страстью, но других не слушает;
в) медленно, спокойно, но уверенно;
г) с большим волнением и сомнением.
4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:
а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;
б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;
в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;
г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.
5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:
а) бросает, потом опять продолжает работу;
б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;
г) проявляет неуверенность, растерянность.
6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:
а) быстро соглашается;
б) возмущается;
в) остается, не говорит ни слова;
г) проявляет неуверенность.
7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:
а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;
б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;
в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;
г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.
Для наблюдения по этому плану целесообразно использовать схему (табл. 1), отмечая знаком “+” соответствующие реакции для каждого пункта плана.
Вариант реакции
Пункты плана наблюдений

1
2
3
4
5
6
7
А

Б

В

Г

Реакциям каждого пункта плана соответствуют темпераменты:
а) сангвинический;
б) холерический;
в) флегматический;
г) меланхолический.
Обработка данных. Подсчитывается количество знаков “+” в строках, соответствующих пунктам. Наибольшее число знаков “+” в одном из пунктов укажет примерный темперамент испытуемого. Поскольку “чистых” темпераментов не существует, по этой схеме можно установить и те черты других темпераментов, которые в определенной степени присущи испытуемым.
2.3 Особенности развития хореографических способностей у детей с разным типом темперамента.
Что заставляет человека начать заниматься танцами и как сделать правильный выбор, чтобы в дальнейшем занятия приносили только удовольствие, а не разочарование.
Сидячая работа, низкая физическая активность, обилие жирной пищи – всё это крайне негативно сказывается на физическом состоянии человека. Поэтому вполне закономерно, что люди отправляются в спортивные залы за тренировками – кто-то выбирает тренажёры, кто-то аэробику, а кто-то хип хоп или другие виды танцев.
Но приходится признать, что многие бросают занятия, не успев толком начать. Причина тому – неверный подбор направления и, как следствие, потеря интереса к происходящему. Вместе с этим, психологи установили, что подбирать персональное танцевальное направление следует в соответствии с психотипом, или попросту темпераментом.
Итак, известно, что существует четыре типа человеческого темперамента: флегматик, холерик, сангвиник и меланхолик. Каждому свойственен свой тип поведения в обществе. Если думать, что темперамент не влияет на предпочтения человека, то, можно сказать, что это глубокое заблуждение.
Как выбрать направление танца, как понять себя, прежде всего, конечно, нужно попробовать начать танцевать. Никто, конечно, не даст гарантии, что меланхолику не подойдет открытый, раскрепощенный, зазывающий Go-Go-танец, однако, ниже приведены несколько рекомендаций по типам темперамента, чтобы занятия гармонировали с душой человека.
Холерик
Это эмоционально неустойчивые люди, подвижные и открытые, им прекрасно подойдут все виды клубного танца. Обучение неординарным движениям, различные ритмы и музыка, как ничто другое подойдут людям с этим темпераментом. В разряд таких танцев попадает хип-хоп, стрит-джаз, Go-Go, фанк, R’n’B. Любой из приведенных видов танца, дает прекрасную возможность узнать свое тело. Холерика отличает высокая степень неуравновешенности, что проявляется в бурных, часто сложно контролируемых эмоциях; высокая активность, порой воспринимаемая со стороны как чрезмерная; порывистость и резкость в движениях
Флегматик
Этим спокойным и обстоятельным людям прекрасно подойдет танец живота, ирландский танец, индийский танец, фламенко. Последовательность речи и действий – вот, что свойственно этим людям. Флегматик характеризуется спокойствием, которое многие окружающие оценивают как безразличие; медлительностью, более размеренным и неторопливым включением в деятельность, а вовсе не ленью; не быстрыми, спокойными и часто однообразными движениями.
Сангвиник
Это яркие личности и достаточно живые – направление «латина» специально создано для них. Румба, бачата, ча-ча-ча, сальса — это те танцы, обучаясь которым, можно не иметь партнера. Например, кубинскую сальсу может танцевать и одинокая девушка, тем самым привлекая потенциальных партнеров. Сангвиник обладает высокой активностью, стремится к изменениям и часто ищет что-то новое, отличается быстротой и живостью движений.
Меланхолик
Меланхоликам, стеснительным и молчаливым людям, идеально подойдет классический танец. В бальных танцах им проще всего себя проявлять. Боди-балет – это возможность заниматься танцем и тренировать пластику и тело. Меланхолик обладает высокой чувствительностью, эмоции имеют большой спектр переживаний, который он чаще держит в себе, движения его обладают плавностью и тонкостью.
Стоит повториться, что все мы являемся индивидуально

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector