Наблюдение как основной метод познания в экологическом образовании дошкольников.

Автор: Жеребкова Алла Николаевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ № 12 «Сказка»

Населенный пункт: х. Гапкин, Ростовская область

Тема: Наблюдение как основной метод познания в экологическом образовании дошкольников.

Опубликовано: 01.05.2017 22:11

Получить свидетельство      Скачать материал


МБДОУ №12 «Сказка»

ТЕМА: «Наблюдение как основной метод познания в экологическом образовании дошкольников»

Выполнила:
воспитатель Жеребкова А.Н.
2017 г

ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время экологическая проблема человека и природы, а также
взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала
актуальной и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь
деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов
природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах,
осознание того, что человек – это всего лишь часть природы это означает, что
экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения
окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний
хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему
предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно,
целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею.
Дошкольное учреждения уже сегодня призвано проявить настойчивость в
воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как
объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания-
важнейшая задача дошкольного учреждения проблем. Это происходит
оттого, что детский сад всегда мало уделял внимание экологическому
воспитанию. Начинать экологическое воспитание надо с дошкольного
возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем
преобразоваться в прочные убеждения.
Объект исследования: процесс экологического образования дошкольников.
Предмет исследования: наблюдение как основной метод познания в
экологическом образовании дошкольников.
Цель: рассмотреть наблюдение как основной метод познания в
экологическом образовании дошкольников.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогические особенности экологического
образования;
2. Рассмотреть наблюдение как метод экологического образования;
3. Проанализировать методику использования наблюдения в
экологическом образовании;
4. Рассмотреть требования к проведению наблюдения в разных возрастных
группах.
Гипотеза: использование метода наблюдения на занятиях будет
способствовать экологическому образованию дошкольников.

Психолого-педагогические особенности экологического воспитания и образования.

Сама ценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни
ребенка – это период его бурного роста интенсивного развития, период
непрерывного совершенствования физических и психических возможностей,
начало становления личности.
Достижением первых семи лет является становление самосознания:
ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место
в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в
окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот
период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи
взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех
людей.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое
значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в
природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д.
Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все
доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре
внимания которых было формирование наблюдения как основного метода
ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения
достоверных сведений о природе. Большое значение в научном
обосновании методики ознакомления с природой сыграли исследования,
которые начали проводиться в 1950-е годы.
Одно из первых – исследование посвященное ознакомлению
дошкольников с птицами,– показало, как важна правильная организация
чувственного восприятия объектов природы: продуманное руководство
наблюдениями дает детям много впечатлений, которые преобразуются в
конкретные и обобщенные представления, способствуют развитию речи.
В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования,
которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального
обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Это
связано с новыми идеями, инициированными советскими психологами.
Провозглашалась необходимость: 1) усложнения содержания обучения –
привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности
окружающей действительности; 2) построение системы знаний, усвоение
которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей.
Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна
обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А. В.
Запорожец,
Н. Н. Поддъяков, Л. А.Венгер. психологи обосновали положение о том, что
дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний,
отражающую закономерности той или другой области действительности,
если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению,
преобладающему в этом возрасте.
В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и
систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие
закономерности живой и неживой природы. В исследованиях, посвященных
живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой
подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования
растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало
экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.
Последнее десятилетие XX века можно назвать временем развития двух
значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических
проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством.
За рубежом и в России в этот период происходило становление нового
образовательного пространства – системы непрерывного экологического
образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались
программы, технологии, учебные и методические пособия для различных
категорий учащихся. В нашей стране формировалась общая Концепция
непрерывного экологического образования, начальным звеном которой
является сфера дошкольного воспитания. Именно на этапе дошкольного
детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе,
накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются
первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются
начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при
одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают
экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и
беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный
мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество
программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников.
Рядом психологом созданы авторские программы. В которых представлены
психологические аспекты экологического образования дошкольников.
Творческий поиск педагогов и психологов в целом ряде программ направлен
на развитие в детях эстетического отношения к природе и окружающему
миру.
Программа В. И. и С. Г. Ашиковых «Семицветик» нацелена на культурно
экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой,
творческой саморазвивающейся личности. Авторы считают от того, как
ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как
воспримет ценности мировой культуры. Зависит то, как он будет
действовать, какие поступки совершать. Программа предполагает
совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду,
детских студиях или в семье. В процессе обучения дошкольники
приобретают широкий кругозор, нравственное начало отношении к
окружающему миру. Основой программы является восприятие красоты в
природе. В созданных человеком творениях и самом человеке его
внутреннем мире и созидательных проступках. В программе имеются две
базовые темы «Природа» и «Человек». Тема природы включает не только
четыре ее царства на Земле (минералы, растения, животные и человек), но и
выходит за пределы планеты. Вторая тема рассматривает человека
созидателя народных и национальных героев, подвижников мировой
культуры, вошедших в летописи и оставивших добрый след на Земле.
Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют
программы, направленные на становление начал экологической культуры
через познания экологических закономерностей природы.
Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа» (1998) нацелена на
воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5
6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в
ней. В соответствии с программой детей получают представления о
взаимосвязях в природе, которые и помогают им приобрести начала
экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к
окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает
выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного
поведения в природе и быту, навыков практического участия в
природоохранительной деятельности в своем крае.
Программа «Наш дом – природа» состоит из десяти блоков. Каждый
включает обучающий и воспитывающий компоненты-знания о природе и
развитие к детей разных аспектов отношения к ней (бережной заботы,
умения видеть красоту и др.). Половина программы рассматривает область
неживой природы (вода, воздух, почва и др.), три блока посвящены живой
природе – растениям, животным и экосистеме леса, два – взаимодействию
человека с природой. Программа имеет методическое обеспечение –
разработку по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении,
рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом. Ценным аспектом
программы является то, что автор обращает внимание на отходы, которые в
большом количестве производит человечество и которые составляют
реальную опасность для природы планеты. Методические рекомендации
предусматривают эмоциональное воздействие на детей автором, написаны
экологические сказки, придуманы «письма животным», создан
экологический проект «Мое дерево».
Одной из первых в 90-х годах появилась программа С. Николаевой «Юный
эколог», созданная на основе собственной концепции экологического
воспитания дошкольников. «Юный эколог» включает две подпрограммы –
программу экологического воспитания дошкольников программу повышения
квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания
детей, т.е. одновременно решается вопрос становления начал экологической
культуры у детей и развитие ее у взрослых, их воспитывающих (ведь
воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее
условие развития детей). Программа имеет обстоятельное теоретическое и
экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к
ребенку и всестороннее его развитие.
Содержание программы отражает биоцентрический взгляд на природу,
прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания в разных аспектах
как закономерные проявления морфофункциональной приспособленности
любимых растений и животных к среде, как смену форм приспособительной
взаимосвязи организма со средой в процессе его онтогенетического
развития, как сходство разных живых существ, проживающих в однородной
среде. Решить эти вопросы можно при наличии в жизненном пространстве
детей (в помещении и на участке ДОУ) в достаточном количестве самих
объектов природы – растений и животных. Программа экологического
воспитания детей содержит шесть разделов. Первый – это объекты неживой
природы, которые рассматриваются и сами себе, и как компоненты среды
жизни живых существ. Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна
жизнь растений, животных и человека, что планета Земля, в отличие от
других планет Солнечной системы, имеет весь комплекс необходимых
условий для жизни во всех ее формах. Последний раздел посвящен человеку
– он рассматривает в трех аспектах как живое существо, нуждающееся в
благоприятных условиях, как пользователь природы и как ее хранитель.
Разделы со второго по пятый – это познание собственно экологических
законов (жизнь растений и животных в своей среде обитания и в
сообществе) эти законы можно интересно познавать уже в дошкольном
возрасте, чтобы их понять, приобщиться к ним в своем поведении и жить по
ним на Земле. Экологические знания – это не самоцель, это лишь
средство формирования отношения к природе, которое строится на
эмоционально-чувственной основе, проявляемых ребенком в разных видах
деятельности.
В последнее время идет интенсивный творческий процесс в регионах
России. Педагоги, экологи разрабатывают программы экологического
образования детей с учетом местных природных и социальных условий,
национальных традиций.
Таким образом, обзор ряда программ экологического образования
дошкольников демонстрирует большую творческую активность
специалистов – понимание экологических проблем планеты, необходимости
их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях,
необходимости изменения стратегии тактики поведения человечества на
планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужно
интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с
дошкольного детства.

Наблюдение как метод экологического образования.

Всестороннее развитие и воспитание маленьких детей осуществляется
разными средствами. Одно из наиболее эффективных – ознакомление
дошкольников с природой.
Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет
ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы
равнодушными. Задача воспитателя – развивать и наблюдать явления
природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о
растениях и животных и нетерпимо относиться к бессмысленной порче
растений и уничтожению животных.
Формы организации детей, методы и приемы ознакомления их с природой
самые разнообразные.
Метод – это система последовательных способов взаимосвязанной
деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение
поставленных учебно-воспитательных задач. Метод включает как способ
деятельности (конкретный вид деятельности) обучающегося, так и способ,
вид деятельности обучающегося стимулированной деятельностью
взрослого.
Метод – это способы работы воспитателя, обеспечивающие усвоение
детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных
способностей.
Метод – совокупность относительно однородных приемов, операций
практического или теоретического освоения действительности, подчиненных
решению конкретной задачи.
Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников
важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в
чувственном познании природных объектов, в познании их через различные
формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, кинестическое,
обонятельное и др.
Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников
выделять самые различные признаки объектов природы ориентироваться в
наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений,
животных с явлениями с неживой природы.
Наблюдение – это специальное организованное воспитателем
целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное
восприятие детьми объектов и явлений природы.
Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление
свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин
изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных
явлений.
Советский психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как
результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит
развитие мыслительной деятельности ребенка. Путь становления
наблюдения автор определяет следующим образом: «Развитие высших
форм восприятия приводит к его превращению в направленную, сознательно
регулируемую операцию, по мере того, как восприятие становится
сознательным и целенаправленным актом, оно превращается в
наблюдение». Развитие разных форм восприятия и наблюдения он
связывает с их содержанием. С одной стороны, наблюдение является
источником знаний, с другой – оно само требует наличия определенных
знаний как отправных моментов наблюдения.
С. Л. Рубинштейн считает, что содержание наблюдений должно составлять:
перечисление предметов, их описание или интерпретация, в каком
направлении должно двигаться развитие наблюдения – от
недифференцированного целого к отдельным частям или, наоборот, от
отдельных и разрозненных деталей к единому целому.
К. Д. Ушинский говорил, что наглядности при обучении никак не отделить
от обучения родному языку, что главную цель наглядного обучения
составляет упражнение наблюдательности, логического мышления и
развитие умения выражать свои выводы и наблюдения в словах.
«С того момента, когда мать берет на руки ребенка – говорит Песталоцци,
она учит его, делая доступные его чувствам все то, что природа предлагает
ему без связи на большом расстоянии, без всякого порядка, и делая для него
легким, приятным и привлекательным самый процесс наблюдения и,
следовательно само знание, от него зависящее».
Е. И. Тихеева рассматривала, что уроки наблюдения, понимаемые в смысле
систематически проводимых приемов, клонящихся к развитию
наблюдательности и речи детей, должны иметь место уже в первые годы их
жизни, когда их речь начинает формироваться. Внешний мир вторгается во
внутренний мир ребенка главнейшим образом посредством зрения и
слуха.
Наблюдение — это целенаправленное восприятие, сложный
познавательный процесс, в котором проявляется единство чувственного и
рационального.
Наблюдения проводятся под руководством воспитателя. Это способствует
умственному развитию детей и формированию у них правильных
представлений о живой и неживой природе. При этом необходимо
использовать различные анализаторы детей.
Наблюдение- это умение всматриваться в явления окружающего мира,
выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения,
устанавливать их причины, делать выводы. Наблюдению ребенка следует
учить с раннего возраста, развивая его наблюдательность, умение
сосредотачиваться на наблюдаемом, замечать главное, размышлять над
увиденным, выражать мысли словом (А.К.Матвеева, П.Г.Саморукова).
Непосредственное наблюдение детьми изучаемых объектов имеет важное
значение для формирования полноценных представлений и развития
познавательных процессов — восприятия, памяти, мышления, воображения. В
процессе наблюдения осуществляется разнообразная мыслительная
деятельность ребенка: поиск ответов на поставленные вопросы, сравнение,
сопоставление. Глубоко прав был К. Д. Ушинский, когда отмечал: «Если
учение имеет претензию на развитие ума в детях, оно должно упражнять их
способность наблюдения».
Наблюдения проводятся на специальных занятиях (наблюдение за рыбкой,
кошкой с котятами), на экскурсиях.
В обучении дошкольников наблюдение развивается по двум
направлениям. Прежде всего, постепенно расширяется круг наблюдаемых
объектов: наблюдения в групповой комнате, затем в других помещениях
дошкольного учреждения (кухня, медицинский кабинет, изобразительная
студия и др.), на участке и, наконец, за его пределами: в сквере, в парке, на
школьном стадионе, у реки, на остановке городского транспорта и др.
Соблюдается и концентричность наблюдения, когда при знакомстве с
одними и теми же объектами детей ведут от узнавания объекта при первом
знакомстве к выделению существенных признаков, при повторных
наблюдениях — к сравнению с другими объектами и, наконец, — к обобщению.
В обучении дошкольников используют разные виды наблюдений:
кратковременные и длительные наблюдения, а также повторные и
сравнительные. Длительные наблюдения дают возможность знакомить
детей с процессом развития, с изменением состояния того или иного
объекта, что представляется необходимым материалом для развития
мыслительной деятельности (сравнение, различение, выделение
существенных признаков, установление причинно-следственных связей). Для
длительных наблюдений подбирают различные объекты, находящиеся в
стадии преобразования, изменения, развития (строительство дома; птицы,
прилетающие на участок дошкольного учреждения; растение,
выращиваемое в уголке природы или на огороде, в цветнике).
Сравнительные наблюдения представляют особую ценность для развития
мыслительной деятельности детей. Детям среднего дошкольного возраста
предлагают для сравнения два непосредственно наблюдаемых объекта:
воробья и ворону, березу и ель. Старшие дошкольники могут сравнивать
наблюдаемый объект с другим, непосредственно не воспринимаемым в
данный момент (сравнение по представлению): автобус и трамвай, река и
пруд, газета и письмо, сквер и лес.
В дошкольной педагогике разработаны дидактические требования к
наблюдению как методу обучения (Е. А.Флерина, Е.И.Радина, П. Г.
Саморукова и др.), а именно:
— объект наблюдения должен быть интересен для детей, так как при наличии
интереса формируются более отчетливые представления;
— объект наблюдается в таких условиях, которые позволяют выявить его
характерные особенности. Поэтому по возможности следует проводить
наблюдения в естественной обстановке (кролика лучше наблюдать на
лужайке детского сада, а не в групповой комнате и т.п.);
— педагог намечает цель наблюдения, определяет круг новых знаний,
продумывает, как их связать с опытом детей;
-детям дается целевая установка для наблюдения, что обеспечивает полноту
восприятия (будем наблюдать за кроликом, потом его нарисуем, придумаем
о нем рассказ);
— усвоенные в процессе наблюдения знания, зародившиеся чувства и
отношение к наблюдаемому должны получить свое дальнейшее развитие в
деятельности детей (в пересказывании, рисовании, лепке, труде);
— обеспечивать последовательность и планомерность наблюдения в
соответствии с поставленными задачами, особенностями объектов,
возрастом детей;
— наблюдение следует сопровождать точным конкретным словом: называть
предметы, их признаки, действия. Педагог вопросами направляет внимание
детей на те или иные стороны наблюдаемых объектов, объясняет связи
между явлениями. Необходимо поощрять проговаривание детьми в ходе
наблюдения названий объектов, действий, признаков, благодаря чему
формируются более полные и осознанные представления, обогащается
словарь, развивается связная речь. По ходу наблюдения следует давать
краткие пояснения, можно обратиться к строчке стихотворения, пословице,
народной примете. Однако основное содержание представлений должно
складываться на основе активной познавательной деятельности самих детей.
ВЫВОД: Наблюдение – это сложная познавательная деятельность, в ней
участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В
понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт,
знания и умения ребенка.
Правильная организация наблюдений решает в комплексе ряд задач:
формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает
наблюдательность, воспитывает эстетически.
Необходимо, чтобы наблюдение проходило при высокой умственной
активности детей, заставляло их думать, искать ответы на поставленные
вопросы, развивало любознательность, воспитывало интерес и бережное
отношение к природе и всему окружающему.
Каждый вид наблюдения требует своеобразного руководства со стороны
воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех
видов наблюдений.
1. Цель и задачи наблюдения должны быть поставлены четко и
конкретно. Задача должна иметь познавательный характер, заставлять
ребенка думать, вспоминать, искать, ответ на поставленный вопрос.
2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой
круг знаний. Каждое наблюдение должно давать детям новые задания,
постепенно расширяя и углубляя первоначальное представление.
3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что
обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное,
глубокое представление об окружающей среде.
4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой
активности детей. Активизация умственной деятельности достигается
разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи
наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов
наблюдения, сравнение одного объекта с другим.
5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как
можно больше узнать о ней.
6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдения, должны
закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью
других методов и форм работы.
7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано
представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.

Методика проведения наблюдений разных видов.

Руководство наблюдением складывается из подготовки воспитателя и
детей, проведения самого наблюдения и закрепления полученных детьми
представлений.
Выбор объекта наблюдения осуществляется воспитателем в зависимости
от требований программы детского сада. При этом, чтобы правильно
отобрать доступные для наблюдения объекты, необходимо учитывать
уровень развития наблюдательности у воспитанников данной группы. В
выборе объектов воспитатель руководствуется и сроками наступления
различных явлений в природе местного края. Далее педагог конкретизирует
объем знаний, которые необходимо сформировать у детей в результате
предстоящего, а также последующих (повторных) наблюдений.
Важно продумать, как будет организовано наблюдение: со всеми детьми
или с подгруппой, у всех ли детей будет раздаточный материал (ветки,
семена, овощи, фрукты) или только у воспитателя. Не менее важна
подготовка объектов наблюдения. Нельзя проводить наблюдение за
неспокойным животным, которое боится детей. Вначале нужно продумать,
как обеспечить спокойную обстановку во время наблюдения, где поставить
клетку с птицей или аквариум, чтобы детям было хорошо видно, а
воспитатель мог бы свободно действовать с объектом.
У детей должен быть интерес к предстоящему наблюдению. Приемы,
вызывающие интерес, разнообразны: например, накануне наблюдения за
рыбкой воспитатель может предложить детям помыть вместе с ним и
зарядить аквариум или, перед тем как показать им кролика, почистить
овощи для него. Интерес у детей пробуждается после беседы о том
животном, которое будет принесено в группу, загадывания загадок о нем.
Проводя наблюдение, воспитатель строит свою деятельность, учитывая
три основных этапа. На первом этапе необходимо, чтобы воспитанники
получили общее представление об объекте. Детям дается время для его подробного осмотра. Воспитанники должны удовлетворить свое любопытство, узнать, что это такое, выразить к нему свое отношение.
На втором этапе воспитатель, учитывая возрастные возможности детей,
использует разнообразные приемы для выявления свойств, качеств,
признаков объекта, особенностей поведения и образа жизни животного,
состояния растения и т. д., устанавливает необходимые связи.
Воспитатель задает детям вопросы, загадывает загадки, предлагает
обследовать предмет, сравнить один с другим. Широко используются
трудовые действия, игровые приемы, а также стихи, отрывки из
художественных произведений. Это вызывает у детей эмоциональное
отношение к наблюдаемому объекту.
Наблюдая за животным, дошкольники узнают о его поведении,
разнообразных проявлениях. Рассматривание растения начинается с
выделения наиболее ярких его частей (цветок, стебель, листья). Затем по
порядку рассматриваются особенности их внешнего строения (величина,
форма, характер поверхности и т. д.). Воспитатель таким образом приучает
детей вести наблюдение планомерно.
На третьем этапе подводится итог наблюдения, обобщаются полученные
знания.
Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим.
Таким образом формируется система знаний, умений и навыков детей.
Как пример такого вида наблюдения рассмотрим «Наблюдение за кроликом»
в средней группе.
Цель. Познакомить детей с внешним видом и особенностями поведения
кролика (зверек с белой или серой пушистой, мягкой шерстью, длинными
ушами; глаза большие, красные; зубы острые; хвост короткий; задние ноги
длиннее передних; передвигается прыжками; грызет овощи, ветки). Дать
знания о способах ухода за животным (кормить два раза в день, чистить
клетку).
Подвести к пониманию, что кролик — домашнее животное: живет возле
людей, человек за ним ухаживает; из кроличьего пуха вяжут теплые
шарфики, шапки, варежки.
Учить детей наблюдать за животным, пользоваться словами,
обозначающими признаки и действия животного. Развивать дальнейший
интерес и заботливое отношение к животным.
Наблюдение с использованием раздаточного материала.
Начиная со средней группы во время наблюдения часто используют
раздаточный материал. Каждый ребенок или два-три воспитанника
получают для рассматривания набор объектов: овощи, фрукты, ветки
деревьев и кустарников, листья, цветы и т. д. Такая организация занятия
довольно эффективна. Она способствует формированию у детей более
полных, конкретных представлений о природе, развитию
дифференцированного восприятия. Особое место в наблюдении с
использованием раздаточного материала отводится обследованию объектов
природы, сравнению их между собой, определению признаков различия и
сходства. Однако такое наблюдение предполагает сочетание
индивидуальной работы с детьми с коллективной, что усложняет его
организацию. Проводя такие занятия, воспитатель должен учитывать
требования охраны природы, побуждать детей к бережному отношению к
ней.
Пример занятия «Рассматривание веток с почками» в подготовительной к
школе группе.
Цель: Учить детей узнавать и называть ветки березы, тополя, яблони и
сирени по цвету коры, характеру ее поверхности (гибкая, гладкая,
шероховатая), величине, цвету, расположению, запаху почек. Учить
сравнивать ветки по определенным признакам. Воспитывать интерес к
наблюдениям.
Длительное наблюдение. Содержание длительных наблюдений
многообразно: рост и развитие растений, установление их основных
изменений, развитие животных и птиц (попугай, канарейка, курица, кролик,
кошка), сезонные наблюдения за неживой и живой природой и т. д.
Организуя длительное наблюдение, воспитатель должен знать основные
этапы (стадии) роста и развития растения или животного. В соответствии с
ними наблюдение разбивается на систему эпизодических наблюдений.
Каждое эпизодическое наблюдение проводится, когда изменения
проявились у объекта достаточно ярко.
Воспитатель побуждает детей каждый раз рассмотреть объект, сравнить его
состояние с тем, что было раньше, определить признаки, по которым
изменение хорошо заметно. Запомнить детям происходящие с объектом
изменения помогают рисунки, модели, гербарии, которые показывают во
время каждого эпизодического наблюдения. В итоге следует воспроизвести
весь цикл роста и развития объекта. Поэтому обязательно проводится
заключительное наблюдение. Оно может быть организовано в виде
рассказов детей: Как у нас выросли бобы ? или «Что происходило с
деревьями в разные сезоны».
Пример: Наблюдение за ростом гороха (с детьми старшей группы).

Требования к проведению наблюдения в разных возрастных группах.

Продумывая организацию и руководство наблюдениями
детей, воспитателю необходимо учитывать особенности психических
процессов, уровень познавательной деятельности малышей. Известно, что
внимание маленьких детей привлекают яркие, подвижные объекты. Поэтому
лучше первые наблюдения организовывать за животными, а не за
растениями. В этом возрасте дети еще не умеют держать поставленную
перед ними цель, точно следовать предложенному им плану, подводить итог
наблюдению. Объем формируемых представлений довольно ограничен.
В связи с этим в начале наблюдения основной задачей воспитателя является
привлечение внимания детей к объекту. Можно использовать
разнообразные сюрпризные игровые приемы: например, неожиданно
принести животное в группу или сказать детям, что их приглашают в гости
кролики, а можно заинтересовать малышей с помощью персонажей
кукольного театра, забавных игрушек. Затем организуется рассматривание
объекта. Учитывая то, что внимание детей прежде всего привлекают
действия животного, воспитатель различными приемами побуждает его к
активному поведению (кормит кролика, играет с котенком бумажным
бантиком), а затем обращает внимание детей на то, как ест животное,
смотрит, какие издает звуки. Педагог задает детям вопросы, побуждая
назвать то или иное действие.
Большое значение при этом имеют приемы обследования. Обследование
объектов помогает выделить их сенсорные признаки. Например, для того,
чтобы малыши знали, какая у котенка шерстка, им предлагают осторожно ее
погладить и определить, пушистая или гладкая она. Воспитатель использует
и подражание движениям, звукам. Например, предлагает детям сложить
ладони и подвигать ими, как рыбка хвостиком, помяукать, как котенок, и т. д.
Во вт

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector