Система методической работы по повышению квалификации педагогов в соответствии ФГОС ДО.

Автор: Петрова Аксана Валерьевна

Должность: Старший воспитатель

Учреждение: МКДОУ «Светлоярский д/с № 4»

Населенный пункт: п. Светлый Яр, Волгоградская область

Тема: Система методической работы по повышению квалификации педагогов в соответствии ФГОС ДО.

Опубликовано: 02.05.2017 09:28

Получить свидетельство      Скачать материал


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Светлоярский детский сад № 4»
Светлоярского муниципального района Волгоградской области

«Система методической работы
по повышению квалификации педагогов в соответствии ФГОС ДО»

Старший воспитатель:
Петрова Аксана Валерьевна

СОДЕРЖАНИЕ
I раздел. Информационно-справочный
2
• Тема
2
• Место функционирования
2
• Новизна темы
2
• Сроки реализации
2
II раздел. Технологические сведения
2
2.1. Актуальность
3
2.2. Цель
3
2.3. Задачи
3
2.4. Методы и формы организации работы
3
2.5. Организация учебно-воспитательного процесса при работе с детьми, имеющими нарушения речи.
4
2.6. Результативность
7
III раздел. Перспектива использования работы в массовой практике
8
Список литературы
9
Приложения
10

I раздел. Информационно-справочный
Тема: «Система методической работы по повышению квалификации педагогов в соответствии ФГОС ДО»
Место функционирования: Базой для реализации опыта является МКДОУ «Светлоярский д/c № 4». Тема опыта входила в планирование и содержание работы методической службы с педагогическими работниками в ДОУ. 
Степень новизны:
— исследована динамика развития повышения профессионального образования педагогических работников дошкольных учреждений;
— разработана модель повышения профессиональной квалификации педагогических работников дошкольных учреждений, в основу которой положена организационно-методическая работа;
— определены организационно-педагогические условия повышения профессиональной квалификации педагогов, базирующиеся на определении цели, целесообразном выборе форм, взаимосвязи теории с практикой на основе принципа опережающего профессионального развития;
— созданы и внедрены в педагогическую практику методические рекомендации по самообразованию педагогов и его примерное содержание с точки зрения приоритетных направлений работы дошкольных учреждений;
— разработаны организационно-педагогические условия, которые могут быть использованы при повышении профессиональной квалификации педагогических работников дошкольных учреждений.
Длительность работы по данному направлению: ноябрь 2011 по настоящее время.
II раздел. Технологические сведения об опыте работе «Система методической работы по повышению квалификации педагогов»
Актуальность: Преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества, инновационные процессы в экономической и социальной жизни и, самое главное, выбор в качестве основной задачи переустройства общества — задачи раскрепощения личности, создания для каждого человека условий к свободному проявлению и развитию своих способностей, порождают в образовании ситуацию, когда актуализируются новые требования к подготовке и профессиональному развитию педагога. Только самостоятельный и творческий профессионал, активный участник на рынке образовательных услуг, обладающий индивидуальным стилем профессиональной деятельности, умеющий распоряжаться своим интеллектуальным потенциалом, постоянно развивающий свою педагогическую компетентность, способен к претворению в жизнь современных идей гуманизации и демократизации образования. В связи с повышением требований к качеству дошкольного образования меняется и методическая работа с педагогическими кадрами.
Цель: Повышение качества подготовки педагогических кадров, приведение системы педагогического образования в соответствие со стандартами профессиональной деятельности педагога и федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Задачи работы:
• изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, внедрение в практику достижений педагогической науки;
• повышение уровня предметной и психолого-педагогической подготовки педагогических работников;
• научно-методическая помощь начинающим педагогам, испытывающим затруднения в работе;
• консультативная помощь в организации педагогического самообразования;
• повышение профессионально-педагогической культуры работников ДОУ.
2.4.Педагогические средства, используемые в работе.
Основные виды методической работы:
• изучение и обсуждение литературы: нормативных документов, государственных образовательных стандартов, программ, методической литературы;
• изучение опыта коллег (изучение планов и результатов работы, посещение и анализ НОД и воспитательных мероприятий и т. д.);
• представление и обобщение собственного опыта работы;
• внедрение в свою работу педагогических инноваций, элементов передового педагогического опыта;
• обобщение опыта работы отдельных педагогов, проблемной (инновационной) группы или всего педагогического коллектива ДОУ (опыт групп и коллектива обычно обобщается тематически);
• изучение опыта работы других ДОУ.
Формы методической работы:
— Проблемные консультации (выдвигается проблема, и педагоги посредством доказательства формулируют выводы);
— Калейдоскоп педагогических идей «Интеграция образовательных областей в реализации художественно-эстетического направления развития детей»
— Творческая игра «Современные подходы реализации образовательной области «Безопасность»»
— Семинары
-Творческие занятия, КВНы (направленные на развитие творческого мышления и создание творческих инновационных проектов);
— Деловая игра (моделирование реальной практической ситуации, в которой педагоги принимают профессиональные решения);
— Групповая дискуссия (решение наиболее важных вопросов воспитательно-образовательной работы).
Пройдя через все формы методической работы, организованные в определённой системе, педагоги не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнавать что-то новое, выработать собственный стиль повседневной педагогической деятельности. Работа, проводимая по данному направлению в детском саду, призвана помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению актуальных задач ДОУ, совершенствовать его педагогическое мастерство, обеспечивающее профессиональный рост.
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров.
В связи с этим, в ДОУ ведутся активные поиски новых, нетрадиционных форм методической работы, такие как:
— проектная деятельность;
— создание банка инновационных идей;
— использование современных средств коммуникации для обучения и обмена опытом (on-line вебинары, skype)
— творческие конкурсы.
Однако следует отметить, что нет и не может быть деления форм на новые и старые, современные и несовременные, так как каждая из них отвечает определенному содержанию. Любая традиционная форма может быть активной, если построена грамотно по содержанию и методам и реализует такие важные функции, как информационная, ориентирующая и развивающая.
2.5. Описание опыта.
Модель системы непрерывного образования,
повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ

Первоначальный этап — это мониторинг профессионального мастерства педагогов, отслеживается слабые и сильные стороны развития педагогического потенциала (Приложение 1).
На следующем этапе происходит дифференциация педагогов по степени квалификации, по отношению педагогических кадров к своей работе.
И на основании этих результатов подбирается форма методической работы с педагогами по повышению профессионального мастерства педагогов.
Структура повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ
Категории педагогов
Задачи
Формы
деятельности
Виды отчета

Начинающий (молодой)
1.Знакомство с коллективом
2.Знакомство с физиологическими особенностями детей дошкольного возраста
4.Изучение методов и приемов, используемых в реализации образовательной деятельности
5.Практическое применение
полученных знаний. 6.Анализ результатов деятельности
Консультация,
беседа,
просмотр
открытого
занятия, участие в
мастер-классе, диагностика
(мониторинг),
написание
аналитической
справки
Анализ занятия, ведение поэтапно-перспективного плана, выбор темы по самообразованию, ведение портфолио

Педагог с опытом
1.Поиск и применение новых видов деятельности
2.Обобщение опыта работы
3.Транслирование опыта работы в среде других педагогических коллективов
4.Позитивно воспринимают изменения в образовательно-воспитательной сфере
Проектные
и рефлексивные
карты,
Конспекты занятий, презентации опыта работы, творческие проекты, аналитические справки, пополнение опыта работы в портфолио

Педагог-стажист
1.Практическое применение полученных знаний
2.Анализ результатов деятельности
3.Оказание помощи молодым педагогам (наставничество)
4.Предоставить психолого-педагогическую помощь молодым специалистам
Проведение
НОД,
совместно
деятельности, транслирование
опыта
работы,
демонстрация
мастер-классов.
Портфолио, обобщение опыта работа

Данная модель системы профессионального мастерства педагогов является весьма эффективной, потому что в такой системе педагоги взаимодействуют на всех уровнях. Отметим, что и отследить отношение педагогов к своей работе имеет существенное значение, как для самих педагогов, так и для администрации.
В соответствии с уровнем педагогического мастерства для каждого воспитателя разработан план – проект карьерного роста педагогов МКДОУ «Светлоярский д/с № 4» (Приложение 2).
Таким образом, принимая активное участие в образовательном процессе, педагог постепенно принимает участие в повышении мастерства. Система повышения квалификации заключается не только в том, чтобы учить педагога, но и в том, чтобы предоставить возможность учить других, а, следовательно, и повышать свою квалификацию.
Целью повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ является поэтапное, систематическое развитие потенциала педагогов. Основными формами повышения профессионального мастерства педагогов можно выделить следующие формы:
• аттестация педагогических работников;
• прохождение курсов повышения квалификации;
• участие в конкурсах профессионального мастерства;
• проведение мастер-классов;
• публикация статей в различных научных или периодических изданиях;
• презентация опыта работы;
• участие в разработки различных проектов;
• сетевое взаимодействие в образовательном пространстве ДОУ;
• методическое сопровождение педагогов;
• внедрение образовательных технологий.

Методические формы повышения квалификации педагогов в ОУ

Коллективные
Групповые
Индивидуальные
-Научно-методический семинар
-Открытое занятие (непосредственно образовательная деятельность)
-Научно-практическая конференция
-Педагогический совет ОУ
-Методическая выставка
-Панорама методических идей
-Деловая игра
-Конкурс профессионального мастерства
-Школа педагогического мастерства
-Методический фестиваль и др.
-Диспут (дискуссия)
-«Круглый стол»
-Творческая группа
-Взаимопосещения педагогами открытых занятий
-Педагогический консилиум
-Проблемная группа
-Метод. объединения
-Школа молодого специалиста (мастера)

-Школа педагогического 
мастерства
-Мастер-класс и др.
-Участие в проектных группах
-Собеседование
-Самоанализ
-Консультация
-Самообразование
-Курсовая переподготовка
-Авторская работа
-Тренинг
-Презентация авторской программы
-Наставничество
-Стажировка





Инновационные подходы к управлению методической работой неотрывно связаны с формированием у воспитателей интереса к современным технологиям, выработкой у них устойчивого педагогического мышления.
Результат:
Анализ работы подтвердил эффективность спроектированной модели повышения квалификации педагогов.
Показателями эффективности работы явились оценка экспертов и самооценка профессионально-педагогических знаний и умений у педагогов ДОУ.
На сегодняшний день в МКДОУ «Светлоярский д/с №4» работает 21 педагог, из которых 5 человек (24%) имеют высшую квалификационную категорию, 10 педагогов (48%) первую квалификационную категорию, 6 человек (28%) – молодые специалисты, имеющие опыт работы от 1 года до 3 лет.

III раздел. Сведения о перспективах использования опыта работы в массовой практике.
3.1.Условия функционирования опыта.
ДОУ функционирует с ноября 1976 года. В саду работает 11 групп с общей численностью детей – 197 человек: 2 группы – первая младшая, 2 группы – вторая младшая, 2 группы – средний возраст, 2 группы – старший возраст, 1 группа – подготовительная группа, 2 группы коррекционной направленности – старший и подготовительный возраст.
3.2.Теоретические основы повышения квалификации педагогов.
Анализ исследований, педагогической и психологической литературы по различным аспектам позволил увидеть закономерности развития профессионализма педагогов.
Поиск концептуального подхода к решению организационных и содержательных проблем повышения квалификации позволил разрешить их через методическую работу, которая рассматривается как систематическая деятельность педагогических кадров, направленная на повышение их научно-теоретического, общекультурного уровня, психолого-педагогической подготовки и профессионального мастерства.
Анализ исследований Г.П. Березкина, Е.С. Березняк, Г.Н. Горской, A.M. Моисеева, Е.П. Тонконогой и других авторов показал возможность использования методической работы в целях повышения профессионального образования педагогов. Отдельные вопросы повышения профессионального образования педагогов до дошкольных учреждений рассматриваются и в работах Л.А. Бахтуриной, &.И. Васильевой, Т.Н. Дороновой, JLM. Кпсариной, JIB. Поздняк, ОЛ. Радоновой, Р.Б. Стеркиной.
Большинство исследователей (Ю.К. Бабанский, К.Ю. Белая, В.П. Дуброва, Н.Д. Иванов, М.А. Кавардакова, Е.П. Милашевич, В.Г. Фокина и др.) считают, что направленная на результат методическая работа в дошкольном учреждении обладает немалыми преимуществами, а именно:
— непрерывностью обучения;
— связью с результатами педагогической деятельности;
— управляемостью;
— динамичностью развития коллектива.
3.3.Перспективы использования опыта.
1. Опыт работы направлен на рецензирование для принятия в печать в ООО «Издательство «Учитель» г.Волгоград
2. Модель повышения качества профессиональной квалификации педагогических работников дошкольных учреждений Светлоярского района, планируется внедрять через работу методической службы.
3. Методические рекомендации «Основные направления организации и руководства самообразованием педагогических кадров дошкольных учреждений» выложены на официальном сайте МКДОУ «Светлоярский д/c № 4» (Приложение 3).

Список литературы
1.Аншукова Е.Ю. Аналитическая деятельность старшего воспитателя.// Управление ДОУ. — 2004. — №3.
2.Багаутдинова С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ. // Управление ДОУ. — 2004. — №3. 
3.Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом / К.Ю. Белая. — М.: ООО АСТ, 2003. 
4.Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. — М., 2008.
5.Белая К. Ю. Педсовет в ДОУ. Подготовка и проведение. — М., 2008.
6.Беляева В.А. Петренко А.А. Деятельность педагога — методиста в системе муниципального образования /В.А. Беляева, А.А. Петренко М.: АРТИ, 2004. — 7.Беляева И. В. Система работы старшего воспитателя с молодыми специалистами// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. — 2008. — № 12.
8.Виноградова Н. А., Микляева Н. В. и др. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: методическое пособие. — М., 2005.
9.Волобуева Л. М., Мирко И. А. Активные методы обучения в методической работе ДОУ// Управление ДОУ. — 2006. — № 6.
10.Зинкевич Е., Зенченко С. Старший воспитатель: система работы по повышению квалификации педагогов//Дошкольное воспитание. — 2003. — № 5.
11.Кузнецова Е. Б., Волкова С. М. Влияние новых форм методической работы на повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ// Управление ДОУ. — 2009. — № 7.
12.Кутузова И.Повышение квалификации педагогов ДОУ в современном педагогическом пространстве// Дошкольное воспитание. — 2005. — №9. 
13.Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) »
14.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
15.Электронный ресурс http://vgapk.ru/

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Диагностическая карта профессионального мастерства педагога ДОУ

Ф.И.О. педагога ______________________________________________________________

УВАЖАЕМЫЙ КОЛЛЕГА!
Прошу Вас заполнить диагностическую карту. Оцените Ваш уровень профессиональной компетентности по 4 -балльной шкале:
3 балла – показатель присутствует в полной мере;
2 балла – показатель присутствует не в полной мере;
1 балла – присутствует в деятельности в меньшей мере;
0 баллов – показатель отсутствует.

Показатели_x0007_Баллы
_x0007__x0007_1.Профес-сиональные знания_x0007_1. Знание законов развития ребёнка и технологии взаимодействия с ним_x0007__x0007__x0007__x0007_2. Знание современных концепций воспитания и новых педагогических технологий_x0007__x0007__x0007__x0007_3. Знание особенностей содержания ООП ДО_x0007__x0007__x0007__x0007_4.Знание психологических основ обучения и воспитания дошкольников_x0007__x0007__x0007__x0007_5. Знание основ преемственности между детским садом и школой_x0007__x0007__x0007__x0007_6. Знание частных методик развития детей_x0007__x0007__x0007__x0007_7. Знание содержания регионально образовательного компонента_x0007__x0007__x0007__x0007_8. Знание задач, содержания и методов работы с семьёй_x0007__x0007__x0007_2. Педагоги-ческие умения_x0007_Обучающая функция:_x0007__x0007__x0007__x0007_1. Учитываю поло-ролевые различия детей_x0007__x0007__x0007__x0007_2. Использую в практической работе развивающие программы нового поколения_x0007__x0007__x0007__x0007_3. Отбираю формы, методы и приемы обучения и воспитания в соответствии с задачами, содержанием, этапом освоения знаний и умений_x0007__x0007__x0007__x0007_4. Строю педагогический процесс на основе диагностики освоения программы_x0007__x0007__x0007__x0007_5. Самостоятельно проектирую процесс обучения_x0007__x0007__x0007__x0007_6. Создаю условия для самостоятельного познания детьми окружающего мира_x0007__x0007__x0007__x0007_7. Использую современные технологии обучения, направленные на активацию познавательной деятельности (элементы проблемного обучения, моделирование и др.) _x0007__x0007__x0007__x0007_8. Реализую индивидуальный подход в обучении и воспитании детей_x0007__x0007__x0007__x0007_9. Владею способами оценки детской деятельности_x0007__x0007__x0007__x0007_10.Владею методикой поиска информации, умею её интерпретировать_x0007__x0007__x0007__x0007_Воспитывающая и развивающая функция:_x0007__x0007__x0007__x0007_1. Отбираю содержание, формы и методы работы, обеспечивающие развитие личности: самостоятельности, ответственности, активности, самоорганизации и самоуправления_x0007__x0007__x0007__x0007_2. Обеспечиваю социальное взаимодействие между детьми и взрослыми_x0007__x0007__x0007__x0007_3. Строю педагогический процесс в соответствии с уровнем личностного развития, чутко реагирую на особенности развития детей_x0007__x0007__x0007__x0007_Организационно-педагогическая функция:_x0007__x0007__x0007__x0007_1. Владею способами организации педагогического процесса в 3-х основных блоках: организационного обучения, совместной с детьми и самостоятельной деятельности детей_x0007__x0007__x0007__x0007_2. Владею фронтальными, подгрупповыми и индивидуальными формами организации детей _x0007__x0007__x0007__x0007_Планово-прогностическая (планирующая) функция:_x0007__x0007__x0007__x0007_1.Умею соотносить и координировать собственное планирование с общими программами развития и планами ДОУ _x0007__x0007__x0007__x0007_2. Умею точно сформулировать цели и систему задач воспитательно- образовательной работы_x0007__x0007__x0007__x0007_3. Умею отбирать формы, методы и приемы в соответствии с задачами и возрастными возможностями детей_x0007__x0007__x0007__x0007_4. Умею осуществлять внутри — и межпредметные связи в педагогическом процессе_x0007__x0007__x0007__x0007_5. Умею планировать воспитательно-образовательную работу с детьми_x0007__x0007__x0007__x0007_Коммуникативная функция:_x0007__x0007__x0007__x0007_1. Умею находить общий язык с детьми, коллегами, родителями_x0007__x0007__x0007__x0007_2. Умею находить индивидуальный подход к детям и другим людям_x0007__x0007__x0007__x0007_Диагностическая функция:_x0007__x0007__x0007__x0007_1. Владею методами педагогической диагностики_x0007__x0007__x0007__x0007_2. Использую результаты комплексной диагностики (педагогической, психологической, медико-социальной) в определении задач, содержания различных форм работы с детьми_x0007__x0007__x0007__x0007_Исследовательская функция:_x0007__x0007__x0007__x0007_1. Ориентируюсь в научно-педагогической литературе по вопросам воспитания, обучения и развития, оздоровления детей_x0007__x0007__x0007__x0007_2. Выделяю проблему, её актуальность, цели, задачи и гипотезу исследования, методику экспериментальной работы и её результаты_x0007__x0007__x0007__x0007_3. Разрабатываю (или отбираю из существующих) адекватную задачам исследования методику диагностики_x0007__x0007__x0007__x0007_4. Анализирую результаты своей деятельности_x0007__x0007__x0007__x0007_5. Внедряю результаты научных исследований и передовой практики_x0007__x0007__x0007__x0007_Аналитическая функция:_x0007__x0007__x0007__x0007_1. Умею определять степень достижения поставленных целей на основе критериев оценки знаний, умений, навыков, отношения к окружающему миру и поведения детей_x0007__x0007__x0007__x0007_2. Умею устанавливать причины слабости педагогических воздействий, недостатки в своей деятельности_x0007__x0007__x0007__x0007_3. Умею на основе анализа ставить новые цели и задачи собственной деятельности_x0007__x0007__x0007__x0007_Корректирующая функция:_x0007__x0007__x0007__x0007_1. Умею строить педагогический процесс с учетом результатов системной диагностики_x0007__x0007__x0007__x0007_2.Умею разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка_x0007__x0007__x0007__x0007_3. Умею управлять поведением и активностью детей_x0007__x0007__x0007__x0007_Гностическая функция:_x0007__x0007__x0007__x0007_1. Умею строить программу своего профессионального совершенствования и самообразования_x0007__x0007__x0007__x0007_2. Умею анализировать, оценивать и корректировать свою деятельность_x0007__x0007__x0007__x0007_3. Умею сопоставлять свой опыт с достижениями других педагогов, науки_x0007__x0007__x0007__x0007_4. Умею предвидеть последствия своих действий_x0007__x0007__x0007__x0007_5. Умею прогнозировать развитие тех или иных качеств ребенка_x0007__x0007__x0007__x0007_Итого баллов _x0007__x0007__x0007__x0007_Уровень:_x0007__x0007__x0007_

97-144 балла – педагог-стажист
49-96 балла – педагог с опытом
48-20 балла – начинающий педагог
менее 19 баллов – недопустимый.
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Светлоярский детский сад № 4»
Светлоярского муниципального района Волгоградской области

Индивидуальная программа
профессионального и личностного совершенствования педагога

Представление.

Образование

Специальность

Квалификация

Стаж

Категория

Курсовая подготовка

Уровень владения ИКТ

Годовая методическая проблема

Личная тема

II. Аналитическая часть.
Карта изучения профессиональных затруднений педагога

Элементы педагогической деятельности
Степень затруднений
Очень трудно
Трудно
Средне
Почти не трудно
Не трудно
1
Перспективное планирование, составление циклограмм

2
Овладение содержанием программ и методик:
— ГОСО
— Система оценки с помощью банка индикаторов
— Программы согласно возрастному периоду

3
Составление технологических карт

4
Использование разнообразных форм работы в процессе учебно-игровой деятельности

5
Логическое построение всех этапов занятия

6
Обеспечение детей самостоятельной работой в процессе учебно-игровой деятельности

7
Использование современных педагогических технологий

8
Организация и проведение исследовательских работ

9
Сочетание творческой и стандартной работы в процессе учебно-игровой деятельности

10
Сочетание групповой и индивидуальной работы

11
Обеспечение порядка на занятии

12
Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей

13
Коррекционная работа с детьми не усвоившими программный материал

14
Использование межпредметных связей

15
Организация работы с материалом, с информацией.

16
Взаимодействие с семьёй воспитанника

17
Создание положительной атмосферы в процессе учебно-игровой деятельности

18
Сотрудничество с психологом

19
Содружество с коллегами

20
Анализ результатов исследования

21
Формирование мотивации познания, исследовательских навыков

22
Мониторинг

23
Планирование самообразовательной деятельности

Оценка реализации потребностей педагога в развитии
Анкета № 1
для выявления способности педагогов к развитию
Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого номера балл:
5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;
4 – скорее соответствует, чем нет;
3 – и да и нет;
2 – скорее не соответствует;
1 – не соответствует.
Я стремлюсь изучить себя.
Я оставляю время для развития, как бы ни была занята делами.
Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.
Я анализирую свои чувства и опыт.
Я много читаю.
Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
Я верю в свои возможности.
Я стремлюсь быть более открытым человеком.
Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
Я получаю удовольствие от освоения нового.
Возрастающая ответственность не пугает меня.
Я положительно бы отнеслась к продвижению по службе.

Анкета № 2
для выявления факторов, стимулирующих и препятствующих развитию педагогов.
Оцените, пожалуйста, перечисленные ниже факторы по пятибалльной шкале:
5 – да (препятствуют или стимулируют);
4 – скорее да, чем нет;
3 – да и нет;
2 – скорее нет;
1 – нет.
Препятствующие факторы:
Собственная инерция.
Разочарование из-за имевшихся ранее неудач.
Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей.
Враждебность окружающих (зависть, ревность и т.п.).
Состояние здоровья.
Недостаток времени.
Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.
Стимулирующие факторы:
Методическая работа в ДО.
Обучение на курсах.
Пример и влияние коллег.
Пример и влияние руководителей.
Организация труда в ДО.
Внимание к этой проблеме руководителей.
Доверие.
Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования.
Занятия самообразованием.
Интерес к работе.
Возрастающая ответственность.
Возможность получения признания в коллективе.

Обработка анкет
Посчитайте общую сумму баллов по первой анкете.
Если у вас набралось 55 и более баллов, вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.
Набрав от 36 до 54 баллов, вам придется признать, что у вас отсутствует сложившаяся система развития.
Набрав от 15 до 35 баллов, вы должны понять, что находитесь в стадии остановившегося развития.

Анкета № 3
Степень владения навыками самостоятельной работы в процессе самообразования

Критерии оценки
Самооценка
1
Работа с учебной, справочной, научно-методической литературой: подбор, анализ прочитанного, написание конспекта, тезисов.

2
Умение делать выводы по обзору литературы, выделять наиболее актуальные проблемы развития детей.

3
Сохранение информационного материала в памяти, воспроизведение необходимой информации по памяти.

4
Выделение главных, ключевых понятий в любом информационном материале, составление опорных схем изученной темы.

5
Самостоятельное усвоение педагогических и психологических понятий с помощью справочных материалов.

6
Систематизация, группировка изученных фактов, составление схем, графиков, таблиц.

7
Умение высказывать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказать или опровергнуть суждение.

8
Самостоятельное выделение проблемы, теоретических и практических задач ее изучения.

9
Самоконтроль и самоанализ собственных действий при выполнении различных заданий.

10
Умение ставить цель, планировать свою работу, выделять время для работы по самообразованию.

Условные обозначения степени владения теми или иными навыками:
+ — владею свободно,
? — владею посредственно, вызывает затруднение,
! – не владею.
III. Перспективная часть


Программа саморазвития
Сроки
Прогнозируемый результат
1
Подбор, изучение и анализ литературы:

2
Где и когда запланировано выступление:

3
Творческое сотрудничество с педагогами по теме:

4
Практический выход (доклад, буклет, методические разработки, др.)

5
Обобщение собственного опыта:

6
Изучение передового опыта:

Прогнозирование результатов работы на учебный год

По оснащению развивающей среды
По работе с детьми
По взаимодействию с семьёй
По сотрудничеству с социумом

Памятка по самообразованию

Возможная проблема
Пути решения
1. Не могу определиться с темой самообразования
Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты.
Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно- образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, , конвенции, целевые программы, а так же статистические данные.
2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе

Подбор литературы:
Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.
Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?
Составление плана изучения конкретной выбранной литературы
Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме
Включите современные взгляды на проблему
Используйте опыт работы педагогов других ДО.
3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал
По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.
Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.
Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.
Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.
4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.
Составьте план или схему полученных при изучении материалов.
Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.
5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.
Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.

Памятка «Как подготовиться к докладу, выступлению»

Этап – подготовка доклада, выступления.
Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой установки с учетом интересов и запросов слушателей.
Формулировка основных вопросов доклада, выступления.
Составление развернутого плана выступления.
Просмотр и чтение специальной литературы.
Подбор и систематизация наглядных материалов.
Подбор педагогических ситуаций из своего опыта и опыта коллег.
Определение порядка использования подобранных материалов в процессе изложения.
Распределение материала по вопросам.
Письменное изложение полного текста выступления.

Этап – работа с подготовленным материалом
Выделение в тексте основных смысловых частей, на которые при выступлении нужно сделать акцент.
Распределение времени на изложение каждого вопроса и определение темпа выступления (пробное чтение).
«Свертывание» полного текста доклада в краткую форму (тезисы, план, цитаты на карточках).

Этап – подготовка к выступлению
Перед тем как включиться в работу, настройтесь: сядьте или встаньте удобно, дайте себе установку на внутреннюю собранность, сосредоточение, мысленно представьте какую-либо приятную сцену, случай из собственной жизни.
Перед изложением информации дайте себе установку, что окружающие являются потенциальными единомышленниками.

Памятка к исследовательской работе педагога
Как правильно сформулировать тему:
Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается по схеме:

Изучаемый процесс
Предмет исследования
Условия
Изучение
Исследование
Развитие
Формирование
Становление
Воспитание
Анализ
Разработка
Организация
Влияние
и т.п.
Познавательные способности
Познавательная активность
Умения что-то делать
Личностные качества
Любознательность
Самостоятельность
Наблюдательность
и т.п.
На музыкальных занятиях
На экскурсиях в природу
В процессе изучения чего-либо
В процессе знакомства с чем – либо
В игровой деятельности
и т.п.

Например: «Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время прогулок в природу»

Формулировка темы по схемам:
ЧТО – ТО как условие развития ЧЕГО – ЛИБО
ЧТО – ТО как средство формирования ЧЕГО – ЛИБО
Использование ЧЕГО – ЛИБО как средство (условие) развития (формирования, воспитания, становления и т.п.) ЧЕГО –ТО
Например:
«Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»
«Наблюдение как средство развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста»
«Использование развивающих игр как средство формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Определение актуальности и новизны исследования
Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников?
Актуальность заключается в объяснении теоретической направленности, который будет достигнут в результате выполнения работы.
Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.

Формулирование цели исследования
Цель – это то, что нео

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector