Из опыта работы «Объёмная аппликация как средство развития творческой активности детей 2 – 4 лет».

Автор: Левчук Татьяна Тимофеевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ «Детский сад № 2 комбинированного вида»

Населенный пункт: г. Микунь, Республика Коми

Тема: Из опыта работы «Объёмная аппликация как средство развития творческой активности детей 2 – 4 лет».

Опубликовано: 03.05.2017 10:13

Получить свидетельство      Скачать материал


Сообщение на педагогических чтениях

Из опыта работы «Объёмная аппликация как средство развития творческой активности детей 2 – 4 лет»

Воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 2 комбинированного вида» г. Микунь Левчук Татьяна Тимофеевна.

Цель: Развитие творческих способностей посредством объёмной аппликации.

Задачи:
1. Развивать художественное воображение и эстетический вкус.
2. Развивать конструктивное мышление.
3. Знакомить со свойствами различных материалов.
4. Развивать мелкую моторику и тактильные ощущения при использовании разных материалов: бумажные салфетки, вата, крупа, природный материал.
5. Повышать познавательно — исследовательскую активность.

Актуальность.
Важность темы заключается в том, что именно развитие мелкой моторики у детей позволяет сформировать координацию движений пальцев рук. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, мышление, внимание, речь, а также словарный запас.
Аппликация в младшем дошкольном возрасте очень привлекает детей. В ходе выполнения работ по аппликации малыш не просто знакомится со свойствами различных материалов, с которыми выполняет действия, но и имеет возможность выразить свои эмоции, впечатления от окружающей жизни. Кроме этого, в результате деятельности получается яркая красочная работа.

Содержание работы.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста весь процесс совместной работы с детьми по развитию мелкой моторики рук представляет собой единую систему, которая постепенно усложняется, и при этом раскрываются многообразные связи предметной практической деятельности детей, его культуры, а также мир природы, окружающей среды.
В своей работе с малышами 2 – 3 лет стала широко использовать методы объёмной аппликации в процессе совместной деятельности. В ходе работы я убедилась в том, что механизм освоения навыков у разных детей неодинаковый в силу их индивидуальных особенностей. Поэтому отрабатывать освоение навыков в оптимальном именно для каждого малыша режиме удобнее всего не на занятиях, а в свободное от занятий время.
Правильно подобранные методы и приёмы обучения очень способствуют развитию творческой активности и развитию мелкой моторики рук.
В своей работе я использую разнообразные приёмы:
• Пальчиковые гимнастики в соответствии с темой предполагаемой работы;
• Показ при помощи рук различных изображений («очки», » стул», «колокольчик», «зайка» и. т. д., которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок;
• Перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль и др.)
• Нахождение мелких предметов в емкости с фасолью, горохом — «сухой бассейн».
• Обрывание разной бумаги (салфеток, газетной)
• Сминание, сжатие пальцами комочков из бумаги и составление из них образов.

В работе я использую словесные объяснения, обращения к детям — объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания детьми речи взрослого. После рассматривания и объяснения предлагается выполнение работы под непосредственным руководством взрослого.
Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.
Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста..
Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:
— различные игровые упражнения;
— обыгрывание той или иной ситуации;
— использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;
— решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.
Учитывая возраст и индивидуальные способности детей, я пришла к выводу, что наиболее эффективными среди названных нетрадиционных техник аппликации на данном этапе оказались:
— объемная аппликация из салфеток;
— аппликация из природного материала.
Аппликация из салфеток:
Особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Работа, выполненная в данной технике, отличается оригинальностью, красочностью. Дети с удовольствием занимаются данным видом аппликации и получают удовлетворение от готовой работы.
Аппликация из природного материала:
Способствует развитию мелкой моторики у детей работа с разнообразными природными материалами. Для аппликации используются: арбузные семечки, фасоль, горох, рис, пшено, гречка, семечки подсолнуха, скорлупа от фисташек и т. д. Работа кропотливая, требует от детей усидчивости, но разнообразие материалов привлекает детей к работе, вызывает интерес к изобразительной деятельности.
С целью развития ручной умелости и умственных способностей детей младшего дошкольного возраста можно порекомендовать аппликацию из ваты. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей, делает ее более увлекательной и интересной.
Кроме этого, следует отметить, что действуя с разнообразными материалами, дети не просто развивают мелкую моторику рук, творческие способности, но и повышают свою познавательную активность, учатся простейшим исследовательским действиям
Я считаю, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через аппликационную деятельность даст позитивный результат: дети всё более уверенно станут работать в знакомых техниках; более точно воспроизведут движения пальцами рук, станут более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными. Их работы приобретут осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector