Экологическое воспитание в ДОУ через приобщение к народной культуре.

Автор: Середа Юлия Олеговна

Должность: Воспитатель

Учреждение: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 «Чебурашка»

Населенный пункт: г. Омутнинск, Кировская область

Тема: Экологическое воспитание в ДОУ через приобщение к народной культуре.

Опубликовано: 05.05.2017 14:57

Получить свидетельство      Скачать материал


Середа Юлия Олеговна,
воспитатель МКДОУ детский сад
№ 17 «Чебурашка» г.Омутнинска
Кировская область

Экологическое воспитание в ДОУ
через приобщение к народной культуре
Одним из ведущих направлений в развитии детей дошкольного возраста в настоящее время является экологическое, т.к. по инициативе президента 2017 год объявлен годом экологии в России. Экологические знания необходимы каждому человеку, чтобы мы могли производить экологически чистые продукты, строить прекрасные города, жить в гармонии с природой. Почему важно с самого раннего детства заниматься вопросами экологического воспитания и образования? Потому что, чем раньше ребенок почувствует общность с природой, тем внимательнее и бережнее он будет обращаться с ней, будет любить и охранять ее.
Но как у маленького ребенка развить интерес к природе? Нужно сделать процесс ознакомления доступным, интересным и увлекательным.
В нашем детском саду № 17 «Чебурашка» экология и народная культура идут в интеграции. Это обогащает образовательный процесс, позволяет установить общность экологической культуры и истории, учит обращаться к опыту и знаниям людей, живших много лет назад. Принцип интеграции позволяет избежать перегрузки образовательного процесса, прочнее закрепить материал в сознании детей, сделать обучение интересным и увлекательным. Например, идет знакомство с кошкой. Какие знания можно включить по народной культуре? Это потешки, загадки, приметы. Зачем кота впускали в новый дом первее всех, а сами не входили, пока он не выберет себе место? Да затем, что это было самое удобное место в доме. Здесь и ставили колыбель для ребенка. А чтобы не забывалось, что кот в доме нужен не только для того, чтобы ловить мышей, о нем сложили не мало песенок и потешек. Немного про собачку, про курочку да серого волка, а более ста — про кота. А сколько примет связано с котом! Прячет во сне мордочку – к морозу. Лежит брюхом вверх – к теплу. Стену дерет – к ненастью. Наши бабушки и дедушки знали эти приметы и были намного здоровее и крепче нас.
Экологическое воспитание обеспечивает формирование духовных и нравственных ценностей. Когда-то люди приходили в лес, как в храм с почтительной сдержанностью, уважением к духам леса. Многие народы, используя лес при строительстве домов, совершали особые обряды, чтобы умилостивить души убитых деревьев, которые переходили в дом и там обитали. Восточные славяне валили лес сообща, чтобы разделить тяжесть вины, и рубка всегда сопровождалась искупительными обрядами: «Лес – батюшка, Земля – матушка. Вашей плоти взять дозвольте, не ради наживы, а ради жизни».
Я не призываю уподобиться нашим прадедам, я хочу обратить внимание на то, как трепетно обращались люди к природе, что необходимо воспитывать такие же трепетные чувства у современных детей.
Ежегодно проводим праздники «Троицу», «Пасху». Формируем представление о деревьях, как растениях значимых для жителей России. Рассказываем о их целебных свойствах, о святом отношении к ним взрослых. Береза – символ России. Верба – дерево-оберег. Эмоциональному восприятию содержания праздника способствуют игры и музыкальные произведения. Также организуем праздники на фольклорном материале «Осенины», «Рождество», «Встреча весны», «Спасы». Свои эмоции и чувства от праздников дети передают в рисунках.
Наиболее верный путь приобщения ребенка к природе лежит через наблюдения. Наблюдение – деятельность доступная ребенку, развивающая его умственные способности. Существует средство развития любознательности и особенно наблюдательности – это народные приметы определения погоды. В старину погода имела большое значение, особенно для сельских жителей. «Приметами домок держится» — говорилось неспроста. Они помогали определять погоду на ближайшие и дальние сроки, подсказывали, какую работу необходимо выполнять. Иней на деревьях — к морозам, туман – к оттепели. Дым столбом – к морозам. Высокая и крупная радуга – к ведру, пологая и низкая – к ненастью. Много интересного можно узнать и предсказать, наблюдая за насекомыми, растениями, животными. Наблюдение является обязательной частью нашей прогулки.
Бесценна роль книг в работе с детьми по экологическому воспитанию. Широко используем мифы, легенды, рассказы, сказки из серии книг авторов А.Лопатиной и М.Скребцовой. Материал в этих книгах направлен на формирование у подрастающего поколения нравственных ценностей: доброты, дружбы, взаимопомощи, трудолюбия, любви к родной природе, Родине. В режиме дня детского сада предусмотрено время для чтения художественной литературы.
Единомышленниками и помощниками в работе являются родители. Принимают участие во всех мероприятиях: и в благоустройстве группы и территории для прогулок, и в праздниках и субботниках. Проводим эко-акции «Зеленый участок», организуем фото-выставки «В огороде и в саду я помощником расту», конкурсы поделок из бросового материала. На территории детского сада есть «Экологический зоопарк», поделки животных готовили родители из различных подручных материалов, есть место для игр с песком и водой, цветники, кустарники. Оформляем тематические стенды для родителей с экологическим содержанием. Тесное сотрудничество всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей способствует тому, чтобы дети росли мудрыми, экологически мыслящими.
Таким образом, воспитание экологической культуры, любви и бережного отношения к родной природе возможно через приобщение к народной культуре, национальным праздникам и традициям, через наблюдение за окружающей природой, что является актуальным в нашем дошкольном учреждении.
Литература:
• Пигилова Т.А. Сборник «Народная культура». Хрестоматия I часть, подготовлен к печати сотрудниками Фирмы «Русский дом», г.Подольск.
• Журнал «Очаг», «У очага наших предков» № 1,2,3,4 – 1993г.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector