Создание условий в образовательном пространстве ДОУ для развития сенсорной культуры детей раннего возраста.

Автор: Шишкина Наталья Сергеевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ № 23 «Светлячок»

Населенный пункт: г. Карпинск, Свердловская область

Тема: Создание условий в образовательном пространстве ДОУ для развития сенсорной культуры детей раннего возраста.

Опубликовано: 05.05.2017 19:18

Получить свидетельство      Скачать материал


1 слайд. «Создание условий в образовательном пространстве ДОУ для развития сенсорной культуры детей раннего возраста».
2 слайд. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.

3 слайд. Актуальность сенсорного развития заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия (отражения в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Современные технологии и уровень информации требуют всё больше внимания уделять интеллектуальному развитию ребёнка. Процессу сенсорного развития внимания явно уделяется недостаточно. Хотя, известно, что развитие ощущений и восприятий создаёт необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления, речи). Поэтому сенсорному развитию малышей уделяется значительно больше времени в воспитательном процессе в дошкольном учреждении.

4 слайд. Поскольку сенсорное развитие является неотъемлемой частью дошкольного воспитания, его значение в формировании интеллектуальных способностей ребенка недооценивать ни в коем случае нельзя. Роль сенсорного воспитания заключается в том, что оно: -способствует развитию интеллекта ребенка; помогает малышу систематизировать знания, которые он получает из внешней среды; подготавливает детишек к восприятию мира таким, каким он является; подготавливает малышей к будущей учебной деятельности;

5 слайд. Задачи сенсорного воспитания детей раннего возраста:
-Формировать общую сенсорную способность, т.е. способность к использованию сенсорных эталонов (5-Обеспечить постепенный переход от предметного воспитания и узнавания объекта к сенсорному анализу. Следовательно, учить не просто узнавать предмет и называть его, но и узнавать его назначение; части предмета и их назначение; материал из которого сделан предмет, цвет, форма, размер и т.д.
-Помочь ребенку получить первые представления о различных материалах (бумага, дерево, стекло, металл) и их основных качествах(стекло – холодное, прозрачное, бьется; бумага – гладкая, мягкая, рвется, промокает и т.д.)
-Формировать представления о простейших перспективных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и т.д.). Учить правильно применять данные действия.
-Воспитывать бережное отношение к предметам, учить детей использовать предметы в соответствии с назначением и их свойствами.

6 слайд. Вхождение ребёнка в мир сенсорной культуры начинается с того момента, как ребёнок переступил порог детского сада. Поэтому наша задача разместить предметное пространство так, чтобы ребёнок мог постоянно познавать, исследовать эталоны формы, цвета, величины, овладевать действиями с этими эталонами, учиться сопоставлять с реальными предметами. Выбор методов и приёмов обучения является делом творческим. Нами была выбрана игровая форма, тем самым мы активизируем детей на более лучшие результаты их деятельности. Применяем множество дидактического, демонстрационного и раздаточного материала, в основе которого лежит метод наглядного обучения.

7 слайд. Одним из основных средств развития сенсорных эталонов у детей являются дидактические игры и упражнения, которые в дошкольной педагогике с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания.
8 слайд. Оборудование применяем полифункциональное, позволяющее охватить сразу несколько линий развития ребёнка.
9 слайд. Для освоения детьми основных цветов, а также некоторых оттенков я придумала, а родительница группы воплотила в жизнь объёмные цветы с бабочками и грибы с листочками на липучках. Цветы и грибы многофункциональны и направлены на развитие моторики рук и пальцев, а также на группировку цветов.
10 слайд. Также это оборудование используем на занятиях по физической культуре: между грибами и цветами можно бегать стайкой, на цветах можно посидеть, отдохнуть.

11 слайд. Для закрепления знания основных цветов, величины, а также знаний об одежде у нас имеются вязаные варежки, носочки, шарфики, шапочки разных цветов и размеров. Например, малыши знают, что варежки нужно носить зимой на ручках, чтобы они не замёрзли. Знают, что маленькие варежки взрослому малы, а большие будут спадывать с детской ручки.
12 слайд. Также знают, что варежки должны быть одного цвета на обеих ручках. Таким образом, мы развиваем навыки самообслуживания, которые играют определённую роль в развитии ребёнка, так как способны резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости. Многофункциональность состоит в том, что помимо того, что дети развивают сюжет, они ещё учатся сопоставлять предметы по цвету, форме, величине.

13 слайд. В центр сенсорики мы внесли подушки основных цветов, имеющие мягкую текстуру и подушки разных геометрических форм, необходимых для развития детей раннего возраста, использующихся в разных видах деятельности, в частности для перешагивания, для спрыгивания, для развития основных видов движений.
14 слайд. Знакомство с формой продолжаем в свободной конструктивной деятельности. Малыши с удовольствием строят длинные и короткие .узкие и широкие дорожки, высокие и низкие башенки и многое другое, попутно закрепляя цвета. Также дети раннего возраста любят манипулировать с различными вкладышами. Малыши с удовольствием перебирают их в руках, развивая мелкую моторику и запоминая геометрические формы.

15 слайд. Для освоения детьми величины и чтобы малышам было интересней играть, и в помощь развитию сюжета, мы изготовили грядки, на которых растут морковки, репки и грибы разных размеров. Малышам гораздо интересней собирать их для мишек и зайчат «почти настоящие», чем группировать их по картинкам.
16 слайд. А в процессе НОД эти задачи мы постепенно усложняем. Также эти муляжи мы используем во время физкультурных занятий и для подвижных игр.

17 слайд. «Коврик развития». Коврик можно использовать как дидактический материал, так и для самых разных элементарных совместных игр с ребёнком. Ребенок по просьбе взрослого показывает определенные элементы пособия, производит с ними определенные действия. Элементы коврика малыши могут трогать, гладить, мять, тянуть, отстегивать — т.е. самыми разными способами давать волю исследовательскому движению и любопытству. Но, что еще важно, коврик — не просто механический набор цветных пятен, пуговиц и застежек. Через сюжетные элементы можно изучить и закреплять сенсорные эталоны, изучить пространственное восприятие: «выше-ниже», «влево-вправо». .Коврик так же является пространством, организующим общение ребенка и взрослого, происходит обогащение словаря и развитие речи детей.

18 слайд. «Яблоня с яблочками». С её помощью дети узнают, что яблоко- это фрукт и что все фрукты растут на дереве. Ребёнок должен правильно по цветам собрать яблочки в разные ведёрки.
19 слайд. «Чудесные мешочки» предназначены для группировки различных предметов разных цветов, для нащупывания предметов разной текстуры.

20 слайд. Для совместной и самостоятельной деятельности имеются объемные геометрические фигуры, полые фигуры-вкладыши (цилиндры, кубы), плоскостные игрушки вкладыши (с геометрическими фигурами и тематические) и объемные — в виде кубика, домика, мозаика, матрешки.
21 слайд. В группе появился отдельный стол, на котором мы расположили игрушки и материалы для развития мелкой моторики: прищепки, пробки, застежки, сборно-разборные игрушки и т.п.

22 слайд. Для познавательно –исследовательской деятельности  в группе есть стол «Вода-песок». Организуя игры с элементами экспериментирования знакомим детей со свойствами песка и воды, обращаем внимание на то, что сухой песок можно насыпать в бутылочку, а сырой – нет, из сухого песка нельзя сделать куличики, а из сырого – можно, одни предметы держатся на воде, другие – тонут, вода может окрашиваться (принимает цвет краски, растворенной в ней).  Игры с песком имеют огромное значение для физического и психического развития ребёнка.
23 слайд. Они очень важны для развития мелкой моторики.  Трогая песок руками, пересыпая его, ощущая сухой и мокрый песок, крупный или мелкий, ребёнок получает огромное количество тактильных ощущений и богатую пищу для работы мозга. Известно, что мозговые центры, отвечающие за тактильные ощущения и за речь, находятся рядом, поэтому давая ребёнку возможность получить богатый сенсорный опыт, мы тем самым создаем благотворные условия для развития его речи. Так же малыши впервые и самостоятельно входят в мир поисково- исследовательской деятельности.

24 слайд. Собирая пирамидку, матрешку, складывая картинку из деталей, играя с разнообразными вкладышами, ребенок учится учитывать свойства предметов, различать и соотносить их по форме, цвету, величине,
25 слайд. Осваивает «прямые» и «обратные» действия. В играх малыш не только действует, но и мыслит.

26 слайд. Во время продуктивной деятельности работа по сенсорике не прекращается. На занятиях по аппликации используем с малышами технику «Бумажная пластика». Малыши развивают мелкую моторику пальчиков, закрепляют цвета, учатся проявлять творчество.

27 слайд. В зоне двигательной активности мы старались учитывать и задачи сенсорного воспитания. Поэтому мячи старались приобретать яркие, четырех основных цветов и разных размеров. Ленточки, флажки и платочки были сшиты из легких, ярких тканей также четырех основных цветов и разных размеров.

28 слайд. Деятельность коллектива ДОУ по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста не имела бы таких положительных результатов без активного взаимодействия с родителями. Для нашего дошкольного учреждения характерно, что родители являются его неотъемлемой частью, между педагогами и родителями сложились партнерские отношения. Родители являются активными участниками образовательного процесса: проводятся игры, совместные занятия, родители участвуют в развлечениях, праздниках.
29 слайд. Нами была проведена целенаправленная работа по сенсорному воспитанию: родительские собрания, консультации. Так же постоянно обновляется наглядная информация для обогащения знаний родителей о сенсорном воспитании.
30 слайд. С целью закрепления знаний детей были предложены домашние задания родителей- изготовить игры по сенсорике своими руками. С помощью родителей сенсорный уголок постоянно пополняется.
31 слайд. С целью самообразования родителей была предложена серия домашних заданий для работы родителей с детьми в домашних условиях в технике бумажная пластика.

32 слайд. В результате наполнения образовательной среды сенсорными эталонами прослеживается положительная динамика:
— дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам;
— с удовольствием включаются в деятельность экспериментирования
— способны целенаправленно наблюдать за объектами, умеют выполнять простейший сенсорный анализ;
— стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности.
Наши малыши любопытны, активны, эмоциональны, общительны . Опыт показывает, что созданное интегрированное образовательное пространство повышают уровень сенсорного развития детей, способствует лучшему усвоению представлений о форме, цвете и величине предметов, развивают познавательный интерес малышей, педагогическую компетентность родителей.
33 слайд. Спасибо за внимание!

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector