Беседа о дереве.

Автор: Народа Наталья Борисовна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ «Детский сад №43»

Населенный пункт: г. Рязань, Рязанская область

Тема: Беседа о дереве.

Опубликовано: 06.05.2017 14:25

Получить свидетельство      Скачать материал


МБДОУ «Детский сад №43» города Рязани
Конспект НОД разработала воспитатель Народа Наталья Борисовна

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Беседа о дереве»

Задачи:
-Закреплять представления детей о деревьях (строение, свойства, возраст, виды, деревья разных континентов). Подвести детей к мысли о том, что все в природе взаимосвязано, и, т.к. деревья являются частью живой природы, они неразрывно связаны с жизнью на планете.
-Уточнять и систематизировать представления детей о роли деревьев в жизни человека (связь дерева с человеком, как человек использует деревья (разные его части), что делает из древесины, какие профессии связаны с деревом, как человек заботится о деревьях).
-Продолжать учить детей самостоятельно делать выводы на основе имеющихся знаний, отстаивать свою точку зрения.
-Воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть ее красоту; чувство ответственности за нее, желание преумножать ее богатства.

Оборудование:
Глобус, таблицы: «солнечная система», «строение дерева», дидактические игры: «Плоды», «Живая и неживая природа», энциклопедия «Почемучка», книга стихов С.А.Есенина, две лесенки для дидактических игр, иллюстрации деревьев и кустарников.

Организация детей на занятии: на стульях, полукругом.

Предварительная работа:
Длительные и эпизодические наблюдения в природе.
Знакомство с глобусом и строением солнечной системы.
Аппликация «Солнечная система»
Совместно с детьми составление папки «Что делают из дерева»
Изготовление папки-раскладушки «Охрана деревьев». Рассказ воспитателя о красной книге, о заповедниках.
Знакомство с природными условиями разных континентов, установление связи между климатом и особенностями растительности. Знакомство детей с деревьями разных континентов.
Беседы о живой и неживой природе, дать понятие о пяти признаках присущих живой природе.
Домашнее задание: побеседовать с родителями о профессиях человека, связанных с деревом.
Просмотр презентаций «Лес — наше богатство», д/ф «Зачем деревьям листья».
Чтение художественной литературы о деревьях.
Познакомить детей с понятиями хвойные (вечнозеленые) и лиственные (летнезеленые) деревья. Рассказ воспитателя о лиственнице.
Рассматривание строения дерева.

Ход занятия.
— Давайте вместе посмотрим на глобус. Что такое глобус? (Это модель нашей планеты Земля).
— Земля – одна из девяти планет солнечной системы, она вращается вокруг солнца так же, как и остальные планеты. Но именно нашу планету называют голубой. Почему? (много воды – океанов, морей, рек, озер).
— Действительно, более половины всей поверхности Земли занимают крупные и мелкие водоемы
А когда о земле говорят «Зеленая планета». Почему так? (на суше много зелени, растений)
— Какие из растений самые крупные? (деревья)
— На сегодняшнем занятии давайте и поговорим о деревьях. Вспомним все, что знаем о них и сделаем вывод о том, какую роль играют деревья на нашей зеленой планете Земля.

I часть

— Вам знакомо огромное количество деревьев. Многие из них вы встречаете каждый день, потому, что они растут в нашем городе, а в других городах, в других странах растут такие же деревья? (нет, не везде) Почему? (различие в климате, в погодных условиях)
— Перечислите известные вам деревья других континентов (эвкалипт, секвойя, баобаб — самые высокие деревья в мире, много видов пальм: банановая, кокосовая, финиковая, сейшельская ; африканское красное дерево, железное дерево)
— Все деревья нашей планеты можно разделить на два больших вида. Какие это виды?
(Хвойные и лиственные деревья).
— Как можно еще сказать? (Вечнозеленые и летнезеленые)
— Чем они отличаются? Почему мы делим на два вида? По какому признаку мы их поделили? Чем они отличаются? (а) внешний вид, б) сбрасывают листву (исключение: все ли сбрасывают), в) плодовые и неплодовые).
Какие из перечисленных вами деревьев являются плодовыми? (пальмы)
— А я расскажу вам об экзотических деревьях, о плодах, которых вы, может — быть никогда не слышали! (Зачитать по энциклопедии):
В Индии, Индонезии и на тропических островах растет Хлебное дерево. Конечно, на нем нельзя увидеть батоны и булки. Его плоды круглые и тяжелые. Из их мякоти местные жители пекут в золе лепешки, похожие по вкусу на настоящий хлеб. А в Бразилии растет молочное дерево, там еще называют его «дерево-корова». Стоит только немного подрезать его кору и тотчас потечет белая струйка. По вкусу этот древесный сок очень напоминает молоко.
В Индии, Японии и Китае растет Конфетное дерево. Его плоды, подсушенные на солнце, такие же сладкие, как настоящие конфеты. А вот полуметровые плоды колбасного дерева, хоть видом и напоминают колбасу, но совсем несъедобны.
Вот какие чудеса растут на свете! Может — быть кто-то из вас пробовал такие плоды? (Нет). Ничего удивительного, ведь деревья эти растут в далеких странах. Но вы пробовали на вкус много других плодов. Хорошо знаете плодовые деревья? Давайте проверим.

Дидактическая игра « Плоды деревьев»

На столе перед детьми картинки с изображением различных плодов.
Задача каждому: выбрать одну картинку, на которой изображен плод, растущий на дереве.
Уметь называть данный плод и дерево, на котором он растет. Поставить
картинку на лесенку.
Цель: закрепить знания о плодовых деревьях, выяснить отличия деревьев от кустарников.

— Мы с вами перечислили так много деревьев, наверное, все назвали, растущие на нашей планете. (Нет). Почему? ( Планета огромна, деревьев много).

Подвести детей к мысли о том, что : на сколько велика наша планета, настолько разнообразна природа Земли и настолько неисчерпаемы знания о ней. Знать все — невозможно, но следует стремиться к тому, чтобы узнать как можно больше.

-Попробуйте одной фразой определить, что такое дерево? ( Это растение, природа, а дерево — часть живой природы.)
— Докажите. (Оно дышит, питается, растет, размножается, движется) (с примерами).
— На примерах мы убедились, что дерево – часть живой природы. А в природе все взаимосвязано. Значит и дерево связано с другими представителями живой и неживой природы? Давайте это докажем.

Дидактическая игра «Живая и неживая природа»

Цель: подвести детей к пониманию взаимосвязи между всеми компонентами природы, важности каждого компонента. Закреплять знания о живой и неживой природе. Учить самостоятельно устанавливать связи между отдельными компонентами природы.

Материал: Предметные картинки с изображением представителей живой (растения и животные) и неживой природы (лесенка).

Задание: Выбрать картинку, изображенное на которой имеет какую – либо связь с деревом. Связь эту мысленно доказать. Определить – к какой части природы относится изображенное, доказать.

Все картинки выставляются на лесенку:
1 ступень – неживая природа
2 ступень – растения
3 ступень – животные
Несколько детей, по просьбе воспитателя, обосновывают свой выбор.

После проверки выполнения задания, предложить детям сделать вывод. ( Являясь частью природы, деревья тесно взаимосвязаны с ней, так как необходимы для растений, животных и неживой природы).

— Как вы думаете: какое отношение к природе имеет человек? (он сам является его частью, так как он дышит, питается, растет, размножается и движется).
— Значит, деревья связаны и с человеком? Давайте рассмотрим – как.
— Еще в древности одни народы поклонялись деревьям, как богам, даже приписывали им человеческие качества; у других народов – разные деревья являлись различными символами : хвойные – символ бессмертия, олива – символ мира…
Поэтому с давних времен люди придавали большое значение деревьям в своей жизни, изучали их строение и свойства, как вы думаете, для чего? ( Чтобы знать, как лучше использовать отдельные части).
Вниманию детей предлагается схема строения дерева.
— Давайте рассмотрим строение дерева.
— Назовите его части и их значение для дерева.
( I – корни – питание, укрепление на почве;
II – ствол с ветвями – по ним движется древесный сок, разносит питание от корней, ствол и ветви покрыты корой;
III – листья – участвуют в процессе дыхания дерева)
Вывод: все части дерева необходимы ему, так как каждая имеет свое значение.
— А как можно определить возраст дерева?
( По кольцам на срубе или по внешнему виду – размеры, ветви, состояние коры и т.п.)
— Расскажите, как человек использует отдельные части дерева.
( Корни – для укрепления земель, в мелиоративных целях;
Кора – в медицине, в древности писали на коре, в плетении (липовая кора)
Листья – в медицине, в сельском хозяйстве (перегной)
Цветки, сок, плоды – пища, косметика медицина;
Ветви – плетение).
— Растущее дерево – часть живой природы, а дерево, срубленное человеком, так же часть живой природы?
(- Нет. Срубленное дерево из природы превращается в материал для изготовления чего – либо).
— Под древесной корой движется древесный сок, а ближе к середине ствола находится особый слой – древесина, именно ее человек и использует как материал. А что же делает человек из древесины? И почему?
(Рассказы: какие качества имеет древесина и как их использует человек).
(- топливо, так как дерево хорошо горит;
— Стройматериал, мебель, так как — прочное
— дома, бани, сауны, так как — теплое
— паромы, лодки, корабли, так как не тонет
— украшения, игрушки, так как – красивое
— посуду, кухонную утварь, так как – экологически чистое
— бумагу
— корзины, сумки
— лекарства
— получают другие материалы (резину, шерсть…)
Вывод: нас кругом окружают вещи, сделанные из древесины, это делает нашу жизнь удобнее, благоустроеннее, комфортнее, красивее.

— Раз дерево так тесно связано с нашей жизнью, наверно профессии многих людей имеют к нему отношение?
Перечислите эти профессии.
(лесоруб
лесосплавщик
лесозаготовитель
кораблестроитель
строитель, отделочник
плотник
столяр
резчик по дереву
краснодеревщик
народные мастера, умельцы
лесничий
садовод
ученый
фармацевт
химик
эколог)

Вывод: очень многие профессии связаны с деревом. Дерево дает человеку возможность потрудиться, устроить лучше свою жизнь.

Физкультминутка

— Давайте вместе с вами задумаемся над противоречием: деревья необходимы человеку для жизни, человек очень ценит деревья и использует их. Но ведь, используя деревья, человек их губит. Из года в год, из века в век люди вырубают деревья. И их на планете становится все меньше и меньше. А ведь мы с вами знаем, что деревья живые. Может быть людям стоит прекратить срубать деревья?
( Нет, это невозможно! Деревья необходимы. Многие моменты жизни связаны с деревьями, человечество привыкло использовать деревья и теперь вряд ли обойдется без этого)

— Значит, когда-нибудь наступят страшные времена – на земле не останется ни одного дерева? ( Этого не случится, т.к. люди не только используют деревья, но и заботятся о них).
Охрана деревьев рассматривается по папке раскладушке:
Красная книга, в которую занесены редкие и исчезающие виды растений.
Законодательство об охране природы.
Создание Заповедных зон. Окский заповедник.
«Каждый человек в своей жизни должен построить дом, вырастить сына и посадить деревце» — посадка деревьев.
Лесные пожары. Как их избежать. Правила поведения в лесу.

— Действительно. Существует обратная связь: дерево заботится о человеке, а человек заботится о дереве. Все в природе находится в неустойчивом равновесии и человек обязан поддерживать это равновесие, заботиться о природе, от которой зависит вся его жизнь.

— Мы о многом поговорили. Назовите теперь самые главные моменты: для чего же необходимо человеку дерево?
(Для здоровья – очищение воздуха, лекарства, отдых – парки, санатории.
Для удобства –
Для радости – радость художника от восприятия.
— И это действительно так. Человек связан с деревом не только физически, т.е. телом, но и духовно. Как вы понимаете эту духовную связь? Люди каких творческих профессий имеют отношение к природе?
(Художники написали много картин о деревьях; композиторы писали музыку; писатели – рассказы; поэты – стихи)
— Почему они это делают?
(Когда люди видят красоту природы, их посещает особое чувство – вдохновение, желание передать эту красоту в своей работе, выразить свое восхищение, дать возможность другим людям испытать те же чувства).
Детям еще раз предлагается рассмотреть групповую картинную галерею, совместно составленную ранее.
— Многие писатели и поэты писали о природе, воспевали деревья в своих произведениях.

Вспомнить с детьми рассказы Пришвина, Паустовского, стихи Есенина.

— Наш земляк С.А. Есенин в стихах своих воспевал красоту родной рязанской природы. Послушайте что писал он о разных деревьях. (по томику стихов зачитать несколько четверостиший о клене, березе, дубе)
— Не только люди творческих профессий могут замечать и прославлять красоту природы. Русский народ издавна имел связь с природой, сочинял о ней пословицы и поговорки, слагал песни.
— На гуляньях парни и девушки водили хороводы вокруг своего любимого дерева, пели песни. И мы с вами знаем один из таких хороводов. Давайте встанем вокруг березки.

Хоровод.

По окончании хоровода девочка — березка читает стихотворение:

Я густой, кудрявой вырасту на славу – примечай меня.
Я медовым цветом расцветаю летом – поливай меня.
А в денек горячий в тень тебя я спрячу – береги меня.
Ливень льет порою, я от ливня скрою – не ломай меня.
В свет широкий выйдешь, всю страну увидишь – не забудь меня!

— А теперь давайте вместе сделаем вывод, какое значение имеют деревья на нашей планете?
(Деревья – часть живой природы, они неразрывно связаны с природой и человеком. Жизнь без деревьев была бы очень тяжелой, не устроенной и грустной. На земле было бы меньше красоты. Хорошо, что на нашей планете есть деревья, люди обязаны заботиться о них.)

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector