Методическая разработка дидактической игры «Что это за птица?»

Автор: Кулагина Ирина Владимировна

Должность: Воспитатель первой категории

Учреждение: МБ ДОБУ детский сад № 23 «Солнышко»

Населенный пункт: г. Белорецк, Республика Башкортостан

Тема: Методическая разработка дидактической игры «Что это за птица?»

Опубликовано: 09.05.2017 14:21

Получить свидетельство      Скачать материал


Дидактическая игра «Что это за птица?»
(Для детей дошкольного возраста)

Выполнила воспитатель первой категории:
Кулагина Ирина Владимировна

«Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребёнка
вливается живительный поток
представлений,понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности»
В.А. Сухомлинский.

Пояснительная записка

Экологическое образование и воспитание должно сопровождать человека на протяжении всей жизни. Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство. Эмоциональность детей, их особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в дошкольном возрасте.Формирование гуманного отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете. Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы является основой в воспитании экологической культуры дошкольников. Дети особенно впечатлительны и отзывчивы, поэтому активно включаются во все мероприятия по защите тех, кто в этом нуждается.
Большие возможности расширения представлений об окружающем мире, развития речи, формирования элементарных экологических знаний и воспитания любви ко всему живому заложены в игре. Весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняется ребёнком в игре неосознанно, как процесс преднамеренного обучения – ребёнок учится играя.
Ценность дидактической игры, по мнению А.И. Сорокиной, заключается в том, что воспитатель не только определяет её ход, но и прогнозирует некий результат, являющийся своеобразным критерием уровня развития детей. В ходе дидактической игры у ребёнка развивается наблюдательность, одно из важнейших качеств, необходимых для достижения успешного результата
Через развивающую дидактическую игру «Что это за птица?» дети получат необходимые экологические знания и представления о наиболее распространённых на территории нашей страны зимующих и перелётных птицах.
Данная игра предназначена для игры с детьми младшего и старшего дошкольного возраста, в зависимости от целей, которые ставит педагог во время игры.

Цель игры: формирование представлений о птицах, распространённых на территории нашей страны.

Задачи:
• Вызвать у детей интерес к птицам нашего края, умение узнавать и называть их.
• Уточнить и расширять знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении к среде обитания.
• Учить детей описывать птиц по их характерным признакам.
• Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.
• Развивать слуховое и зрительное восприятие, развивать зрительную память, мышление;
• Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к птицам, желание помогать им.

Описание
Дидактическая игра «Что это за птица?» состоит из 20 вырезанных изображений птиц, двух листов с изображением зимующих и перелётных птиц и коробочки для хранения игрового материала, аудиозаписи голосов птиц, песня из м/ф «Кто же такие птички?», фишки — смайлики.

Варианты игры

В-1. «Что это за птица?»
Играть может любое количество детей от одного до двадцати. Раздать детям понравившиеся им изображения птиц и каждый из них должен назвать свою птицу, дать описание птицы, чем она отличается от других. Выигрывает тот, кто правильно назвал свою птицу и рассказал про неё.

В-2. «Зимующие или перелётные?»
Игра проводится индивидуально с каждым ребёнком, или в паре.
Карточки с изображением животных перепутаны на столе. Нужно разложить изображения птиц на 2 группы: зимующие и перелётные. Если играют в паре, то один ребёнок раскладывает зимующих птиц, а другой – перелётных.

В-3. «Угадай, кто поёт?»
В игре участвует любое количество детей. Ведущий включает поочередно звуки голосов птиц. Задача детей определить, кто это и назвать эту птицу правильно.За каждый правильный ответ ребенок получает 1 очко — фишку. Выигрывает тот, кто больше всех наберет очков.

В-4. «Отгадай загадку!»
В игре участвует любое количество детей. Ведущий загадывает загадку, а дети отгадывают, находят нужную птицу и показывают её остальным.
Выигрывает тот, кто больше всех отгадал загадок.

В-5. «Какая птица улетела?»
В игре может участвовать любое количество детей. Воспитатель на доске, или на столе выкладывает 5-6 изображений птиц. Просит назвать их и запомнить. Затем дети закрывают глаза, а педагог убирает одну. Дети открывают глаза и отгадывают, какой птицы не стало. Например: «Не стало сороки» и т.д.

В-6. «Самый главный!»
В игре может участвовать любое количество желающих детей.
Педагог раздаёт детям изображения птиц и рассказывает сказку о том, как спорили птицы в лесу, кто из них самый главный.
Дети озвучивают свою птицу, описывая её по схеме от первого лица и заканчивая словами «Я самая главная!»
В конце игры воспитатель делает вывод о том, что все участники спора нужные и полезные.

В-7. «Соревнование»
Все дети делятся на две группы. Одна группа описывает птицу или загадывает загадку, а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы меняются местами. Команды получают фишки за правильное описание своей птицы и правильную отгадку птицы команды соперников. Выигрывает та команда, которая больше получит фишек.

В-8. «Найди птицу, которую назову»
«Раз, два, три –
Ворону отыщи!
Раз, два, три –
К синице подбеги!
Раз, два, три –
Воробья найди! И т. д.»
Играть можно как подгруппой детей, так и индивидуально. Дети внимательно выслушивают команду и направляются в ту часть комнаты, или игровой площадки, где находится та, или иная птица.

В-9. «Скажи наоборот»
Детям предлагается рассмотреть пары птиц и назвать наоборот.
У сороки хвост длинный, а у воробья … короткий.
У клёста клюв толстый, а у синички … тонкий. И т. д.
Играть может любое количество детей.

В-10. «Четвёртый лишний»
В игре может участвовать любое количество детей.Воспитательна доске, или на столе выкладывает 4 изображения птиц. Дети должны определить, какая птица из них лишняя. Дети определяют зимующая или перелётная та, или иная птица.
«Воробей, грач, сорока, синица.»
«Ворона, голубь, ласточка, дятел»
«Сорока, кукушка, галка, скворец»

В-11. «Кто как голос подаёт?»
Играть можно со всеми детьми. Педагог предлагает превратиться в птицу, которую она показывает и рассказать от имени этой птицы, как она поёт.
«Я – ворона: «Кар-кар-кар!» Я умею каркать.»
«Я – сорока: «Стр-стр-стр!» Я умею стрекотать.»
«Я – сова: «Ух-ух-ух!» Я умею ухать.»
«Я – синица: «Тинь-тинь-тинь!» Я умею тинькать.»
«Я – воробей: «Чик-чирик!» Я умею чирикать.»
«Я – снегирь. Я умею свистеть.»
«Я – голубь. Я умею ворковать.» и т.д.

В-12. «Птичий рынок»
Играть можно со всеми детьми.
Детям предлагается составить рассказ о птице, не называя её.
Из группы детей выбирают «Покупателя» и «Продавца». Перед «продавцом» на столе разложены картинки с изображением птиц.
«Покупатель» говорит, что он забыл название птицы, которую он хочет купить. «Продавец» просит описать её.

Приложение
Загадки
На шесте — дворец,
Во дворце — певец.
(Скворец)
Кто на елке, на суку
Счет ведет: «ку-ку, ку-ку?»
(Кукушка)
Черный, проворный,
Кричит «крак» —
Червякам враг.
(Грач)
Верещунья белобока,
А зовут ее … (сорока)

На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нем?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться —
Два могучие крыла
У хозяина … (орла)

На асфальте «Гру-гру-гру»
Много крошек соберу,
Для того, чтоб их хватило
Для подружки сизокрылой.
С ней воркую и летаю,
От врагов нас защищаю.
Птицей мира я зовусь,
И легко я приручусь.
(Голубь)
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
(Грач)

Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой —
Все равно он будет мой!
(Дятел)

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(Сорока)
Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел)

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это … (снегири)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По ночам кочует —
Коноплю ворует.
(Воробей)
Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
(Воробей)

Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей)
Всю ночь летает —
Мышей добывает.
А станет светло —
Спать летит в дупло.
(Сова)

Днем спит,
Ночью летает.
(Сова)
Весной прилетает птица.
Поле вспашут — там любит кормиться.
(Грач)

Спереди — шильце,
Сзади — вильце,
Сверху — черное суконце,
Снизу — белое полотенце.
(Ласточка)

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением … (ворона)

Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
(Грач)
В синем небе голосок —
Будто крохотный звонок.
(Жаворонок)

Литература
• ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – 3-е изд., испр. и доп. – М. Мозаика — синтез, 2016.
• Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-пресс»; 2011.
• Грехова Л. И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.:Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2000.
• Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-систез, 2009.
• Мир природы и ребёнок. (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование»/ Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н., Маневцова Л.М., Терентьева Е.Ф.; под ред. Маневцовой Л.М., Саморуковой П.Г. – СПб.: «Детство-пресс», 2000.
• Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: «Издательство Гном и Д», 2004.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector