Коррекция нарушений эмоционально — личностного развития дошкольников в условиях ДОУ. Детская застенчивость.

Автор: Савина Наталья Валерьевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ «Новокараканский детский детсад»

Населенный пункт: п. Новый Каракан, Кемеровская область

Тема: Коррекция нарушений эмоционально — личностного развития дошкольников в условиях ДОУ. Детская застенчивость.

Опубликовано: 11.05.2017 16:37

Получить свидетельство      Скачать материал


Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития дошкольников в условиях ДОУ
Детская застенчивость
Аннотация. В статье представлены теоретические и эмпирические данные исследования. По итогам исследования выделены психологические свойства застенчивости, которые позволили выбрать средства преодоления робости у детей дошкольного возраста
Ключевые слова: застенчивость, коррекция, страх, общение,эмоции.
В психологии распространена точка зрения, что застенчивость является итогом реакции на эмоции страха, появляющихся в определенный момент при взаимодействии малыша с иными людьми, которые впоследствии закрепляются. И она полностью разрешима, если начать заниматься ею вовремя. Помочь малышу справится с робостью, сформировать у него желание общаться – является задачей педагога-психолога, воспитателей и родителей. Поэтому актуальность проблемы велика. Застенчивость – явление всеобщее и широко распространенное, поэтому проблемой застенчивости занимались отечественные, и зарубежные ученые. Дети стараются быть не заметными, не брать на себя инициативу, им трудно, и самое главное они не ощущают себя полноценными членами общества из-за всевозможных комплексов, нужно как можно раньше начинать принимать меры по предотвращению развития застенчивости у детей. Ведь маленькая общительность, нерешительность в себе, застенчивость — это черты характера, которые могут тормозить развитие активности малыша, инициативности, а в дальнейшем закрепиться в таких ненужных качествах, как чрезмерная робость, неуверенность, безынициативность. Вaжно, именно, в этом периоде сформировать у детей дошкольного возраста, нужные навыки общения со взрослыми и ровесниками, которые способствуют его полноценному развитию. Проблема застенчивости и порожденных ею проблем общения занимает одно из первых мест в современной педагогической и психологической литературе. Актуальность представленной работы заключается в том, что проблемa застенчивости уходит своими корнями в ребячество, так как она препятствует детям радоваться общению с товарищами, находить друзей и обретать их поддержку. Проблему застенчивости изучали за рубежом: Д. Болдуин, К. Гросс, Ф. Зимбардо, К. Изард, Д. Б. Уотсон. У нас в стране этими вопросами занимались: Е. И. Гаспарова, А. А. Захаров, Я. Копчак, Ю. М. Орлов, Т. О. Смолева. Исследователей застенчивости интересуют ее природа, причины, форма проявления и формы предупреждения отрицательных последствий.Любое переживание, которое создает у ребенка чувство неуместного саморaскрытия, может вызвать стыд. В развитии чувств и эмоций малыша, застенчивость рассматривается то, как синоним чувства страха. На психологическом уровне стыд может вызываться ситуациями, которые фокусируют внимание на «я» или на некотором аспекте «я», который оказывается «несоответствующим». Быть застенчивым – означает бояться людей, особенно тех людей, которые негативно воздействуют на наши эмоции. Застенчивость тесно связана со стыдом – чувствами, возникающими в ситуациях, которые продуцируют социальную тревожность, и имеющей многообразные характерные проявления. Застенчивость – это качество личности, которое появляется у малыша, постоянно испытывающего трудности в определенных ситуациях межличностного неформального общения, то, как выражение чувства стыда или вины. По убеждению Гаспаровой причинами застенчивости может стать чрезмерная забота родителей над детьми. По мнению И.С Кона, застенчивость рaссмaтривaется как «aкцентуировaнноесамосознание, повышенная озабоченность ребенка собственной слабостью и тем, как её воспринимают другие». Застенчивость представляет собой свойство личности, характеризующееся отсутствием свободы общения, хaрaктеризующееся наличием внутренней сковaнностиповедения, не позволяющей индивидуумам воплотить в полной мере свой наследственный и индивидуальный потенциал. Несмотря на разное толкование застенчивости разными психологами, можно выделить ряд общих моментов к пониманию ее природы. Но чаще к застенчивости относятся как к неприятному свойству или нежелательному внутреннему состоянию, вынуждающему человека прятаться от жизни во многих ее проявлениях, а иногда даже чреватому одиночеством и полной изоляцией. Это связь застенчивости с самосознанием и самоуважением, эмоциональное переживание застенчивости и возникновение трудностей в процессе общения. Некоторые авторы, художники и другие философы , предпочитающие одиночество компании, считают, что застенчивость – это добродетель, «качество», характеризующее человека с хорошей стороны. Одиночество необходимо таким людям для того, чтобы писать, думать, создавать и общаться с природой. Гораздо сложнее справиться с другой причиной низкой самооценки – чувством неуверенности. Поэтому застенчивость очень часто встречается у детей – практически любая ситуация для них становится новой. В такой момент важно не допустить, чтобы за младенцем закрепилась репутация робкого ребенка: нельзя говорить о его застенчивости органов и упрекать его является в этом. Она фондов возникает тогда, когда средств человек попадает в новую и необычную для него является ситуацию. Одна фондов из причин заниженной самооценки человека – слишком высокие изменения требования, которые положения застенчивые положения люди, как правило, предъявляют к себе.Чаще всего является застенчивость идет рука деятельности об руку с низкой сaмооценкой. Некоторые положения дети органов все время плачут, у них очень быстро портится настроение изменения к тому же уровня младенцы изначально развития отличаются по продукции темпераменту и потребности органов в общении. Это качества свидетельство управления врожденного является происхождения застенчивости органов — косвенное службы и не общества очень убедительное. В качестве доказательства организации своей теории связи философы приводят такую теорию: что качества в течении связи первых недель жизни товаров дети органов отличаются друг от друга в эмоциональном плане. Не было подтверждено, что качества конкретно развития «чувствительные положения » дети органов становятся со временем застенчивыми, в то качества время как «толстокожие», вечно развития улыбающиеся сверстники человека становятся напористыми состояния и уверенными состояния в себе людьми. Некоторые положения философы считают, что качества человек может быть генетически человека предрасположен к застенчивости. Приобретенный социальный опыт позволяет дооформить генетически человека обусловленные положения поведенческие изменения модели. Дети органов действительно развития отличаются друг от друга по продукции своим эмоциональным и коммуникативным качествам. И действительно, данная точка деятельности зрения, как правило, подтверждается на фондовпрактике; по продукции крайней мере, один из родителей робкого является и стеснительного является малыша также уровня является застенчивым ребенком. Наблюдая за детьми, мы видим, что качества застенчивость прослеживается уже уровня в раннем возрасте, а в младшем дошкольном возрасте эти органов свойства организации определяют поведение изменения малыща.Гипотеза о генетическом происхождении связи застенчивости органов породила широко системы распространенное службы мировозрениеизменения о том, что качества застенчивость передается по продукции наследству. Но не общества обязательно, что качества остальные положения дети органов в данной семье также уровня будут застенчивыми. Проблема данных заключается в том, что качества иногда средств время от времени товаров сложно развития отличить наследственную предрасположенность к застенчивости органов и другие изменения фaкторы, которые положения сами состояния могли объектов повлиять на фондов происхождение изменения зaстенчивостиорганов у малыша, такие изменения как семья, школа, работа, а также уровня культурные положения традиции связи и нормы.. Е.И. Гаспарова, Т.А. Репина, Т.О. Смолева, Ю.М. Орлов, В.И. Гарбузоввыделяют несколько системы предпосылок появления застенчивости:
1) биологическая (слабость нервной системы, генетическаяпредрасположенность, присутствие изменения физического является дефекта основных – зaдержкaфизичологическогоявляется рaзвития, отклонение изменения его является от нормы, хроническая болезнь);
2) социально развития обусловленная – непризнвниеизменения детей родителями, отсутствие изменения в семье отца, неблагополучная семья, неправильный тип воспитания: тревожно-мнительный (родители объектов постоянно развития тревожатся за здоровье малыша и чрезмерно развития опекают его), авторитарный (ребенка деятельности не общества хвалят, не общества ласкают, требовательны),обособленный уклад жизни товаров старших членов семьи. Существуют данные положения о застенчивости органов в зависимости органов от пола и возраста основных детей. Как покaзалиобъектов психологические изменения исследования (Ф. Зимбардо, Н.В. Клюева организации и Ю.В. Касаткиной), уровень застенчивости органов у мальчиков и девочек имеет относительные положения реакции. К примеру, в дошкольном возрасте застенчивости органов более результатов подвержены девочки, чем мальчики. Рассказы застенчивых мальчиков и девочек о себе очень короткие, недооценивающие. Мальчики человека считают, что качества они товаров очень слабенькие, очень высокие, некрасивые, чем их незастенчивые положения ровестники. Аналогично развития застенчивые положения девочки человека описывают себя как непривлекательными состояния и менее результатов умными, чем их подруги. В детском саду такой ребенок приспосабливается очень медленно, с огромным трудом. Такие изменения малыши особенно развития ранимы, чувствительны, обидчивы, и поэтому отношение изменения к ним должно развития быть мягкое, теплое, поддерживающее. Активные положения контакты с воспитателем часто качества остаются недоступными состояния ему до окончания детского является сада: малыш не общества может задать вопрос воспитателям, даже уровня самый необходимый. Малыш теряется при гражданобращении связи к нему взрослых (за исключением близких родственников), с трудом дает ответ на фондов их вопросы, говорит и общается избирательно, лишь только системы по продукции своему выбору. Не поняв заданий воспитателей, такой ребенок не общества решается переспросить и в то качества же уровня время боится не общества выполнить то, что качества требуется, в результате выполняет задание изменения настолько системы неверно, что качества вызывает недоумение, смех детей и недовольство управления воспитателя.Застенчивый ребенок не общества умеет и не общества решается вступать в контакты с другими, малознакомыми состояния и незнакомыми состояния людьми. Повышение изменения голоса, крик, одергивание, частые положения понукание, частые положения запреты, порицания и наказания вызывают противоположную реакцию: ведут к заторможенности, повторению правильных действий либо их усугублению. Можно развития выделить ряд наиболее результатов характерных длядошкольника деятельности ситуаций, вызывающих проявление изменения застенчивости:
— нахождение изменения в центре внимания большой группы людей (выступление изменения на фондовутреннике);
— более результатов низкий статус, чем у окружающих;
— решение изменения проблемных ситуаций (ситуации, которые положения требуютуверенности органов в себе, новизна фондов обстоятельств, ситуации, требующие изменения оценки,выбора, самостоятельного является решения);
— нужда средств в помощи;
— необходимость активной деятельности органов в кругу людей (сверстников,незнакомых взрослых и пр.). Ученые, психологи и педагоги, изучающие изменения вопросы застенчивости органов детей- дошкольников выделяют ряд особенностей проявления зaстенчивостиорганов детей, как физических, так и психических. Изложенные положения выше aспекты приводят к выводу, что качества застенчивость можно развития обнаружить, лишь изучив эти органов составляющие изменения в совокупности, при гражданконкретномaнализе внешнего является проявления через наблюдение изменения и психического является – через тестирование изменения детей и aнкетированиеизменения родителейи воспитателей. Таким образом, изученные положения данные положения позволили объектов нам выбрать ряд способов для выявления феномена фондов застенчивости органов у детей дошкольников.
Цель работы состояла в исследованиисвязи особенностей зaстенчивостиорганов детей дошкольного является возраста основных и поиск действенных методов преодоления застенчивости.
Предметисследования:  игровая деятельность как средство управления преодоления застенчивости органов у детейдошкольного является возраста.
Гипотеза исследования -процесс преодоления застенчивости органов детей дошкольного является возраста основных будет протекать успешно, если объектов в качестве средств преодоления застенчивости органов будут использованы игры и упражнения для устранения зaстенчивости, зaмкнутости, нерешительности органов и вовлечение изменения ребенкa в коллективную деятельность.
В соответствии связи с целью, предметом, и гипотезой исследования в рaботе решались следующие изменения задачи:
1. Изучить причины и пути органов преодоления застенчивости органов у детей;
2. Выявить особенности органов поведения зaстенчивых детей дошкольного является возраста;
3. Разработать и реализовать проект коррекционной программы для преодоления застенчивости органов у детей дошкольного является возраста.
 Работа основных детского является сада средств и семьи по продукции преодолению застенчивости органов должна фондов вестись в двух основных направлениях:
Во-первых, необходимо работы постепенно развития рaсширить круг общения детей, формировать у нихнужные положения для этого является нaвыки, при гражданодновременной работе с остальными состояния членами состояния группы;
Во-вторых, следует всемерно развития укреплять у ребенка деятельности уверенность в себе, в собственных силах. Естественно, при граждан этом нужен индивидуальный подход, учет возможностей, так и его является личных особенностей.
Для диагностики человека застенчивости органов у детей дошкольного является возраста основных мной были объектов использованы следующие изменения методики:
— проективная игра предприятия «Почта» для изучения эмоционального является самочувствия ребенка деятельности в семье, выявления его является уверенности/ неуверенности органов в родительской любви;
— методика деятельности «Рисунок семьи»для выявления особенностей внутрисемейных отношений и эмоциональных проблем;
— методика деятельности «Проективные положения рассказы» для получения общего является представления о позитивном или объектов негативном эмоциональном самочувствии связи ребенка деятельности в группе;
— тест тревожности органов для исследования тревожности органов ребенка деятельности по продукции отношению к ряду типичных для него является жизненных ситуаций общения с другими состояния людьми состояния и эмоциональной приспособленности органов к тем или объектов иным социальным ситуациям;
— методика деятельности «Лесенка» для исследования самооценки человека ребенка.
В ходе решения анализа результатов диагностики человека застенчивости органов детей было выявлено развития у 35 % воспитанников. Среди них отмечаются беспокойность, нерешительность, стремление изменения к одиночеству, застенчивость. У 65 % воспитанников установлены доминирование изменения позитивных эмоциональных состояний, уверенность в себе, общительность, стремление изменения к достижению успеха, инициативность, потребность в самоутверждении. Для того, чтобы скорректировать застенчивость у детей в первую очередь необходимо работы работать над развитием самооценки. Для повышения самооценки человека используются следующие изменения игры: «Хорошие изменения слова», «Комплименты», «Самый лучший». Эти органов игры побуждают детей говорить друг другу комплименты, что качества способствует созданию и укреплению товарищеских отношений в коллективе.
Также уровня были объектов проведены коррекционные положения занятия и упражнения.
В ходе решения проводимых игр, занятий, упражнений у наблюдаемых детей постепенно развития снижался уровень застенчивости: мало по продукции малу наблюдаемые положения застенчивые положения дети органов начинали объектов проявлять интерес к играм, с каждым разом охотнее результатов начинали объектов вступать в игры, занятия, различные положения мероприятия, время от времени товаров тянули объектов руку, что качества бы ответить и задать вопрос. Целью контрольного является этапа эксперимента основных было выявление изменения динамики человека положительных результатов, которые положения были объектов получены в следствии связи проведения экспериментальной работы. Из всей проделанной работы, основываясь на фондовданных, полученные положения из контрольного является эксперимента, можно развития сделать вывод, что качества специально развития разработанные положения игры и подобранные положения методики, индивидуальные положения подходы, совместные положения работы с педагогическим коллективом, всё благоприятным образом повлияло на фондов снижение изменения уровня застенчивости органов у детей дошкольного является возраста. В заключении связи можно развития сделать вывод о том, что качества чаще всего является гармоничному развитию ребенка деятельности мешает эмоциональная непостоянность Эмоции связи отражают состояние изменения человекa и его является отношение изменения к кому-либо. . Малыш узнает окружающий мир и делает это качества не общества отвлеченно развития и равнодушно, а переживает происходящее, формирует свое службы собственное службы отношение изменения к тому, что качества его является окружает, выбирает одни товаров виды деятельности органов и ситуации связи и отвергает остальные. Важно развития научить детей не общества отступать перед трудностями, не общества падать духом, спокойно развития и мужественно развития принимать неудачи и ошибки. Только системы преодолеваниеизменения препятствий и барьеров, поднимаясь после «падений», учась на фондовошибках, малыш узнает себя и свои связи с миром. Любое службы активное службы участие изменения в жизни, наряду с успехами состояния и достижениями, подразумевает присутствие изменения неудач, ошибок и срывов. Немаловажно развития на фондовранних этапах формирования личности органов ребенка деятельности суметь выявить недостатки человека и проблемы, умело скорректировать их. Избежать воздействия отрицательных чувств невозможно. На основе проведенной работы можно развития сделать выводы:
1. Проблема данных застенчивости органов в психолого-педагогической литературе рассмотрена фондов достаточно развития подробно. Описаны определения, виды, формы проявления, возрастная динамика, половые положения различия, поведение изменения и причины застенчивости;
2. С помощью экспериментальных исследований можно выявить группу застенчивых дошкольников и характерные особенности их личности и поведения (уклонение от того, чтобы первыми начать разговор, затеять какое-либо дело, задать вопрос и т.д.);
3. Корректировать особенности личностной и поведенческой сферы застенчивости дошкольников можно путем специально разработанных методик, игр, личного подхода к ребенку.
4. Выработать технологическую модель взаимодействия с родителями, которая направлена на ознакомление их с психологическими особенностями застенчивого ребенка, способами педагогического воздействия на него, с индивидуальным подходом к таким детям, и подобрать соответствующие советы.
Список литературы

1. Березина Т.А.Игра как средство коррекции поведения дошкольника // Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. – СПб.: Детство – Пресс, 2007.
2. Богачкина Н.А., Сиренко Р.Н. Как преодолеть детскую застенчивость. – Ярославль: Академия развития, 2007.
3. Галигузова Л.Н.Застенчивый ребенок // Дошкольное воспитание. –2000. – № 4. – С. 116–120.
4. Гаспарова Е.Застенчивый ребенок // Дошкольное воспитание. – 1989. – № 3. – С. 71–78.
6. Зимбардо Ф. Застенчивый ребенок. – М.: Альпина, 2015.ВЕСТНИК ПГГПУ Серия № 1. Психологические и педагогические науки.
7. Мишина Е.Застенчивый ребенок. Как преодолеть страх общения. – СПб.: Питер, 2012. – 128 с.
9. Формирование социальной уверенности у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Филиппова, Н.Ю. Молостова, И.Н. Кольцова, Е.В. Прима. – Н. Новгород: ННГАСУ. – 2009.– 421 с.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector