Дидактический материал по теме «Профессии».

Автор: Труфанова Ольга Николаевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МДОБУ «Детский сад «Улыбка»

Населенный пункт: с. Новоалександровка, Оренбургская область

Тема: Дидактический материал по теме «Профессии».

Опубликовано: 11.05.2017 20:58

Получить свидетельство      Скачать материал


ПРОФЕССИИ
^ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Дети должны знать:
-названия и назначение разных профессий;
-то, что профессия — это дело, работа, основной род занятий;
-атрибуты, особенности профессиональной фирменной одежды разных профессий;
-профессии своих родителей.

Дети должны уметь:
-понимать значение труда людей разных профессий;
-ценить результаты труда людей разных профессий;
-использовать активный словарь по теме.

МАТЕРИАЛЫ
Картины и картинки, изображающие труд людей разных профессий; элементы профессиональной одежды; атрибуты разных профессий; оборудование для сюжетно-ролевых игр; символы и знаки, обозначающие деятельность людей разных профессий; куклы, одетые в одежду людей разных профессий (в том числе и бумажные); книги с иллюстрациями о профессиях; альбом с фотографиями родителей детей группы на рабочем месте; фотографии коллектива ДОУ.

Беседа
Тема: « Правила поведения детей в труде»

Программное содержание:
1. Закрепить и обобщать детей о правилах поведения в труде: убирать за собой игрушки, уважительно относиться к чужому труду, помогать друг другу советами в труде.
2. развивать внимание, наблюдательность, умение замечать ошибки у сверстников.
3. воспитывать положительное отношение к труду.
Подготовка к беседе:
— подготовка куклы Незнайки к занятию.
Ход беседы:
Прихожу к детям вместе с Незнайкой.
— Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о труде детей, о том, как вести себя в труде. Незнайка будет помогать вам. Согласны? Читаю стихотворение:
Портниха. Переплетчица.
Целый день сегодня шью. Заболела
Я одела всю семью. Эта книжка: изорвал ее братишка.
Погоди немного, кошка. Я больную пожалею.
Будет и тебе одежка. Я возьму ее и склею.

-Ребята, что можно сказать про детей, о которых рассказано в этих стихотворениях, какие они?
— можно я скажу: они ленивые, не внимательные, злые.
— Ребята, правильно ли сказал Незнайка?
— Нет. Дети трудолюбивые, заботливые, добрые, ласковые, внимательные.
— А какие рассказы или стихотворения вы знаете о трудолюбивых и заботливых детях?
(Ребята называют рассказы)
— Незнайка, а ты что молчишь? Расскажи, что ты знаешь о трудолюбивых детях?
Незнайка: Я вам расскажу, как мы помогали с Буратино Мальвине.
Мальвина наводила дома порядок, а мы разбрасывали игрушки. Нам было очень весело. (радостно смеется)
— Ребята, скажите, а Мальвине тоже было смешно? (нет)
— Это рассказ о трудолюбивых и заботливых детях? (нет)
— Ребята, объясните Незнайке, как нужно было себя вести:
— Помочь Мальвине убирать игрушки.
— Спросить, нужно ли Мальвине еще помощь
— Уважительно относиться к чужому труду
— Действовать в труде совместно, коллективно.
— Совместно обсуждать предстоящую деятльность
— Помогать друг другу советами в труде
— Незнайка, тебе помогли дети?
— Очень. Спасибо вам. Теперь мне хочется исправиться и помочь Мальвине убирать игрушки. Пойду прямо сейчас к ней, и Буратино расскажу о правилах поведения. До свидания, ребята!
— Ребята, вот вы и помогли Незнайке. Скажите, а вы поможете своим мамам.
Сейчас я вам расскажу о девочках: Оле и Люде.
Так или не так?
Оля и Люда гуляли во дворе. Увидела Оля, как Петя помогает своей маме развешивать белье на веревке, и говорить подруге:
— И я сегодня маме помогала.
— И я тоже, — ответила Люда, — А что ты делала?
— Тарелки вытирала, и ложки, и вилки.
— А я ботинки чистила
— Мамины? – спросила Оля
— Нет, свои
— Разве это помощь маме? – засмеялась Оля. – ты же их себе чистила?
— Ну и что же? Зато у мамы будет меньше работы, — сказала Люда.
Так или не так?
— Ребята, кто же из детей помогал маме?
— Можно ли Люде сказать такую пословицу?
Судят не по словам, а по делам.
— Ребята, а как вы понимаете пословицы:
Маленькое дело лучше большого безделья.
Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
По окончанию беседы хвалю детей:
— Ребята, вы сегодня сделали доброе дело: помогли Незнайке освоить правила поведения в труде, а заодно и сами вспомнили. Молодцы!

ООД Тема: Знакомство с профессией библиотекарь.
Цель: формирование целостного представления о профессии библиотекарь у детей 7- го года жизни.
Программные задачи:
Образовательные: познакомить и расширить знания детей об особенностях профессии библиотекарь, показать значение трудовой деятельности в жизни человека.
Развивающие: способствовать развитию связной речи, мышления, памяти, любознательности, наблюдательности, активизировать и обогащать словарь детей новыми словами «читальный зал», «абонемент», «читательский билет», «стеллаж».
Воспитательные: создать условия для воспитания уважительного и доброго отношения к людям данной профессий; способствовать воспитанию умения работать в группе; учитывать мнение партнёра; отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.
Подготовительная работа: беседа с детьми о профессии библиотекарь, объяснение, показ иллюстраций, чтение стихов, пословиц и отгадывание загадок. Экскурсия в библиотеку. Создание атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Библиотека».
Оборудование: иллюстрации с изображением профессии библиотекарь.
Ход занятия:
— Ребята я хотела бы вас познакомить с новым произведением А. С..Пушкина «Сказка о Попе и его работнике Балде», где мы с вами сможем найти это произведение у нас в группе?
— Правильно в книжном уголке. Давайте пройдем в книжный уголок.
— А сейчас, ребята, я загадаю вам загадки. Будьте внимательны!
1. Без языка, без голоса, а все расскажет.
(книга)
2. Не куст, а с листочками, не рубаха, а сшита, не человек, а разговаривает.
(книга)
3. Мы стоим рядком на полке, нас немало – толстых, тонких,
Помогаем детям мы стать разумными людьми.
Нас ребята носят в класс, а лентяй не любит нас.
(книги)
-Молодцы! Все эти загадки были о книгах.
— Для чего нам нужны книги?
-Я согласна с вами, что из книг мы узнаем много нового. Книги отвечают на важные вопросы. Из книг мы узнаем о других странах, о природе, о технике. Книги помогают фантазировать.
— А скажите как нужно относится к книгам и где их хранить? (бережно и аккуратно, хранить на полках).
-Какие вы у меня сообразительные, тогда скажите мне, как называется место где хранятся книги? (библиотека).
-Правильно,
Страна чудесная на свете,
Ее Библиотекою зовут.
Сюда приходят взрослые и дети
Потому что книги здесь живут.
— А зачем нам нужна библиотека, ведь книги можно купить в магазине? (не все могут купить интересные книги).
— Какие бывают библиотеки? (детские, взрослые и школьные).
— У многих людей есть домашние библиотеки, читают их взрослые и дети. Они знают все свои книги. Но есть более огромные хранилища книг — это библиотеки. В библиотеках длинные ряды книжных полок, которые занимают много места. Там собраны книги разных авторов и на разные темы. У каждой книги есть свой номер из букв и цифр – шифр. По этому шифру можно узнать адрес книги: этаж и полку, где она хранится. В ящиках — каталогах хранятся карточки с названиями и шифрами всех книг. А вы знаете как называется профессия человека работающего в библиотеке?
-Ничего страшного я вам помогу, это библиотекарь — эта важная и нужная профессия. Библиотекарь постоянно общается с читателем, отвечает на его вопросы, советует, какую книгу прочесть. Библиотекарь рассказывает о детских писателях, их новых книгах, знакомит с последними номерами журналов для детей.
— А как нужно вести себя в библиотеке? (Тихо, не шуметь).
-Давайте мы с вами поиграем в д/и «Угадай книгу». Для этого поделимся на команды. Каждая команда выбирает одну из детских книжек и описывают ее. Другие команды стараются отгадать.
— Молодцы ребята, смотрите я нашла в нашей библиотеке вот такую книгу. Что вы о ней скажете? (Странички порваны, обложка в пятнах). Приятно читать такую книгу? Наверно, кто-то неаккуратно пользовался книгой. Как же нам поступить? Правильно, нужно книгу отремонтировать.
— Молодцы, ребята, вы правы, давайте мы подклеим книгу. Теперь вы научились «лечить» книжки. И дома вы тоже сможете привести в порядок свою библиотеку
-А в библиотеке кто ремонтирует книги? (Библиотекарь).
— Как помочь работнику библиотеки? Правильно, надо знать правила пользования книгой.
— Давайте поиграем в игру «Можно и нельзя». Я буду читать стихотворные строки, а вы хором произносите «Да» и хлопайте в ладоши — в случае, утвердительного ответа или «Нет» — в случает отрицательного.
Книга самый лучший друг
Это знают все вокруг (да)
Книгу можно прочитать
Руками грязными листать (нет)
Если нравится картинка
Рви ее из серединки (нет)
Книгу бережно держи,
В нее закладку положи (да)
С горки прокатись на книжке,
А потом предложим Мишке? (нет)
Ручку в руку ты возьми
На страницах напиши (нет)
Книгу в воду не бросай
Береги и уважай (да).
— Молодцы ребята, вы справились с заданием! Выучили правила обращения с книгами и правилами пользования библиотекой.
-Итак, мы с вами много узнали о библиотеке, о том, что библиотекарь – очень важная и нужная профессия, как нужно пользоваться книгами.

Дидактические игры и упражнения.

Рисование символов, обозначающих профессии
Цели: знать отличительные особенности профессий- уметь выделять характерный отличительный признак, изображать его символом в рисунке; объяснять, что обозначает этот символ.
* * *
Педагог загадывает детям загадки.
Причесываю, стригу, Модную прическу Сделать могу. (Парикмахер.)
Целый день кручу баранку, Чтоб людей всех развезти. Нужно их доставить быстро, Адрес правильно найти. (Таксист.)
Веду отважно самолет.
Людей и груз беру на борт. (Пилот.)
На границе я служу.
Службой очень дорожу. (Пограничник.)
Вам продам любой товар, Упакую в целлофан.
О товаре расскажу,
Что купить вам, предложу. (Продавец.)
Шить умею и кроить
И заплатку прикрепить. (Портной.)
Я работаю в саду,
Но не где деревья.
Я всему детей учу.
Прихожу в сад первой. (Воспитатель.)

Почему меня боятся
Взрослые и дети?
Ведь жужжащая машина
Людям зубы лечит! (Стоматолог.)

Пропишу очки и капли,
Если плохо видит глаз.
Зрение свое проверит
Каждый у меня не раз. (Окулист.)

Помогаю я врачу:
Делаю уколы,
Раздаю больным таблетки,
Ставлю банки и компресс.
Всем помочь готова. (Медсестра.)

Учу я детишек читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать. (Учитель.)

Встаем мы очень рано,
Ведь наша забота —
Всех отвозить по утрам
На работу. (Водитель.)

Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз —
И помнит вас. (Фотограф.)

С огнем бороться мы должны —
С водою мы напарники.
В беде мы людям всем нужны.
Так кто же мы? (Пожарные.)

Скажи-ка, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты, салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды? (Повар.)

Дидактические упражнения
Что будет, если…
Цели: понимать значимость профессий в жизни людей; уметь рассуждать о последствиях прекращения деятельности людей разных профессий.
* * *
Педагог задает детям вопросы по своему выбору.
Что будет, если повара перестанут готовить пищу?
Что будет, если врачи перестанут лечить людей/
Что будет, если учителя перестанут учить детей?
Что будет, если строители перестанут строить дома.’
Что будет, если архитекторы перестанут создавать новые проекты зданий?
Что будет, если все водители откажутся сесть за руль?
Что будет, если дорожная служба перестанет следить за состоянием дорог?

Найди причину
Цели: знать, какими умениями и знаниями должны обладать люди разных профессий (доступных пониманию детей данного возраста); уметь устанавливать причинно-следственные связи, выражать их в речи придаточным предложением,’
* * *
Педагог начинает предложение, дети его заканчивают.
Сшитое платье было слишком длинным, потому что…
После посещения врача Сережа быстро пошел на поправку, потому что…
Покупатель поблагодарил продавца за товар, потому что…
В городском парке засохли на клумбах все цветы, потому что…
Дом сгорел до основания, потому что…
Вещи и люди во время пожара были спасены, потому что…
Нарушитель на границе был быстро пойман, потому что…
Во время землетрясения многие люди были спасены, потому что…
Люди, попавшие в автокатастрофу, были спасены, потому что…
Урожай пшеницы успели убрать до дождя, потому что…
Все коровы были здоровыми и давали много молока, потому что…
Зимой коровы похудели и стали давать мало молока, потому что…

Художественная литература

Самый лучший пароход

Тимкин отец был матросом.
Как-то Тимка спросил:
— Пап, ты на каком пароходе сейчас плаваешь?
Отец засмеялся:
— На самом лучшем. Наш пароход самый большой, самый быстрый, с белой трубой и золочёной сиреной. Гудит — хоть уши затыкай: ту-уу-мб!.. Хочешь, приходи смотреть!
На другой день Тимка отправился в порт.
Кораблей там было — не сосчитать! Но самый лучший из них Тимка заметил сразу. Он стоял неподалёку — огромный, с белой трубой, двуногими мачтами и золотой сиреной. На носу прямыми буквами было написано: «ПЯТИЛЕТКА».
На причале кучей лежали серые ушастые мешки.
Три резиновые дорожки — транспортёры бежали по роликам с берега на «Пятилетку». Грузчики хватали мешки и бросали их на транспортёры. Мешки ползли вверх по дорожкам, выше, выше и — кувырк! — летели в пароходное пузо — трюм.
Из широченной пароходной трубы клубами валил серый дым! Один клуб опустился к земле и накрыл Тимку.
— Апчхи!
Тимка подошёл к транспортёру.
— Дяденька, куда эти мешки? — спросил он.
— В Индию, — буркнул грузчик. — Не мешай, отходить сейчас будет.
Индию Тимка знал. Там живут слоны. Но отец в Индию не собирался. Как же так?
Озадаченный, он сел в сторонке на камень.
Погрузку закончили.
Заработала машина: бух-бу! бух-бу! Между «Пятилеткой» и причалом появилась полоска воды.
— Папа! — в отчаянии крикнул Тимка.
Подул ветер и развернул на мачте красный флаг.
Но тут случилось неожиданное.
Ветер дунул изо всех сил. Он налетел на пароход и с размаху упёрся в его широкий, как парус, борт. Пароход качнулся и навалился на причал.
Заскрипело железо.
Тимка сжался от страха. «Сейчас треснет!» — подумал он. Машина «Пятилетки» замолчала, но пароход продолжал ползти вдоль причала, растирая в пыль края бетонных плит.
И вдруг из-за поворота гавани появился маленький чёрный пароходик с тонкой закопчённой трубой. На носу его стоял матрос в серой куртке.
Пароходик подбежал к «Пятилетке», развернулся под самым её носом и, упираясь в высокий борт, начал отталкивать «Пятилетку» от берега.
Ветер выл. Но пароходик не сдавался. Дрожа от натуги, он медленно поворачивал огромный корабль.
Матрос в серой куртке изловчился и бросил на его палубу толстый тяжёлый канат.
Пароходик стал впереди «Пятилетки» и, натянув канат, потащил её из порта.
Он шёл мимо других кораблей, и дым из их труб садился на его закопчённые, усталые бока.
В море «Пятилетка» отцепила канат, заревела басом: «Благодарю-у-у!» и ушла.
Пароходик, тоненько, по-мальчишечьи, свистнув, повернул назад.
Когда он подошёл к причалу, Тимка ахнул: на носу пароходика стоял в серой куртке его отец

Два колеса в воздухе
Про дальневосточных шофёров я слыхал давно:
— Не ездят, а летают. Дорога тяжёлая — змеёй, а он — ж-жик, ж-жик, с поворота на поворот, с поворота на поворот. Не машину ведёт, а в цирке выступает. Орлы!
…И вот я на Дальнем Востоке.В машине.
В кузове — груз. Здоровенный бетонный куб.
В кабине — шофёр. И я.
Шофёр — лицо жёлтое, вроде бы пожилое.
Орёл! — сразу видно.
А я не орёл. Мне бы только доехать до порта. Попасть на свой пароход.
Би-би-и! — и мы поехали.
Дорога и верно тяжёлая. Лесом. С кочки на кочку. Потом болотом. По брюхо в воде. Потом горами.
Вот тут-то и началось.
Шофёр — на что опытный, а побледнел.
Машину как мотанёт вправо, он — обеими руками за руль. Машину влево. Два колеса — в воздухе. Мотор как заревёт!
Молчит шофёр.
«Вот молодец!» — думаю.
А у самого ноги трясутся. И спина мокрая.
Ехали горами — попали в ущелье. Узкое, дорога — из стороны в сторону.
Машина, как мячик, — от скалы к скале. Мотает её страшно. Шофёр вертит руль — вот-вот пойдёт дым.
Хотел я ему сказать: «Спасибо, молодец!» — вдруг трах головой в дверцу. В кузове бетонный куб — уух! Застряли в яме.
Зацепил шофёр стальной трос за скалу, включил мотор, трос — на барабан, вытащил машину.
Всю краску с кузова ободрал, а вытащил.
«Молодец, спасибо!» — снова хотел я сказать шофёру, а дорога за окном как полетит назад! Жуть!
С горы без тормозов съехали.
В речку влетели — столб воды! — остановились. Заглох мотор. Завели его. Поехали вдоль реки.К полудню добрались до порта.
Вывалил шофёр куб. Высадил меня.
В третий раз хотел я его благодарить, а он сам из кабины вылез, подошёл и говорит тихим голосом:
— Спасибо… Спасибо, что не ругали. Чуть я вас из машины не вывернул. Ведь это, — говорит, — у меня первый рейс. Школу я, — говорит, на днях кончил.И улыбнулся.
И тут я увидел, что он совсем молодой. Мальчишка. А лицо — в масле.
— Ну, чего там, — говорю, — бывает. Конечно, не сразу научишься. Поездишь, и всё будет в порядке. Я думаю так!
Пожал ему руку и пошёл искать свой пароход.

Для чего руки нужны
Автор: Е. Пермяк

Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали.
Спросил как-то дедушка внука:
— А для чего, Петенька, людям руки нужны?
— Чтобы в мячик играть, — ответил Петя.
— А еще для чего? — спросил дед.
— Чтобы ложку держать.
— А еще?
— Чтобы кошку гладить.
— А еще?
— Чтобы камешки в речку бросать…
Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только по своим рукам обо всех других судил, а не по маминым, не по папиным, не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится.

Джанни Родари
Чем пахнут ремёсла?

У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идёшь мастерской, —
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Куртка шофёра
Пахнет бензином.
Блуза рабочего —
Маслом машинным.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате —
Лекарством приятным.

Рыхлой землёю,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак.
Сколько ни душится
Лодырь богатый,
Очень неважно
Он пахнет, ребята!

Сергей Михалков
А что у вас?

Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел,
Борис молчал,
Николай ногой качал.
Дело было вечером,
Делать было нечего.
Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
Тут сказал ребятам Боря
Просто так:
— А у меня в кармане гвоздь!
А у вас?
— А у нас сегодня гость!
А у вас?
— А у нас сегодня кошка
Родила вчера котят.
Котята выросли немножко,
А есть из блюдца не хотят!
— А у нас в квартире газ!
А у вас?
— А у нас водопровод!
Вот!
— А из нашего окна
Площадь Красная видна!
А из вашего окошка
Только улица немножко.
— Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Нам купили синий-синий
Презеленый красный шар!
— А у нас огонь погас —
Это раз!
Грузовик привез дрова —
Это два!
А в-четвертых — наша мама
Отправляется в полет,
Потому что наша мама
Называется — пилот!
С лесенки ответил Вова:
— Мама — летчик?
Что ж такого?
Вот у Коли, например,
Мама — милиционер!
А у Толи и у Веры
Обе мамы — инженеры!
А у Левы мама — повар!
Мама-летчик?
Что ж такого!
— Всех важней,- сказала Ната,-
Мама — вагоновожатый,
Потому что до Зацепы
Водит мама два прицепа.
И спросила Нина тихо:
— Разве плохо быть портнихой?
Кто трусы ребятам шьет?
Ну, конечно, не пилот!
Летчик водит самолеты —
Это очень хорошо!
Повар делает компоты —
Это тоже хорошо.
Доктор лечит нас от кори,
Есть учительница в школе.
Мамы разные нужны,
Мамы разные важны.
Дело было вечером,
Спорить было нечего.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector