Развивающие игры, как средство умственного развития детей старшего дошкольного возраста.

Автор: Щитова Марина Юрьевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ ДС «Солнышко»

Населенный пункт: г. Муравленко, ЯНАО, Тюменская область

Тема: Развивающие игры, как средство умственного развития детей старшего дошкольного возраста.

Опубликовано: 13.05.2017 07:28

Получить свидетельство      Скачать материал


Развивающие игры, как средство умственного развития детей старшего дошкольного возраста.

Детство — очень важный период в жизни каждого человека. В этом возрасте среди различных видов деятельности особое место занимает игра. В ней естественным для дошкольника образом происходит умственное развитие, становление личности ребенка в целом. Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций. Все это предполагает определенную степень сформированности познавательных процессов (память, мышление, воображение и т.д.). Они позволяют ребёнку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения. Целью работы является теоретическое изучение проблемы использования развивающих игр как средства умственного развития и определение эффективного сочетания при их применении в практике работы педагога с детьми выделенной возрастной категории в целях их интеллектуального развития.
В своей работе я использую такие игры, как:

Запретные движения
Цель: развитие скорости реакции и произвольного внимания.
В начале ведущий показывает какое-либо движение, которое будет являться запретным к исполнению. Далее он изображает любые действия, которые повторяются всеми участниками. В серии своих действий ведущий показывает и запретное, которое не следует повторять.
Запретных действий может быть и не одно.
Время: около 5 минут.

Едем на пароходе
Цель: развитие внимания, воображения, слухоречевой памяти, навыков социальной адаптации.
Ведущий говорит: «Мы отправляемся в путешествие и собираем багаж. Каждый имеет возможность взять по одной вещи». Участники по кругу называют желаемое. Ведущий записывает последовательно все названное. После этого продолжает рассказ: «Наш пароход поворачивает в обратную сторону, поэтому сейчас мы будем последовательно вспоминать, кто что брал, в обратном порядке». Первый участник теперь должен воспроизвести вещь, названную последним участником, второй — предпоследним и т.д.
Время: максимум 10 минут.

Сравнение двух предметов
Цель: развитие операциональной сферы мышления, умения выполнять мыслительные операции обобщения, сравнения, исключения.
Ведущий называет какие-либо 2 объекта, у которых детям необходимо выявить максимальное количество отличий. При необходимости допустима поддержка детей педагогом.
При легкости выполнения задания детьми, возможно его усложнение с введением инструкции: найти у тех же объектов максимальное количество схожих свойств.
Комментарий: возможные пары слов для сравнения: кот — собака, трамвай — троллейбус, дождь — снег, яблоко — груша, морковь — помидор, девочка — врач, дом — берлога и пр.
Время: в зависимости от числа участников, в среднем — 10-20 минут.

Найди у себя цвет…
Цель: развитие произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, а также координации последних; узнавание и закрепление в памяти различных цветов и их оттенков; снижение времени реакции.
Группа садится в круг, один ее участник — ведущий, который стоит в центре круга, имея возможность рассмотреть всех. Каждый из членов группы после слов ведущего: «Найди у себя…цвет», старается как можно быстрее отыскать соответствующий цвет на своих вещах и показать его. (Некоторые участники успевают обнаружить нужный цвет и среди вещей окружающих). Замешкавшийся становится ведущим.
Время: около 10 минут.
Оборудование: стулья.

Игра развивающая познавательный и исследовательский интерес. Попросите ребенка придумать как можно больше вопросов о каком-либо предмете. Например, о карандаше. Чтобы ребенку было интересно, можно организовать эту игру в виде соревнования: кто больше придумает вопросов — ребенок или взрослый? Вот какие вопросы придумывают дети о карандаше:
— Из чего карандаш сделан?
— А что у него внутри?
— Почему он такой длинный?
— Почему он легко ломается?
— Что будет, если его съесть?
— А он может покатиться, если его положить на стол?
— А из чего сделан стержень карандаша?
— Карандаш тонет в воде? :
— Он может стоять?
— Что будет, если карандаш бросить в костер?
В этой игре взрослому необходимо стимулировать как можно больше вопросов, принимать любые из них, даже самые бессмысленные

Развитие пространственной ориентации

1. `Диктант в клеточку`. Нарисуйте у себя на листочке в клетку несложную ломаную линию. Это дорожка, по которой должен пройти ежик, чтоб попасть в гости к своему другу медвежонку. Малыш не видит вашего рисунка. Чтобы помочь ежику, он должен нарисовать у себя такую же линию, выполняя ваши словесные инструкции. Например: 5 клеточек вниз, 3 клеточки вправо, 1 вверх и т.д. Когда план нарисован, сверьте его со своим, чтобы узнать, дошел ли ежик?

2. `Диктант-рисунок`. Малыш еще не знает, где право и лево, и плохо считает? Тогда пусть рисует на слух. `В центре большой красный кружок, под ним большой зеленый квадрат, а над ним синий треугольник, еще ниже красный квадрат`.

3. Расставь игрушки. `У мишки день рождения. Он просит рассадить всех гостей так: в середине кукла Катя, за ней щенок, а перед ней слоненок. Рядом с Катей серый котенок и т.д.`. Ребенок размещает кукол по словесной инструкции взрослых.

Развитие памяти

1. Игра в «повторюшки». Вы садитесь на стул, смотрите на часы, открываете книгу, зеваете, снимаете трубку телефона, потом, помедлив, кладете ее на место, закрываете книгу. Ваши действия — задание для вашего ребенка, повторить которые в той же последовательности — его задача.

2. Лежа на кровати, вместе с малышом постарайтесь вспомнить, какие вещи есть у вас в коридоре (в ящике с игрушками).
— Я помню розового резинового бегемота.
— А я красную машинку.
Кто больше?

3. «Игрушки стояли в очереди, они хотели прокатиться на пароходе. Первым стоял мишка, потом кукла Катя, за ней розовый поросенок, за поросенком еще один медведь, последний — котенок». Вы выстраиваете 5-6 игрушек в очередь друг за другом. «Потом зазвонил колокольчик — это пришел мороженщик, и все звери побежали к нему. А когда они вернулись на причал, не смогли вспомнить, кто за кем стоял. Помоги игрушкам, ведь капитан парохода катает за один раз только по два пассажира».

4. `Пиктограмма`. Расчертим на листочке 5 квадратных окошек. Теперь продиктуем малышу 5 простых слов. Каждое слово требуется нарисовать в отдельном окне. Через некоторое время вместе с малышом будем вспоминать слова по рисунку.

5. Запомни предметы
Эта игра предназначена для тренировки приема «повторение» и развития умения осуществлять самопроверку результатов запоминания. Приготовьте 6-8 предметов небольшого размера, например, ручку, зубную щетку, будильник, конфету, зеркальце и ластик (предметы не должны быть связаны друг с другом по смыслу). Разложите эти предметы на столе и предложите ребенку в течение 2-3 минут их внимательно изучить и запомнить . Разрешите малышу изучать предметы не только глазами , но и руками. По истечении времени ребенок должен отвернуться (или закрыть глаза) , вы убираете (или чем-нибуть накрываете ) предметы и просите малыша вспомнить их. Сделать игру более сложной можно путем увеличения количества предметов (до 10-15 ) или уменьшения времени , отводимого на запоминание.

6. Запомни слова
Игра на словесно-логическую память . Вы читаете малышу 10-12 не связанных по смыслу слов, например : стол, море, груша, окно, самолет, помидор, тарелка, дым, чемодан, голова. Он должен их запомнить и сразу после прочтения воспроизвести . Учитывая количество правильно названных слов, можно следить за тем , как изменяется память ребенка в течение определенного времени. Если количество таких слов возрастает, значит память улучшается.

Игры на развитие внимания

1. «Запретное слово». Игра для развития произвольного внимания и находчивости. Для нее не требуется никакого материала, поскольку она словесная. Суть ее состоит в следующем: ведущий задает вопросы, а игрок отвечает. Ответы могут быть разными, только нельзя произносить одно запретное слово, о котором вы заранее договариваетесь, например, слово «нет «. Предупредите малыша, что нужно быть предельно внимательным, так как вы постараетесь его подловить. После этого можно начать задавать вопросы. Например, » Ты спишь в ванной? «, » Снег белый?», «Ты умеешь летать? » и т. п. Ребенок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры, Ошибкой считается, если названо запретное слово или на вопрос не дан ответ. Как только ребенок ошибается, вы меняетесь с ним ролями, он задает вопросы, вы — отвечаете. В этой игре выигрывает тот, кто правильно отвечает на большее количество вопросов.

2. «Запрещенное движение». Малыш повторяет за мамой все упражнения зарядки, кроме одного «запрещенного» (прыжка или, например, хлопка).

3. «Разведчик». Начните игру из коридора. «Белочка спрятала в лесу орешек, а теперь не может его найти. Помоги белочке.» Малыш ищет орешек (любой предмет, спрятанный в комнате) по следам, оставленным неосторожной белочкой (дорожка из ниточки, стрелка нарисованная на бумаге, необычно поставленные предметы). Постепенно белочка становится все осторожней, а малыш все наблюдательней.

4. «Секретное письмо». Начертите в воздухе контуры геометрической фигуры, цифру, букву или даже слово. Пусть малыш попытается угадать, что написали вы «прозрачными красками на прозрачной бумаге». Следующее секретное послание писать малышу.

5. «Наблюдатель». Сядьте с малышом перед окном. Отыщите какой-нибудь неподвижный предмет и предложите ребенку угадать, что такое («прозрачное, похожее на маленький домик») вы видите. Можно играть и так: «Быстро назови 5 круглых (красных, твердых и гладких) предметов в этой комнате».

6. «Архитектор». Вы — архитектор, ребенок — строитель. У обоих одинаковое число кубиков разных видов. Архитектор показывает с помощью своих кубиков, какое сооружение надо построить (лесенку, арку, домик), строитель повторяет задание.

7. «Волшебное слово». Сначала следует договориться, какие же слова считать `волшебными`. `Волшебными` можно считать слова на букву `М` или на любую другую букву (тогда игра будет одновременно развивать фонематический слух ребенка), а можно — обозначающие птиц, домашних животных и т.п. Вы рассказывает историю или произносите подряд любые слова. При произнесении `волшебных слов` ребенок должен подать сигнал: стукнуть ладонью по столу (поднять руку вверх или встать).

8. Шерлок Холмс. Игра на развитие наблюдательности. Игрок, который выполняет роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривает внешний вид своего партнера и отворачивается или выходит из комнаты. Партнер меняет некоторые детали своего внешнего вида и предлагает «сыщику » угадать, что он изменил. Предметом игры может быть не только внешний вид партнера, но и расположение предметов в комнате, мелкие детали на рисунке и многое другое. Сложность игры зависит от количества изменяемых элементов. Лучше начать с 3-4 изменений и постепенно их увеличивать. Можно превратить эту игру в соревнование, задавая задачки друг другу по очереди. Только обратите внимание на то, чтобы сложность заданий каждого игрока в этом случае была примерно одинакова.

Развитие мышления

1. Незаменимым дидактическим материалом для всякого рода развивающих игр являются карточки всевозможных лото и других игр с изображением животных, предметов обихода, игрушек и т.п. (чем больше разных карточек, тем лучше). Игры на обучение классификации по общим признакам. Признак, по которому проводится классификация, задает взрослый. В дальнейшем задания на классификацию сможет придумывать и ребенок. Классифицировать можно по признакам: большое — маленькое, животные — растения, дикое — домашнее и т.д. Разложенные карточки можно расклассифицировать снова. Например, первое задание было: «отдели домашних животных от диких», а второе задание может быть: «выбери все карточки, изображающие хищников». Дальше можно предложить расклассифицировать и хищников, разложив их, например, по росту или по месту обитания (север-юг).

2. Другое задание с карточками: вы предлагаете ребенку разложить все имеющиеся карточки на 2 или 3 кучки, а потом объяснить по какому принципу разделение проводилось.

3. Еще одна полезная игра с карточками «4 лишний». 4 карточки отбираете Вы, а малыш находит лишнюю и объясняет, почему он так решил. Задания можно постепенно усложнять: Кто лишний в четверках: `Тигр, волк, рысь, леопард? Щука, окунь, камбала, сом? Аист, журавль, воробей, фламинго?`. Используйте в ваших `трудных четверках` и прилагательные (быстрый, энергичный, крепкий, вертлявый) и наречия (скоро, быстро, неожиданно, мгновенно).

4. Классифицировать можно: игральные карты (по мастям или ранжиру), ракушки, камешки, пуговицы, открытки, любые игрушки.

5.»Клад». Научите ребенка читать схемы и карты. «Клад» (подойдет конфета) спрятан в комнате. Есть карта комнаты (нарисованная вами), а маленький красный кружочек на карте и есть «клад».

6. Любую историю или сказку можно зашифровать, перевести в схематический вид. Это полезно для тренировки таких сложных мыслительных процессов как анализ и редукция. Сказку можно разыграть с помощью игрушек-заместителей. Это хорошо знакомый ребенку процесс. Сложнее будет разыграть ту же сказку с помощью геометрических фигур. Вырежьте из бумаги десяток всевозможных фигур разного размера, а затем предложите ребенку выбрать, какие фигуры будут замещать героев сказки. Например, вполне справедливо, если малыш для сказки «Три медведя» выберет 3 кружка: большой, средний, маленький и квадратик, размером равный маленькому кружку. После того как роли розданы, разыграйте сказку уже с помощью фигур-заместителей, а потом схематически зарисуйте её.

7. Отличное задание, развивающее и творческое мышление, и сообразительность — придумывание вариантов необычного использования обычных вещей. Например, стакан. Из стакана можно пить, можно выдавливать из теста кружочки, можно мять картошку, ставить туда ручки и карандаши, устроить в нем маленький террариум, посадив внутрь жука или божью коровку. Каждый игрок предлагает свой вариант. Кто больше?

8. Учимся читать схемы. Нарисуйте схему-задание для малыша (изобразите фигурками несколько движений зарядки). Пусть малыш прочтет `шифрованную записку` и выполнит задание.

9. «Угадай-ка». Ребенок — ведущий, он выбирает какую-нибудь карточку из лото и прячет ее. Взрослый должен узнать, кто нарисован на карточке, задавая вопросы. По правилам игры ведущий может отвечать на любой вопрос только «да» или «нет». Например, если спрятана карточка с изображением какого-то животного (из зоо-лото): — Это зверь? — Нет. -Птица? — Да. — Большая? -Нет. -Городская? -Да. -Воробей? -Да. Когда правила игры станут ясны, угадывать и задавать вопросы сможет и ребенок. Для начала картинка выбирается из небольшого количества карточек (например, десяти).

10. Исследователь. Это одна из самых простых игр на сравнение. Вы с ребенком — «исследователи». Выберите какой-нибудь предмет и начните его изучение. Каждый должен по очереди выделять в нем какое-нибудь свойство, признак, особенность в сравнении с другими предметами. Например, нужно: назвать этот предмет; сказать, зачем он нужен; каковы его основные признаки: цвет, форма, размер; каков он на ощупь, на запах, на вкус; из чего сделан; похож «на», отличается «от» (каких — нибудь других предметов); что случится, если его: бросить в воду, огонь, ударить по нему и т. д..

11. Один лишний. Приготовьте предметы или картинки, которые имеют отношение к таким группам, как игрушки, посуда, инструменты, рыбы, фрукты, овощи, ягоды, напитки, продукты, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, деревья, звери, птицы, электроприборы. Выберите 4 картинки одной группы и одну картинку из любой другой группы. Расположите их в ряд на столе. Таким образом получится, что основная часть картинок имеет один общий признак, который позволяет объединить их в одну группу. Одна картинка этого признака не имеет и потому отличается от остальных. Она является лишней. Ребенку необходимо внимательно рассмотреть все картинки, найти лишнюю и объяснить свое решение.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector