Организация комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в ДОУ.

Автор: Казыханова Линара Раязовна

Должность: Педагог-психолог

Учреждение: МАДОУ «Детский сад «Семицветик»

Населенный пункт: г. Белоярский, ХМАО-Югра, Тюменская область

Тема: Организация комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в ДОУ.

Опубликовано: 13.05.2017 18:26

Получить свидетельство      Скачать материал


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Семицветик» г. Белоярский»

УТВЕРЖДЕНА
Приказом заведующего
от «08» сентября 2014г. № 305

Программа
психолого-педагогического
сопровождения детей дошкольного возраста
c ограниченными возможностями здоровья
«Особый ребенок»

Составила:
педагог-психолог
Казыханова Л.Р.

г. Белоярскиий

Содержание Программы

Пояснительная записка
стр. 3

1.
Нормативно-правовое обеспечение Программы
стр. 4

2.
Этапы реализации Программы
стр. 5

3.
Условия реализации Программы
стр. 5

4.
Структура и содержание Программы
стр. 8

5.
Планируемые результаты освоения Программы
стр. 14

6.
Список литературы
стр. 15

7.
Приложения
стр. 16

Пояснительная записка

В современном обществе всё чаще приходится сталкиваться с проблемой воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). В процессе воспитания ребенка с ОВЗ, родители неизбежно сталкиваются с проблемой социализации и адаптации своего ребенка в обществе. При неуклонном росте числа таких детей необходимо внимание к каждому из них. Это требует от педагогической общественности развития взаимоотношений образовательного учреждения и семьи.
На данный момент не все учреждения готовы принять детей с подобными проблемами, но и не все дети с ОВЗ зачастую готовы к одномоментному включению в детский коллектив. Поэтому перед педагогами встает проблема «щадящего» включения ребенка в группу сверстников.
На базе нашего ДОУ работает Консультативный центр взаимодействия детского сада и семьи, воспитывающей детей (в том числе – детей с особыми возможностями здоровья), не посещающих детский сад. В рамках деятельности данного центра осуществляется оказание консультативной психолого-педагогической помощи семьям в воспитании и развитии ребенка с ОВЗ и создание благоприятных условий в МАДОУ для подготовки таких детей к посещению детского сада и их первичной социализации.
В ходе экспериментальной деятельности нами разработана программа «Психолого-педагогическая и социальная помощь детям дошкольного возраста c ограниченными возможностями здоровья» (далее Программа)
Программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья и предусматривает создание в учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Программа направлена на обеспечение успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную систему и общество в целом.
Особенностью реализации данной программы является охват детей с ОВЗ, не посещающих образовательные учреждения и получающих дошкольное образование в условиях семейного воспитания.

Срок реализации программы: 2014-2015 учебный год.
Участники Программы: дети с ОВЗ, получающие дошкольное образование в условиях семьи, специалисты ДОУ: педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, медицинская сестра, врач-педиатр (Приложение 1).

Новизна программы заключается в следующем:
-составлен тематический план коррекционно-логопедической работы по преодолению речевых нарушений у детей с ОВЗ. (Приложение 2);
-составлен тематический план коррекционно-развивающей работы по развитию эмоционально-познавательной сферы, коммуникативных навыков, социализации детей дошкольного возраста (Приложение 3)
— составлен тематический план педагогического сопровождения детей с ОВЗ по образовательной области «Музыка» (Приложение 4)
— составлен тематический план педагогического сопровождения детей с ОВЗ по образовательной области «Физическое воспитание» (Приложение 5)
-разработана программа психолого-педагогического сопровождения родителей (Приложение 6)
— разработан перспективный план взаимодействия с педагогами, осуществляющими психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с особыми возможностями здоровья в рамках деятельности Консультативного центра (Приложение 7).

Данная программа обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях:
-совместная деятельность педагога и ребенка (индивидуальная, подгрупповая);
-максимально возможная самостоятельная деятельность ребенка

Цель Программы – создание единой комплексной системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья для их интеграции и социальной адаптации в обществе.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
определить особенности организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими образовательной программы;
осуществлять индивидуально-ориентированную и социально-психолого-педагогическую, коррекционно-логопедическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных особенностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
развивать коммуникативные компетенции форм и навыков конструктивного личностного общения со сверстниками;
реализовать комплексную систему мероприятий по социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья;
создать пространство детско-взрослого взаимодействия с учетом ведущей деятельности ребенка;
оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

1. Нормативно-правовое обеспечение Программы.
-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155);
-Конвенция о правах ребенка ООН;
-Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организаций (Постановление от 15мая 2013г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»)
-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014)
— Письмо Минобразования РФ от 16 января 2002 г. № 03-51-5ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях»,
— Положение о Консультативном центре (Приложение 8).

Методологической основой Программы являются основные принципы личностно-ориентированного образования, концепция коррекционно-развивающего обучения детей, основанная на гуманистических принципах адаптивного образования:
— принцип гуманизации: утверждение норм уважения, доброжелательности, исключение принуждения и насилия над личностью ребенка.
— принцип индивидуализации: учет уровня развития способностей каждого воспитанника, формирование на этой основе индивидуальных планов, маршрутов воспитания и развития, определение направлений повышения познавательной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ребенка;
— принцип психологической комфортности, предполагающий психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации;
— соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
— системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья;
— вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными стандартами дошкольного образования:
— содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и коррекционной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;
— обеспечивает единство воспитательных, коррекционно-развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями;
— строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и возможностями воспитанников, спецификой образовательных областей;
— основывается на комплексно-тематическом принципе построения коррекционно-образовательного процесса;
— предусматривает решение программных коррекционно-образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;
предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту и индивидуальным особенностям формах работы с детьми.

2. Этапы реализации Программы.

Реализация психолого-педагогического сопровождения детей с особыми возможностями здоровья, не посещающих дошкольные учреждения, рассчитана на один учебный год. Осуществляется поэтапно.

1 этап. Диагностический (I половина сентября 2014г). Задачи этапа:
установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;
психолого-педагогическая, логопедическая диагностика особенностей развития ребенка;
определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально — психологической карты семьи).
2 этап – Практический (II половина сентября- II половина мая 2015г). Задачи этапа:
реализация мероприятий Программы;
профилактика отклонений психического развития у детей;
оказание необходимой помощи родителям ребенка с ограниченными возможностями (консультирование, беседы, обсуждения);
просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком;
проведение совместных мероприятий с родителями и детьми («Праздник семьи», «Новый год», «8 марта», «Дни рождения», «День матери», «Осенний праздник»);
разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей.
3 этап – Итоговый (май 2015г). Задачи этапа:
мониторинг динамики уровня актуального развития воспитанников;
анализ эффективности процесса и результатов сопровождения;
изучение уровня удовлетворенности родителей (законных представителей) воспитанников качеством предоставляемых образовательных услуг;
оформление материалов Программы с целью дальнейшей трансляции практического опыта.

3. Условия реализации Программы

3.1.Психолого-педагогическое обеспечение:
— обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого — медико-педагогической комиссии;
— обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
— обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья);
— обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок воспитанников, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
— обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;

3.2. Программно-методическое обеспечение.
Программно-методическое обеспечение основывается на базе комплексной образовательной программы для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей «Из детства — в отрочество» авторы Т.Н. Доронова, Т.И. Гризик, Т.И. Ерофеева. Данная Программа соотносится с образовательной программой дошкольного учреждения, отвечает Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования. Наряду с ней используются парциальные и коррекционные программы, обеспечивающие максимальное развитие психологических возможностей и личностного потенциала дошкольников:

1. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. М., Генезис, 2010.
2. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие. М., Генезис, 2003.
3. Баканова Н.С. Развитие познавательных способностей учащихся классов коррекции (начальная школа). Учебно-методическое пособие. М., Генезис, 2001.
4. Кислинская Т.А. Гениальность на кончиках пальцев. Развивающие игры-потешки для детей от года до четырех лет. М., Генезис, 2008.
5. К.Фопель. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения., М., Генезис, 2006.
6. Филичева Т.Б.,  Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием  в интеграции с  комплексной программой «Из детства — в отрочество» Т. Н.Дороновой.
7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М., Гном пресс, 1998.
8. Туманова Т.В., Исправление звукопроизношения у детей, М., Гном пресс 2000.
9. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика, С-Пб., КОРОНА принт, 2004.
10. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников М., Издательство АСТ, 2000.
10. Дубровская Е.А. Ступени музыкального развития. Пособие для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений М., Просвещение , 2004.
11. Дубровская Е.А. Воспитание и развитие детей от 3 до 4 лет. Пособие для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми седьмого года жизни. М., Просвещение, 2007г.
12. Пензулаева Л.И.Физкультурные занятия с детьми 4-5 лет. Пособие для воспитателя детского сада. М., Просвещени, 1986г.
13. Полтавцева Н.В., Гордова Н.А.Физическая культура в дошкольном детстве. Пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 5-6 лет. М., Просвещение, 2007.
14. Полтавцева Н.В., Гордова Н.А.Физическая культура в дошкольном детстве. Пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми седьмого года жизни. М., Просвещение, 2007.

3.3.Кадровое обеспечение
Психолого-педагогическое и социальное сопровождение детей с ОВЗ осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы: психолог, логопед, медицинская сестра, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель. (Музыкальному руководителю ДОУ, занимающейся решением вопросов образования детей с ОВЗ, необходимо обеспечить подготовку, переподготовку или повышение квалификации).
Уровень квалификации работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
Педагогические работники образовательного учреждения должны иметь чёткое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса.

3.4.Финансово-экономическое обеспечение
Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с ОВЗ осуществляется на бесплатной основе, в соответствии с Распоряжением Комитета по образованию администрации Белоярского района №16 от 24.01.2014г. «Об установлении платы, её размера и порядка взимания с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях Белоярского района, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования».
Финансово-экономическое обеспечение условий обучения и воспитания детей с ОВЗ устанавливается на основании субвенции из регионального фонда компенсаций на обеспечение прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов на образование, воспитание и обучение (бюджет автономного округа).

3.5. Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса детей с ОВЗ отвечает не только общим, но и особым образовательным потребностям данной группы детей. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения отражена специфика требований:
организации пространства, в котором обучается ребенок с ОВЗ;
организация временного режима обучения;
организации рабочего места ребенка с ОВЗ;
Требования к материально-техническому обеспечению ориентированы не только на ребенка, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено большей, чем в норме, необходимостью индивидуализацией процесса образования детей с ОВЗ.

3.6 Информационное обеспечение
Включает необходимую нормативную правовую базу образования детей с ОВЗ и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса. Специалисты имеют возможность обратиться к информационным ресурсам в сфере специальной психологии и коррекционной педагогики, включая электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис, получить индивидуальную консультацию квалифицированных специалистов. В нашем ДОУ предусмотрена возможность регулярного обмена информацией между специалистами разного профиля, специалистами и семьей.

4. Структура и содержание Программы

Организационно-управленческой формой сопровождения является психолого-медико — педагогический консилиум. (далее ПМПк). ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов ДОУ, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ. Работа ПМПк в ДОУ осуществляется на основании разработанного плана на учебный год. Деятельность ПМПк обеспечивает раннюю диагностику и коррекционное последующее психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, исходя из реальных возможностей ДОУ и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья ребенка. В течение учебного года членами ПМПк осуществляется контроль за динамикой развития детей, анализируются результаты промежуточного и итогового педагогического мониторинга, проводимого воспитателями. По результатам педагогического мониторинга, по запросу воспитателей проводятся плановые заседания, на которых обсуждаются изменения в индивидуальных маршрутах развития детей. По заключениям ПМПк, дети, у которых выявлены тяжелые отклонения в речевом развитии и/или психологические трудности, направляются на районную ПМПК. По заключению районной ПМПК данные дети направляются в детские сады или группы компенсирующей направленности.

Программа включает в себя следующие модули: организационный, диагностико-консультативный, коррекционно-развивающий, лечебно-профилактический.

Модуль

Содержание модуля
Ответственный
Примечание
I. Организационный
1.Ознакомление с нормативно-правовой базой по вопросам воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
2.Проведение маркетинговых исследований среди родителей и педагогов по изучению спроса на образовательные и оздоровительные услуги.
3.Изучение и анализ материально-технической базы МАДОУ.
4.Ознакомление педагогического коллектива МАДОУ с целями, структурой и содержанием Программы
5.Ознакомление родителей с целями и задачами Программы.
6.Определение основных подходов к планированию.
7.Повышение квалификации специалистов через курсовую подготовку
Заведующий МАДОУ

Заведующий МАДОУ

Зам. зав. по АХР
Зам. зав. по ВМР

Зам. зав. по ВМР
Зам. зав. по ВМР

Основная цель модуля – привлечение семей, воспитывающих детей с ОВЗ. Предоставление психолого-педагогической помощи родителям данной категории детей.
II. Диагностико — консультативный модуль
1. Устанавливает усвоенный детьми объем знаний, умений, навыков.
2.Выявляет трудности, которые испытывают они в обучении, и условия, при которых эти трудности могут быть преодолены.
3.Отмечает особенности личности, адекватность поведения в различных ситуациях.
4.В сложных случаях, когда педагог не может сам объяснить причину и добиться желаемых результатов, он обращается к специалистам (психологу, логопеду, психоневрологу).

Воспитатель

1.Непосредственно обследует ребёнка. Собирает сведения о ребенке у педагогов, родителей.
2.Изучает историю развития ребёнка и стиль воспитания в семье.
3.Изучает работы ребёнка (тетради, рисунки, поделки и т. п.).
4. Анализирует все полученные о ребенке сведения и данные собственного обследования с целью определения компенсаторных возможностей ребенка.
5.Консультирует родителей, педагогов по вопросам воспитания, обучения детей с особыми потребностями.
6.Вырабатывает рекомендации по обучению и воспитанию. Составляет индивидуальные образовательные маршруты медико-психолого-педагогического сопровождения.

Психолог
Для психологического мониторинга используется диагностический комплект психолога (автор Н.Я.Семаго, М.М.Семаго; рекомендован академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Москва, 2007г.).

1.Проводит обследование уровня речевого развития детей с ОВЗ.
2. Оформляет речевые карты ребенка и составляет индивидуальные планы работы с ребенком.
3.Осуществляет консультационную работу с родителями и педагогами по вовлечению ребенка в коррекционный процесс.
4.Реализует в коррекционной работе информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии
Учитель-логопед
Для логопедического мониторинга используется диагностический альбом для обследования речи детей старшего возраста Иншаковой О.Б.
1.Осуществляет первичное медицинское обследование детей.
2.Определяет оптимальные нагрузки по каждому ребенку.
3.Разрабатывает план мероприятий по оздоровительной и профилактической работе.
4. Доводит до сведения родителей результаты медицинского обследования детей.
5. Организует и проводит вакцинацию детей.
6. Осуществляет консультационно-профилактическую работу с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ

Врач-педиатр
Медицинская сестра
Медицинская сестра
Медицинская сестра
Медицинская сестра
Врач-педиатр

1.Проводит педагогическую диагностику.
2. Вырабатывает рекомендации по обучению и воспитанию. Составляет индивидуальные образовательные маршруты педагогического сопровождения.
3. Проводит организационную работу с родителями и педагогами по вовлечению ребенка в коррекционный процесс.

Музыкальный руководитель
Инструктор по физической работе

Планируемый результат: Создание централизованного банка данных по состоянию здоровья детей. Перспективное и оперативное планирование, прогноз возможных затруднений. Определение и расчет ресурсов. Составление банка данных о контингенте воспитанников с особыми возможностями здоровья, определение их компенсаторных возможностей.
III . Коррекционно-развивающий модуль
1.Наблюдение за детьми в непосредственно образовательной и игровой деятельности;
2.Поддержание постоянной связи с воспитателями, логопедом, специалистами, медицинским работником, администрацией, родителями (законными представителями);
3.Организация и проведение непосредственно коррекционно-развивающей деятельности через индивидуальные занятия, которые направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для детей с ОВЗ.
4.формирование благоприятного микроклимата в возрастной группе, способствующего тому, чтобы каждый ребенок с ОВЗ чувствовал себя в детском саду комфортно.
Педагог-психолог

Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей.
Основная форма обучения – индивидуальные занятия

1.Коррекция речевых нарушений у детей с ОВЗ.
2. Развитие активного словаря воспитанников.
3. Обогащение речевой культуры детей.
4. Организация последующей работы совместно с родителями детей по устранению речевых недостатков.
Учитель-логопед
Цель коррекционной работы: преодоление нарушений речи у детей с ОВЗ.
Основной  формой  обучения являются  логопедические  занятия.
1. Обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок
2.Обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения
3.Развитие художественно-творческих способностей у детей с ОВЗ
4.Формирование музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений
Музыкальный руководитель
Цель педагогического сопровождения — музыкально-эстетическое развитие детей, коррекция психоэмоциональной сферы детей с ОВЗ.
Основная форма обучения – индивидуальные или подгрупповые занятия
1.Развитие общей координации и моторики ребенка.
2.Разработка вариативных форм двигательной активности детей с учетом состояния их здоровья, уровня физической работоспособности и подготовленности.
3.Апробирование системы дифференцированных занятий по физической культуре.
4. Разработка комплексов коррекционных физических упражнений для занятий дома с родителями.
Инструктор по физическому воспитанию
Цель педагогического сопровождения – способствовать сохранению и укреплению здоровья воспитанников. Основная форма обучения – индивидуальные или подгрупповые занятия

Проведение практических семинаров, деловых игр с целью координации действий педагогов и родителей, конструирования способов обмена информацией.
Вовлечение родителей, педагогов ДОУ и детей в единую коррекционно-развивающую деятельность.
Приобретение компьютерных диагностических и коррекционных методик, коррекционно-развивающих программ.
Использование в работе комплексной компьютерной программы по коррекции разных сторон речи «Дельфа 142» и комплекса « БОС-логотерапевтический».
Организация коррекционно-развивающей работы с применением сенсорного и релаксационного комплекса.
Приобретение мягкого острова для релаксации, пузырьковой колонны, проектора фотоэффектов, специальных музыкальных эффектов, светящейся сети, световых нитей, мобилей.

Зам.зав. по ВМР

Зам.зав. по ВМР

Зам.зав. по АХР

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Зам.зав. по АХР
.
Планируемый результат: Создание эффективной коррекционно-развивающей среды. Взаимодействие, интеграция и кооперация усилий педагогов, родителей и медицинских работников (Приложение 9). Качественная, разносторонняя коррекционно-развивающая деятельность по развитию личности ребёнка с проблемами социальной дезадаптации и психоречевого развития.
IV. Лечебно-профилактический модуль

1.Моделирование режима двигательной активности детей с учетом состояния здоровья и уровня функциональных возможностей.
2.Создание здоровьесберегающей среды во всех возрастных группах.
3.Оформление спортивных уголков и центров здоровья в группах, на групповых участках и территории детского сада.
4.Обучение педагогического персонала методам организации профилактической и оздоровительной работы с детьми.
5.Обеспечение сбалансированного питания воспитанникам.
6.Установление тесного сотрудничества с учреждением здравоохранения для консультационной работы.
7.Посещение бассейна.
8.Посещение спелеокамеры.
9.Использование спортивных тренажеров.
10.Мероприятия по физическому закаливанию.
11.Специальные игры с музыкальным сопровождением, игры с перевоплощением. 12.Особые приемы психотерапевтической работы при прослушивании сказок, рисовании. 13.Использование здоровьесберегающих технологий во время НОД, игровой деятельности.

Инструктор по физическому воспитанию

Воспитатели

Воспитатели

Мед.сестра, врач-педиатр

Мед.сестра

Мед.сестра

Мед.сестра
Инструктор по физическому воспитанию

Цель лечебно-профилактических мероприятий -сохранение и укрепление психосоматического здоровья детей с ОВЗ; повышение адаптационных возможностей ребенка; профилактика переутомления и истощения детей.
Планируемый результат: развитие их компенсаторных возможностей детей с ОВЗ, их успешная психологическая адаптация и социализация к условиям ДОУ

5. Планируемые результаты по реализации Программы

Создана комплексная система мероприятий по психолого-педагогическому и сопровождению детей с особыми возможностями здоровья.

Достигнуто понимание со стороны родителей по вопросу эффективности оказания психолого-педагогической помощи в условиях ДОУ для успешной интеграции и социализации ребенка с ОВЗ.

Развитие компенсаторных возможностей детей с особыми потребностями, их успешная психологическая адаптация и социализация к условиям ДОУ.

Расширена возможность получения дошкольного образования через вариативные формы предоставления услуг

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленный опыт работы и система по организации психолого-педагогического сопровождения детей с особыми возможностями здоровья может быть использован воспитателями, психологами, учителями-логопедами дошкольных учреждений.

Литература.

Винник М.О. Задержка психического развития у детей: методические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. – Ростов — на Дону: Феникс, 2007 – 154 с.
Давыдова М.С. Взаимосвязь логопеда со специалистами дошкольного учреждения. // Логопед. – 2008. — № 1. – с.108-121
Есина Н.Э. Медицинское сопровождение как составная часть процесса реабилитации детей с проблемами в умственном развитии // Дефектология.-2002.-№ 2.- с.14-16.
Забрамная С.Д. Программа изучения ребенка различными специалистами // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2004.-№ 3.-с.63-67.
Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб, 2006, — 368 с.
Кокосова И.В. Организация психологического сопровождения детей с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2005.-№ 3.- с. 65-67.
Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста /Под ред. Л.М.Шипицыной. — СПб, Речь, 2003.- 240с.
Стребелева Е.А., Браткова М.В. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями //Дефектология.-2000.-№ 5.-с.86-96.
Стребелева Е.А., Браткова М.В. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями //Дефектология.-2002.-№ 1.-с.80-86.
«Шпаргалка» для учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения: Справочное пособие для логопеда-практика. / Автор-составитель Р.А.Кирьянова. – СПб.: КАРО, 2007. – 384 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ

Приложение 1.

График работы специалистов
Консультативного центра
МАДОУ «Детский сад «Семицветик» г.Белоярский»

Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Педагог-психолог
11.30-11.55

Учитель -логопед

12.30-12.55

12.30-12.55

Музыкальный руководитель

12.00-12.25
Инструктор по физической культуре

16.00-16.25

Приложение 2

Комплексно-тематическое планирование коррекционно – образовательной деятельности учителя-логопеда
в старшей группе на 1е полугодие 2014-205 учебного года


Блоки
Непосредственно-образовательная деятельность
Краткое содержание работы по теме
Взаимодействие с родителями
Сентябрь
1,2 неделя – Мониторинг

Сентябрь, 3 неделя
Лексическая тема «Белоярский – Моя Родина»
1.
Формирование фонетической стороны речи
— познакомить с правилами поведения на групповом занятии;
развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие на материале неречевых звуков и близких по звуковому составу слов.
1. Игра «Узнай, что звучало».
2. Игра «Угадай, чей голос?».
3. Артикуляционная гимнастика – по заданию логопеда.
4. Выучить стихотворение
про наш город.
2.
Формирование навыков звукового анализа
— познакомить с названиями и содержа

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector