Формирование системы нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью игры.

Автор: Садикова Римма Мулгимовна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ «Детский сад «Радуга»

Населенный пункт: пос. Октябрьский, Пермский край

Тема: Формирование системы нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью игры.

Опубликовано: 14.05.2017 18:53

Получить свидетельство      Скачать материал


Садикова Римма Мулгимовна, воспитатель
МБДОУ «Детский «сад «Радуга»
Формирование системы нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью игры.
Формирование нравственных ценностей в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка. Без освоения нравственных ценностей невозможно стать социально сформировавшейся личностью, обладающей самостоятельностью, ответственностью, высокой духовностью. Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества.
Особую актуальность приобретает формирование системы нравственных ценностей у детей с помощью игры. Игра помогает в развитии нравственных и общественных качеств ребенка. В процессе игры ребенок налаживает взаимоотношения с коллективом, у него формируются коллективистские черты характера. Детская игра отражает уровень взаимоотношений, который сложился в коллективе: обмен игрушками, радость и сопереживание за успехи других детей, готовность помочь товарищу.
Постановка проблемы: в современном мире игра  теряет свои позиции. Детство утрачивает смысл уникального возрастного периода, где подлинный источник развития живое общение и игра. Современный ребенок все реже включен в отношения сотрудничества, взаимовыручки, партнерства. Редукция игры в дошкольном возрасте может иметь самые печальные последствия для нравственного развития подрастающего поколения.
Цель: раскрыть значение и специфику детской игры по формированию нравственных ценностей в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Дошкольное детство — возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Л.И. Божович, Г.М. Бреслав, К. Бюлер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Г.Г. Кравцов, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин признают, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, самостоятельности и становления основ индивидуальности. Важнейшим условием развития детской индивидуальности является освоение позиции субъекта детских видов деятельности.
Социальный аспект игры проявляется в том, что игра – это форма усвоения общественного опыта. Подтверждением этому являются слова  А. В. Запорожца  – «Игра – подлинная социальная практика ребенка, это его реальная жизнь в коллективе, в котором формируются общественные качества и моральное осознание детской личности». [2, с.3] Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которой ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
Одним из требований ФГОС дошкольного образования является организация психолого-педагогического сопровождения развития детей в условиях игровой деятельности на основе индивидуализации образовательного процесса. Стандарт определяет среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике возраста следующее: создание условий для свободного выбора детьми деятельности; поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, прежде всего в игровой; поддержку спонтанной игры, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.
Хотелось бы отметить ряд условий эффективности развития игры:
-Свободное и добровольное включение детей в игру;
-Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, правила, идею каждой игровой роли;
-Игра должна положительно воздействовать на все сферы её участников;
-Достаточное количество времени для игры и наличие необходимых игрушек для осуществления детского замысла;
— При создании игровой среды следует учитывать гендерный подход;
-Осуществлять своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их интересами, настроением.
Для реализации задач по формированию нравственных ценностей у детей рекомендуется использование различных видов игр: сюжетно-ролевых; подвижных; развивающих. Сюжетно-ролевая игра – первая проба применения на практике взаимоотношений между детьми. Для сюжетно-ролевых игр в группе создан игровой уголок, подобраны атрибуты к играм для мальчиков и девочек, сделаны макеты домиков, деревенского двора, разнообразные ширмы, макеты. Для девочек подобрана гардеробная, сшиты сумочки, платочки и другое. Для мальчиков подобраны пилотки, фуражки, рули. Много атрибутов и игр изготовлено родителями группы.
В процессе игры, помимо взаимоотношений, определенных сюжетом, возникают и реальные взаимоотношения между детьми, определяемые различными социальными ценностями. Задача педагога на первоначальном этапе формирования игры – помочь осознать детям определенные правила общественного поведения, отметить нравственные критерии выбора той или иной роли.
В процессе работы над формированием системы нравственных ценностей используются следующие направления: понятие «добро» и «зло»; положительное отношение к близким и сверстникам, дружба; любовь к природе и всему живому; любовь к родному поселку, стране. В условиях ДОУ Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой предложен комплексный метод развития самодеятельных игр, состоящий из следующих компонентов:
1.Обогащение знаний детей, расширение представлений об окружающем. Необходимо всемерно обогащать знания детей, их представления не только о предметном мире, но и о социальных взаимоотношениях в разных областях действительности.
2.Создание предметно-пространственной развивающей среды. Развивающей будет та среда, которая позволяет реализовывать любые игровые идеи детей и наталкивать ребенка на новые игровые задачи.
3.Обогащение игрового опыта. Взрослый должен быть партнером, т. е. он должен уметь включиться в игру, в зависимости от ситуации.
4.Активизирующее общение взрослых с детьми. Необходимо каждый раз, как только самодеятельная игра начинает «стопориться».
В игре ребенок не просто отображает и копирует то, что видит вокруг. Он по своему проживает все это, по ходу действия открывая для себя разные стороны и особенности «взрослой жизни», ориентируясь в смыслах человеческих взаимоотношений. Помимо этого в процессе игры ребенок учиться устанавливать контакт и строить взаимоотношения со сверстниками.
Главное в процессе игры — поощрять дружеские взаимоотношения детей, но ни в коем случае не разрушать игру при возникновении конфликтов. Перед уходом детей из детского сада домой обязательно следует отметить положительные нравственные моменты игры.
Часто дети действуют импульсивно, не отдают отчет своим поступкам. Помочь в этом помогают обучающие игры. Например, такие игры, как «Оцени поступок», «Как поступить?», Хорошо и плохо». В игровой форме дети учатся быть заботливыми, внимательными друг к другу, усваивают общепринятые в обществе нормы поведения. В уголке нравственно-патриотического воспитания подобраны альбомы «Хорошо-плохо», «Ситуации задания», дидактические карточки «Хорошие и плохие поступки». Именно в игре и во взаимоотношениях детей происходит познание и раскрытие нравственных положительных и отрицательных сторон.
Особое место в работе с детьми мы отводим народным играм русского и татарского народа. Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время. Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Детям особенно нравятся русские народные игры: «Два Мороза», «Удочка»; татарские народные игры: «5 детей у Тимербая», «Займи место», «Серый волк».
Русские и татарские народные игры очень многообразны, хороводные игры с народными песнями, прибаутками, приговорками, плясками. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В народных играх формируются нравственные качества, доброта, желание прийти на помощь другому, выполнение определенных правил. В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность народных игр, которые бывают: хороводные, словесные, игры-забавы, игры соревнования, подвижные игры.
Проанализировав особенности формирования нравственных ценностей у дошкольников с помощью игры, можно сделать следующие выводы: игра – неотъемлемая часть жизни ребенка. Через игру ребенок познает мир, сложные человеческие взаимоотношения, усваивает социальный опыт предыдущих поколений. На современном этапе, грамотное введения ребенка в ту или иную роль представляется наиболее сложным. Сюжетно-ролевые игры, совместно с играми с правилами, являются вершиной игровой детской деятельности. Все предыдущие формы игры являются подготовительным этапом к освоению сюжетно-ролевых игр, к осмысленному принятию на себя той или иной социальной роли. Формируя систему нравственных ценностей у детей с помощью игры важно играть, учить — играя, воспитывать — играя.
Список литературы:
1.Дыбина О. В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ. М.: Мозаика-Синтез, 2012..
2.Игнатенко М.А. Игровая деятельность в ДОУ в учетом ФГОС ДО http://infourok.ru/igrovaya-deyatelnost-v-dou-v-uchetom-fgos-do-675683.html (Дата доступа 11.09.2016) -Загл. с экрана.
3.Лыкова И.А. Детский сад и семья. Изобразительное творчество от колыбели до порога школы. М.: Издательский дом «Карапуз», 2010.
4.Осипова О.А. Организация игровой деятельности и её роль в становлении самостоятельности дошкольников. Журнал «Современный детский сад
[Электронный ресурс]:http://sdetsad.ucoz.com/publ/novye_programmy_vospitanij (Дата доступа 11.09.2016) -Загл. с экрана.
5.Смирнов В. И. Теория и методика воспитания. Часть II. Воспитательные технологии: учебное пособие/ В. И. Смирнов. – Нижний Тагил, 2012. – 483 с. [Электронный ресурс]: http://www.studfiles.ru/preview/5183100/page:25/
(Дата доступа 11.09.2016) -Загл. с экрана.
6.Матова В. Н. Краеведение в детском саду», СПб.: «Детство –пресс», 2014.
7.Савченко В.И. Авторизованная «Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников» Детство-Пресс, 2013.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector