Конспект занятия из опыта работы «Путешествие на ковре-самолёте» (развитие речи с элементами ТРИЗ).

Автор: Бабикова Татьяна Васильевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МАДОУ «Детский сад №35 общеразвивающего вида»

Населенный пункт: г. Сыктывкар, Республика Коми

Тема: Конспект занятия из опыта работы «Путешествие на ковре-самолёте» (развитие речи с элементами ТРИЗ).

Опубликовано: 20.05.2017 22:22

Получить свидетельство      Скачать материал


ФИО: Бабикова Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель
Место работы: Россия, Республика Коми, г.Сыктывкар
МАДОУ «Детский сад №35 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара

из опыта работы
Занятие по развитию речи с элементами РТВ (ТРИЗ)
в подготовительной к школе группе

Тема: «Путешествие на ковре-самолёте (Необыкновенное путешествие)»
Основные задачи:
Познавательные: обогащать природоведческий и обществоведческий словарь детей
Развивающие: — активизировать творческое воображение дошкольников в процессе работы над сказками (сочинение сказок с опорой на модели);
-способствовать адекватному использованию символических средств;
 -развивать умение  самостоятельного построения связного и выразительного речевого высказывания
Обучающие: -развивать действия наглядно-пространственного моделирования;
-развивать умения отыскивать противоречивые свойства предмета/событий и правильно отвечать на вопросы Какой? Какие? Какое?
Воспитательные: способствовать проявлению доброжелательного и корректного отношения к собеседникам

Использованы игры: «Бывает-не бывает»
«На что похоже?»
«Что хорошо, что плохо? »
упражнения: «Как можно здороваться? прощаться?
«Как согреться?»
Моделирование маленьких человечков
Метод фокальных объектов
приёмы: Увеличение
Смещение во времени

Ход занятия
Гости сидят. Входят дети.
В — Ребята, как можно поздороваться?
Д — Здравствуйте! Мы рады вас видеть! Добро пожаловать! Спасибо, что пришли! Всем привет! Салют!
В -Дети, а вы любите путешествовать? (ответы) На чём? Какой предпочитаете вид транспорта?
Д — Машина, велосипед, самолёт, корабль, поезд..
В — Мы сегодня отправимся в необыкновенное путешествие, и транспорт у нас будет необычный. Ваши предложения?
Д — Сапоги — скороходы, ступа, диван, метла, ковёр-самолет…
Д — Спасибо! Нас много, ковёр-самолет нам подходит! Где вы бы хотели побывать? Для чего люди вообще путешествуют?
Д — Увидеть мир, страны, людей, города, природу!
В — Отправляемся! Рассаживайтесь поудобнее, впереди нас ждут приключения, много интересного и нового вы узнаете! В путь! (дети рассаживаются на ковёр, кому как удобнее)

Игра «Бывает — не бывает» (дети тоже придумывают вопросы)
-Заяц дерётся с носорогом? Бывает так?
-Нет!
-Кошка мяукает? Бывает?
-Да!
-Поезд летит по небу?
-Нет!
-Почтальон принес письмо?
-Да!
-Яблоко соленое?
-Нет!
-Собака хочет есть?
-Да!
-Писатели пишут книги?
-Да!
-Дом пошел гулять?
-Нет!
-Ночью светит солнце?
-Нет!

В -Хорошо, ребята! Какие интересные вопросы задавали. Спасибо! Путешествие продолжается. Как высоко мы над землей! Сколько облаков вокруг! Облака, — они какие?
Д -Легкие, пушистые, загадочные, необыкновенные, симпатичные,..
В -Мини-облако – что это? А супер- облако – что? (ответы )Давайте их рассмотрим. Можно лечь на спину. На что они похожи?
Д -Зайчика, комочек пуха, вату, медведя, полянку с цветами, огромный корабль, лошадку,..
В -Облака исчезли, давайте посмотрим вниз: где мы сейчас пролетаем? Что ты видишь, Артем? А ты, Дарина?
Д -Лес!
В -А лес какой?
Д -Сказочный, смешанный, непроходимый, странный, красивый, страшный, загадочный, мрачный,…
В -Ребята, смотрите – Красная Шапочка идет! Как здорово! А давайте вспомним сказку и поиграем «Что хорошо, что плохо?».
Хорошо:
-что мама и бабушка очень любили Красную Шапочку
-что бабушкина деревня была недалеко, можно добраться пешком
-что бабушка подарила девочке красную шапочку — ей она очень понравилась
-что Красная Шапочка пошла навестить бабушку — заботливая, добрая
-что Красная Шапочка шла по лесу медленно, любовалась природой, насекомыми, дышала свежим воздухом — а это полезно!
-что дверь у бабушки так легко открывалась
Плохо:
-Красная Шапочка не встретила бы волка, если бы бабушкина деревня была далеко-надо было бы ехать на автобусе или поезде
-девочка не снимала шапочку — ходить все время в головном уборе вредно, волосы быстро становятся грязными, некрасивыми, плохо растут
-мама отправила Красную Шапочку одну через лес в другую деревню-это опасно
-Красная Шапочка сорвала так много цветов, а природу надо беречь
-она шла медленно, а масло из горшочка могло растаять от жары и испортиться
-мама не научила Красную Шапочку, как вести себя в лесу, что с посторонними и незнакомыми разговаривать нельзя
-к бабушке мог зайти любой — волк, медведь, разбойник, людоед
-из-за подаренной шапочки девочку перестали звать по имени и называли только по прозвищу

В -Умницы мои! Все правильно! Я вами довольна! Ой, ребята, смотрите – герои сказок гуляют! Кого видите? Кто вам знаком? Кого узнали?
Д — Трех поросят, Дюймовочку, лису, петуха, трех медведей, Ивана-дурака, Змея-горыныча, дракона, щуку, колобка, деда да бабку, мышку, бременских музыкантов.
В -А еще кого?
Д -Бабу-Ягу!
В -Прекрасно! Смотрите, смотрите! (смотреть «вниз», ухватившись за «ковер») Она что-то кричит? Что она делает?
Д -Машет, зовет, просит, умоляет, волнуется!
В -Надо ей помочь. Срочное приземление! Девочки на середину ковра, мальчики вокруг, взялись за руки. Раз! Приземлились! Никто не ушибся? Ух, как холодно! Как согреться?
Д — Шуба, одеяло, попрыгать, потанцевать, поработать, поплясать.
В — Так, вот и ее дом, ну и дом не дом, а домище! Не крыльцо, а …
Д — Крыльчище!
В — Не труба, а …
Д — Трубище!
В -Как же нам войти в дом? У кого какие предложения?
Д -Постучать, крикнуть, позвать, пошуметь, позвонить.
В -Стучим! Здравствуйте, Бабушка Яга! Что-то у Вас случилось?
Б.Я. -Здравствуйте, мои хорошие — мои пригожие! Ой, спасибо, что помочь решили. А у меня беда! Вчера был Кощеюшка, карточки принес – на, говорит, чтоб к утру мне сказки сочинила. Бедная моя головушка! Я не смогу! Поможете мне?
-Да!
Б.Я. -Ой, спасибо, родимые! Вот эти карточки. Еще молвил, что вот этот белый круг- добрые дела, а черный – злые. Ох-ох! Сочиняйте, милые, выручайте Бабульку-Ягульку! (дети рассаживаются и работают)
В -Кто готов идти – рассказывать свою сказку, историю, свой необычный рассказ? (опросить -2-3 ребят)
Б.Я. -Спасибо, милые! Научили старушку! Всё-всё поняла! Ну, держись, Кощей – теперь и я умная. За то, что помогли мне, угощу вас чаем. Любите?
Д -Да!
Б.Я. -А вы знаете, что у меня живут жидкие человечки? Как вы думаете, где они живут?
-Вода- в кране, душе, молоко, чай, кофе, кефир, суп, лимонад, лужа, река..
Б.Я. -Ай, молодцы! А где твёрдые человечки?
Д -Стол, стул, скамья, посуда..
Б.Я. -Правильно, правильно, родимые! Давайте попьём чай, но мне нужен чайник. Так кто хочет быть чайником? Становитесь в круг. Чайник железный, крепкий, изобразите его. (плотно встают друг к другу) Наливаю воду — забегайте в середину! Как изобразите жидкое тело? (руки вниз, потихоньку двигаются) Вода закипела, появился пар. (несколько человек выбегают из круга) Вода вскипела. Угощаю вас вкусным чаем! Пейте на здоровье! А варенье любите? А вон у меня сколько запасов! Какое хотите?
Д -Клубничное, малиновое, вишнёвое, абрикосовое, черничное, яблочное, из красной и черной смородины, брусничное, айвовое…
Б.Я. -Понравилось? Как на вкус? Похвалите бабулю!
Д -Вкусное, сахарное, переваренное, недоваренное, заплесневелое, кислое, липкое. Обалденное, клёвое!
В -Ай, ай, ребята, «обалденное» и « клёвое» — это слова-«мусор» в русском языке!
Б.Я. -Дети, а вы подарочки любите? Какие?
Д -Звонкие, прозрачные, блестящие, мягкие, музыкальные (Баба Яга дарит небольшие подарки)
В -Давайте, ребятушки, прощаться, в путь-дорогу собираться.
Д -Всего доброго! Не скучайте! Спасибо за всё! До свидания! До скорой встречи!
Б.Я. -Спасибо, спасибо, золотые мои да воспитанные! Вы мне доброе слово — а я вам доброе дело: сейчас помогут — домой добраться! Мои волшебные слова: «Крутись – вертись! Домой воротись!» (дети кружатся вокруг себя)
В — Ах, как хорошо! Вот мы и дома! И ковёр наш здесь! Спасибо Бабе Яге!
Ребята, как вам наше необычное путешествие?  Если вам понравилось, то возьмите весёлых героев сказок, — которых мы видели с ковра-самолёта, помните? — и поселите их на этой сказочной поляне, а если не понравилось, то возьмите грустных героев.
Спасибо вам, ребята! Я очень рада, что вы помогали друг другу! Мне было очень приятно путешествовать вместе с вами!

_x000C_Список использованной литературы:

• Бочкарева О.И. Развитие речи: Занимательные материалы. Волгоград: ИТД «Корифей», 1996.
• Корзун А. В. Веселая дидактика: Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн.: Университетское, 2000.

Карточки для сочинения сказок

б.
б.
б.
б.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector