Методическая разработка дополнительной программы Секция «Олимпиец».

Автор: Козырева Ирина Иннокентьевна

Должность: Инструктор по физической культуре

Учреждение: МДОБУ ЦРР — Д/С №105 «Умка»

Населенный пункт: г. Якутск, Республика Саха (Якутия)

Тема: Методическая разработка дополнительной программы Секция «Олимпиец».

Опубликовано: 03.06.2017 16:43

Получить свидетельство      Скачать материал


Методическая разработка
дополнительной программе
Секция «Олимпиец»

Народные игры и забавы Саха.

Национальные игры являются неотъемлемой частью традиционной культуры народа Саха. Редкие праздники, и отдых не обходились без массовых игр, состязаний в силе и ловкости. В якутских национальных играх отразились особенности менталитета, мировоззрения народа, которые основывались на сохраняющемся до сих пор почитании, культе природы. Происхождение игр тесно связано с укладом жизни народа Саха, видами традиционного хозяйствования: прежде всего, коневодством, разведением крупного рогатого скота, а также охотой, рыболовством. Следует отметить огромное воспитательное значение игр и состязаний, которые закаляли здоровье, развивали физическую силу и мышление, приобщали подрастающее поколение к духовным и культурным ценностям народа.
Все национальные средства физической культуры, учитывая анатомо-морфологические особенности детей дошкольного возраста, квалифицированы по 5 разделам:
• Общеразвивающие упражнения (ОРУ).
Дают возможность детям, знакомится не только с бытом народа, но также и с национальными узорами, движениями и повадками животных, птиц.
• Национальные виды спорта и игры.
Воздействуют на развитие координационных способностей: координацию в пространстве, координацию во времени, дифференциацию силовых напряжений, интеллектуально – тактическое обеспечение двигательной деятельности.
• Подвижные игры.
В национальных играх сочетаются три фактора:
— дети включаются, а практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельности действовать;
— получают моральное и эстетическое удовольствие от этой деятельности;
-углубляют познания окружающей их среды.
• Дыхательные упражнения.
В ходе работы с детьми учим их слышать свой организм, свою душу, одухотворяя каждое движение, находя ассоциации в природе.
• Закаливающие упражнения.
Закаливающие процедуры, являются частью оздоровительных мероприятий, способствуют укреплению здоровья и снижения заболеваемости детей.
Решение задач по реализации и освоению содержания регионального компонента осуществляется как в форме непосредственной образовательной деятельности, так и в форме совместной деятельности при организации режимных моментов через интеграцию с задачами различных образовательных областей.

Бой быков
Начало лета давало возможность короткой передышки, и люди находили время для излюбленных забав. Так, в страну в это время проводили бои быков. За зрелищем с азартом наблюдали все: от мала до велика. Схватка животных была одним из самых интересных и запоминающихся событий и на многие месяцы становилась темой разговоров в округе. А дети часто играли в «бой быков»…
Ведущий отмеряет на земле отрезок длиной в 3 метра и проводит по центру линию. Участники игры становятся на четвереньки по разные стороны линии и упираются головами. По команде ведущего они начинают «бодаться», толкать друг друга. При этом не разрешается начинать резким и сильным «боданием».
Победителем считается тот, кто вытолкает соперника на 1,5 метра от линии.

Плетение косичек

Раньше богачи заплетали волосы дочерей в 9 косичек, менее богатые в 7, а зажиточные крестьяне – в 3…
Ведущий набирает 2 команды по 9 человек в каждой. Каждой команде дается по одному ободку. К каждому ободку привязывают 27 кусков веревки, пряди волос, конский волос длиной в 1метр (веревку легче заплетать). Ободки подвешивают на уровне вытянутой руки.
Ведущий расставляет игроков в 10метрах от ободков. По команде ведущего один человек из команды подбегает к ободку и начинает плести одну косичку, закончив плести, он бежит к своей команде и передает эстафету другому игроку. После того, как все закончат, ведущий проверяет качество и скорость.
Если у тех, кто раньше закончил, качество хуже, то они считаются проигравшими.

Путы

В жаркие летние дни коровье вымя высыхает и трескается, от укусов мошкары покрывается болячками, и из-за этого становится трудно их доить. Тогда, чтобы коровы не пинались, им завязывают задние ноги.
«Путы» были в старину излюбленной детской игрой. Играющие разбиваются на две команды. Ведущий завязывает игрокам сначала левую лодыжку, а потом привязывает к ней правую таким образом, что между ногами остается немного места.
Ведущий делает отметку на расстоянии 15-20 метров, ставит людей в 2 колонны и дает старт. Игроки должны в таком виде обойти отметку, вернуться назад и передать эстафету другому. Они могут прыгать или идти пешком, но так чтобы путы не развязались. Та команда, которая раньше закончила, считается победителем. Если же у кого– нибудь по дороге путы развяжутся, он должен их завязать и двигаться дальше.

Кулак и колени

Ведущий ставит посередине комнаты два стула друг против друга. Двое соревнующихся садятся на эти стулья и сжимают друг другу колени. Руки оба держат за спиной. Второй игрок изо всех сил пытается разжать колени. Если между его коленями проходит кулак, то он считается победителем. Затем они меняются ролями. Теперь второй игрой пытается удержать колени первого. Так продолжается до тех пор, пока один из них не сможет ни сжать, ни разжать колени.

Бег галопом

В эту игру наши предки играли во время празднования ысыаха. Говорят, что игрок, стартовавший галопом, как правило, обгонял бежавшего обычным бегом.
Игру проводят на дистанции 50 или 100 метров. По команде ведущего участники ставят левую ногу вперед, правую назад, занимают позу бегуна и отталкиваются обеими ногами одновременно. Тот, кто придет к финишу первым, считается победителем.

Подражаю налиму

Название игры с якутского языка буквально переводится, как «подражая налиму». Наши предки часто сравнивали медлительные движения с движениями, характерными для этой рыбы. Описываемая игра представляет собой единоборство, борьбу ногами. Задача каждого из игроков – заставить соперника перевернуться через правый бок из положения лежа на спине. Это переворачивание – медленное, «ленивое» — и напоминает движения налима.
Основное положение участников – лежа на спине. Два игрока ложатся рядом (в ногах друг у друга), крепко берут друг друга под правую руку. В течение всей игры они не должны разжимать правых рук. Борются поднятыми вверх правыми ногами, упершись пятками. Не отрывая левой ноги и головы от земли, каждый из игроков стремится столкнуть, повалить правую ногу соперника, чтобы заставить его перевернуться.

Кочкарник

Чтобы заготовить достаточно корма для скота на долгую зимовку, нашим предкам нередко приходилось косить траву и на болотистой местности, марях, в кочкарнике. Подобная косьба была нелегким занятием, требовавшим особой сноровки.
Для игры берут поленья 20см длиной и 7см толщиной и кладут их посреди балагана (якутской юрты) (7-9 поленьев).
Ведущий отводит игрока в угол, завязывает ему глаза. Затем 3 раза поворачивает его и направляет в сторону поленьев. Победителем считается тот, кто пройдет с закрытыми глазами между поленьев (кочек), ничего не задев. Если же участники уронят поленья (кочки), то учитывается, кто сколько уронил.

Невод

Летом, когда на летниках собирались много детей, играли в «невод». Трое или, если много народу и места, пять человек образуют «невод». Они берутся за руки и не отпускают их. Около десяти детей становится «рыбами». Игроки обозначают границы площадки – «озера», за переделы которого они не должны выходить. Те, что «неводят», должны отметить внутри озера «прорубь», что бы туда могло поместиться 10 человек. «Невод» должен поймать и привести «рыб» в эту «прорубь». Если «рыбцу» поймают за пределами проруби, она может вырываться любыми способами. Если же «невод» трижды упустит «рыб» и не сможет доставить их в «прорубь», то «неводом» становятся «рыбы».

Постучи в потолок

В старину подвешивались к потолочной балке якутской юрты две веревки так, чтобы они доставали до пола. Ведущий сажал двоих игроков под веревками, они должны были без помощи ног забраться по веревки до потолка.
Победителем считался тот, кто первым добрался до потолка и трижды постучал по балке лбом Раньше потолки якутских юрт – балаганов были низкими, и поэтому карабкались игроки сидя.

Волчок

Надо просверлить посередине деревянный кубик, затем воткнуть в него палочку размером с карандаш так, чтобы она торчала из кубика на 1см волчок надо раскрутить и опустить на стол. Остановившись, он падает на одну из сторон. На каждой стороне нарисованы разные знаки: крест, 2 линии, 5линий, прорубь.
Каждому игроку выдается по 11 палочек. Это их «богатство». Крутящий волчок делает ставку: 1 или несколько палочек. Другие кладут столько же. Первый игрок раскручивает волчок. Пока он крутится, другие игроки, стуча по столу, кричат: «Прорубь». Если волчок упадёт 3-мя линиями вверх, играющий должен взять 3 палочки, крестом – он отдает 3, «прорубью» — отдает 7, 5 линий – забирает все себе. Волчок крутят против солнца все по очереди независимо от того, выиграл игрок или нет.
Если один выигрывает все палочки, то игра начинается сначала. Все делают ставки заново, если кто – то «обанкротится», он может взять в долг у друга.

Бык и лень

С распространением землепашества в Якутии наши предки расчищали места для посева зерновых, выкорчевывая лес. Веселая игра «Бык и пень» возникла в этот период истории народа.
В игре участвуют две команды. От каждой из них выступает один игрок, «бык». Никто из двоих соперников не желает стать «пнем».
Игроки должны встать на четвереньки спинами друг другу. Ведущий надевает веревку на шеи игроков и проводит ее через подмышки, чтобы игрокам было удобно тащить друг друга. Потом на линии упора проводит линию. По команде ведущего игроки начинают тащить друг друга в разные стороны. Тот, кто перетянет соперника в свою сторону, считается победителем и называется «быком», а проигравший становиться «пнем».

Подними хворую корову

Ведущий сажает на землю одного из игроков, который обхватывает ступню своей правой ноги. Игрок, насколько хватает длины его рук, должен пинаться правой ногой и одновременно, не разжимая рук, встать на левую ногу. Если участнику не удается сделать это с третьей попытки, его называют «хворой коровой». В игру можно играть и командами.

Водопой

Зимой якуты водят крупный рогатый скот на водопой к проруби. Наши предки придумали эту игру, наблюдая за движениями животных, стремившихся достать до воды.
На землю ставят емкость высотой с кулак и наполняют ее водой. Ведущий отбирает участников. Игрок хватается правой рукой за левое ухо, а левой рукой берет стопу правой ноги и в таком положении должен наклониться и попить воды. Если он отпустит руки, выходит из игры. Победителем считается тот, кто попьет воду, не отпуская рук.

Водонос

Это игра представляет собой состязание двух команд. По четырем углам комнаты (зала) ставят по одному деревянному сосуду: два из них наполнены водой, а два – пустые. Командам выдается по одной деревянной ложкой и, добежав до пустого сосуда, вылить в него воду, затем передать ложку товарищу по команде. Таким образом, командам нужно перелить всю воду из одного сосуда в другой.
Какая команда перельет воду быстрее и не прольет, считается победившей. Если у одной из команд воды меньше, та проигрывает. Учитывается качество работы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector