Создание условий для развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста.

Автор: Лариошкина Татьяна Николаевна

Должность: Музыкальный руководитель

Учреждение: МБДОУ №31 «Колокольчик»

Населенный пункт: п. Подгорный, Красноярский край

Тема: Создание условий для развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста.

Опубликовано: 07.06.2017 06:17

Получить свидетельство      Скачать материал


СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Прежде, чем начать говорить о развитии эмоциональной отзывчивости у дошкольников, хотелось бы раскрыть само понятие: что же такое — эмоциональная отзывчивость и как она проявляется?
Эмоциональная отзывчивость — внешнее проявление внутреннего мира человека, позволяющее определить его отношение к происходящему и основывается на чувствительности к поведению других людей, искусству, природе.
Важно отметить, что музыка — самое сложное из искусств. Её сложность определяется абстрактным характером музыкального художественного образа, содержание и язык музыки закрыт для ребенка на ранних этапах развития. Его надо постепенно ввести в мир музыки, помочь ему понять содержание музыкальных художественных образов, а значит, дать возможность их пережить.
Известно также, что в дошкольном детстве эмоциональная сфера является ведущей сферой психического развития. Под её определяющим влиянием происходит формирование у ребёнка высших психических функций, поведения, личности в целом. Благодаря уникальным особенностям музыка способна влиять на эмоциональное состояние человека. Таким образом, музыка становится средством развития эмоциональной отзывчивости.
В программе дошкольного образования по музыкальному воспитанию ставится цель, которая направлена на достижение развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку и реализовать ее посредством различных видов музыкальной деятельности.
Задачи: развитие музыкально-художественной деятельности;
приобщение к музыкальному искусству

Критерии эмоциональной отзывчивости:
Ребенок проявляет внимание, интерес к музыкальной деятельности;
при слушании музыкального произведения всегда эмоционально реагирует на музыку, испытывая при этом радость; чувствует мелодию, ритм музыкального произведения; может выразить свои впечатления от музыки словами, мимикой, жестами, в движении; поет с удовольствием несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально; при общении с взрослыми и сверстниками ребенок проявляет эмоциональную отзывчивость.
При каких условиях развивается музыкальная отзывчивость? При условии создания методов организации и осуществления познавательной деятельности:
Перечислю те, которые я использую в своей работе: перцептивные (словесные, наглядные, практические);
.
Рассказ, беседа, объяснение — помогают раскрыть содержание музыкальных произведений, направляют эмоциональные переживания детей.
Использование игрушек, схем, атрибутов, иллюстраций, репродукций картин, созвучных теме, образному содержанию музыкальных произведений, способствующих созданию определенного настроения, пробуждению у детей эмоциональной отзывчивости, необходимых для восприятия музыки.
логические, т. е. организация и осуществление логических операций.
Прием сравнения контрастных музыкальных произведений. Сравнивая произведения, дети осознают особенности каждого жанра, лада, тембра, и т.д. Выполнение различных заданий способствует формированию эмоциональных впечатлений, представлений о музыкальных жанрах.
Использование пиктограмм эмоций. Они также необходимы во время работы, направленной на дифференциацию эмоций «Забавный гномик» и др.
Использование цветовых схем (средний дошкольный возраст) красный, розовый, желтый цвет – радость, черный, коричневый, серый – грусть и т.д)
Прием аналогии – Пропой как кошечка или котенок? «Эхо» — повторение мелодии или песни за педагогом или детьми.
Прием эмоционального воздействия — заключаются в умении выражать свое отношение к музыкальному произведению образным словом, мимикой, жестами в зависимости от характера, настроения музыки
Методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности, которые использую;
формирование интересов к деятельности: игры, создание занимательной ситуации;
Приемы создания эмоциональных ситуаций (например, сюрпризных моментов);
Звучащие жесты – хлопки, шлепки, притопы, щелчки пальцами и т.д.
Сказкотерапия – создает большой эмоциональный всплеск. При постановке сказки развивается фантазия, дети учатся принимать на себя роль, тем самым эмоционально переживать состояние героя сказки.
Использование этюдов (старший дошкольный возраст) — упражнений на восприятие внешнего выражения эмоций («удивился», «обрадовался», «грустно», «страшилки»).
Загадки, используемые на занятии.
Занимательные ситуации – например, «Путешествие в страну Музыки», «В гости к сказке» и т.д.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью познавательной деятельности.
Рефлексивные методы, стимулирующие самоконтроль и самооценку собственных эмоциональных проявлений («Расскажи, как ты себя чувствуешь, когда слышишь эту мелодию?» «Что ты почувствовал, когда зазвучала музыка?»);

Я, как музыкальный руководитель, веду все традиционные для детского сада связанные с музыкой виды деятельности – слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. Все виды музыкальной деятельности развивают слуховое внимание, способность слышать и слушать, запоминать, понимать звук и слово. А без этого невозможно научить ребенка выражать свои мысли и чувства, и, как следствие- развить музыкальную отзывчивость.
Раздел «Слушание музыки» я строю с учетом особенностей музыкального восприятия у детей дошкольного возраста. Дошкольникам трудно воспринять и понять абстрактный музыкальный художественный образ. Я помогаю детям войти в мир музыки, услышать ее, пережить и понять.
Эмоции, которые испытывает ребенок при восприятии музыки, он выражает вербально (с помощью слов) и невербально (с помощью мимики, жестов).
Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Песни, благодаря тексту, более доступны детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр
С помощью голоса многое можно выразить, о многом рассказать. Развитию эмоциональной отзывчивости способствует понимание содержания песни, ее выразительное исполнение с движением, с инсценированием, с сопровождением игрой на музыкальных инструментах.
Музыкальное движение можно считать ведущим видом музыкальной деятельности в дошкольном детстве.
Музыкальное движение приносит ребенку ни с чем несравнимую радость, развивает его физически, является наиболее адекватным возрасту способом становления музыкальности.
Для танца в младших и старших группах использую игрушки, не только красивые и безопасные, но и интересные детям. Это куклы, мишки, мячи, обручи, кубики. Они украшают танец, влияют на создание конкретного игрового образа.
Большое место уделяется развитию творческих способностей: умению сочинять несложные танцевальные композиции, импровизировать в драматизации, воображению, фантазии, умению находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки.
Музыкальная игра-драматизация – один из самых любимых и популярных у детей и взрослых — это маленький спектакль и в тоже время переходная форма от игры к искусству. Это первая элементарная форма синтеза искусств, которая доступна детям и предполагает объединение музыкального движения, пения, художественного слова, мимики, пантомимы, при этом все они подчинены главной задаче – созданию художественного образа.
Игра на детских музыкальных инструментах – один из наиболее перспективных видов музыкальной деятельности при условии использования методики обучения детей игре по слуху и так же развивает эмоциональную отзывчивость.
Таким образом, участие детей в различных видах музыкальной деятельности (слушание и исполнительская деятельность — пение, танец) проникнуто детскими переживаниями, отражает их собственный эмоциональный опыт и развивает его.
Еще одно из средств развития эмоциональной отзывчивости — это разножанровость:
занятие – путешествие, занятие – прогулка, занятие – концерт, занятие – спектакль, занятие – ролевая игра.
Непременным условием развития эмоциональной отзывчивости дошкольников считаю личностно-ориентированное взаимодействие с учетом личностных особенностей каждого ребенка, индивидуального опыта его жизнедеятельности, эмоционального состояния каждого ребенка. Я как педагог, оказываю педагогическую поддержку в решении индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением.
Посредством чего я добиваюсь развития эмоциональной отзывчивости:
*каждому ребенку уделять максимум внимания, ласки, доверия и любви;
*понимать, чувствовать и принимать каждого ребенка; эмоционально откликаться на проблемы каждого ребенка, какими бы мизерными они ни казались; искренне радоваться успехам и достижениям малыша; видеть и отмечать в ребенке лучшее;
*действовать исключительно в интересах ребенка;
*помнить, что каждый ребенок неповторим;
*избегать принуждения, насилия, подавления воли ребенка, предоставлять ему свободу выбора в той или иной ситуации;
* стремиться в процессе взаимодействия быть интересным педагогом, удивить, заинтриговать, улавливать настроение детей.
* учитывать гендерные различия мальчиков и девочек.
* создавать атмосферу радостного общения, приподнятого настроения гармоничного самоощущения всех участников образовательного процесса;
* формировать положительное отношение детей к музыке и музыкальным занятиям
* развивать музыкальные способности детей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector