Программа для дошкольных образовательных учреждений «Открываем мир».

Автор: Меркульева Оксана Анатольевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МАДОУ Киселевского городского округа центр развития ребенка – детский сад № 1 «Лёвушка»

Населенный пункт: г. Киселевск, Кемеровская область

Тема: Программа для дошкольных образовательных учреждений «Открываем мир».

Опубликовано: 08.06.2017 06:57

Получить свидетельство      Скачать материал


Составитель:

О.А. Меркульева

воспитатель высшей квалификационной категории муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Киселёвского городского округа центра развития ребенка – детского сада № 1 «Лёвушка»

Программа для дошкольных образовательных учреждений «Открываем мир» раскрывает систему работы со старшими дошкольниками. В программу включены конспекты непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с правилами безопасности жизнедеятельности детей.

Меркульева О.А.
Программа дополнительного образования по основам безопасности для дошкольников «Открываем мир»[Текст] О.А. Меркульева.Пособие будет полезно педагогам ДОУ и родителям, заинтересованным в подготовке своих детей к безопасной жизни в окружающем мире.

Пояснительная записка
Везде, где есть жизнь, есть и опасность.
/Эмерсон/

В соответствии с Федеральными государственными требованиями в дошкольных образовательных учреждениях идет модернизация дошкольного образования. В связи с этим определяются новые цели, задачи и направления в работе ДОУ. Одной из образовательных областей является «Безопасность».
Суть этого вопроса состоит в том, что безопасность жизнедеятельности в современном мире выделяется, как одна из главных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях. Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его уязвимости. Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу?
Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан – детей дошкольного возраста. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.
Самостоятельность ребёнка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без взрослого человека ребёнок не может выжить и развиться в социальную личность. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни.
Программа Авдеевой Н.Н., Князевой Н.Л., СтеркинойР.Б.«Основы безопасности детей дошкольного возраста» разработана на основе проекта Государственных стандартов дошкольного образования. Опираясь на лучшие Российские традиции воспитания и обучения дошкольников, составители программы сочли необходимым включить в нее новое содержание, которое отражает общие изменения в нашей общественной жизни (например, раздел «Ребенок и другие люди»). В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами в ней даются примеры возможных занятий и методических приемов, способствующих более эффективному усвоению детьми соответствующего материала. 
Определяя основное содержание и направление развития детей, составители программы оставляют за каждым дошкольным учреждением право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической и криминогенной ситуации; при этом основным ориентиром должен стать учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений. 
Авторы программы дифференцировали ее на шесть основных направлений: 
• Ребенок и другие люди. 
• Ребенок и природа. 
• Ребенок дома. 
• Здоровье ребенка. 
• Пожарная безопасность.
• Ребенок на улицах города. 
Рабочая программа «Открываем мир» разработана на основе программы Авдеевой Н.Н., Князевой Н.Л., Стеркиной Р.Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста»,ноболее адаптирована к условиям дошкольного обучения включая интеграцию разных областей.
Метод интеграции содержит в своей структуре триаду компонентов, обуславливающих ценные педагогические свойства.
Разработанная на основе данного содержания рабочаятетрадь для детей поможет более эффективно усвоить новый материал.
Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения, принятые в дошкольных образовательных учреждениях могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему учат детей, онидолжны уметь применять вреальной жизни, на практике.
Мы надеемся, что предлагаемое вниманию педагогов пособие вызовет интерес, а главное – принесёт пользу в совместной деятельности с детьми и сформирует навыки у детей безопасного поведения в окружающем мире.

Цель программы: формирование у ребенка навыков разумного поведения, умения адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями.
Задачи:
• способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни.
• уточнить представления детей об источниках опасности в доме; учить правилам безопасности в быту, воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему;
• познакомить детей с тем, как устроено тело человека. Дать первоначальное представление о строении человеческого организма и функциях его основных органов;
• закрепить знание о назначении светофора на дороге и всех его цветов в отдельности. Закрепить правило поведения в общественном транспорте;
• помочь детям запомнить основную группу пожароопасных предметов; формировать представление о поведении при угрозе пожара;
• воспитывать у ребенка навыки адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях.
Формы работы:
• игры-драматизации
• подвижные игры
• дидактическая игра
• экскурсии
• беседы, дискуссии
• проигрывание проблемных ситуаций
• работа с родителями
Ожидаемый результат:
В ходе проведенной работы предполагается, сформировать у дошкольников опыт безопасного поведения в различных ситуациях, знания о правилах безопасного поведения, умение действовать в тех или иных ситуациях, оценивать собственные возможности по преодолению опасности; выработать привычку соблюдать меры предосторожности. 

Учебно-тематический план
разделов


п/п Раздел. Тема

Раздел. Тема
Всего
часов
В том числе
отводимых на

Теор.
Практ.
контроль
Старшая группа
1
Раздел 1.
Ребенок и другие люди
4

4

1.1.
Внешность человека может быть обманчива
1

1

1.2.
Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице
1

1

1.3.
Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома. Как вызвать милицию
1

1

1.4.
Насильственные действия взрослого на улице
1

1
1
2
Раздел 2.
Здоровье ребенка
8

8

2.1.
Как устроено тело человека
1

1

2.2.
Как работает сердце человека. Режим дня
1

1

2.3.
Что мы делаем, когда едим
1

1

2.4.
Как мы дышим. Скорая помощь
1

1

2.5.
Одежда и здоровье
1

1

2.6.
Как движутся части тела. Спорт
1

1

2.7.
Витамины и здоровый организм
1

1

2.8.
Здоровая пища
1

1
1
3
Раздел 3.
Ребенок на улице
9

9

3.1.
Наш город и его транспорт
1

1

3.2.
В городском транспорте
1

1

3.3.
Безопасность на дороге
1

1

3.4.
Для чего нужны дорожные знаки
1

1

3.5.
Правила пешехода
1

1

3.6.
Опасный перекресток
1

1

3.7.
Маленький шофер
1

1

3.8.
Катание на велосипеде (самокате, роликах) в черте города
1

1

3.9.
Кто самый грамотный
1

1
1
4
Раздел 4.
Пожарная безопасность
4

4

4.1
Огонь – друг, огонь — враг
1

1

4.2.
Пожароопасные предметы
1

1

4.3.
Предметы, требующие осторожного обращения
1

1

4.4.
Пожар
1

1
1
5
Раздел 5.
Ребенок и природа
3

3

5.1.
День птиц
1

1

5.2.
Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Ядовитые растения
1

1

5.3.
Безопасность в природе
1

1
1
6
Раздел 6.
Ребенок дома
4

4

6.1.
Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности
1

1

6.2.
Использование и хранение опасных предметов
1

1

6.3.
Запомните, детки, таблетки – не конфетки
1

1

6.4.
Поплотнее кран закрой – осторожен будь с водой
1

1
1

32

32

Подготовительная группа
1
Раздел 1.
Ребенок на улице
8

8

1.1.
Как ослик в школу пошел
1

1

1.2.
Берегись автомобиля
1

1

1.3.
Дорожные знаки
1

1

1.4.
Знаки дорожные помни всегда
1

1

1.5.
Влиятельная палочка
1

1

1.6.
О чем сигналит регулировщик
1

1

1.7.
Школа моего микрорайона
1

1

1.8.
Викторина «Правила Дорожного Движения»
1

1
1
2
Раздел 2.
Здоровье ребенка
8

8

2.1.
Главное чудо света
1

1

2.2.
Как черные братья хотели завоевать мир
1

1

2.3.
Главная одежда человека
1

1

2.4.
Таинственный незнакомец
1

1

2.5.
Микробы и вирусы
1

1

2.6.
Здоровье и болезнь
1

1

2.7.
Личная гигиена
1

1

2.8.
Режим дня
1

1
1
3
Раздел 3.
Ребенок и природа
4

4

3.1.
Чрезвычайные ситуации – что это?
1

1

3.2.
Взаимосвязь и взаимодействие в природе
1

1

3.3.
Будем беречь и охранять природу
1

1

3.4.
Как люди речку обидели
1

1
1
4
Раздел 4.
Пожарная безопасность
4

4

4.1.
Пожарный герой
1

1

4.2.
Детские шалости с огнем
1

1

4.3.
При пожаре не зевай, огонь водою заливай
1

1

4.4.
В мире электроприборов
1

1
1
5
Раздел 5.
Ребенок и другие люди
4

4

5.1.
Если ты гуляешь один
1

1

5.2.
К кому можно обраться за помощью, если ты потерялся
1

1

5.3.
Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить, где живешь
1

1

5.4.
Колобок
1

1
1
6
Раздел 6.
Ребенок дома
4

4

6.1.
Полезные вещи – молоток и клещи
1

1

6.2.
Ножницы, катушки – это не игрушки
1

1

6.3.
Ток бежит по проводам
1

1

6.4.
Опасности вокруг нас
1

1
1

32

32

Содержание разделов программы
Ребенок и другие люди
Продолжать знакомить детей с правилами поведения на улице. Объяснить ребенку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. Рассмотреть и обсудить с детьми, типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить ребенка правильно вести себя в опасных ситуациях.
Формировать представление о безопасном пути от дома к детскому саду.
Используемый материал:
Художественная литература: Т.А. Шорыгина «Осторожные сказки», К. Чуковский «Катауси и Мауси», С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», Г. Блинов «Непослушные СТО бед». А. Толстой «Буратино»
Альбомы: Т. Сенчена «ОБЖ для детей», раскраска «Учимся играючи».
Настольные игры: «Азбука безопасности», «Один дома», «Лото осторожности», «Это надо знать», «Будь осторожен» с Лунтиком.
Дидактическая игра: «Сто бед», «Говорящие дорожные знаки», «Как я иду в детский сад».
Работа с родителями: Папка – передвижка «Как организовать прогулку с детьми».
Здоровье ребенка
Познакомить детей с тем, как устроено тело человека. Дать первоначальное представление о строении человеческого организма и функциях его основных органов.
Научить детей заботиться о своем здоровью, избегать ситуаций приносящих вред здоровью. Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания, — еда должна быть не только вкусной, но и полезной. Воспитывать бережное отношение к здоровью. Рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека, объяснить как витамины влияют на организм человека. Закрепить знание об основных витаминах, их полезных свойствах и продуктах, в которых они содержатся.
Развивать у детей понимание значение и необходимости гигиенических процедур.
Используемый материал:
Художественная литература: В. Козлова «Мое тело», К. Чуковский «Мойдодыр», «Айболит». Г. Блинов «Непослушные СТО бед». В. Драгунский «Денискины рассказы», », «Загадки про полезные продукты», Ю. Тувим «Овощи», .А. Шурыгина «Муха — грязнуха»
Альбомы: Т. Сенчена «ОБЖ для детей», раскраска «Учимся играючи».
Настольные, сюжетные игры: «Борщ и компот», «Съедобное — не съедобное», «Лото безопасности».
Дидактическая игра:«Это надо знать», «Путешествие с Витаминчиком», «Раз, два, три, четыре, пять, как же нам здоровым стать», «Угадай вид спорта», «Малыши — крепыши».
Работа с родителями: Консультация «Влияние психологического климата семьи на здоровье ребенка» Папка передвижка «Приготовление полезных для здоровья блюд для детей» «Вкусно, полезно, доступно»
Ребенок дома
Учить замечать опасные предметы вокруг детей. Учить отличать опасные для жизни ситуации, воспитывать желание соблюдать правила безопасности. Закреплять знания правил безопасности в быту, на улице. Продолжать формировать основы правильного поведения в критических ситуациях. Воспитывать бережное отношение к здоровью.
Закрепить знание детей об опасных предметах на кухне.
Уточнить представления детей об источниках опасности в доме, о правилах пользования бытовой техникой. Объяснить детям, что есть предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы). Закрепить представление об острых предметах колющих и режущих.
Дать представление о роли огня в жизни человека.
Используемый материал:
Художественная литература:С. Маршак «Кошкин дом», Г. Цифирова «Жил на свете слоненок», Г. Блинов «Непослушный СТО бед», К. Чуковский «Катауси и Мауси», С.Маршак «Сказка о глупом мышонке», Г. Блинов «Непослушные СТО бед», загадки К. Чуковского «Предметы — помощники», Т.А. Шорыгина «Осторожные сказки».
Настольные игры: «Один дома», «Что у нас внутри», «Лото осторожности», «Раз, два, три – что может быть опасно найди.»
Альбомы и энциклопедии: Электробытовая техника, «Полезно — неполезно», «Что мы знаем о себе», «Тело человека», «Все обо всем» Г. Зайцев «Уроки Мойдодыра», «Почему и потому», «Мир во круг нас».
Работа с родителями: Папка – передвижка «Обеспечение безопасного поведения детей в быту». Консультация на тему «Страхи у детей». Папка – передвижка «Мы и наши внуки». Консультация «Приучать детей к домашнему труду», привлечь детей к уборке дома. Папка – передвижка «Как учить ребенка безопасному поведению с бытовыми приборами».
Ребенок на улице
Продолжать работу по ознакомлению дошкольников с правилами безопасного поведения на улице. Продолжать работу по обучению поведение пешеходов на дороге.
Закрепить знание о назначении светофора на дороге и всех его цветов в отдельности. Дать представление о таком знаке как «Подземный переход». Знакомить с «Островком безопасности» и его назначением на дороге.
Закрепить знания о том, что улица делится на две части: тротуар и проезжая часть. Закрепить знания о безопасном поведении на дороге.
Развивать наблюдательность к дорожным знакам и работе светофора. Знакомить детей с особенностями передвижения машин по зимней дороге.
Расширять знание о назначении дорожных знаков: «пешеходный переход», «подземный переход» и «осторожно дети». Закрепить понятие о том, что движение машин на дороге может быть односторонним и двухсторонним.
Познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте.
Учить составлять рассказ о транспортном средстве.
Дополнить представление об улице новыми сведениями: Дома на ней имеют разное назначение, в одних живут люди, в других находятся учреждения – магазины, почта и т.д.
Закрепить знание о том, что на улице есть тротуары по которым ходят люди, и дороги по которым движется транспорт.
Формировать знания о труде водителя.
Закрепить знания о безопасном поведении на дороге (проезжей части) и на тротуаре. Расширять представления о правилах поведения в общественном транспорте

Используемый материал:
Художественная литература:А. Усачева «Домик у перехода», Г. Блинов «Непослушный СТО бед», В. Мирясов «Стихи о транспорте», С. Маршак «Светофор», Загадки о транспорте, В. Головко «Правила движения», А. Усачев «Дорожная песня», Чтение «Стихи про знаки», А. Дорохов «Зеленый, желтый, красный»,
Картинки «Кто ездит в автобусе», Макет улицы, дорожные знаки
Дидактическая игра: «Раз, два, три – что может быть опасно найди», «Мы в автобусе», «Транспорт», «Угадай на чем повезёшь», «Приключение светофорика», «Как правильно вести себя на дороге», «Кому в автобусе уступить место?», «Расположи правильно дорожные знаки», «Правильно — неправильно», «Подбери по цвету», «Пешеходы и транспорт», «Знай и выполняй правила движения», «Как правильно вести себя на дороге», «Поведение в транспорте», «Как правильно перейти проезжую часть», «Мой любимый вид транспорта», «Как вести себя в транспорте», «Выставка машин».
Настольные игры: «Дорожные знаки», «Азбука безопасности на улице».
Энциклопедии: «Первая книга о технике», «Почемучка».
Работа с родителями Прогулка детей с родителями к перекрестку.
Пожарная безопасность
Помочь детям хорошо запомнить основную группу пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться как в городе, так и в сельской местности.
Познакомить детей с номером «01» по которому надо позвонить в случае пожара.
Формировать представление о поведении при угрозе пожара.
Используемый материал:
Художественная литература: Л. Толстой «Пожар» , «Пожарные собаки», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», С. Маршак «Кошкин дом», К. Чуковский «Путаница», Б. Житков «Пожар в море».
Энциклопедии: «Почемучка», «Первая книга о технике», Плакаты «Не играй с огнем».
Настольная игра: «Лото осторожности», «Будь осторожен»
Дидактические игры: «Теремок», «Опасные хлопушки»
Альбом: Плакаты – картинки «Не играй с огнем»
Работа с родителями: Папка – передвижка «Что бы праздник был праздником», Семинар- практикум «Действие при пожаре».
Ребенок и природа
Цель: Развивать понимание того, что планета Земля наш общий дом, в котором живут звери птицы, рыбы и насекомые, а – человек часть природы: что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоемов, почвы, и воздушной среды. Воспитывать у детей природоохранное поведение; Развивать представление о том, какие действия вредят природе, а какие способствуют её восстановлению. Учить правилам безопасного поведения в природе, воспитывать сочувственное отношение ко всему живому (Деревья, трава, цветы, животные и.т.д.). Научить детей различать грибы, ягоды, (съедобные несъедобные), ядовитые растения по внешнему виду, различать их и правильно называть.
Объяснить детям, что контакты с животными могут быть опасны (во время еды, когда они выхаживают детенышей).Нельзя мучить и дразнить животных.
Используемый материал:
Художественная литература: М. Бородицкая «Разговор с пчелой», Т.С Енчина «ОБЖ для детей» Загадки о растениях грибах деревьях и природных явлениях, «Учимся – играючи» — книжка раскраска, Т.А. Шорыгина «Осторожные сказки», А. Барто «Весенняя прогулка»
Альбомы: Сюжетные картинки «Луг», «Лес», «Река», «Поляна», «Грустная и веселая полянка», «Дикие и домашние животные», «Растения леса, луга», «Культурные растения», «Дикорастущие растения»
Настольные игры: «Лото осторожности», «Это надо знать», «Будь осторожен», «Сбор грибов, ягод», Пазлы «Дикие домашние животные», «На природе»,
Дидактические игры: «Назови не ошибись», «Кто живет в лесу», «Чьи детеныши», «Соберем гербарий», «Лекарственные растения».
Работа с родителями: Рубрика – Азбука для родителей: «Как обучать ребенка безопасному поведению в природе».
Контрольные занятия
Дидактические игры по безопасности.
К игре – занятию: «Происшествие с Буратино»
Дидактическая задача: Объяснить ребенку, что приятная внешность человека не всегда означает его добрые намерения. Научить ребенка правильно вести себя с не знакомым человеком.
Материал: Иллюстрации с изображением мужчины или женщины, парка, безлюдной дороги, остановки, милиционера.
Игра «Похититель и находчивые ребята»
Предложить ребятам разделиться на две команды: похитители и находчивые ребята, чтобы в каждой команде было поровну. Установите правила: похититель может любым способом тащить похищенного; тот, кого похищают, должен звать на помощь, убегать, вырываться, не давать себя тащить любым способом, драться и кусаться не разрешается. Меняться ролями.
Игра «Куда бежать, если за тобой гонятся»
Предложить рассмотреть иллюстрации и высказать свое мнение о том, куда бежать от преследователя: в парк, спрятаться под елкой: домой по безлюдной дороге; к остановке
Решение игровых ситуаций по Пожарной безопасности
Предложить детям алгоритм поведения.
• Если в доме что загорелось …..
• Если в квартире много дыма…..
• Если пожар произошел от электроприборов….
• Как называют людей, которые тушат пожар….
• Какие номера нужно набрать для вызова пожарной команды….

Конспекты непосредственно образовательной деятельности по ОБЖ старших дошкольников

Сентябрь
«Наш город и его транспорт»
Образовательные задачи. Познакомить детей с историей развития города, с основами правил движения транспорта и пешеходов.
Развивающие задачи.Дать представление о том, как важно уметь правильно ходить и ездить по городу. Развивать у детей способность воспринимать реальность города.
Воспитательная задача.Формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему.
Материал. Иллюстративный фотоматериал с видами города, улиц, знакомых ребятам зданий. Большой рисунок улицы, на котором изображены проезжая частьи тротуары с пешеходами. Фотографии и рисунки транспортных средств. Карточки, изображающие людей разных профессий.
Предварительная работа. Беседа о городе.
Ход
Звучит аудиозапись песни о городе.
Воспитатель. Вы живете в одном из красивых городов России. Что вы знаете о нем? Сколько лет исполнилось нашему городу? И в каком месяце отмечаем рождение города? (Ответы детей.) Расскажите мне, что вам нравится в нашем городе? (Высказывание детей.)
Воспитатель. Вы видите, сколько в нашем городе всего интересного. А ведь так было не всегда. Вы можете себе представить, что когда-то давно на этом месте, где сейчас расположен наш город, ничего не было? Было поле, лес да болота.
И вот началось строительство. Постепенно город становился таким, каким знаете его сейчас. Наш город до сих пор продолжает расти и развиваться. Он не был таким, если бы не было трудолюбивых людей, которые знают, что необходимо для хорошей жизни взрослым и вам, детям. Каждый живущий в нашем городе считает его самым красивым, самым уютным и старается сделать что-то полезное, нужное, оставить после себя добрую память. Вам еще предстоит делать великие, добрые дела. А пока вам нужно просто любить свой город, а значит знать его.
На каждой улице города много домов, магазинов, есть школы, детские сады. По улицам днем и ночью едут машины. Они привозят продукты к магазинам, зимой убирают снег с дворов и улиц. Есть и другой транспорт. Отгадайте загадку:
Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
Дети. Автобус.
Воспитатель. Кого перевозит автобус?
Дети. Людей.
Воспитатель. Где ожидают люди автобус?
Дети. На остановке.
Воспитатель показывает детям знак, обозначающий «Место остановки автобуса».
Воспитатель. Как называют тех, кто едет в автобусе?
Дети. Пассажирами.
Воспитатель. А когда люди идут пешком, как их называют?
Дети. Пешеходами.
Используя иллюстративный материал с видом одной из улиц города, воспитатель называет составные части улицы – тротуар, проезжая часть, поребрик, разделительная полоса – и объясняет значение каждого слова.
Воспитатель. Чтобы транспортные средства не выезжали на тротуар, он приподнят над проезжей частью и отделен от нее поребриком. Поребрик – это специальный камень, которым край тротуара отделяется от проезжей части. Он изготовлен из гранита или бетона. Это своего рода пограничная полоса между проезжей частью и тротуаром. Иногда поребрик называют бордюром. Бордюр по-французски – «полоса, обрамляющая край чего-либо». Итак, кто знает, где должны ходить пешеходы? (Ответы детей.) Почему нельзя ходить по проезжей части? (Ответы детей.)
Воспитатель. Верно, по проезжей части ездят машины, которые могут сбить пешехода, поэтому ходить по ней нельзя. А если нет тротуара, пешеход должен идти по краю проезжей части навстречу транспорту. Давайте дружно встанем по парам, возьмемся за руки и представим, что мы отправились на прогулку в город.
Физкультминутка. «Мы выходим со двора…» (Дети повторяют движения за воспитателем.)
Мы выходим со двора,
Ножки топают топ, топ.
Но перед дорогой – стоп!
Все идут по тротуару
С правой стороны по парам.
Ищем, ищем. Где же? Вот!
Пешеходный переход!
На поребрик не заходим,
Нет здесь места пешеходам.
Переход со светофором:
Красный загорится скоро.
Глазки ждут зеленый свет,
На другой прохода нет!
И три раза – раз, два, три:
Влево, вправо посмотри!
Нет автомобилей вроде,
Быстрым шагом переходим.
Быстрым шагом – не бегом,
Строго под прямым углом!
Воспитатель. У каждой машины дела и заботы,
Машины выходят с утра на работу.
Какой транспорт ездит по улицам нашего города? (Ответы детей.) А зачем нужны грузовые и специальные машины? (Ответы детей.)
Воспитатель. Я буду показывать транспортные средства, а вы называйте, к какой группе они относятся. (Показывает изображение различных транспортных средств.) По нашей дороге ездят и автобусы, и легковые автомобили – это…
Дети. Пассажирский транспорт.
Воспитатель. Самосвалы и грузовики – это…
Дети. Грузовой транспорт.
Воспитатель. Иногда спешат по улицам пожарная машина и «скорая помощь». Это…
Дети. Оперативный транспорт.
Воспитатель. Вчера я видела фургон «Телевидение». Летом, чтобы дорога была чистой, ее поливает водой…
Дети. Поливальная машина.
Воспитатель.А зимой убирают снег…
Дети. Снегоуборочные машины.
Воспитатель. Роет яму, котлован – экскаватор; поднимает груз подъемный кран – это…
Дети. Специальный транспорт.
Воспитатель. Молодцы! А теперь давайте поиграем в игру «Что я знаю о своем городе?»
(Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы о родном городе, например такие:
• Что мы знаем о своем городе?
• Как называется улица, на которой ты живешь?
• На какой улице находится наш детский сад?
• Что находится рядом с детским садом?
• Какие улицы города ты еще знаешь?
• Какая школа находиться рядом с детским садом?
• Есть ли в нашем городе светофоры?
• Как должны люди, дети относиться к своему родному городу?
Воспитатель. У вас на столах лежат картинки, они – разные. (Воспитатель заранее подбирает карточки: на одних изображены просто жители города; на других – труд шахтеров, строителей, учителей, водителей, почтальона и т.д.; на четвертых – здания и украшения города.)Посмотрите внимательно и соберите вместе картинки с изображением людей; картинки с изображением транспортных средств; картинки, на которых воспроизведен разнообразный труд людей, и картинки с рисунками города. (Дети делятся на группы и выбирают картинки по одной теме.)
Воспитатель.Составьте небольшие рассказы по вашим картинкам. (Высказывание детей.)
Воспитатель.А теперь можете подойти к фотовыставке и полюбоваться красотой нашего города. Ведь это город, в котором вы живете, здесь трудятся ваши родители. И нужно не только любить свой город, но и быть примерным пешеходом. (Звучит запись песни о городе.)

«В городском транспорте»
Образовательная задача. Расширять знания о том, какой бывает городской транспорт (наземный, подземный.)
Развивающая задача. Познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте.
Воспитательная задача. Воспитывать уважение к окружающим людям: детям, женщинам, пожилым.
Материал:   группа оформлена в виде улицы, макет автобуса из стульев, полоски для оформления пешеходного перехода «Зебра», медвежонок (театр). Видеофильм «Азбука безопасности на дороге» 
 Ход
Воспитатель: ребята, вы сегодня здоровались друг с другом? Давайте поприветствуем друг друга еще раз, но необычным способом: носиками, плечиками, рукопожатием, пятками и т.д.
Воспитатель: ребята, послушайте стихотворение и скажите, о чем оно?
В центре города большого
Очень много есть дорог,
И, конечно, важно, чтобы
Перейти их каждый мог.
И поэтому придумал кто-то
Правила друзья.
Эти правила движенья,
И хожденья, и вожденья
Забывать никак нельзя!
Дети: стихотворение о правилах дорожного движения.
Воспитатель: а вы, ребята, знаете, как появились правила дорожного движения? Кто их придумал?
Дети: придумали водители, люди, полицейские, инспекторы ГАИ…..
Воспитатель: Чтобы вы узнали об этом, тетушка Сова пригласила нас к себе на волшебный урок. Поедем к ней? А на чем мы к ней отправимся? Предлагаю вам сыграть в игру «Паутинка». Каждый из вас называет один из видов транспорта и передает клубочек своему соседу, не выпуская при этом нитку.
Дети: на машине, на самолете…
Воспитатель: городской транспорт бывает наземный и подземный (краткая беседа). А какой самый удобный транспорт мы выберем, чтобы нам всем хватило места?
Дети: автобус.
Воспитатель вносит медвежонка.
Медвежонок: здравствуйте, ребята! а это я! Вы узнали меня?
Дети: да! Медвежонок!
Медвежонок: я пришел к вам в гости!
Воспитатель: а мы сейчас отправляемся  на урок к тетушке Сове! Поедешь с нами?
Медвежонок: да, а на чем?
Дети: на автобусе.
Медвежонок: побежали!
Воспитатель: Медвежонок, а ты знаешь правила пассажира?
Медвежонок: да, я самый знающий правила пассажир! А кто это?
Воспитатель: ребята помогите Медвежонку. Объясните, кто такой пассажир.
Дети: пассажир – это тот, кто едет в транспорте..
Воспитатель: а вот и наш автобус.
Медвежонок: побежали скорей, а то не успеем (бежит, расталкивает всех, к передней двери).
Воспитатель: а в какую дверь надо заходить в автобус?
Дети: в заднюю дверь.
Воспитатель: а кто первым заходит: мальчики или девочки? Почему?
Дети: девочки. А мальчики помогают подняться по ступенькам.
Воспитатель: что должен сделать каждый пассажир, войдя в автобус?
Дети: купить билет.
Воспитатель: кто продает билеты в автобусе?
Дети: кондуктор.
Дети выбирают кондуктора, водителя, покупают билеты
и занимают места.
Шофер (ребенок): отправляемся!
Воспитатель: ребята, пока мы едем, давайте вспомним  правила поведения пассажира в транспорте и расскажем их медвежонку. А начинать будем со слова «Нельзя»:
·        Нельзя бросать билет на дорогу
·        Нельзя есть мороженое в транспорте
·        Нельзя мальчикам входить раньше девочек
·        Нельзя выходить позже девочек
·        Нельзя не уступать место малышам и старшим
·        Нельзя ездить без билетов
·        Нельзя выглядывать из окна транспорта и т.д.
  Воспитатель: теперь я за вас спокойна и знаю, что вы будете соблюдать все правила пассажира.
Медвежонок:  я тоже теперь знаю как себя вести в автобусе!  А давайте споем песню, чтобы было веселее ехать!
Все: поют песню «Веселые путешественники»
Воспитатель: ребята, смотрите, мы подъехали к какой-то остановке.
Кондуктор: остановка «Вежливые пассажиры»
Разыгрывается ситуация.
Входит мама с дочкой. Просит освободить место для дочки, сама стоит рядом. Девочка кричит, болтает ногами, ест конфету, обертку выбрасывает в окно, машет руками.
Воспитатель: ребята, какие правила вежливого пассажира нарушила девочка?
Дети: кричит, выбрасывает бумажки и т.д.
Воспитатель: как бы вы поступили на месте мамы?
Дети: попросили уступить место для себя, а дочку посадили бы на колени.
Мама: спасибо, ребята, за совет.
Мальчик-пассажир: садитесь, пожалуйста (обращается к маме)
Воспитатель: ребята, мы подъезжаем к следующей остановке.
Кондуктор: Остановка «Школа тетушки Совы».
Воспитатель: ребята, а в какую дверь мы будем выходить?
Дети: в переднюю дверь
Воспитатель: а кто первым выходит и почему?
Дети: мальчики, они помогают девочкам выйти их автобуса.
Дети выходят.
Воспитатель: ребята, а что делать с билетами?
Медвежонок: выбросить.
Мама: унести домой.
Дети: выбросить в урну.
Медвежонок: ребята, а давайте скорее обежим автобус!
Дети: Нет! Медвежонок, подожди. Когда уедет автобус, тогда и перейдем через дорогу.
Воспитатель: ребята, мы вышли из автобуса и теперь пойдем по улице, кем  мы стали?
Дети: пешеходами.
Воспитатель: посмотрите, дорога. Как нам перейти через дорогу?
Дети: по «зебре», посмотреть налево, направо, по сигналу светофора.
Воспитатель: ребята, а светофора и «зебры» нет, что делать?
Дети:  давайте сделаем её са

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector