Организация и эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

Автор: Червоткина Лариса Сергеевна

Должность: Старший воспитатель

Учреждение: ШМДОКУ д/с № 1

Населенный пункт: пгт. Ленинское, Кировская область

Тема: Организация и эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

Опубликовано: 08.06.2017 11:05

Получить свидетельство      Скачать материал


Педсовет «Организация и эффективность физкультурно -оздоровительной работы в ДОУ»
Ст.воспитатель: Л.С.Червоткина

1.Значение здоровья в жизни детей и взрослых. Здоровьесберегающие технологии. Результаты анкетирования родителей «Удовлетворённость родителей работой по сохранению и укреплению здоровья в ДОУ». Аналитическая справка по результатам тематического контроля. (Старший воспитатель, Л.С.Червоткина))
2.Влияние режима дня на здоровье ребёнка. (Кравченко Л.А., воспитатель)
3.Правильная организация питания в ДОУ и дома – залог здоровья наших детей. (Игошина В.В., медсестра).
4. Влияние закаливающих процедур на физическое и психоэмоциональное состояние детей. (Бушкова Л.Н., воспитатель).
5. Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ ЗОЖ. (Бобылева Т.С., воспитатель).
6.Психологическое здоровье воспитанников(Синцова Н.А., педагог-психолог)
7.Конкурс на лучшее нетрадиционное спортивное оборудование (Воспитатели)

1.Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие (Толковый словарь русского языка). Здоровье – основа физического развития ребёнка. Полноценное физическое развитие ребёнка взаимосвязано с его общим психическим развитием. Сформированное сознание, развитой интеллект, понимание значимости здоровья – основа культурной личности. Наиболее всеобъемлющей и общепринятой во всём мире является формулировка, разработанная ВОЗ: «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия». Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого. Чаще всего мы судим о здоровье как об отсутствии на данный момент заболеваний. А ведь критериями здоровья является и предрасположенность к болезням, и уровень физического и психического развития, и состояние сопротивляемости организма к болезням и многое другое.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптивные возможности, повышается устойчивость к внешним воздействиям, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Приобретаются привычки, представления, черты характера, без которых невозможен ЗОЖ. («Концепция дошкольного воспитания»)
У биологии жестокие законы: за нездоровье детей мы платим ослаблением генофонда населения, теряем самое дорогое богатство – здоровье нации. В последнее время учёными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения, в то же время более чем наполовину – от его образа жизни. Сегодня чётко установлено, что 40% заболеваний взрослых своими истоками уходит в детский возраст, в первые 5-7лет.
По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей подростков и молодёжи, за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшилось, увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья и хронические заболевания. В среднем по России на каждого из детей приходится не менее двух заболеваний. Заболеваемость детей в ДОУ тоже растёт. Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто болеющих.
Разработка эффективных промышленных технологий, нарушенная экология и целый ряд других объективных факторов привели к тому, что образ жизни современного человека всё более активно провоцирует гиподинамию, нарушение рационального питания, психологическое перенапряжение – всё то, что способствует увеличению смертности не только среди взрослых, но и среди детей (В.Н.Артамонов, Р.Е.Матылянская и др.). Отсутствие личной заинтересованности в сохранении здоровья привело к тому, что в настоящее время во всём мире большую обеспокоенность вызывает тенденция к его ухудшению. Всё выше перечисленное свидетельствует о том, что воспитание здорового ребёнка было и остаётся актуальной проблемой образования и медицины.
В настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий, которые позволяют повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, сформировать у детей, педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что, как прилагательное, понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
1. Медико-профилактические;
2. Физкультурно-оздоровительные;
3.Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
4.Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
5.Валеологического просвещения родителей;
здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ — обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
• технологии профилактики заболеваний,
• углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,
• коррекция возникающих функциональных отклонений,
• отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-V группу здоровья),
• реабилитация соматического состояния здоровья,
• противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,
• витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),
• санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные образовательные технологии — направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:
• Физкультурное занятие
• Динамические паузы (физкультминутки)
• Подвижные и спортивные игры
• Гимнастика для глаз
• Дыхательная гимнастика
• Гимнастика пробуждения(бодрящая гимнастика)
• Оздоровительный бег
• Самомассаж
• Технологии музыкального воздействия
• Технологии воздействия цветом
• Технологии коррекции поведения
• Закаливание
• Беседы по валеологии
• Спортивные праздники
• Недели и дни здоровья
• Соревнования
• Прогулки-походы

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка 
Под технологией обеспечения социально-психологического благополучия ребенка понимается совокупность мероприятий, обеспечивающих комфортное и позитивное пребывание ребенка в детском саду.
Для реализации и обеспечения данных технологий в этом направлении должен работать весь педагогический коллектив при непосредственной поддержке и участии родителей. Функция коррекции этого процесса отводится педагогу — психологу.
С помощью наблюдений, бесед, проективных методик и диагностик можно определить степень комфортности ребенка в группе, детском саду и семье. 
Одним из направлений работы, обеспечивающих снижение уровня напряжения психологического состояния ребенка в непростой для ребенка период, является комплексное использование специально созданной среды. В кабинете психолога или в группе должен быть уголок психологической разгрузки, в котором применяются сухой бассейн, расслабляющая музыка и звуки природы, аквариум, сенсорный столик и игрушки. Все это помогает ребенку отвлечься от состояния, которое беспокоит его. 
Одним из видов здоровьесберегающих технологий является сказкотерапия, которая позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи, такие как отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций, где на примерах сказочных героев дети учатся разбираться в человеческих взаимоотношениях. Вместе со сказкотерапией можно использовать и метод арт-терапии. 
Хорошим способом снятия эмоционального и мышечного напряжения является песочная терапия.  Этот метод современной психологии интересен тем, что позволяет нам приоткрыть дверь недоступные тайны человеческой психологии, тайны сознания и бессознательного, загадки поведения человека. Он напоминает внешне детскую игру с песком и фигурками, но, по сути, он очень глубок, символичен и содержателен. Этот метод можно использовать в работе с детьми от трех лет,
со следующим спектром проблем: 
- различные формы нарушений поведения 
- сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями) и сверстниками 
- психосоматические заболевания 
- повышенная тревожность, страхи 
- сложности, связанные с изменениями в семейной (развод, появление младшего ребенка, и т.д.) и в социальной ситуациях (детский сад, школа) 
- неврозы.
Наряду с вышеописанными методами, можно использовать музыкотерапию, ароматерапию, танцевально-двигательную терапию и др. 

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов — технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:
• Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов», «Техники самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний», «Антистрессовые приёмы», «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня» и др.
• Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ» «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.;
• Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах.
Технологии валеологического просвещения родителей — это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:
• Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры)
• Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
• Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья)
• Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий позволяет повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Анкета для родителей « Удовлетворённость родителей работой по сохранению и укреплению здоровья в ДОУ»
1. Часто ли болеет Ваш ребенок?
    Да -13 чел.  Нет — 22чел.
2. Причины болезни
 Недостаточное физическое воспитание и забота о сохранении и укреплении здоровья ребенка в детском саду-1
 Недостаточное физическое воспитание и забота о сохранении и укреплении здоровья в семье -7
 Наследственность, предрасположенность – 4
(Нет квалифицированной врачебной помощи -1)
 3. Знаете ли Вы физические показатели, по которым можно следить за правильным развитием Вашего ребенка?
        Да — 11
        Нет — 3
        Частично -21
 4.  На что, на Ваш взгляд, должны семья и детский сад обращать особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребенка?(нужное – подчеркнуть)
соблюдение режима дня, рациональное, калорийное питание, полноценный сон, достаточное пребывание на свежем воздухе, здоровая гигиеническая среда, наличие спортивных и детских площадок, физкультурные занятия, закаливающие мероприятия.
 5. Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для вашего ребенка? (нужное-подчеркнуть)
облегченная форма одежды на прогулке, облегченная одежда в группе, обливание ног водой контрастной температуры, хождение босиком, прогулка в любую погоду, полоскание горла водой комнатной температуры, умывание лица, шеи, рук до локтя водой комнатной температуры.
6. Знаете ли вы, какие оздоровительные мероприятия проводятся в детском саду? Да – 25 Нет -10 Какие? Прогулка, полоскание горла, облегчённая одежда в группе
7. Имеется ли у вас дома спортивный инвентарь? Какой? Да – 22, Нет – 13 Мяч, гантели, скакалки, спортивные комплексы, обручи, турник, велосипед, лыжи и др.
8. Готовы ли вы оказать помощь воспитателю в изготовлении нестандартного спортивного оборудования? Да – 25, нет -10.
9.Проводится ли в вашей группе совместная работа воспитателя, детей и родителей по привитию навыков ЗОЖ? Какая? Да – 26, нет — 9 (Беседы, полоскание горла солевым раствором, походы, лыжные прогулки, информация в родительском уголке, зарядка, облегчённая одежда.

Аналитическая справка по итогам тематического контроля: «Организация и эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ».

Согласно годовому плану работы с 12 по 30 октября 2015 года была проведена тематическая проверка по организации и эффективности оздоровительной работы в ДОУ.
Цель: оценка профессионального мастерства воспитателей и специалистов, выявление качества организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста и определение перспективы развития в данном направлении.

Сроки проведения: с 12.10.2015г. по 30.10.2015г.
Методы контроля:
— Анализ календарных и перспективных планов работы воспитателей, инструктора по ФК.
— Беседы с педагогами.
-Наблюдения за детьми в ре6жимных моментах, на прогулке (индивидуальная работа с детьми).
-Анализ заболеваемости.
-Анализ проведения занятий инструктором по физкультуре, взаимодействие педагогов.
-Анализ наглядной информации для родителей в группе.
-Посещение утренней гимнастики, бодрящей гимнастики после сна, закаливающих процедур (полоскание горла, глубокое умывание).
-Анкетирование родителей.

В ШМДОКУ д/с №1 пгт Ленинское функционируют 6 дошкольных групп.
Одним из важных направлений работы ДОУ является охрана и укрепление здоровья детей, обучение их здоровому образу жизни, формирование у дошкольников жизненно необходимых двигательных умений и навыков.
В решении данного вопроса принимает участие весь персонал детского сада. Каждый учебный год ставится задача по оздоровлению детей, воспитанию у них потребности заботиться о своем здоровье.
В ходе тематической проверки просмотрены:
— занятие по ФК во средней группе, старшей гр., подготовительной к школе группе (инструктор по ФК Шадрина Г.Н.)
-занятие по ФК во второй младшей. Гр. (воспитатель Бушкова Л.Н.)
— утренняя гимнастика в подготовительной, старшей, средней, 2 младшей «а» группах.
-бодрящая гимнастика (во всех группах детского сада),
— закаливающие процедуры(полоскание горла, глубокое умывание) во второй младшей, средней, старшей, подготовительной группах
-в сентябре проведены дни здоровья для старшей и подготовительной к школе групп,
-в октябре проведены физкультурные досуги: «Осенние старты»(для детей 2 мл. и средней групп), «Осенний праздник урожая»(для детей старшей и подготовительной к школе групп).
Также был проведен анализ планирования работы педагогов и анкетирование родителей, проведен конкурс на лучшее нестандартное спортивное оборудование, просмотрена деятельность детей во всех режимных моментах, наличие информации по здоровью в уголках для родителей.
Для повышения уровня квалификации воспитателей и в соответствии с годовым планом ДОУ, инструктором по ФК Шадриной Г.Н. была проведена консультация на тему: «Активная двигательная деятельность в режиме дня – важнейшее условие своевременного и полноценного развития детей».
Проверка показала:
В ходе проверки планов работы воспитателей и руководителя физического воспитания по планированию физкультурно-оздоровительной работы и организации двигательной активности детей в режиме дня можно отметить, что документация по календарным планам воспитателей ведется своевременно и аккуратно. Планирование осуществляется в соответствии с образовательной программой ДОУ, соответствует программным требованиям, возрастным особенностям детей. На момент проверки вся документация находилась на рабочем месте, в заполненном состоянии.
С целью повысить двигательную активность детей в течении дня, сформировать двигательные навыки и умения, воспитателями дошкольных групп планируются:
-Утренняя гимнастика.
Комплекс утренней гимнастики меняется каждые 2 недели. Утренняя гимнастика проводится на свежем воздухе воспитателями. Одежда детей и воспитателя соответствует погодным условиям. Упражнения соответствуют возрасту детей, воспитатели отмечают неправильность выполнения упражнений детьми, в комплекс утренней гимнастики включены упражнения на дыхание, воспитание правильной осанки, коррекцию стоп, но не все упражнения выполняются с показом воспитателя, не всегда проводится индивидуальная работа.
-подвижные игры в течении дня в соответствии с перспективным планом работы:
младшая группа: «Птички в гнездышках », «По ровненькой дорожке», «Лохматый пес», «Наседка и цыплята», и т.д.
средняя группы: « Самолеты», «Котята и щенята», «Ловишки», «Зайцы и волк» и т.д.
старшая группа: « Гуси-лебеди», «Хитрая лиса», «Затейники», «Сделай фигуру» и др.
подготовительная группа: «Жмурки», «Чье звено скорее соберется?», «Краски», «Ай, дили-дили-и т.д
-Занятия по физ.воспитанию.
Инструктором по ФК Шадриной Г.Н. и воспитателями групп в соответствии с сеткой образовательной деятельности проводятся физкультурные занятия, на которых решаются оздоровительные, развивающие и воспитательные задачи. Широкий спектр физкультурного оборудования в музыкально-спортивном зале способствует развитию интереса к занятиям, укреплению здоровья детей дошкольного возраста. На физкультурных занятиях осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к детям: при определении нагрузок учитывается уровень физической подготовки и здоровье детей. Инструктор по ФК и воспитатели стремятся пробудить у каждого ребенка интерес к занятиям по физической культуре, вовлекая в деятельность малоподвижных детей и регулируя двигательную активность подвижных ребят. Для двигательной активности детей доступна спортивная площадка детского сада, где дети осваивают первые навыки спортивных игр: футбол, баскетбол, бег на различные дистанции, предусмотрены спортивные комплексы для дошкольного возраста на развитие двигательных навыков детей (лазание, подлезание, перепрыгивание, равновесие)
В ходе посещенных занятий, выявилось, что нагрузка на физкультурных занятиях соответствует возрастной норме воспитанников, занятия сопровождаются демонстрацией упражнений, которую проводит инструктор, упражнения и задания подобраны с учетом возможностей воспитанников, разнообразны, интересны и подаются в игровой форме. В спортивном зале проводится регулярное проветривание и влажная уборка в соответствии с утвержденным графиком проветривания.
Эмоциональный фон занятий положительный. Замечания и порицания справедливы и эмоционально положительно окрашены.
В ходе занятий четко прослеживаются этапы: разминка, периоды большой и малой активности. Инструктор по физической культуре соблюдает и напоминает детям в ходе занятия о технике безопасности. На занятиях отрабатывается техника выполнения упражнений (прыжки в длину, бросок предмета на дальность, ходьба приставным шагом по скамейке). В ходе разминки воспитанникам предлагаются упражнения для мышц рук, ног, спины.
Контроль за дыханием воспитанников осуществляется регулярно, упражнения на восстановление дыхания проводятся в темпе, дети успевают выровнять дыхание. прослеживается этап релаксации (упражнение на ковре: легли, успокоились, потянулись, послушали сердечки). Общая плотность занятий — 85%, моторная плотность -75%.
-Бодрящая гимнастика и закаливающие процедуры (глубокое умывание и полоскание горла солевым раствором) проводятся ежедневно со 2 младшей группы.
— индивидуальная работа по физическому развитию детей проводится в соответствии с рекомендациями руководителя физического воспитания. ( лазание по гимнастической скамейке, метание предметов вдаль, правильность выполнения прыжков, закрепление навыков выполнения спортивных упражнений, и т.д.)
У воспитателей имеется материал по организации двигательной активности
детей: памятки, методические рекомендации, консультации по её организации с детьми разного возраста, перечень подвижных игр на каждую возрастную группу, комплексы гимнастики после дневного сна.
Все воспитатели знают программные задачи и методику работы по разделу «Физическое воспитание».
Большую роль в пропаганде физкультуры и спорта отводится работе с родителями.
В уголках для родителей оформлены информационные стенды в соответствии с тематикой: средняя гр.- рубрика «Здоровячок» (реакция Манту), 2 мл.группа(Укрепляем иммунитет, ларингит), 2 мл.гр. «а»-рубрика «Здоровячок» (ОРВИ, признаки психоэмоционального напряжения у детей, родителям о прививках, советы доктора Айболита), в старшей группе – «Будьте здоровы»(Семь полезных привычек для красивой осанки, профилактика кишечных заболеваний), в подготовительной группе (Зимушка-зима:10 антигриппозных правил). Во всех группах отсутствует информация по физическому здоровью детей.

Рекомендации:
— Педагогам дошкольных групп планировать совместное изготовление атрибутов для проведения игр и физкультурно-оздоровительных мероприятий совместно с детьми.
-Проводить совместные мероприятия с медицинским персоналом учреждения по ЗОЖ для детей и родителей дошкольных групп.
— В качестве оздоравливающих процедур регулярно использовать оздоровительный бег на прогулке.

Анализ предметно-развивающей среды:

Во всех группах имеется спортивное оборудование: скакалки, кегли, кольцебросы, мячи, мешочки с песком, в подготовительной к школе группе имеется спортивный уголок
Все воспитатели групп и родители приняли активное участие в смотре-конкурсе «Использование нетрадиционного спортивного оборудования в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников», целью которого являлось привлечение внимания всего педагогического коллектива к проблемам физического развития, распространение педагогического опыта в создании и совершенствовании предметно-развивающих условий для физкультурно-оздоровительной работы с детьми, развитие творческого потенциала педагогов, взаимодействие педагогов с родителями.
Воспитатели и родители изготовили: дорожки для профилактики плоскостопия, скакалки из крышек, гантели, массажёры, ленты, мешочки с различными наполнителями.

Во всех группах созданы условия для гигиенических процедур. Полотенца содержатся в порядке, согласно маркировке и списку детей. Мебель и постельные принадлежности также промаркированы.

Решение: ввести спортивную форму во 2 мл.гр. со 2го полугодия 2016г., регулярно обновлять информацию в уголке для родителей, активизировать работу по формированию навыков ЗОЖ с родителями, проводить совместные мероприятия с детьми и родителями.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector