Обобщение и презентация опыта практической деятельности.

Автор: Власова Татьяна Анатольевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБОУ «Мазуровская СОШ»

Населенный пункт: с. Мазурово, Кемеровская область

Тема: Обобщение и презентация опыта практической деятельности.

Опубликовано: 09.06.2017 10:11

Получить свидетельство      Скачать материал


Вашему вниманию представлен доклад на тему: «Обобщение и презентация опыта практической деятельности», который направлен на подготовку конкурсного движения.
Конкурсное движение педагогов способствует пропаганде педагогических идей и достижений, актуализации творческого потенциала педагогических кадров, расширению пространства для педагогического общения.
Конкурсы педагогического мастерства являются одним из важных этапов в развитии профессионализма педагога, т.к. позволяют реализовать своё профессиональное «я» в условиях состязания, прогнозировать профессиональное развитие и проектировать свою дальнейшую педагогическую деятельность, направленную на профессиональные достижения, которые будут положительно приняты обществом.
Обобщить опыт – значит вывести и сформулировать основные идеи, на которых он построен; обосновать правомерность, продуктивность и перспективность этих идей; раскрыть условия, при которых возможна их реализация; выявить объективные закономерности, требования, правила воспроизведения, творческого использования и развития конкретного опыта. Обобщение идёт наиболее успешно, если анализ опирается на конкретные педагогические идеи, практика подкрепляется теорией.
Обобщить педагогический опыт — значит вписать его конкретное познавательное содержание в знание более общее, теоретическое.
Обобщение опыта — это всегда выход на конкретного потребителя. Адресная направленность опыта предполагает ответы на вопросы: кому, когда, где, как его использовать. Обобщается опыт как целостная система, и только потом определяется круг его потребителей, которые могут использовать его как целиком, и помодульно.
Конкурсные испытания :
— обобщение практического опыта:
• «Интернет-ресурс» Данное конкурсное испытание – требование времени. Современный педагог дошкольной образовательной организации должен обладать знаниям в области ИКТ и быть готовым к дессиминации своего педагогического опыта. Размещение информации на других каналах интернет пространства. Так же у конкурсанта должен быть свой интернет ресурс, на котором должны быть статьи, грамоты, достижения учащихся и т.д.
• Эссе « Моя педагогическая философия» призвано продемонстрировать речевую и интеллектуальную компетентность участника Конкурса, способность в письменном тексте передать специфику профессиональных будней (систему используемых методов и приемов, взаимодействие с детьми, родителями, социумом;, восприятие профессиональных проблем, прогноз развития дошкольного образования в регионе и стране и т.п.).
Проанализировав, педагоги-участники не все готовы представить красивое цитирование. В принципе, цитирование можно и возможно в эссе, того или иного источника. Авторами могут быть не только классики научной педагогики, такие как А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский, которых цитируют участники конкурса, но можно предложить оригинальные идеи других педагогов современности, например, Е.В. Бондаренко или Шалву Амонашвили.
Эссе может также носить характер творческого рассуждения о профессиональном портрете педагога дошкольной образовательной организации, размышления о его роли в развитии и становлении ребенка в современном, высокотехнологичном обществе.
• «Мастер- класс»
Цель данного испытания – представление и распространение результатов образовательной деятельности работников дошкольных образовательных учреждений, отражающих современные направления развития и позитивные изменения в практике дошкольного образования, направленные на решение проблемных вопросов образования детей дошкольного возраста.
Выбор такого формата конкурсного задания не случаен — проведение «мастер-класса» – демонстрация высокого уровня его профессионального мастерства. В мастер-классе важно и ярко выразить себя.
Конкурсант должен четко подготовлен и ориентироваться в своей деятельности.

Выделяются три вида обобщения педагогического опыта: рассказ, показ, описание.
Если мы говорим о показе, это наверно самый простой вид обобщений и презентаций опыта работы, так как он предполагает проведение мастер-классов, открытых занятий, и так далее.
В принципе здесь достаточно просто. Педагог презентует свой опыт, показывая какие-то открытые мероприятия.
Что касается рассказа, он предполагает более высокий уровень аналитичности.
Обобщение опыта в виде рассказа должно отличаться следующими чертами:
• обобщение включает структурирование целей, конкретных задач рассказа, содержания материала, в котором четко прослеживаются элементы опыта, связи в нем.
• обобщение опыта в форме рассказа должно учитывать особенности слухового восприятия; 
• наиболее важные и значимые моменты опыта могут быть акцентированы и повторены полностью или фрагментарно. 
• рассказ об опыте может быть разновариантным, в зависимости от тех аспектов в проблеме, которые необходимо вскрыть, от уровня готовности данной аудитории. 
• для рассказа необходим невысокий темпоритм, ибо высокий темп, насыщенный динамикой речи, не дает нужного эффекта. 
• создание образа опыта и раскрытие его сущности осуществляется с использованием технологических средств: сравнений, аналогий, аналитических суждений и высказываний. 
• рассказ желательно подкреплять наглядно-демонстрационным материалом. 
Описание опыта работы, он предполагает самый высокий уровень аналитичности, потому что, условно говоря и участвуя в рассказе и участвуя в показе, есть возможность в живую пообщаться с педагогом, есть возможность задать какие- то вопросы.
И здесь педагогический работник излагает свою систему работы или свой опыт работы на бумаге. И задача его, написать таким образом, чтобы это можно было прочитать и понять, не задавая лишних вопросов в его отсутствие.
Можно было понять его систему работы и его применение каких-либо технологий и формы метода работы. Текст нужно составлять так, чтобы было все понятно. В том числе и описать условия и проблемы и ошибки. Нужно скажем так, удовлетворить все информационные запросы потребителей этих материалов. В этом говоря и сложность.
На данный момент, наиболее частым испытанием для конкурсантов, является «мастер-класс». Мы исходим из того, что все-таки мастер-класс- это особый жанр обобщения педагогического опыта.
В процессе этого мастер-класса идет непосредственно обсуждения предлагаемым педагогом-мастером, каких-то технологий, идей, способов, получение новых знаний. В любом случае, главная задача мастер-класса, передавать способы деятельности.
Но главная ошибка в мастер-классе, это превращение его в проведение открытого урока или занятия со взрослыми. Задача мастера, передать продуктивный способ работы, и результат мастер-класса, это то, что участники овладеют новым способом работы.
Важна и позиция педагога-мастера. Демонстрируя свой мастер-класс, он принимает роль и советника, и консультанта, делает участников активными, проявляет доброжелательность и т.д.
Оценивается яркая индивидуальность мастера, масштаб и уровень реализации идей, которые он представляет, и оценивается полнота и оригинальность тех решений, которые предлагает мастер. Оценивается эксклюзивность, технологичность, а так же и артистичность мастера. Ведь артистичность, это не только харизма, но и готовность педагога к импровизации.

Ну и что касается подготовки к выступлению. Подготовка к выступлению должна иметь некий «каркас» выступления.
Необходимо определить мотивацию слушания выступления. Что полезного или интересного слушатели узнают?
• Выделите главную идею речи.
• Выделите подзаголовки, разделив идею на несколько составных частей.
• Определите ключевые слова.
• Тщательно продумать план и структуру будущей речи. Она должна включать введение, основную часть и некие выводы (заключение). Публичное выступление обязательно должно иметь продуманную структуру, содержащую определенную последовательность частей. Это необходимо для удобства как оратора, так и слушателей.
Ну и конечно, обратим внимание на стиль одежды, это тоже не маловажно.
Главное правило: наряд не должен привлекать чрезмерное внимание аудитории, иначе он будет отвлекать от сути доклада. Поэтому избегайте красных туфлей, оригинальной бижутерии, платья всех цветов радуги одновременно, если не хотите, чтобы слушатели обсуждали и разглядывали ваш наряд вместо того, чтобы заинтересоваться докладом.

Спасибо за внимание!

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector