Сказкотерапия как средство преодоления логофобии у заикающихся подростков.

Автор: Драгерук Евгения Александровна

Должность: Учитель-логопед

Учреждение: МБДОУ №18 «Светлячок»

Населенный пункт: г. Большой Камень, Приморский край

Тема: Сказкотерапия как средство преодоления логофобии у заикающихся подростков.

Опубликовано: 10.06.2017 11:51

Получить свидетельство      Скачать материал


«Сказкотерапия как средство преодоления логофобии у заикающихся подростков».
С точки зрения психолого-педагогической науки речь является условием полноценного существования человека в социуме, поскольку она носит деятельностный характер и является ведущим средством и формой общения. С помощью речи человек способен вступать в многочисленные контакты, в процессе которых происходит не только пополнение и расширение его кругозора, но и устанавливаются взаимосвязи с окружающим его природным, предметным и социальным миром. Однако, речь как процесс, состоящий из сложных и многоступенчатых механизмов, влечет за собой и разнообразие речевых расстройств. Одним из таких расстройств является заикание.
Проблема заикания считается одной из самых древних в истории развития учения о различных нарушениях речи. Разное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы рассматривали и рассматривают эту речевую патологию.
Заикание – это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорогами в мышцах речевого аппарата. Обращаясь к вопросу симптоматики, следует отметить, что опыт работы многих специалистов свидетельствует о неустойчивости результатов коррекции этого нарушения. Это связано с тем, что биологические и социальные симптомы, выделяемые в данном нарушении, не существуют обособленно друг от друга – они взаимосвязаны и взаимозависимы.
Как правило, на фоне физиологических расстройств формируются психопатологические особенности личности заикающихся. Тревожность, беспокойство, неуверенность в себе, стеснительность – все это приводит к нарушению социальных взаимоотношений, к патологическим формам поведения в обществе. В этих случаях, важную роль в коррекционной работе будет играть ее психотерапевтическая направленность. Одним из психотерапевтических средств является сказкотерапия.
Проблема исследования заключается в том, что в комплексной системе коррекционных мероприятий по преодолению как физиологических (речевые судороги, нарушения физического здоровья, общей и речевой моторики), так и социальных (феномен фиксированности на дефекте, логофобия – страх речи) групп симптомов, сказкотерапия не используется. На наш взгляд, именно благодаря сказкотерапии подросток способен иначе осмыслить события своей жизни, иначе посмотреть на себя, ощутить внутренние силы, гармонию и чувство своей значимости в социуме.
В настоящее время практически нет ни одного психологического, психотерапевтического, педагогического направления в работе специалистов, которое обошлось бы без использования сказки. На наш взгляд, идеи сказкотерапии в полной мере отражают содержание основных задач психотерапевтической работы с заикающимися подростками.
Именно поэтому была выбрана тема исследования: «Сказкотерапия как средство преодоления логофобии у заикающихся подростков».
Цель исследования – изучить теоретические аспекты проблемы преодоления заикания у подростков и рассмотреть возможности использования сказкотерапии в процессе психокоррекционной работы по устранению логофобии у заикающихся подростков. По ходу работы были последовательно решены следующие задачи:
• Проанализированы современные комплексные подходы Селиверстова, Л.З. Арутюнян-Андроновой, Ю.Б. Некрасовой, Шульца, Н.Л. Карповой, В.М. Шкловского и других в преодолении заикания у подростков. (Под современным комплексным подходом в преодолении заикания учеными понимается лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося подростка разными средствами и разными специалистами. Цель всех этих лечебно-педагогических мероприятий – устранение или ослабление судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики; оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; избавление ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту, то есть фиксированности на нем, от психологических наслоений в виде страха за свою неполноценную речь, то есть логофобии; перевоспитание его личности).
• Были изучены психологические особенности личности заикающихся подростков. (Стеснительность вплоть до робости, стремление к уединению, речебоязнь, то есть логофобия, чувство угнетенности, постоянные переживания за свою речь, иногда и наоборот, расторможенность, показная разболтанность и резкость – все это обусловлено неправильным пониманием своего речевого недостатка, неудачными попытками самостоятельно избавиться от него или хотя бы замаскировать).
• Наконец, нами были рассмотрены возможности сказкотерапии как средства психокоррекционной работы по преодолению логофобии – страха перед речью у заикающихся подростков. (Используя данное средство, эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, отыгрывая спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, характерную заикающимся подросткам в школьные годы, они становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела, принятие себя таким, какой ты есть, преодолеваются многочисленные барьеры, в том числе и страх перед речью).
• Проведенный теоретический анализ проблемы исследования, позволит проверить опытно-экспериментальным путем возможности сказкотерапии в работе с заикающимися подростками.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector