Маленькие помощники.

Автор: Тарасова Ольга Александровна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ №95

Населенный пункт: г. Каменск-Уральский, Свердловская область

Тема: Маленькие помощники.

Опубликовано: 13.06.2017 11:28

Получить свидетельство      Скачать материал


Конструкт проведения совместной образовательной деятельности

ДОУ: №95 Группа: старшая. Образовательная область: «Речевое развитие». Тема: составление рассказа по картине «Маленькие помощники». Форма организации: групповая, индивидуальная. Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная. Учебно-методический комплект: •​ От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Е.Н. Вераксы, Т.С. Комаровой, А.М. Васильевой.- М.: МОЗАЙКА- СИНТЕЗ, 2014.-328с. •​ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», Т.А. Ткаченко. Планируемый результат: дети составляют рассказ по картине, используют в своей речи простые и сложносочинённые предложения; владеют монологической и диалогической речью; способны решать проблемные задачи и вопросы, умеют анализировать, делать выводы. Цель: развитие навыков связной речи через использование картин проблемного характера.
Задачи
Задачи с учетом особенностей воспитанников группы
Воспитательные задачи: воспитывать у детей яркую эмоциональную реакцию на картину; интерес к составлению рассказа по картине.
Развивающие задачи: развивать у детей умение говорить правильно, используя разные части речи; согласовывать слова в предложениях, в роде, числе и падеже; пользоваться простыми и распространенными предложениями.
Обучающие задачи: учить детей рассматривать картину, описывать ее; рассказывать связно и последовательно; формировать умение анализировать, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы, умозаключения; отвечать на вопросы, грамматически правильно строить речь.

Предварительная работа: дидактическая игра «Перелетные птицы», «Узнай птиц по описанию», рассматривание картин с насекомыми.
Принципы воспитания: 1) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 2) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 3) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 4) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); Принципы обучения: принцип доступности; принцип наглядности; принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи. Специальные принципы: Терпимость к затруднениям ребёнка, недопустимость возникновения у ребенка негативных переживаний, принцип развития и коррекции высших психических функций; Единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления; Семантизация лексики (раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов в определенной контексте, подбор синонимов, словотолкование). Средства воспитания и обучения: беседа, пример, создание ситуации успеха, поощрение и порицание; объяснение, стимулирование занимательным содержанием, постановка проблемы или проблемной ситуации. Оборудование: картина, схемы.

Последовательность деятельности
Методы
Деятельность педагога
Деятельность детей
Планируемый результат
1. Организационно- мотивационный этап.
Задача: мотивация детей на предстоящую деятельность.
Беседа, объяснение, постановка проблемы и создание проблемной ситуации.
Формирование готовности к восприятию.
— Ребята на днях я была на городской выставке картин у одного моего знакомого. Она была посвящена приходу весны, и мне на выставке очень понравилась одна картина, которую в дальнейшем мне подарил художник для нашей группы и попросил, чтобы ребята составили рассказ по этой картине.
-Ребята, вам интересно увидеть эту картину и составить по ней рассказ?
Воспитатель показывает картину, вместе с детьми обсуждают, что нужно уметь делать, чтобы рассказ по картине получился правильным и полным.
Дети эмоционально откликаются.
Принимают решение, отвечают на вопросы.
Дети проявляют заинтересованность, любознательность, предполагают, что нужно уметь делать, чтобы рассказ по картине получился правильным и полным.
2. Анализ, рассуждение.
Задача: планирование деятельности, выявление закономерностей.
Беседа, вопросы проблемного характера.
— Какое время года изображено на картине? — Есть ли листья на деревьях? — Как называются такие деревья? (Хвойные.) — Как одеты дети? Это ранняя или поздняя весна? — Что мальчик вешает на дерево? Для кого этот домик? Как он называется? — Откуда возвращаются скворцы? Почему они улетели?
— Как правильно называется второй домик, изображенный на картине? (Улей.) — Что ты видишь на заднем плане картины?
Дети участвуют в диалоге, выражают собственные суждения, проявляют активность, любознательность.
Способны решать проблемные задачи и вопросы, умеют анализировать, делать выводы.
3. Пополнение запаса знаний.
Задача: актуализация представлений по теме, установление причинно-следственных связей.
Постановка системы перспектив. Формирование готовности к восприятию. Беседа.
— Как называются весенние месяцы? — Для чего зверям, птицам, насекомым требуется жилище? — Для кого люди делают жилье? Как эти постройки называются? — В чем разница между скворечником и ульем? — Кто из зимующих птиц в отсутствии скворцов использует пустой скворечник? Что происходит с пчелами зимой: они улетают в теплые края или остаются в улье? — Чем они питаются зимой? — Как человек использует пчел, чем они полезны? — В чем польза, приносимая скворцами?
Дети отвечают на вопросы, слушают, вступают в диалог.
Демонстрируют знания по теме, вступают в диалог, устанавливают причинно-следственные связи.

4. Подбор слов. Задача: отработка умений адекватно отбирать речевые средства для построения ответов на вопросы.

Беседа, вопросы, вопросы проблемного характера.
Дидактическая игра «Подбери словечко» (прилагательные). — Какие первые листочки? — Какое весенние солнышко? — Какие облака? — Какой мед? — Какой последний снег? — Какие горы?

Дети отвечают на вопросы полно, слушают.
Умеют строить полные предложения с опорой на вопрос педагога.

5. Физминутка Задача: снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие координации движений.

Упражнение. Показ.
«Елка» Вот стоит большая елка, вот такой высоты.
У нее большие ветки, вот такой ширины.
Есть на елке даже шишки, а внизу – берлога мишки.
Зиму спит там косолапый и сосет в берлоге лапу. (Выполняют движения глазами. Посмотреть снизу-вверх.
Посмотреть слева направо. Посмотреть вверх.
Посмотреть вниз. Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз. Повторить 2 раза.)
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Дети расслаблены, отдохнули. Готовы к дальнейшей деятельности.
6. Слушаем, пересказываем. Задача: отработка умений адекватно воспринимать монологическую речь, соотносить содержание рассказа с зрительным образом, отраженным в картине.
Формирование готовности к восприятию. Художественное слово. Словесный метод.
— А теперь, ребята, послушайте, какой рассказ я придумала по этой картине.
«Весной в маленькое горное село приехал на поезде из Москвы семилетний мальчик Витя. Его маму надолго положили в больницу, и Витю отправили к единственной бабушке. Мальчик был шустрым и много умел. Он сразу стал помогать бабушке чинить табуреты, ухаживать за животными. Витя быстро познакомился с соседскими ребятами. Как-то раз Витя нашел в сарае старый скворечник, починил его и решил повесить на дерево. Стоя на лестнице, Витя вдруг увидел двух мальчишек, которые тащили странный большой скворечник и, видимо, тоже собирались повесить его на дерево. «Ребята, вам дать лестницу?» — спросил Витя. Мальчишки вместо ответа схватились за животы и долго хохотали так, что у них потекли слезы. «Ты, что никогда ульев не видал?» — спросил один из них. «Никогда», — честно признался Виктор. Вслед за объяснением ребята еще долго смеялись по одному, все вместе и после этого случая стали большими друзьями. -Подумайте и скажите, соответствует ли мой рассказ тому, что мы видим на картине? Что вам понравилось в рассказе? Какие слова показались незнакомыми?
Слушают, анализируют, рассуждают, соотносят.
Умеют адекватно воспринимать монологическую речь, соотносить содержание рассказа с зрительным образом, отраженным в картине.
7. Игровое упражнение. Задача: упражнять в составлении предложений, по опорным словам, согласовании слов в предложениях, в роде, числе и падеже.
Использование игр и игровых форм обучения. Создание ситуации успеха.
Мальчик-поезд-бабушка. Мальчик-вешать-скворечник-дерево. Скворцы-таскать-сено-скворечник. Птицы-высиживать-яйца-гнездо. Скворечник-выводиться-птенцы. Пчелы-вылетать-улей. Пчелы-собирать-цветы-нектар. Пчелы-соты-откладывать-мед.
Дети слушают, выполняют инструкции, составляют предложения с опорой на слова.

Демонстрируют умения составлять предложения, по опорным словам, способны согласовать слова в предложениях, в роде, числе и падеже.
8. Составление рассказа по вопросам. Задача: упражнять в составлении рассказа по вопросам с использованием сложных предложений, в использовании простых и распространенных предложений.
Упражнение. Создание ситуации успеха. Беседа, рассказ.
— Кто хочет попробовать составить рассказ по вопросам? (2 -3 человека.) — Кого ты видишь на картине? — Что делает каждый мальчик? — Что за домики на картине? — О чем разговаривают мальчики? — А кто хочет составить свой рассказ? -Подумайте и скажите, соответствует ли ваш рассказ тому, что мы видим на картине? Что вам понравилось в рассказе? Какие предложения показались интересными?
Дети слушают, отвечают на вопросы.
Составляют рассказ по картине, используя в своей речи сложносочиненные предложения. Проявляют яркую эмоциональную реакцию на картину; интерес к составлению рассказа по картине.
9. Рефлексия Подведение итогов (открытость).
Беседа.
— А кто хочет составить свой рассказ? — А чем рассказы отличаются? — Что привлекло в рассказах? — Дома вы можете составить свой рассказ по картине, попросить родителей записать его, и мы сделаем книгу рассказов для этого художника.
Дети слушают, отвечают на вопросы.
Дети проявляют инициативу, интерес.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector