Подготовка воспитанников дошкольного возраста к жизни в приёмной семье.

Автор: Кислякова Наталья Александровна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МКУ «Центр семейного устройства для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации»

Населенный пункт: г. Алдан, Республика Саха (Якутия)

Тема: Подготовка воспитанников дошкольного возраста к жизни в приёмной семье.

Опубликовано: 14.06.2017 03:13

Получить свидетельство      Скачать материал


В настоящее время в Центре семейного устройства создано дошкольное отделение. В группе «Непоседы» воспитывается 15 детей старшего дошкольного возраста. С детьми работают педагоги высшей и первой квалификационных категорий: Наталья Александровна Кислякова, Людмила Васильевна Диброва, Любовь Александровна Клишина, Жанна Анатольевна Приданникова; логопеды Наталья Георгиевна Бугай и Елена Степановна Дрогальцев, музыкальный руководитель Ирина Викторовна Обухова.

С первых минут мы окружаем их вниманием, заботой, добротой, любовью. Любовь к детям делает сложный труд педагога привлекательным и лёгким. Отношение к детям со стороны воспитателя должно всегда сопровождаться уважением к личности воспитанника, требовательностью к нему.
Педагогу важно видеть внутренний мир другого человека, понять его чувства, стремления мысли. Эта способность проявляется в личностно – гуманном подходе к ребёнку, доброжелательности и отзывчивости, чуткости и тактичности, неиссякаемом интересе к жизни воспитанников, доверии, готовности разделить их радости и огорчения.

Добрые и ласковые, любознательные и искренние, спокойные и шалунишки, каждый день они встречают нас радостной улыбкой. И от этого просто вырастают крылья.
Первое условие разумного воспитания – чуткость и умение педагога расположить к себе воспитанников. Ничего не действует так ужасно на юную душу, как равнодушие.
Работа педагога в Центре ответственная, ведь наши воспитанники дети, перенёсшие психологические травмы, имеющие ослабленное здоровье. Потому это столь важная работа, требующая мудрости, терпения и великодушия. В своей работе мы уделяем внимание способам оптимизации взаимодействия педагога с детьми. Именно в дошкольном возрасте ребёнок делает свои первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений и результаты, полученные в этот период, в большей степени, зависят от нас, воспитателей.
Детям, проживающим в Центре семейного устройства, необходимо помочь вступить в мир новых взаимоотношений и адаптироваться в нем, приобрести новых друзей и найти выход, зачастую, в сложных ситуациях. Для того, чтобы воспитать человека будущего, надо воспитать его, имея в виду вполне совершенного человека,- только тогда воспитанник будет достойным членом того поколения, в котором ему придётся жить.
Работа с детьми интересна тем, что каждый ребёнок уникален и неповторим в своём проявлении и развитии. В работе нами движет желание помочь каждому ребёнку. Какое неповторимое и непередаваемое удовольствие, когда видишь, что труды дают свои плоды! Это видимый результат.

Мы стараемся не останавливаться на достигнутом — постоянно находимся в поиске новых форм работы, интересных для наших воспитанников. Используем проверенные и уже зарекомендовавшие себя методики работы с детьми, а также нетрадиционные методы обучения и воспитания обязательно с учётом семейного воспитания и здоровьесберегающих технологий.
В группе ведётся планомерная многогранная работа по устройству детей в семью, что является основной целью нашего Центра.
Педагоги разрабатывают программу индивидуального сопровождения устройства в семью воспитанников старшего дошкольного возраста «Тропинка к дому», которая в настоящее время корректируется и совершенствуется на основе полученных данных из опыта работы.
Программа составляется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В неё входит комплекс индивидуального сопровождения с момента поступления ребёнка в наше учреждение:
• Комплексное обследование ребёнка
• Знакомство с документацией
• Составление индивидуального плана по адаптации воспитанника
• Психолого-педагогическое наблюдение вновь прибывшего ребёнка

• Краткая характеристика на момент поступления
• План индивидуального сопровождения устройства в семью

Благодаря комплексному сопровождению, индивидуальной работе с октября 2016 г. по январь 2017 г. 3 воспитанника вернулись в кровные семьи, 2 детей проживают в опекунских семьях.
Пространство нашей группы организовано в виде хорошо разграниченных центров, оснащённых большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для детского творчества, развивающее оборудование). Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам самостоятельно выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. Таким образом, в группе созданы комфортные условия, организованы и соответственно оснащены следующие центры развития:
• Уголок для ролевых игр
• Книжный уголок
• Зона для настольно-печатных и развивающих игр
• Игровой уголок (с игрушками, строительным материалом)
• Уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности
Всё оборудование в группе безопасное, здоровьесберегающее, эстетически привлекательное и способствует развитию наших детей.

Интересно и увлекательно прошло развлечение «День Рождения Снеговика». Дети изображали недобрых свирепых снеговиков, смысл которых был в старину. Только со временем снеговик стал символом зимних праздников и каникул у детворы. Снеговик – это ангел, которому можно нашептать самое сокровенное желание, и оно обязательно сбудется. Это и сделали наши ребятишки! В ходе развлечения активно участвовали в играх и аттракционах, проводимых Снеговиком. С удовольствием водили хороводы, рассказывали стихотворения о зиме, снеговике, Снегурочке, были весёлыми, радостными и оживлёнными. Снеговик принимал поздравления и был очень рад знакомству с детьми. Ребята пригласили именинника в гости в следующем году. Детьми было предложено, чтобы празднование дня рождения снеговика стало традицией.

Во время проведения декады по профориентации были задействованы специалисты и педагоги дополнительного образования: музыкальный руководитель, логопед, психологи, социальные работники, инструкторы по труду, медицинский персонал. Это помогло детям в освоении первоначальных представлений социального характера и включению детей в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности.
В ходе всех мероприятий дети проявляли организованность, активность, желание участвовать в сюжетно-ролевых играх.
Особенно интересно для закрепления знаний о профессии швеи, портнихи прошла для закрепления знаний о профессии швеи, портнихи сюжетно-ролевая игра «Ателье», организованная совместно с сотрудниками салона «Домовёнок Кузя». В игре детям была предоставлена выставка тканей и готовая одежда для кукол. Дети сами выбирали одежду и одевали кукол. Во время игр у детей наблюдались полученные детьми знания о профессиональной деятельности взрослых и позитивное отношение к различным видам труда и творчества.
С целью знакомства с профессией библиотекаря была организована увлекательная экскурсия в библиотеку нашего Центра. В читальном зале вниманию детей была представлена интересная выставка «Народные промыслы». Дети с большим желанием играли в настольно-развивающие игры, собирали пазлы по определённым профессиям, раскрашивали предложенные раскраски. Для закрепления знаний о профессии библиотекаря, в читальном зале была проведена сюжетно-ролевая игра «Библиотека». Свои впечатления дети отобразили в художественном творчестве.

В МЧС воспитанники познакомились профессией пожарника, увидели огромные пожарные машины, и узнали об их назначении. Экскурсовод показал, как пользоваться огнетушителями, шлангами – рукавами, и рассказал, для чего нужна огромная лестница. Дети узнали, как пользоваться кислородными масками.

С целью развития у детей гражданской принадлежности и патриотических чувств педагоги провели интересную работу: беседы, просмотр и обсуждение мультфильмов на военную тему, дидактические и сюжетно-ролевые игры, художественное творчество. Во время чествования наших мужчин ребята выступили с поздравлением и торжественно вручили сувениры – кораблики, выполненные своими руками, чем очень порадовали виновников торжества.
Интересно прошла беседа «Военно-полевая кухня. Солдатская каша». Ребята не только узнали, что такое полевая кухня и солдатская каша, но и с удовольствием отведали вкусной ароматной каши!
В этом году наши воспитанники впервые приняли участие в районном конкурсе смотра строя и песни «Защитник Отечества». В ходе тщательной подготовки дети научились выполнять команды командира, исполнять строевую песню, участвовать в эстафете. На протяжении всей подготовки в группе царила сплочённая дружеская атмосфера, чувствовалась поддержка и взаимовыручка ребят. За активное участие в смотре команда награждена Благодарственным письмом. Дети и взрослые получили положительный заряд бодрости и позитива.
Пусть пока маленькими ножками, маленькими шагами, но ребята уже уверенно, достойно идут к своим настоящим и будущим победам. А это главное!
Хочется пожелать нашим ребятам: «Шагай, малыш, к вершинам смело и уверенно! Мы тебе поможем. Мы всегда будем рядом!»
Наши дети активные и любознательные. С большим желанием принимают участие в районных, республиканских и Всероссийских викторинах, творческих конкурсах. Занимают призовые места. Многие награждены Дипломами, Грамотами, сертификатами за активное участие.
Надеемся, что наши дети в эту жизнь войдут счастливыми, твердо уверенными в своих взглядах, будут чувствовать красоту, восторгаться ею и в их сердцах и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина.

Мы стараемся в своей работе сделать всё возможное, чтобы каждый ребёнок стал успешнее и счастливее.

Грамотное общение педагога с детьми во многом определяет эмоциональное самочувствие ребёнка, способствует раскрытию внутреннего потенциала, адаптации в его социуме.

Если у ребёнка всегда будет уверенность, что его любят по-настоящему, доверяют и считают его родным, то спустя некоторое время он станет понимать, воспринимать и прислушиваться ко всем советам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector