НОД по лепке по мотивам балхарских игрушек «Ослик».

Автор: Хыдырбекова Кепияханум Акаевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ «ЦРР-Детский сад № 11 «Светлячок»

Населенный пункт: г. Каспийск, Республика Дагестан

Тема: НОД по лепке по мотивам балхарских игрушек «Ослик».

Опубликовано: 20.06.2017 11:25

Получить свидетельство      Скачать материал


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ЦРР-Детский сад № 11 «Светлячок»

Конспект занятия по лепке в старшей группе по мотивам балхарских
игрушек «Ослик»

Подготовила: воспитатель Хыдырбекова К.А.

ЦЕЛИ:
• Обогащать и расширять художественный опыт детей.
• Систематизировать и закреплять знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве.
• Развивать творческие способности.
Программное содержание:
• Расширять представление о народной игрушке;
• Закрепить знание характерных особенностей балхарской росписи.
• Закрепить представления о процессе создания игрушек. Развивать желание лепить игрушку своими руками.
• Показать особенности конструктивного способа лепки балхарской игрушки. Закрепить умение соблюдать пропорциональное соотношение частей, равномерно и красиво устанавливать фигурку на подставке.
• Учить соединять части фигурки.
• Учить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки. Формировать умение работать с тестом.
• Вызывать стремление наиболее содержательно решать изобразительную задачу в лепке, дополнять создаваемый образ интересными деталями.
• Формировать эстетический вкус средствами народного искусства.
• Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.
• Воспитывать аккуратность, самостоятельность, творческую активность.
Материалы и атрибуты: балхарские игрушки; таблицы с изображением
элементов балхарской росписи; технологические карты по лепке.
Для каждого ребенка: тесто, стека, дощечки, салфетки (бумажные, влажные).
Предварительная работа: беседа о элементов балхарских игрушках, рассматривание элементов росписи; рисование элементов балхарских узоров, роспись бумажных силуэтов.
Чтение стихотворений, загадок о народных промыслах.

Ход занятия
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня по дороге в детский сад
увидела я сороку.
Сорока — белобока по лесу летала,
По веткам скакала,
Детский сад искала.
Принесла в клюве письмо.
(Показывает детям письмо.
Педагог: Интересно, от кого оно?
(Открывает конверт читает.)
«Здравствуйте, ребятки,
Мадины, Нуриятки,
Анвары и Гаджишки
И все вокруг детишки!
Если любите играть,
Лепить и рисовать,
Приезжайте в гости!
Милости просим!
Игрушки из селения Балхар».
Педагог: Ребята, хотите отправиться в мастерскую балхарских игрушек?
Дети: Хотим!
Педагог: Так давайте полетим. На чём летают в сказках?
(дети предлагают варианты ответов.)
Педагог: Предлагаю воспользоваться ковром-самолётом. На нём мы все сможем уместиться.
(приглашает детей сесть на ковёр).
Педагог: Все готовы? Ковёр взлетает:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал наш ковёр взлетать
Над полями, над горами,
Над высокими лесами.
Мы быстрее ветра мчимся,
Глядь – и мигом приземлимся! (открывает декорацию) .

Рассказ педагога: Рассказ о балхарской игрушке (стихотворение)
Я в Балхаре, в доме мастерицы Гулизар.
Здесь «жюлла», «урша», «кунари»,
Здесь игрушки раздавали.
Лишь одна была милей
Ни свистулька, ни козленок.
Очень добренький осленок.
Расписной, весь в завитках,
В серо – беленьких тонах.

Педагог: Вот посмотрите, мы оказались перед мастерской, где
изготавливают балхарские игрушки. А сейчас я предлагаю вам стать на
некоторое время мастерами и приглашаю в мастерскую.
Педагог: Но мастерская закрыта. Чтобы войти в нее, надо ответить на вопросы. Из чего делают балхарские игрушки?
Дети: Из глины.
Педагог: Какие еще нужны материалы?
Дети: Инструменты.
Педагог: Какие нужны инструменты для работы?
Дети: Стеки, гончарный круг.
Педагог: Правильно, ребята.
Мастерская открывается. Дети входят и садятся на рабочие места.
Педагог: Проверьте, все ли готово к работе?
Дети: Готово.
Педагог: Обратите внимание на схему! (на плакате – образцы и приемы лепки).
Показ воспитателя:
1. Мы с вами заранее слепили две колбаски. Одну — потолще и подлиннее. Это будет туловище и ноги. Другую — потоньше и покороче. Это будет шея и голова.
2. Толстую колбаску зрительно делим на три равные части. Разрезаем стекой толстую колбаску с двух сторон (первую и третью части).
3. Выгибаем среднюю часть толстой колбаски (это туловище). Ножкам придаем округлую форму.
4. Берем тонкую колбаску и отрезаем небольшой сегмент наискосок.
5. Скошенной стороной прикрепляем колбаску к туловищу. Хорошо
разглаживаем места соединения.
6. Верхнюю часть тонкой колбаски сгибаем и формируем голову ослика.
7. Делаем два треугольных ушка методом отщипывания от большого куска
теста. Ушки должны быть толстенькие иначе они сломаются при покраске.
8. Делаем хвостик и прикрепляем к туловищу.
Педагог: Сейчас вы приступаете к работе. Старайтесь, чтобы ваши работы
были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда
чистота и порядок. Давайте перед работой разомнем пальчики.
Физкультминутка
Привезли мы глину с дальнего бугра (руки на поясе,
повороты с пружинкой)
Ну-ка за работу, чудо-мастера! (руки вперед, в стороны)
Слепим, высушим – и в печь! (лепят «ладошками»)
А потом распишем (пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии)
Будем мы игрушки «печь», (лепят «ладошками»)
Печка жаром пышет. (кулачки сжимают и разжимают)
А в печи не калачи, (машут указательным пальцем)
А в печи – игрушки! (руки вперед)
Педагог: Прежде, чем приступить к работе, давайте скажем такие слова:
«Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь».
Дети повторяют слова.
Педагог: Вот теперь можно приступить к работе. А сейчас я посмотрю, чьи пальчики самые ловкие и умелые.
Дети приступают к работе, педагог следит за работой, советует, показывает приемы работы.
4 часть:
Итог занятия. Анализ работ.
Дети заканчивают работу, вытирают руки, ставят осликов на подставку.
Педагог: Посмотрим, как наши мастера справились с работой. Все ли игрушки ладные?
Ответы детей.
Педагог: Чья работа больше всех нравится? Почему?
Ответы детей.
Педагог: Какая игрушка самая аккуратная?
Ответы детей.
Педагог: Что же, ребята! Много интересного мы узнали о селении Балхар, встретились с игрушками, сами попробовали себя в роли мастеров. Пора нам обратно возвращаться. Садитесь скорей на ковёр. Ещё минута – и он оторвётся от земли.
Дети садятся на ковер — самолет
Педагог: Раз, два, три! Лети!
Дети садятся на ковер.
Педагог: Повторяйте за мной прощальные слова:
О балхарской мы игрушке
Будем вспоминать не раз.
А сейчас, друзья –подружки,
Мы закончим наш рассказ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector