Тематический проект – минимузей «Удивительные камни» в старшей группе.

Автор: Дмитренко Светлана Николаевна

Должность: Воспитатель дошкольных учреждений

Учреждение: МБДОУ № 154 «Почемучка»

Населенный пункт: г. Невинномысск, Ставропольский край

Тема: Тематический проект – минимузей «Удивительные камни» в старшей группе.

Опубликовано: 20.06.2017 20:55

Получить свидетельство      Скачать материал


Тематический проект – минимузей «Удивительные камни»
старшая группа

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» — «Ознакомление с миром природы».
Тип проекта: познавательный.
Признак проекта: экологический.
По характеру контактов: дети, воспитатель, родители.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: краткосрочный
Предмет изучения – предметы не живой природы – камни.
Основные направления проекта:
— познавательно-исследовательское
— речевое развитие
Цель проекта: Создание условий в совместной и самостоятельной деятельности педагога и воспитанников в развитии познавательных и исследовательских способностей.
Задачи:
• поддерживать интерес к изучению камней;
• способствовать расширению знаний детей о свойствах разных камней;
• развивать познавательную активность в процессе ведения опытно-экспериментальной деятельности;
• развивать сенсорные ощущения, мелкую моторику, зрительное восприятие, воображение, расширять объём памяти;
• воспитывать любознательность, познавательный интерес;
• воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группе;
• показать их применение в жизни человека.

Описание продукта, полученного в результате проекта: декупаж на камнях, рисование на камнях, групповой мини — музей «Удивительные камни».

Проблема: традиционно больше внимания уделяется растениям и животным, а объекты неживой природы рассматриваются мало. Поэтому у детей недостаточно знаний об окружающих нас камнях.
Актуальность: в настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой России. Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатством. Знакомство детей с камнями способствует: расширению кругозора детей, умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, умению устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, умению определять происхождение рукотворных предметов, обследованию предметов с помощью системы сенсорных эталонов, группировке предметов в соответствии с познавательной задачей.
Гипотеза: если будет реализован проект, то у детей расширятся представления о разнообразии камней, будет развиваться уровень экологической культуры и бережное отношение к природе в целом.

Предполагаемые результаты: повышение уровня экологических знаний дошкольников по циклу «Камни». Совершенствование педагогического мастерства педагогов, использование инновационных технологий в экологическом воспитании детей и в работе с родителями воспитанников. В ходе реализации данного проекта дети не только узнают о разных видах и названиях камней и их внешнем виде, но также их полезных качествах. Путем исследования мы познакомимся с миром камней, особенностями их происхождения, использование человеком. В ходе проектной деятельности дети узнают много новых слов – понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов.

Деятельность педагога:
Цель: Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы. Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов в вопросе организации поисково-исследовательской деятельности детей. Совершенствование предметно – развивающей среды.
Форма работы:
— Определение направлений познавательной практической деятельности.
— Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта.
— Организация развивающей, познавательной, предметной среды.
— Выявление уровня знания детей о разнообразии камней.
— Подбор литературы о камнях: стихов, загадок, пословиц, примет.

Деятельность педагога с родителями:
Цель: создание благоприятных условий для развития ребёнка в семье, с учётом опыта приобретённого в детском саду. Развитие совместного творчества родителей и детей. Возникновение у родителей желания интересоваться жизнью группы, активно участвовать в ней.
Форма работы:
— Информация для родителей о предстоящей деятельности.
— Подбор демонстрационного материала по данной теме. Сбор разных камней.
— Привлечение родителей к созданию уголка экспериментирования в группе.
— Рекомендации для родителей «Грязнуля? Нет, исследователь!».
— Организовать фотовыставку опытов с детьми «Мы экспериментируем».
— Индивидуальные консультации для родителей «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
— Провести совместное мероприятие с детьми и родителями «Камни в нашей жизни» (презентация «В гостях у гномика Алмазика», проведение опытов родителями, чтение стихотворений, продуктивная деятельность).

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Деятельность педагога с детьми

Формы работы
Цель
Образовательная область «Познавательное развитие»

ООД «Удивительные камни»
Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

ООД «Удивительное путешествие»

Формировать представления детей о камнях, их свойствами и особенностями. Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения.

ООД «Свойства камней»
Классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шереховатая, шершавая).

Занятие «Камни и их свойства», «Какими бывают камешки»
Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами. Обратить внимание на особенности камней.

ООД «Эти удивительные камни»

Развивать умение познавать свойства вещества «камень»: твердость, мягкость, плавучесть. Учить сравнивать и различать вещества по их состоянию. Развивать умение самостоятельно выстраивать гипотезу перед началом экспериментирования и сравнивать её с результатом.

Беседа «Откуда берутся камни».
Показать разнообразие камней по форме, цвету, величине, фактуре; создать условия для эмоционально-эстетического восприятия; вызвать восхищение удивительными природными творениями.

Беседа «Что мы знаем о камнях», «Нужен ли камень человеку?».

Учить выделять особенности разных камней и описывать их, сравнивать камни с другими предметами. Знакомить детей с разнообразием камней и тем, как их использует человек, а также со свойствами разных предметов и материалов (лёгкими и тяжёлыми).

Беседа «Драгоценные камни»
Познакомить детей с наиболее распространёнными декоративными камнями и изделиями из них. Формировать эстетическое восприятие окружающего.

Дидактические игры «Что исчезло?», «Найди свой камешек», «Гора и камешки», «Что для чего».
Продолжать детей знакомить с искусственными и природными камнями и изделиями из них; развивать мышление, память; закрепить умение работать парами, договариваться объяснять свой выбор.

Тематические опыты «Камни и их свойства»:
— «Рассмотри камень через лупу» (кристаллы, трещины, узоры);
— «Определи камень на ощупь»;
— «Может ли камень издавать звуки?»;
— «Каким камнем лучше рисовать на асфальте?»;
— «Что будет, если положить камень в воду?»;
— «Какие камни, холодные или теплые?»;
— «Пахнут камни или нет?».
Познакомить детей с разнообразием мира камней. Рассмотреть и выявить свойства и качества предложенных материалов.

Опыт №1. Самый красивый и некрасивый.
Опыт №2. Цвет. Звук.
Опыт №3. Самый большой и самый маленький.
Опыт № 4. Самый шершавый и самый гладкий.
Опыт № 5. Самый тяжёлый и лёгкий.
Опыт № 6. Самый твёрдый или мягкий. Сбор камней во время прогулки,
экспериментирование с камнями.
Знакомить детей с разнообразием камней и тем, как их использует человек, а также со свойствами разных предметов и материалов. Продолжать знакомить детей с разнообразием камней и тем, как их использует человек, а также со свойствами разных предметов и материалов.

Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, альбомов. Просмотр презентаций: «Мир камней», «Драгоценные камни».
Развивать познавательный интерес. Знакомить с названиями минералов, камней.

Использование камней, как счётный материал (что больше, что меньше; на сколько; размер: большие, маленькие, крупные, мелкие и др.).
Закрепить счет в пределах 10, упражнять в умении сравнивать предметы.
Образовательная область «Речевое развитие»

Дидактическая игра «Опиши камень».
Учить детей классифицировать камни по признакам. Формировать связную речь при составлении описательных рассказов о камнях.

Сочиняем рассказы «Я маленький морской (речной) камешек». Рассказы из личного опыта «Какие я видел камни». Сочиняем рассказы и сказки о камнях: где жил раньше, как он появился на свет, как попал в детсад, нужен ли он людям.
Развивать связную речь. Учить строить последовательные рассказы. Расширение объема словаря, активизация словаря, совершенствование процесса поиска слов, упражнять в ответах на различные по сложности вопросы.

Игра «Сочиняем рассказы и сказки»
Развивать творчество; связную речь; память, мышление, внимание.
Образовательная область «Физическое развитие»

Подвижные игры: «Найди свой камень»
Развивать двигательные умения и навыки детей, разучивать и запоминать правила игры. Играть самостоятельно.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Самостоятельная работа детей.
Формировать навыки исследовательской деятельности.

Дидактические игры «Камень, ножницы, бумага»
Развивать внимание, быстроту реакции, мышление, умение доказывать свою правоту, соблюдать правила игры.

Дидактическая игра «Ящик ощущений»
Развивать тактильную память, внимание.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

Рисование по замыслу «Превращение камешков». Рисование «Божья коровка», «Овощи и фрукты».
Декупаж на камнях.
Изготовление фоторамки.

Учить детей создавать художественные образы на основе природных форм. Познакомить с разными приемами рисования на камнях разных форм. Совершенствовать изобразительную технику. Развивать воображение.

Чтение художественной литературы: сказка И. Н. Рыжовой «О чем шептались камушки», П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце».
Стихи, пословицы и поговорки о камнях. Сказка о гноме и камне-радуге. Сказка о Камне.
Развивать у детей воображение, умение представить себе сказочного героя и описать его. Учить слушать до конца художественное произведение.

Просмотр мультфильмов
По мотивам сказок П. Бажова «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок».
Способствовать интеллектуальному и творческому развитию детей, расширять горизонты окружающего мира в процессе формирования интереса к объектам неживой природы.

Конспект ООД «Удивительные камни»
старшая группа

Цель: познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.
Задачи: обратить внимание на особенности камней. Учить классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький) ; поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая) ; температура (теплый, холодный) ; вес (лёгкий, тяжелый, плавучесть – тонет в воде. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность. Развивать память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия. Воспитывать аккуратность в работе с материалом, уважительное отношение к товарищам и воспитателю.
Материал: презентация, набор камней, слайды с изображением иллюстраций из сказок «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка медной горы» — каменный цветок. Фотографии, картины гор, рек морей, мостов, здания, украшения. Ящик ощущений. Лупы. Стакан с водой, ложка. Салфетки.
Ход: Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, посмотрите на всех, улыбнитесь гостям. (Звучит музыка – звук моря). Послушайте музыку, что вы слышите? Что вам напоминает эта музыка? (Шум моря, прибой). Закройте глаза представьте, что вы на берегу моря. Светит теплое солнышко. Мы греемся под ним. Нам хорошо и спокойно. Дует теплый ветерок (ручками помашите на себя). Дышится легко, ровно, глубоко (вдох-выдох). Вот набегает волна, за волной и что-то выносит на берег. К нашим ногам. Какой-то предмет мы берём его с собой, открываем глаза и снова оказываемся в детском саду. Что же волны вынесли к нашим ногам? Вы не знаете?
Узнать нам поможет «ящик ощущений». Сейчас кто-то из вас нащупает предмет в ящике ощущений, но нам не скажет, даже если узнает его. Мы попробуем сами догадаться, задавая вопросы.
Вопросы: Это живое или неживое? Это съедобное или нет? Холодное или теплое? Плотное или рыхлое? Тяжелое или легкое? Этот предмет гладкий или шершавый?
Воспитатель: Дети, вы догадались, что находится в ящике ощущений? Послушайте внимательно загадку, я думаю, она точно поможет вам отгадать, что находится в ящике ощущений.
В сережках у мамы огнем он горит
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячи лет.
Он может быть мелкий — в ладошке лежать.
Тяжёлый, большой — одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал? (Камень).
Воспитатель: О чём пойдет сегодня речь? (О камне) (Показать глобус) Что это?
У нашей Земли есть тоже одежда. Она состоит из камешков. Посмотрите на глобус. Каждый камешек, это кусочек горы. Там где много камней, возвышаются горы. Посмотрите сколько на нашей планете гор, они обозначены тёмно-коричневым цветом. Кто из вас знает происхождение камня, чем он был до того, как стал камнем?
(Показ – скала, большой камень, два маленьких камня, песок, вода.) Кто из вас был в горах? Кто видел горы? Чем сначала был камень?  (пылью, песком). Потом, что произошло? Большие камни откололись от гор (это называется камнепад). Их обмывало водой, потом они терлись друг о друга, вновь раскалывались (на более мелкие, снова обмывались водой, превращались в песок, а потом снова спрессовывались в горные породы (горные породы – это камни) и становились скалами, горами. И так по кругу происходит в природе.
Физкультминутка.
Вот огромная гора.  (Дети поднимают руки вверх)
Вдруг начался камнепад.  (Дети опускают руки вниз)
Камни падают с вершины,  (Опускают и поднимают руки)
Раскололись камешки,  (Руки в стороны)
Да в песочек превратились,
И на землю опустились.  (Приседание, садятся на места)
(Из коробки раздать детям камешки)
Воспитатель: Возьмите камешки, рассмотрите их, какие они? Одинаковые или разные? Рассмотрите через лупу. Камни имеют определённые свойства.
Опыт 1. Возьмите один камешек и опустите в воду. Что произошло?
Ответы детей. (Опустились в низ). Опустите в воду деревянный предмет. Что происходит? (Он не тонет) Какой можно сделать вывод, почему камни тонут, а деревянные предметы нет?
Ответы детей. Камни тяжёлые, а деревянные предметы – лёгкие. Камни — тяжелые, деревянные предметы легче. Это их свойство.
Опыт 2. Как вы думаете, если помешать, камень растворится? Проверим. Какой сделаем вывод? (Запомните —  камни не растворяются не в одной жидкости)
Опыт 3. Возьмите в одну руку пластилин, в другую камень, сожмите предметы. Что произошло? Какой вывод сделаем? (Камни — твёрдые). Ребята, что люди делают из камня? (Люди из камня строят, делают украшения, применяют для лечения)
Показ презентации .
Воспитатель: Ребята, а вы когда-нибудь играли с камушками? А давайте поиграем? Но сначала разомнём пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Веселые камешки».
Посмотрите, вот какие – эти камешки большие,
А шершавые какие! В руки камешки возьмем и в руках мы их сожмем!
Тук да тук, тук да тук! Вот какой веселый звук!
Игра «Нарисуй картинку» — из камушков создадим картину, из них можно выложить узор или солнышко, домик и т. д.
Игра: «Сочиняем рассказы и сказки»
Ход игры: Я предлагаю выбрать самый интересный камешек и рассказать о нем сказку или рассказ. Где «жил» раньше этот камешек, как он появился на свет, как попал в детский сад, нужен ли он людям, что можно из него сделать. (Дать время на сочинение) У кого готова сказка или рассказ поднимите камешек. Кто не смог придумать, расскажет нам в следующий раз.
Итог: Вам понравилось занятие? Что больше всего понравилось? Как появились камни? Какие свойства имеют камни?

Конспект ООД «Удивительное путешествие»
старшая группа

Цель: формировать представления детей о камнях, их свойствами и особенностями. Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения.
Задачи: учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, прозрачность, твёрдость, плавучесть). Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире. Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования, визуальную и мышечную память. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
Материал: экран, проектор, рюкзаки, схема — рисунок, наборы камней, лимонный сок, магнитная доска, фартуки, лупы, кусочки пластилина, стаканы с водой, подносы.
Ход: Организационный момент:
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Письмо гномов.
Воспитатель: Ребята, когда я пришла сегодня в детский сад, то увидела, что на столе у меня лежало вот это письмо. Подписано – от гномов.
«Здравствуйте, дорогие друзья! Пишут вам братья гномы, из маленькой горной деревушки. Рядом с нами течет горная река. В горах все так необычно: облака и птицы оказываются под вами, а не над вашей головой. Но самое дорогое для нас находится под землей. Мы, гномы, постоянно ищем камни-самоцветы и делаем украшения. Некоторые посылаем вам в подарок. Камни бывают такими разными! Любому человеку, а тем более гному, камень может рассказать очень многое. Нужно лишь уметь раскрывать его тайны. Любые камни интересны. Чтобы суп был солен, нужна соль, а соль это тоже камень. У каждого камешка своя история, свои интересные свойства. Мы, гномы, приглашаем вас в горы, где спрятали много разных камешков. Пусть каждый из вас найдет свой камень и узнает его секрет. Удачи Вам!»
И подпись Гномы-хранители камней.
Воспитатель: А ещё гномы прислали фотографии. Посмотрите.
— Для чего нужны эти предметы? (Это украшения, для красоты).
— Из чего они сделаны? (Из разных камней)
— А это что? (тоже камни)
— Где можно найти такие камни? (На улице)
— Похожи ли драгоценные камни на те, которые мы находим на улице?
— Чем похожи? Чем отличаются?
— Могут ли они быть родственниками?
— Где можно обнаружить камни? (в горах)
Воспитатель предлагает детям стать гномами и отправиться на экскурсию в горы, на поиски камней, которые спрятали гномы, которые прислали письмо.
Дошкольники надевают рабочие фартуки, рюкзаки и направляются к большому макету горы, на котором спрятаны различные камни.

Конспект ООД «Свойства камней»

Цель: познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.
Задачи:  классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шереховатая, шершавая). Воспитывать уважительное отношение к неживой природе.
Материал: тазик с камнями, лупы на каждого ребенка, сундук, смятая в комок бумага, гуашь, стаканчики-непроливайки, кисточки, камень на каждого ребенка, мультемедийная презентация.
Ход: Воспитатель: Подойдите все сюда, а вы любите фокусы? (ответы детей). А кто показывает фокусы? (ответы детей). Сегодня я буду для вас показывать фокусы, но прежде отгадайте мою загадку:
В чаще он лесной живет,
Сладкоежкою слывет.
Летом ест малину, мед,
Лапу зиму всю сосет.
Может громко зареветь,
А зовут его (медведь)
Ф — Посмотрите дети, вы видите здесь медведя? (дети ищут медведя).
На столе сидит игрушечный медведь, в нем спрятана записка с заданием.
Ф — Вот и наш загадочный медведь, сейчас я поколдую, и он нам откроет секрет, а вы мне помогите сейчас я произнесу волшебные слова, в конце слов хлопните дружно 3 раза.
Сим- салабим бум!
В медведе находит фокусник записку с заданием: «В правом углу группы, спрятан волшебный тазик с сюрпризом» (дети ищут тазик, играет музыка веселая мышка). Найдя тазик фокусник предлагает детям на ощупь определить, что там находится, дети делают предположения, фокусник предлагает достать предметы и описать их (форма, цвет, размер, на что похож)
Ф — Молодцы дети, вы свои камни берегите, они нам еще понадобятся, а давайте мы с вами поэкспериментируем? (ответы детей)
Ф – У меня есть волшебный предмет, фокусник достает из кармана лупу, спрашивает, что это такое? (ответы детей) А что можно сделать при помощи лупы? (ответы детей) Молодцы, все верно сказали, а хотите самостоятельно рассмотреть через лупу поверхность камня (ответы детей, присаживаемся на пол и рассматриваем камни (что интересного увидели на камне, есть ли там дырочки, крапинки, дорожки, ямочки, узоры).
Ф: Вот мы с вами справились и с этим заданием, какие вы молодцы, дети, а вы хотите проверить еще одно свойство камней? (ответы детей). У меня есть на том берегу волшебный сундук, а чтоб нам туда добраться, нам нужно пройти по необыкновенному мостику, (играет музыка-релаксация) так снимаем обувь в одной руке держим ваши камни, в другой сандалии, строимся по одному перед мостом (карегирующая дорожка накрыта тканью, фокусник говорит волшебные слова «абра-кадабра» и убирает ткань, дети проходят через мост.
Ф: Что вы чувствуете под ногами? (ответы детей (играет музыка-веселая мышка) Ну вот мы с вами и на другом берегу, а вот и мой волшебный сундук, а чтоб его открыть нужны волшебные слова, вы их запомнили, давайте на счет 3 громко их произнесем – сим-салабим откройся! На обороте сундука написано письмо от «Незнайки» — прошу помощи, не могу понять, что тяжелее, бумага или камень? (в сундуке лежат бумажные комочки) А давайте мы с вами будем великими открывателями (ответы детей) Присаживайтесь за столы берите каждый себе по бумажному комочку и кладите рядом с камнем, и слушайте меня внимательно, давайте все дружно глубоко вдохнем и попробуем сдуть комочек, а теперь дуем на камень. И что же у нас произошло с бумагой и камнем (ответы детей) А почему бумага улетела а камень остался неподвижный на столе (ответы детей) Молодцы, мы справились с заданием и помогли Незнайке. Ребята, а что еще можно сделать из камней (ответы детей, (играет веселая классическая музыка) а теперь посмотрите на экран, что делают из камней? (ответы детей) Мы с вами фокусниками были (ответы детей) Открывателями были (ответы детей) А хотите стать еще и великими художниками (ответы детей, а на чем рисуют художники (ответы детей, а как вы думаете на камнях рисовать можно? (ответы детей) Теперь смотрите, что мы еще будем делать с нашими камнями, «але-оп» скидываю ткань, приступаем к художественному творчеству.

Конспект занятия «Камни и их свойства»
Цель: познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами. Обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде.
Материал: фотографии, картины гор и горных ландшафтов. Шкатулка с сокровищами. Набор крупного строительного материала. Ящик ощущений.
Набор схем – рисунков.
Ход:
Дети заходят в группу и встают полукругом вокруг демонстрационного стола. На нём лежит ящик ощущений, внутри которого лежит один большой камень. Дети по очереди подходят к ящику. Просовывают руки с двух сторон и ощупывают предмет. Делают вывод: что же лежит внутри ящика? – Камень.
Воспитатель: Ребята, с чем мы будем делать опыты? Да, с камнями. Я прошу вас удобно садиться за столы. А сейчас внимательно посмотрим, какие нам нужны помощники для экспериментов? (Воспитатель быстро напоминает предназначение каждого органа.)
Воспитатель: А сейчас мы все с вами станем учеными и начнем наши опыты. Откройте свои салфетки и подвиньте к себе, поближе подносы. Самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотри глазами все камни.
Опыт № 1. Определение цвета и формы. Дети делятся наблюдениями какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные (воспитатель показывает восклицательный знак и схему – рисунок, прикрепляет на доске.)
Опыт № 2. Определение размера.
Воспитатель показывает восклицательный знак и спрашивает: «Все камни одинакового размера?» – Нет. Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней? Игра-загадка с маракасами.
Вывод: камни бывают разных размеров. Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики.
Опыт № 3. Определение характера поверхности.
Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу. Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами. (Дети рассматривают все свои камни.)
Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.). Молодцы, очень внимательные дети. Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают.
Опыт № 5. Определение веса. Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол какой? А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру.
Опыт № 6: Определение температуры. Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)
Дыхательная гимнастика. Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).
Вывод: камни могут быть теплые и холодные.
Воспитатель показывает восклицательный знак и спрашивает: “Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Версии детей.) Почему вы так думаете? (Доводы детей.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? (Предложения детей.)
Опыт № 7. Плавучесть.
Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.
(Дети достают камень и вытирают маленькой салфеткой.)
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Кто хочет стать ученым, надеть шапку бакалавра и сделать важный вывод о свойствах камней? (Один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах.) Дети приводят рабочее место в порядок, и воспитатель поощряет детей, предлагает пойти на экскурсию и посмотреть выставку о камнях.
Она обращает внимание на красоту, разнообразия камней.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы сейчас сами, своими руками, попробуем создать горную цепь из трех вершин.
Дети подходят к крупным строительным материалам и строят горы. Накрывают их голубой тканью, а вершины белой тканью.
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Вам понравились горы, камни? Вы их полюбили? Конечно же, да. Всё что вы сегодня узнали, увидели, расскажите своим друзьям и родителям.

Конспект занятия в старшей группе «Какими бывают камешки»

Цель: познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый, плавучесть – тонет в воде.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята сегодня к нам на занятие пришло необычное письмо (конверт украшенный камнями) Интересно кто же нам его мог прислать? Давайте я прочту. А кто такая хозяйка медной горы? (хозяйка гор, камней, волшебница, красавица).
А какие сказки Бажова мы читали? («Малахитовая шкатулка», «Хозяйка медной горы», «Каменный цветок») Правильно, в них говорится о настоящих тружениках, мастерах своего дела, людях которые добывают камни и умеют их обрабатывать (слайд) Дети, а где камни нам встречаются в природе? (обломки гор, в реках, морях — слайд) А как человек использует камень? (для строительных зданий, мостов, для украшения домов — слайд) А как камни человек использует в украшении? (жемчуг, янтарь, рубин — слайд)
А как вы думайте, мы с вами все знаем о камнях? (ответы детей)
А у нас с вами есть лаборатория. Чтобы нам больше узнать я предлагаю вас в нашу с вами лабораторию
ОПЫТ № 1
В: Прошу соблюдайте правила безопасности в лаборатории и послушайте меня. Подвиньте подносы, откройте салфетки и посмотрите на камни. Какого цвета камни? Какие бывают по форме?
Вывод: камни бывают разные по цвету и форме.
ОПЫТ № 2
В: А сейчас я предлагаю вам определить поверхность у камней? Погладьте их, потрогайте, что вы можете сказать? Какая поверхность у камней? А, какой инструмент нам поможет лучше рассмотреть камни?
Рассматривание камней через лупу, выводы детей что они видят.
Вывод: Значит, про поверхность можно сказать, что она гладкая и шероховатая.
Мы с вами так интересно работаем, что нам нужно отдохнуть.
ФИЗМИНУТКА
В: И снова продолжаем наше исследование.
ОПЫТ № 3
Возьмите в руки камень, он какой? Что вы чувствуете? (ответы детей)
А, давайте на него подуем или согреем, что бы он стал холодным или теплым.
А еще поместите его в воду, что произошло? (ответы детей)
А, кто еще это заметил? (на стакан с водой есть красная метка для наблюдения, если камень поместить в воду, то вода поднимется выше метки)
Вывод: Температура у камней бывает разная: теплая, холодная и горячая. И что камень тонет в воде.
Мы с вами очень хорошо потрудились, а кто может рассказать все о камнях, что сегодня узнали в нашей лаборатории (ответы детей).

Конспект ООД «Эти удивительные камни»
Цель: развивать умение познавать свойства вещества «камень»: твердость, мягкость, плавучесть. Учить сравнивать и различать вещества по их состоянию. Развивать умение самостоятельно выстраивать гипотезу перед началом экспериментирования и сравнивать её с результатом.
Ход:
Стук в дверь. Воспитатель идёт к двери и берёт посылку.
— Нам пришла посылка, очень тяжёлая по весу. (Открываем, достаём шкатулку и письмо) «В некотором царстве, в некотором государстве, за синими морями стоят высокие горы. В них много богатств и сокровищ. Зорко слежу я — Хозяйка Медной горы — за порядком в горах. Я знаю, что вы всё любите исследовать и рассматривать. В эту шкатулку я положила свои богатства и предлагаю отгадать, что это за богатства. А поможет в этом моя загадка:
В серёжках у мамы огнём он горит.
В пыли на дороге не нужный лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий — в ладошке лежать,
Тяжёлый, большой, одному не поднять.
Воспитатель: Кто дети загадку мою отгадал? Кто этот предмет по приметам узнал?
(камень) Так какие богатства нам прислала Хозяйка Медной горы? Давайте посмотрим, какие камни в посылке.
Дети садятся на стульчики, воспитатель за маленьким столом
Воспитатель: Внимание! Сейчас я загадаю вам загадку, попробуйте ее отгадать:
«Белый камушек растаял
На доске следы оставил» (Мел)
Воспитатель: Какой он? Что им делают? (белый, оставляет следы, им можно рисовать). Давайте посмотрим какой он по твердости. Попробуйте провести по нему гвоздем. Что с ним случилось? Давайте посмотрим, как будет вести себя мел в воде? Опустим его в воду. (утонул — камень, пузырьки — пористый, есть воздух, который вытесняется водой и поднимается на поверхность). а если его потереть – (распадается на крупинки) и бросить в воду — (вода мутнеет)
Что можно сказать о меле? (мягкий, тонет в воде)
Воспитатель: Мел, ребята, нужен не только для рисования. Его используют в сельском хозяйстве для известкования почв. Используют для производства цемента, извести, добавляют при изготовлении резины, пластмассы, лаков, красок, стекла. Очищенный мел используют при производстве лекарств, зубной пасты.
Воспитатель: А вот ещё загадка о камне:
«С виду неприглядный камень, он в земле лежит пластом,
Чтоб наверх его поднять, надо в шахте побывать.
Под землёю огоньки — это в шахте горняки.
Молотками отбивают этот очень нужный камень». (Уголь)
Воспитатель: Расскажите какой уголь? (Ответы детей: чёрный, блестящий)
Каменный уголь не очень твёрдый камень. От удара он рассыпается на мелкие кусочки. Нужен ли человеку каменный уголь? (он хорошо горит и даёт много тепла, энергии) Каменный уголь — это не просто камень, это полезное ископаемое растительного происхождения. Погибшие древние деревья и растения гнию

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector