Я с детства с книжкою дружу.

Автор: Ваган Ирина Евгеньевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ «Детский сад № 36 «Полянка»

Населенный пункт: г. Норильск, Красноярский край

Тема: Я с детства с книжкою дружу.

Опубликовано: 05.07.2017 07:36

Получить свидетельство      Скачать материал


Методическая разработка
«Я с детства с книжкою дружу…»
XXI век по праву можно считать веком расцвета инновационных технологий, которые активно внедряются в самые разнообразные сферы человеческой деятельности, и дошкольное образование среди них закономерно становится одной из самых значительных.
Речь человека — это показатель его развития. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка.
Развитие речи теснейшим образом связано с интеллектуальным и познавательным развитием ребенка, так как у речи и мышления один физиологический источник — мозг человека.
Если познавательные (психические) процессы — восприятие, память, внимание, мышление — развиваются нормально, то и речь ребенка более богата, выразительна, развернута, совершенна.
Именно поэтому перечисленные выше познавательные процессы называют психологической базой речи, уровень развития которой напрямую влияет на речь ребенка.
Развитое восприятие, наличие познавательных интересов являются серьезной базой для пополнения словаря, совершенствования грамматического строя речи. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.) напрямую связано с формированием объяснительной речи. Познавательные потребности (желание получить информацию и поделиться ею) стимулируют развитие связных форм речи — диалога и монолога.
Особо необходимо отметить значение развитой связной речи, так как именно в ней концентрируются достижения ребенка не только в речевом развитии, но и в личностном. Две формы связной речи — диалог и монолог — неравномерно формируются в дошкольном возрасте и играют разную роль в жизни ребенка. Наиболее социально значимой для дошкольника является диалогическая форма общения. Диалог является естественной средой развития личности.
Не всем детям легко даются навыки речевого общения, многие из них с трудом учатся говорить, но грамотный воспитатель, вооруженный хорошим материалом, может творить с детьми настоящие чудеса.
Детский сад — это первая ступень системы образования, и на педагогов ложится огромная задача заложить основу, базис личностной культуры.
В последние годы наблюдается значительное снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связывают с ухудшением здоровья детей и другими причинами. В связи с этим вопросы развития речи очень актуальны.
Речь — одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием ребенка, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира. Хорошая речь — это залог успешного обучения детей в школе.
Основным эффективным методом работы по познавательно-речевому направлению развития дошкольников, является метод проектной деятельности
Основная цель использования проектной деятельности:
развитие свободной творческой личности ребенка.
Задачи развития:
• Развитие познавательных и творческих способностей, воображения,
мышления и коммуникативных навыков по средствам внедрения метод проектов.
• Формирование навыков сотрудничества.
• Воспитание у детей навыков и привычки речевого этикета, культурного
поведения в быту;
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.
Одной из главных проблем нашего времени является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации, интерес к чтению стал падать. И уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеофильмов, компьютерные игры.
Как результат, школьники не любят, не хотят читать.
Только книга дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь, что работа по речевому развитию детей должна занимать одно из центральных направлений деятельности педагогов детского сада, так как дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития навыков речевого общения детей, развития речи в тесной взаимосвязи с развитием мышления ребенка, осознания себя и окружающего мира.
Книга – добрый и мудрый советчик, друг и учитель. Для нас, педагогов, эти слова звучат как непреложная истина. А наши воспитанники только открывают для себя удивительный мир чтения, книжных чудес и загадок.
Поэтому наша задача, в первую очередь, состоит в построении работы таким образом, чтобы книга присутствовала в различных областях деятельности ребенка, дети имели возможность каждодневного общения с книгой, могли развивать свои литературные интересы, связную речь.
Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим занимаются родители и мы, работники дошкольных учреждений.
В детском саду я работаю уже давно, сделала 5 выпусков детей, поэтому мне хочется поделиться определенным опытом, своими наблюдениями в вопросе знакомства детей с художественной литературой.
А работа над любым художественным произведением всегда тесно связана с художественно – выразительными средствами языка этого произведения.
Конечно, знания особенностей восприятия и понимания произведений художественной литературы, конкретная работа над языковыми средствами выразительности определяют задачи и содержание методики работы с книгой. И я пришла к выводу, что в процессе слушания художественной литературы можно развить следующие навыки:
• Восприятие произведений разных жанров;
• Формирование первоначальных представлений об особенностях художественной литературы: о жанрах (прозе, поэзии), об их специфических особенностях, о композиции;
• Воспитание литературно-художественного вкуса, понимание и чувствование настроений произведения, улавливание звучности, ритмичности сказок, рассказов, стихов;
• Формирование способности элементарно анализировать содержание и форму произведения: определять основных героев, на основе анализа поступков персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним.
А основными методами ознакомления с художественной литературой, которые позволяют более внимательно остановиться на конкретном авторском слове художественного произведения, на мой взгляд, являются следующие:
• Чтение воспитателя по книге или наизусть (дословная передача текста с сохранением языка автора);
• Рассказывание воспитателя (относительно свободная передача текста – возможна перестановка слов, замена их, толкование);
• Инсценирование. (Метод вторичного ознакомления с художественным произведением);
• Заучивание наизусть.

В своей работе с художественными произведениями я выделяю несколько основных типов занятий, позволяющих воспитателю вызвать у детей не только любовь к книге, к художественной литературе, но и способность развивать поэтический слух, улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи, чувствовать и понимать образный язык рассказов, стихотворений, произведений устного народного творчества:
1. Чтение или рассказывание одного произведения.
2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой или единством образов.
Сходство и различие в сюжетах, идее, характерах героев сказок.
3. Чтение литературного произведения и рассматривания репродукций картин известного живописца, объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства.
4. Чтение в сочетании с музыкой.
5. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала.
Анализируя любой литературный текст, заучивая с детьми стихотворения, читая и рассказывая сказки и рассказы, знакомя детей с различными фольклорными формами, составляя рассказы по пейзажным картинам, по пословицам и поговоркам, обучая детей пересказу, проводя литературные викторины, я предлагаю детям различные задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на словоизменение, на подбор рифмы к заданному слову.
Задания на придумывание детьми сравнений, эпитетов помогают им почувствовать и понять, как эти средства превращают языковой материал из непоэтического в поэтический. В дальнейшем это помогает детям глубже осознавать эти средства художественной выразительности в любом литературном произведении.
Вся моя работа с детьми по данной теме была представлена перед родителями, коллегами в различных формах. Это консультации, беседы, мастер-классы, открытые показы, мультимедийные презентации, стендовые доклады, литературные викторины, поэтические гостиные.
Для родителей были проведены беседы: «Читаем каждый день», «Обогащаем словарь детей». Консультации: «Домашняя библиотека: какие книги читать ребенку дома», «Развиваем речь детей, читая художественную литературу», «Как приобщить ребенка к миру детской литературы».
Для ознакомления родителей с жизнью детей в группе использую разнообразные формы работы: В уголке для родителей помещаю советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими, например, рубриками: «Книга в жизни ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения книги», «Личная библиотека вашего ребенка» и др. Здесь же представлена постоянная рубрика «Новинки детской литературы» с информацией о новых книгах, с краткой аннотацией к ним.
В группе существуют такие традиции, как:
«КОПИЛКА СЛОВ» (Слово – друг, помощник): Ребёнок кладёт в шкатулку написанное им слово, которое полюбилось ему в течение дня, возможно, помогло с кем — то помириться…
Традиция, направленная на расширение, закрепление, конкретизацию словаря ребенка. Она начинается в детском саду, затем привлекаются и родители, которые поддерживают эту традицию дома.
«Я ДАРЮ ТЕБЕ СЛОВЕЧКО»:
В подарок на день рождения, на праздники дети дарят друг другу слова (веселые, ласковые).
«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЗВУКА»:
Восстановление звукопроизношения – это радостное событие для ребенка. Поэтому после постановки какого-либо звука у детей нами организуется досуг, минутка, где ребенок рассказывает стихотворение (загадка, скороговорка) на данный звук, а дети дарят ему подарки (картинки, рисунки с данным звуком, игрушки).
«МОЙ БУКВАРЬ»:
Дети рисуют, подбирают картинки на пройденный звук, украшая ими букву, ищут эту букву в печатном тексте из разных источников (газет, журналов), вырезают и приклеивают ее. Все члены семьи пишут данную букву. В конце года проводится выставка букварей и итоговый праздник «Путешествие в страну знаний». Каждая семья принимает в празднике активное участие (от украшения зала и до семейных соревнований).
«МАСТЕРСКАЯ БУКВ»:
Родители вместе с детьми работают над образом буквы (украшают силуэт букв).
«СОЧИНЯЕМ СКАЗКИ», «СОЧИНЯЕМ ЧИСТОГОВОРКИ»
Устраиваем конкурсы сказок, чистоговорок, сочиненных родителями вместе с детьми, затем оформляем их в «КНИГУ СКАЗОК.»
Так как большое влияние на речевое развитие ребёнка оказывает социальное окружение, я стараюсь своим примером показывать образец правильной речи.
Очень тесно работаю с городской библиотекой: конкурсы, викторины, интересные познавательные занятия с показом слайдов, просмотр тематической литературы формируют у детей запас литературных впечатлений, развивают эстетический вкус, индивидуальные литературные предпочтения.
С успехом прошел в библиотеке досуг «Мой любимый Чуковский».
Мною разработан и составлен цикл занятий кружка по развитию речи «Весёлая грамматика», который формирует грамматическую правильность речи, поддерживает желание говорить правильно.
Итогом работы стало открытое занятие на тему «Что, где, когда»
и мастер-класс для родителей «Мои любимые стихи».
В старшей группе я ввела новый вид работы — чтение с продолжением. Много внимания уделяю пересказу, составлению детьми собственных рассказов, сказок.
Процесс общения ребенка дошкольного возраста с книгой — это процесс становления в нем личности. Я считаю, что книга должна войти в мир ребенка, как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным.
Для поддержки речевой и познавательной деятельности в группе созданы мини-центры:
— «Раз словечко, два словечко…»,
— «Любознайка»,
— «Моя библиотека»,
— «Книжная больница»,
— «Учимся, играя»,
— «В гостях у сказки»,
— «Мои коллекции»,
— «Город мастеров»,
где представлены различные материалы по познавательному и речевому развитию дошкольников.
В процессе работы с воспитанниками и родителями оформлен «Центр книги», работает «Книжная больница», «Библиотека», регулярно проходят тематические выставки книг с рассказыванием детям о жизни писателей и их книгах. Пользуются популярностью инсценировки любимых книг, игры – драматизации, творческие ролевые игры на основе литературной темы. Знакомясь с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.
В группе пользуются успехом литературные недели.
Например, в проведении литературной недели К.И. Чуковского, которому в марте 2016 года исполнится 134 года со дня рождения, были задействованы все участники педагогического процесса. Мы подготовили выставку книг для детей в «Центре книги», который играет существенную роль в формировании у детей познавательно – речевого интереса.
В практической мастерской в «Зимнем саду» дети слепили посуду бабушки Федоры, рисовали своих любимых сказочных героев, доктора Айболита с натуры, подготовили выставку рисунков «Что за прелесть, эти сказки!»,
макет «Айболит спешит на помощь!».
Перед знакомством с биографией писателя Чуковского» детям было дано задание: прочитать дома любую сказку этого писателя и нарисовать рисунки к ней. Родители и дети отнеслись очень ответственно к этому. Из семейных рисунков, поделок была оформлена выставка.
Яркие тематические недели поднимают на новый уровень взаимоотношения с родителями, призывают искать новые формы и методы работы.

Если взрослые заинтересованы, то дети всегда подхватят игру, развлечение, и у них никогда не пропадёт желание ходить в детский сад.
Мы познакомили детей с историей «Айболита», ребята с интересом восприняли первоначальную версию произведения К. Чуковского, узнали, что его настоящее имя и фамилия — Николай Васильевич Корнейчуков.
Писатель сумел сохранить в себе ту детскую непосредственность, которая позволила ему на языке, понятном детям, и в близких им образах рисовать замечательные словесные картинки: родные и запоминающиеся, ведущие в увлекательный большой мир без скучных нравоучений и нудных нотаций.
Кто лучше «Мойдодыра» без утомительных нотаций может рассказать детям про важность личной гигиены? Замечательно закрепляет материал урока чистоты «Федорино горе».
А «Айболит»? Как часто не хватает нам сегодня образа доброго волшебника в лице доктора.
«Телефон» – современно и актуально, даже, благодаря сотовым телефонам, современней и актуальней, чем во времена Чуковского.
«Тараканище» – легко и просто помогает справиться с детскими страхами, показывает, как можно на ровном месте создать объект для страха, превратить маленького таракана в огромного великана, рассеять ужас и панику. Решает проблему маленький воробей, который вмиг съел «проблему». Оказывается все просто и совсем не страшно.
«Краденое солнце» – проблема посерьезней, но тоже решаемая. Главное не сидеть на месте и не скулить, а искать пути решения и действовать. И взрослым не помешает перечитать и вникнуть в суть.
Можно долго говорить о «детском» творчестве писателя. Оно несет в себе вечные понятия добра и справедливости, оно – искренне, правдиво и непосредственно, как само детство.
К. Чуковский говорил: «Никогда я не устану повторять, что по своим литературным достоинствам стихи для детей должны стоять на той же высоте, на какой стоят стихи для взрослых. Не может быть такого положения, при котором плохие стихи были бы хороши для детей. Качество детских стихов нужно измерять теми же критериями, какими измеряются литературные качества всех прочих стихов».
Когда рассказывают или вспоминают о Корнее Ивановиче Чуковском, то получается, что у каждого человека, каждого ребёнка есть свой Чуковский. И такой он для всех разный и разнообразный, и кажется странным, что все вместе — это один Корней Чуковский.
Когда он читал перед детской аудиторией, его высокий певучий голос прямо завораживал детей. Он никогда не боялся, что в зале будут ходить и плохо слушать. Часто детские писатели останавливают чтение, чтобы утихомирить расшалившийся зал. Корней Иванович этого не боялся, он знал, что сам перешалит всех. Конечно, поэтому, сочинения автора облетели весь свет и пользуются невероятной популярностью.
Итоговым мероприятием стала игра-викторина «Сказки дедушки Корнея», подготовленная совместно с родителями.
Давайте ещё раз перечитаем замечательные произведения писателя, возьмем из них все самое лучшее и передадим нашим детям.
Беседы с родителями детей-выпускников, встречи с учителями начальных классов, которые учат моих выпускников, позволяют мне сделать вывод, что речь наших детей отличается сформированностью, активным словарным запасом. Дети умеют содержательно и логически правильно строить свои высказывания, доказательно и живо говорить на разные темы, выбирать точные слова для характеристики героев, предметов, явлений.
Такое взаимодействие значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector