Технология исследовательской деятельности в ДОУ.

Автор: Разинкова Юлия Васильевна

Должность: Воспитатель

Соавтор: Швырёва Лилия Михайловна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 105»

Населенный пункт: г. Воронеж, Воронежская область

Тема: Технология исследовательской деятельности в ДОУ.

Опубликовано: 12.07.2017 10:21

Получить свидетельство      Скачать материал


Статья «Технология исследовательской деятельности в ДОУ».
Авторы: воспитатели » МБДОУ детский сад о. в. № 105″ г. Воронеж
Разинкова Юлия Васильевна и Швырёва Лилия Михайловна.

Развитие познавательной деятельности имеет большое значение
для формирования личности маленького человека.
Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из
фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного,
так и общего психического развития детей дошкольного возраста.
Эта потребность выявлена и изучена в целом ряде исследований.
Л. И. Божович отмечает, что потребность в новых впечатлениях
преобразуется в познавательную потребность и в конечном итоге
выступает как база для развития других потребностей ребёнка.
Потребность дошкольника лежит в основе возникновения и развития
неистощимой ориентировочно- исследовательской (поисковой)
деятельности, направленной на познание окружающего мира.
Познание мира живой и неживой природы, установление причинно-
следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической
деятельности и экспериментирования. Ребёнок познаёт объект в
процессе практической деятельности с ним. У китайского народа
есть изречение: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай
попробовать — и я пойму».
Экспериментальная деятельность принципиально отличается от
любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность,
сам ещё не готов и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью.
В ходе поиска образ уточняется, проясняется, при этом все действия
носят пробующий характер. Пробующие действия специфичны тем, что
ребёнок, производящий их, готов к любому неожиданному результату.
Непосредственное участие ребёнка в эксперименте позволяет ему
воочию увидеть процесс и результат, эффективно познавать доступные
ему предметы и явления. Исследовательская деятельность вызывает у
малыша непроизвольный интерес. Без каких бы то ни было волевых
усилий ребёнок может самостоятельно найти ответы на вопросы «как?»
и «почему?» и сделать множество удивительных открытий. К тому же
детское мышление имеет наглядно — образный и наглядно — действенный
характер, поэтому, обучая ребёнка, знания необходимо представлять
визуально, чтобы малыш имел возможность понаблюдать, потрогать,
понюхать, действовать. Таким образом, в ходе исследований происходит
формирование знаний, которые приобретаются в результате активного
взаимодействия ребёнка с реальностью. Поэтому экспериментирование
выступает как эффективный способ обучения детей.
Цель исследовательской деятельности в ДОУ — сформировать у дошко-
льников основные ключевые компетенции, способность к исследователь-
скому типу мышления.
При организации работы над творческим проектом воспитанникам
предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то
исследуя или проводя эксперименты, и где активным участником
выступает сам ребёнок.
В качестве методов и приёмов организации экспериментально-
исследовательской деятельности в ДОУ широко используют
эвристические беседы, наблюдения с решением вопросов проблемного
характера и их всесторонним анализом, выбором лучшего из них,
моделирование (создание моделей об изменениях в неживой и живой
природе), опыты, эксперименты, трудовую деятельность, «погружение»
в краски, звуки, запахи и образы природы, подражание голосам и
звукам природы, художественное слово, дидактические игры, игровые
обучающие и творчески развивающие ситуации, трудовые поручения
и действия.
Проблемно — игровая технология детского экспериментирования
является инновационной в рамках ФГОС в детском саду. Цель иссле-
довательской деятельности — развитие познавательной активности
дошкольника- совпадает с общей целью воспитания — формирование
всесторонне развитой личности. В ходе экспериментальных действий
ребёнок поднимается вверх по ступеням своего развития в познании
себя и окружающего мира. Он учится совместно со взрослым и группой
сверстников определять наиболее эффективный способ решения встающих
перед ним проблем и находить ответы на возникающие вопросы.
Инновационные педагогические технологии в ДОУ помогают воспитателям
найти подход к каждому отдельному ребёнку, учитывая его особенности,
черты характера и склад ума, и превращать занятия в увлекательное и не-
обыкновенное «приключение».

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector