Использование музейной педагогики как инновационной технологии в создании предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии ФГОС.

Автор: Разинкова Юлия Васильевна

Должность: Воспитатель

Соавтор: Швырёва Лилия Михайловна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 105»

Населенный пункт: г. Воронеж, Воронежская область

Тема: Использование музейной педагогики как инновационной технологии в создании предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии ФГОС.

Опубликовано: 12.07.2017 10:41

Получить свидетельство      Скачать материал


Статья «Использование музейной педагогики как инновационной
технологии в создании предметно- развивающей среды ДОУ в
соответствии с ФГОС».
Авторы: воспитатели МБДОУ «Детский сад о. в. № 105 » г. Воронеж
Разинкова Юлия Васильевна, Швырёва Лилия Михайловна.

«В процессе обучения должны быть задействованы
ум, сердце и руки ребёнка». (И. Г. Песталоцци).
В рамках модернизации образования становится актуальным поиск
новых форм и моделей организации деятельности детей в условиях ДОУ.
Обучение дошкольника должно опираться на эмоциональную, чувственную
сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии.
И, как раз, музейная педагогика, возникшая на стыке психологии, педагоги-
ки, краеведения, музееведения и искусства, создаёт условия для развития
личности ребёнка путём включения её в многообразную деятельность,
охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную
сферы.
Музейная педагогика рассматривает музей как образовательную
систему, направленную на оптимизацию взаимодействия музея и
посетителя. Исходя из этого предметом музейной педагогики является
музейная коммуникация. Музейная педагогика интегрировано решает
задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического
воспитания. Её формы и методы способствуют развитию и совершенство-
ванию познавательных, коммуникативно — речевых, творческих компетен-
ций дошкольника, его успешной социализации в обществе, а также реали-
зуют актуальнейшую на сегодня задачу современного образования-
научить ребёнка учиться и познавать.
Музейная педагогика в ДОУ является инновационной технологией
в сфере личностного воспитания детей, создающей условия погружения
личности ребёнка в специально организованную предметно- пространствен-
ную среду. Музей выступает партнёром по решению задач, связанных
с воспитанием и образованием детей через осуществление музейно-
педагогической деятельности как в условиях музейной среды, так и в
условиях детского сада. В условиях ДОУ невозможно создать экспозицию,
соответствующую требованиям музейного дела, поэтому и называются
эти экспозиции «мини- музеями», которые отражают и возраст детей, и
размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики.
Назначение создаваемых мини- музеев — вовлечь детей и их родителей
в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную среду.
Создавая экспозицию, воспитатели, дети и родители участвуют в обсуж-
дении тематики музея, приносят из дома экспонаты, изготовляют их своими
.руками, пополняя фонд музея. В обычном музее ребёнок — лишь пассивный
созерцатель, ему нельзя трогать экспонаты, а в мини- музеях не только
можно трогать, но и нужно. Ребёнок- соавтор, творец экспозиции,
причём не только он сам, но и его родители. Каждый мини- музей в ДОУ-
это результат общения, совместной работы воспитателя и семьи.
Создание мини- музея — трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких
этапов: постановка целей и задач перед родителями воспитанников ДОУ
(проведение консультации, индивидуальная работа по распределению
проектов), выбор места для мини- музея в группе, сбор экспонатов,
оформление мини- музея с учётом эстетических норм и техники безопас-
ности, разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознаком-
ления детей с экспонатами, разработка перспективно- тематического плана
работы, в котором предусматривались бы не только занятия с детьми, но
и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки, выбор
экскурсоводов (педагоги и сами дошкольники), открытие мини- музея
с приглашением детей других групп, родителей.
Цели и задачи мини- музея:
* Реализация направления музейной педагогики, обогащение предметно-
пространственной среды в группе.
* Совершенствование традиционных и апробирование инновационных
форм и методов работы с дошкольниками в области детской музейной
педагогики.
* Формирование у дошкольников представлений о музее, расширение
кругозора.
* Развитие общих познавательных способностей детей (наблюдать,
описывать, строить предположения, находить причины и следствия
событий).
* Формирование проектно- исследовательских умений и навыков.
* Формирование активной жизненной позиции, системы критериев и
механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
* Воспитание культуры поведения в общественном месте.
* Построение диалогического взаимодействия взрослого и воспитанника
в музейной среде, способствующей развитию у детей исследовательской,
созидательной и познавательной деятельности.
Методические принципы организации мини- музея:
1. Деятельность как способ познания, переживания, сопричастности).
2. Диалогичность.
3. Вариативность- возможность для оптимального самовыражения
через право выбора.
4. Интегративность знаний.
5. Креативность- поощрение и провоцирование творческой деятельности.
6. Непрерывность (получение знаний продолжается в семье и в социуме).
7. Гуманность- создание творческой атмосферы и любви к жизни с опорой
на эмоционально- чувствительную среду ребёнка.
8. Наглядность.
9. Доступность и безопасность.
10. Содержательность.
Формы деятельности мини- музея:
1. Поисковая.
2. Фондовая.
3. Научная.
4. Экспозиционная.
5. Познавательная.
Формы работы с родителями:
Проведение досугов, познавательное сотрудничество, «аналитическое»
сотрудничество, сотрудничество в рамках музейной педагогики.
Формы работы в организованной совместной деятельности с детьми:
Опытно- исследовательская деятельность, НОД, разработка и защита
проектов, изготовление детских коллективных и индивидуальных
работ — экспонатов, мастер- классы, экскурсии (обзорная, «путешествие» ),
выставки, экспресс- выставки, познавательные беседы, экспериментирова-
ние, прогулки- походы, развлечения, досуги, игры (сюжетно- ролевые,
дидактические, развивающие, театрализованные, драматизации),
запись рассказов детей, использование ИКТ- технологии, КВН,
викторины.
Методы и приёмы:
Наглядные, практические, исследовательские, игровые, словесные,
анкетирование, встречи с интересными людьми.
Музейная педагогика даёт возможности:
-осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный
на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности;
сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на
детей;
— самореализовываться каждому ребёнку в соответствии со своими
склонностями и интересами, выявить свою индивидуальность;
— организовать интересные нетрадиционные формы учебной и совместной
с педагогами деятельности детей.
Не случайно мини- музеи называют информационно- коммуникативной
системой, т. к. включение их в образовательный процесс способствует
формированию у подрастающего поколения психологической и нрав-
ственной готовности быть активным участником преобразований в
окружающем мире.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector