Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Автор: Пономаренко Ирина Алексеевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ «Ромашка»

Населенный пункт: г. Ноябрьск, ЯНАО, Тюменская область

Тема: Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Опубликовано: 13.07.2017 18:25

Получить свидетельство      Скачать материал


Поэтапно – перспективное планирование
по теме самообразования
«Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности».
на 2017 – 2018 учебный год

Воспитатель МБДОУ «Ромашка»
Пономаренко Ирина Алексеевна

Актуальность темы:
Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования.
Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе – игровую. Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развитию личности дошкольника.
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, познавательная активность – естественное состояние ребенка. Он настроен на познание окружающего мира: рвет бумагу и смотрит что получается; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т. д. Все это объекты исследования.
У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения.
Исследовательская деятельность для дошкольника – это главный источник для получения представлений о мире.
Цель самообразования: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности; повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
• Повысить уровень педагога знаний (путѐм изучения методической литературы, через консультации, семинары-практикумы) и создать методическую базу (специальная литература, картотеки, тематическое планирование, методические разработки) по познавательно-исследовательской деятельности.
• Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег, дополнительная работа с детьми: опыты, исследования, наблюдения, диагностика знаний дошкольников по обозначенной теме.
• Разработать перспективный план работы с детьми на вторую младшую группу.
• Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
• Пополнить в группе мини лабораторию.
• Развивать: наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщатьпознавательный интерес детей в процессе экспериментирования.• Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.

Сроки
Работа с детьми
Работа с родителями
Работа с педагогами
Материалы и оборудование
Сентябрь
1.Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей.
Цель:исследовать предпочитаемый вид деятельности, выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей.

2. Проведение мониторинга знаний
Анкета для родителей.
Цель: выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей.

Подготовить картинки для Методики «Выбор деятельности» (Автор Л.Н. Прохорова);

Подготовка диагностических листов;

Оформить картотеку опытов;

Приобрести метод.литературу по теме.

Подготовить анкеты для родителей.
Октябрь

Опыты со светом.
Цель: Познакомить с естественным источником света-солнцем; развивать любознательность.
1.Привлечение
родителей к пополнению
уголка маленького
исследователя.
Цель:Заинтересовать родителей в совместной деятельности с воспитателем.
-Выполнять совместные задания по проекту.
-Повышение компетентности родителей по исследовательской деятельности дошкольников.
2.Родительское собрание «Приобщение детей к опытно-экспериментальной деятельности»
Цель:Расширить знания родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.

Изучение
методической
литературы.

Пополнение картотеки дидактических подвижных игр;

Составление выступления на род.собрании;

Ноябрь

Декабрь

Опыты с водой.
Цель: познакомить детей с водой, ее свойствами ; формировать умения и навыки по использованию воды; расширять активный словарь детей.

Опыты с водой, льдом и снегом.
Цель: Развитие наблюдательности детей, их умений сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Задачи:
1. познакомить детей с понятиями «твердое тело», «жидкость», «газ», и их отличия друг от друга.
3. на примере воды объяснить, что вещество бывает в трех состояниях.

.

Памятка для родителей «Чего нельзя, а что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
Цель: дать советы как поддерживать интерес и внимание ребенка в процессе экспериментирования.

Практикум «Экспериментируем вместе».
Цель: познакомить воспитателей с разнообразными играми экспериментами.
Памятка: «Игры эксперименты».

Составить картотеку художественных произведений о воде
( потешки; загадки про воду; стихотворения)

Подобрать дидактические игры по изучаемой теме.

Январь/ Февраль

Март

Опыты с тканью «Разноцветные лоскутки»

Цель: Научить узнавать вещи из ткани, определять ее свойства (мнется, рвется, намокает, режется).

Опыты с бумагой.
Цель: Формирование у детей знаний и представлений о бумаге её свойствах

Буклет «Экспериментируем дома».
Цель: познакомить родителей с играми – экспериментами, которые они могут провести дома вместе с детьми.

Презентация для педагогов на тему «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками»
Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

-Подобрать познавательные игры по изучаемым обьектам;
-Подготовить памятки родителям .
-Составить папку с разными видами тканей.

-Подобрать методическую литературу для состовления буклета:
(Дыбина О. В., Разманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2005 г.)
Апрель
Опыты с песком.
Цель: Закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей

Открытое занятие :
«Маленькие фокусники»
Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.
-Подобрать методическую литературу для использования на откр.занятии;
-Подобрать картинки и иллюстрации по теме изучаемыхобьектов.
Май
Мониторинг исследовательской деятельности дошкольников.
Цель: Выявить Уровень овладения детьми исследовательской деятельности.
Фотовыставка: «Как мы экспериментируем».

Отчет о проделанной работе по самообразованию за учебный год (в виде презентации).
Подготовка диагностических листов.

План работы по самообразованию.

Перспективный план опытно – экспериментальной деятельности
во 2-й младшей группе

Месяц
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Сентябрь

«Есть ли у воды вкус?»
Цель: выявить свойства воды – не имеет запаха и вкуса, развивать любознательность.

«Какого цвета вода?»
Цель: использовать игровую ситуацию для ознакомления детей с такими свойствами воды, как прозрачность, возможность ее окрашивания (принимает цвет краски, например при рисовании кистью).

«Овощи, фрукты» (в уголке экспериментирования)
Цель: учить детей различать овощи, фрукты, называть их, характеризовать на вкус
2. «Сухой и мокрый песок»
Цель: выявлять свойства сухого и мокрого песка (показать детям, что сухой песок рассыпается, а если его полить, то становится влажным и из него можно лепить).
Октябрь
«Какие предметы держатся на воде?»
Цель: Используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы на воде держатся, другие — тонут.

«Камни» (в уголке экспериментирования)
Цель: предложить детям рассмотреть камни, через лупу; формировать представления о некоторых свойствах камней (твёрдость, прочность).
«Солнечный зайчик»
Цель: познакомить с естественным источником света – солнцем; развивать любознательность.
«Что в коробке?»
Цель: Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, лампа, свеча); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

Ноябрь
«Легкий – тяжелый»
Цель: объяснить детям, что предметы бывают легкие и тяжелые; учить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).

«Волшебная кисточка»
Цель: продолжать знакомить детей с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого – оранжевый; синего и красного – фиолетовый; синего и желтого – зеленый).

«Как вода гулять отправилась»
Цель: дать детям представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

«Рыбалка»
Цель: закрепить знания о свойствах воды – льётся, можно процедить через сачок; развивать познавательный интерес.

Декабрь
«Тонет – не тонет»
Цель: продолжать знакомить детей с простейшими способами обследования предметов, учить наблюдать за ходом опыта, рассказывать о происходящем.
«Лёд и снег»
Цель: предложить детям сравнить свойства льда и снега; рассказать о том, что лед и снег образованы из воды.

«Тает льдинка»
Цель: познакомить детей со свойством замерзания воды на морозе и таяния в тепле.

«Свойства снега»
Цель: организовать экспериментирование со снегом ; выявит свойства снега (снег тает, может быть липким, рыхлым).
Январь

«Свойства снега»
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами снега, предложить определить, какой снег сегодня, научить лепить из снега шары, складывать из них различные фигуры.
«Изготовление цветных льдинок»
Цель: продолжать знакомить детей с тем, что в воде растворяется краска.
что вода замерзает на морозе.

«Экспериментирование со снегом»
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами снега, выявлять их при помощи несложных действий ( в мороз снег не лепится, скрипит под ногами , становится «пушистым»).
Февраль
«Экспериментирование с песком» (в уголке экспериментирования)
Цель: формировать у детей представления об объектах природы и природных материалах, свойствах песка; активизировать словарный запас детей.
«Экспериментирование со снегом»
Цель: познакомит детей с таким свойством снега, как лёгкость (предложить детям сдуть снег с веточек, со скамейки, с варежки). Развивать любознательность, интерес явлениям и объектам природы.
«Солнце в феврале»
Цель: предложить детям потрогать стену дома на солнечной и на северной стороне, определить, где она теплее. Подвести детей к выводу о том, что солнце греет всё сильнее, приближается весна.
«Музыка или шум?»
Цель: учить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.

Март
«Бумага, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит.)

«Куда бегут ручейки?»
Цель: предложить детям пустить кораблики, щепки, определить направление движения воды по движению предметов. Пояснить детям, что талая вода собирается в углублениях и движется под уклон – образуются ручейки.
«Куда делась лужица?»
Цель: показать детям, как губка впитывает воду, предложить рассказать, что произошло, куда исчезла лужица. Активизировать детское любопытство, вызвать желание экспериментировать.
«Что звучит?»
Цель: научить определять по издаваемому звуку предмет. Развивать любознательность, интерес явлениям и объектам природы.

Апрель
«Температура предметов на солнце и в тени»
Цель: учить детей сравнивать температуру предметов в тени и на ярком солнце, дотрагиваясь до них ладоням, устанавливать взаимосвязь между температурой предметов и их расположением.

«Свойства воды»
Цель: расширять представления детей о свойствах воды, в ходе демонстрационных опытов и самостоятельного экспериментирования подвести детей к выявлению такого свойства воды, как способность принимать форму сосуда, в котором она находится.
«Уголь и мел»
Цель: продолжать знакомить детей с различными природными материалами, показать детям, что уголь и мел – твёрдые материалы, но они легко крошатся, от кусочков угля и мела легко отделяются слои, поэтому ими можно рисовать. Мел оставляет белый след, уголь – чёрный.
«Нагревание воды»
Цель: предложить детям потрогать воду, налитую в две одинаковые небольшие ёмкости, одну ёмкость оставить в тени, другую вынести на солнечное место. В конце прогулки предложить снова определить температуру воды, подвести детей к выводу: солнце нагрело воду.

Май
«Древесина, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины; определять ее качества (твердая, гладкая, шершавая); степень прочности; толщина и свойства (горит, не бьется, не тонет в воде).

«Ткань, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

«Свойства песка»
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами песка, помочь сделать вывод о том, что песок легко впитывает воду. Развивать познавательный интерес детей, учить делать элементарные выводы.
«Свойства глины»
Цель: на основе сенсорного опыта формировать у детей представления о свойствах глины, учиться выявлять и называть свойства сырой глины (мягкая, пластичная, вязкая, липкая, хорошо мнётся, под воздействием усилий рук легко меняет форму).

Список литературы
1. Программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы Москва. Мозаика – Синтез 2015г.
2. Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе», «Вентана – Граф», 2007 г.
3. Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
5. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. — №2
7. Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб, 1998.
8. Экспериментальная деятельность детей 4 – 6 лет: из опыта работы/авт. – сост. Л. Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.
9. Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.
10. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2 – е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.
11. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
12. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector