Педагогические идеи Е. И. Тихеевой.

Автор: Сорочинская Светлана Юрьевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МДОУ «Детский сад №2»

Населенный пункт: с.Тепловка, Саратовская область

Тема: Педагогические идеи Е. И. Тихеевой.

Опубликовано: 13.07.2017 21:58

Получить свидетельство      Скачать материал


« Педагогические идеи Е. И. Тихеевой.

Советы родителям от классиков дошкольной педагогики»

Елизавета Ивановна Тихеева (1867-1943)
Известный талантливый педагог и крупный общественный
деятель в области просвещения и образования,
 один из первых
специалистов по дошкольному воспитанию детей,
руководитель опытного детского сада и
заведующая кафедрой при Ленинградском
педагогическом институте им. А.И. Герцена.

Тихеева стояла у истоков оформления педагогики дошкольного детства, теории и методики дошкольного воспитания и первоначального обучения, а также организации системы отечественных частных, общественных и государственных дошкольных учреждений. Она активно участвовала в разработке теории дошкольного воспитания, творчески используя классическое педагогическое наследство (в первую очередь К.Д. Ушинского) и обобщая опыт работы своего учреждения и других детских садов России и других стран мира.

Ключевые идеи Е. И. Тихеевой.

Создала целостную педагогическую систему дошкольного образования и воспитания детей.
Разработала авторскую концепцию организации «петроградского детского сада».
Е. И. Тихеева создала оригинальную теорию дошкольного воспитания. Она разработала вопросы дошкольного воспитания, опираясь на основные положения русской классической педагогики. Через всю её теоретическую и практическую деятельность проходит идея единства и преемственности воспитания детей в семье, детском саду и школе.
Она считала, что детский сад должен быть «подобием семьи», что между воспитательницей и детьми должны быть непринуждённые, доброжелательные, «семейные» отношения. По мысли Елизаветы Ивановны: в детском саду дети должны жить полной жизнью, и воспитательнице следует поддерживать у них радостное настроение.
Центральное место в педагогической теории Тихеевой занимает методика развития речи детей в процессе обучения их родному языку в семье, детском саду и школе. Эта методика, построенная на основе учения К. Д. Ушинского, разрабатывалась ею ещё в дореволюционный период и была окончательно оформлена в советское время. Методика развития речи и мышления детей основывалась на систематических занятиях с использованием лексических упражнений, живого слова, произведений народной словесности, поэзии и произведений искусства.
В 1937 году она издала книгу «Развитие речи дошкольника», которая многократно переиздавалась и была основным источником обучения студентов в педагогических училищах и колледжах. Высказывания Е. И. Тихеевой о развитии речи детей в детском саду не утратили своей ценности и в наше время.
“Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду”,— писала она.
Правильно указывая, что начинать лингвистическое и литературное воспитание человека надо с раннего детства еще в семье, Тихеева писала: “Навык правильной речи, как все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по части упорядочения и развития речи ребенка, развития в нем литературных и художественных вкусов, имеет колоссальное значение для всей его последующей жизни Первой задачей родителей в связи с этим, считала она, является самый тщательный уход за органом слуха детей, забота о развитии их слуховой наблюдательности. Огромную роль в развитии речи маленьких детей играет пример взрослых, их правильная речь: “Никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым, главное — говорить медленно, ясно и громко”. 
Елизавета Ивановна Тихеева рассматривала дошкольное воспитание с точки зрения подготовки детей к дальнейшему школьному обучению с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Она считала важной составляющей дошкольного воспитания развитие у детей первоначальных трудовых и поведенческих навыков, формирования у них культуры языка. Она также считала важным иметь такую программу воспитательной и образовательной работы в детском саду, которая предусматривала бы возможность гибкого планирования работы педагога, учитывающей направленность и интересы детей.
Тихеева разработала свою оригинальную систему и дидактические материалы для развития органов чувств детей. Её методика основывалась на принципе парности, когда в играх и занятиях сопоставлялись разнообразные предметы, знакомые детям игрушки, природные материалы. Оборудование дидактической куклы Е. И. Тихеевой (кукла, мебель, посуда, одежда, постельные принадлежности) на протяжении полувека использовалось в отечественных детских садах для организации игр-занятий с дошкольниками. Игры и занятия детей, в которых эти дидактические материалы используются, должны сопровождаться беседами. Руководящую роль в дидактических играх и занятиях Тихеева отводила воспитателю.
Тихеева разработала метод «игры-труда», в котором обосновывалась взаимосвязь этих видов деятельности. Технология его реализации в детском саду потребовала создания для детей «кухни», «прачечной», основу самобытного оснащения этих уголков составляли мебель и оборудование «под рост ребёнка».

Большое значение Тихеева придавала изучению детьми дошкольного возраста явлений природы. « Детей следует воспитывать, учить, растить среди природы и при посредстве природы, — писала она. – Каждый детский сад должен иметь садик или хотя бы двор.
Нужно организовать выращивание цветов, овощей, уход за птицами, животными, завести аквариумы и террариумы. Эти работы и занятия, сопровождающиеся поучительными беседами, способствуют уточнению и расширению кругозора детей. В ознакомлении детей с природой и её явлениями большую роль играют прогулки-экскурсии. Они должны заранее намечаться и методически разрабатываться воспитательницей детского сада».

Идеи Е. И. Тихеевой имеющие сегодня особое значение.

В детском саду не должно быть места отдельным учебным предметам, в том смысле, как это понимается в современной школе. Беседы, рассказы, чтение, рисование, работа всякого рода, игры, гимнастика – словом, всё, из чего слагаются занятия в детском саду, должно находиться в строгом соотношении. «Все занятия должны переплетаться, оказывать друг другу услуги, взаимно поддерживать в стремлении к одной общей цели – стройному развитию всех способностей ребёнка».
Тихеева подчёркивала, что детский сад ценен не только тем, что служит делу воспитания и обучения детей дошкольного возраста: он является в то же время местом пропаганды передовых идей по дошкольному воспитанию, «лабораторией мысли и теории», в которой могут учитываться все, кто интересуется дошкольными вопросами.
Она рекомендовала при детских садах проводить беседы по дошкольному воспитанию с родителями, устраивать периодические выставки детских работ.
Е. И. Тихеева говорила, что воспитателям детских садов нужна специальная широкая педагогическая подготовка, которая должна включать в возможно полном объёме все научные дисциплины, без знания которых невозможно заниматься изучением и воспитанием ребёнка. Нужно широкое общее образование, чтобы воспитатель мог отвечать на различные детские вопросы, удовлетворять их запросы и интересы. Такую подготовку могут обеспечить лишь специальные государственные и общественные педагогические учебные заведения.
«Советы по воспитанию детей от классиков педагогики»

Какой родитель не мечтает достойно воспитать своих детей? А как это сделать? На этот вопрос ответ нужно поискать у  выдающихся педагогов.  Нам, взрослым, нужно учиться мудро воспитывать своих детей, изучая и применяя в воспитании советы и наставления великих педагогов прошлого. К классикам нужно возвращаться вновь и вновь…

К.Д. Ушинский. «Только личность может влиять на воспитание, развитие другой личности».

Теория «свободного воспитания»

Правда — вот первое и главное условие воспитания. Но чтобы не стыдно было показать детям всю правду своей жизни, надо сделать свою жизнь хорошей или, по крайней мере, менее дурной.
«Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи».
Л. Н. Толстой

Право быть собой

Основная идея – нельзя воспитывать ребенка без участия самого ребенка. Дети имеют права. Они могут требовать внимательного отношения к своим проблемам, иметь мнение и свободно его высказывать, организовать свою жизнь, использовать достоинства, скрывать недостатки. Я. Корчак

Не мешайте ребенку

Свобода – это уникальное средство максимально развить личность,
характер, ум и чувства ребенка. М. Монтессори
Воспитание по Монтессори призвано развивать волю ребенка, которая является важнейшим условием становления личности. Основной девиз метода Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».

Семья как коллектив

« В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это — самый правильный путь семейного воспитания».
«Воспитание детей — это легкое дело, когда оно делается без трепки нервов, в порядке здоровой, спокойной, нормальной, разумной и веселой жизни. Я как раз видел всегда, что там, где воспитание идет без напряжения, там оно удается».
«Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно». Антон Семенович Макаренко

Открыть для ребенка дверцу в сад счастливого детства — задача взрослых! И как важно не заморозить этот сад равнодушием, отстраненностью, непониманием…

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector