Путешествие в страну часов.

Автор: Якуничева Елена Юрьевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МДОУ «Детский сад №24»

Населенный пункт: г. Кириши, Ленинградская область

Тема: Путешествие в страну часов.

Опубликовано: 15.07.2017 12:09

Получить свидетельство      Скачать материал


Конспект НОД для детей в подготовительной группе.
Тема: «Путешествие в Страну часов».
Воспитатель: Якуничева Елена Юрьевна
Цель: Познакомить детей с историей возникновения часов, с разными видами часов.
Интеграция детской деятельности: коммуникативная, познавательно- исследовательская, игровая, двигательная.
Задачи:
Познавательные:
• познакомить детей с историей часов и их назначением, вызвать интерес к понятию «время» через отдельные интересные факты и сведения: появление первых часов, разных способах и средствах измерения, фиксирование времени, назначение и функции часов;
• развивать умение детей определять причинно – следственные связи; познавательную активность; умение сравнивать и анализировать; воображение, мышление в процессе наблюдения и исследования объектов.
Речевые:
• обогащать словарный запас детей (солнечные, песочные, водяные, огненные, напольные, настольные, электронные, кварцевые, карманные, башенные часы);
• развивать умение подбирать слова-действия (течет, бежит, несется, летит, тянется); высказывать свое мнение;
• понимать тексты различных жанров: загадки, стихи, пословицы.
Социально- коммуникативные:
• развивать навыки общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; самостоятельность, любознательность, наблюдательность.
• воспитывать бережное отношение к экспонатам;
Художественно- эстетические:
• развивать навыки восприятия музыки и фольклора.
Физические:
• развивать двигательную деятельность, связанную с выполнением упражнений.

Материалы для занятия:
• «Музей часов»
• «Солнышко», «Петушок», «Птицы» (игрушки)
• различные виды часов: песочные, напольные, настольные, электронные, кварцевые, карманные, башенные часы, секундомер,
• модели «Солнечные часы» «Водяные часы» «Огненные часы»
• карточки с цифрами, макеты часов;
• материал на электронном носителе (презентация «Какие бывают часы»).
Предварительная работа:
• подбор репродукций картин разных известных художников:И.И.Шишкин, А.А.Пластов, А.А.Рылов, Н.М.Ромадин, А.И.Куинджи;
• детское творчество (оформление рисунков «Мой режим дня», «Мои часы»)
• оформление наглядных пособий: «Наша неделя», «Река времени»
• знакомство с различными видами часов;
• чтение художественной литературы (рассказы, сказки, стихи и малые формы фольклора).
• Экспериментирование «Водяные часы»
Ход непосредственно – образовательной деятельности.
— Ребята, вы любите путешествовать?
(Ответы детей)
— Как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие?
Дети называют разные варианты, в том числе и машину.
— Я предлагаю вам отправиться в путешествие не на обычной машине, а на машине времени. А вот куда мы с вами отправимся — попробуйте отгадать.
(Загадка про часы)
На руке и на стене,
И на башне в вышине
Ходят, ходят ровным ходом
От восхода до захода.
(Ответы детей)
— Мы с вами отправляемся в музей часов или, можно еще сказать по-другому, в Страну времени. Вы согласны?
— Тогда в путь! Вставайте в круг, положите руки друг другу на плечи и закройте глаза (звучит космическая музыка). Открывайте глаза, вот мы и добрались. Посмотрите, как много здесь экспонатов. Вы знаете, что называют экспонатами?
— Вещи, которые находятся и хранятся в музеях, называют экспонатами.
Дети рассматривают экспонаты музея.
Оказывается, привычных для нас часов раньше не было. Но во все времена были живые часы.
Слышите звук (включить звук крика петуха). Петух — это живой будильник. Он всем говорит, что наступило утро, и пора вставать.
А еще живыми часами весной и летом могут быть поющие птицы. Например, если запел соловей, то значит еще ночь, он поет самый первый. Включить Звук пения соловья.
А вот, воробей встает только в 6 утра. Как воробьи проснулись – значит, и нам скоро пора вставать в садик и на работу. Звук чирикания воробья.
Живые часы – это и растения. Попробуйте догадаться, как цветы могут нам сказать, сколько сейчас времени. (рассуждения детей).
Часы открывают свои лепестки и закрывают их строго в определенное время, словно по команде. И они никогда не путаются! Например, одуванчики, открываются ровно в 5 утра. Я для вас подготовила раскраски с цветочными часами, в свободное время вы сможете ими воспользоваться. Как вы думаете, чем удобны живые часы? А чем они неудобны? (Рассуждения детей).
Воспитатель читает стихотворение про солнце:
Солнце! Солнце! Солнце встало. Улыбнулось с вышины! Солнце греет, Солнце светит А еще оно-часы.
Солнце по небу гуляет, сверху людям сообщает: «Если я над головами- значит, день плывет над вами.
Укачусь я с неба прочь- на земле наступит ночь».
О чём стихотворение?
Наблюдая за солнцем, люди изобрели солнечные часы. Ходит солнце по небу, а по площадке ходит тень от колышка. Такие часы показывают время только в солнечную погоду. На прогулке мы попробуем сделать такие часы. И понаблюдаем за ними.
— Как вы думаете, по солнечным часам удобно было узнавать время?
— Такими часами человек мог воспользоваться не всегда. Ведь не всегда бывает ясная, солнечная погода, бывают и пасмурные дни, тогда определить время по солнцу невозможно. Люди стали думать, как можно узнавать время, чтобы не зависеть от природы и стали придумывать другие часы.
История часов продолжалась.
 Обратите внимание на этот экспонат. Знаете, как называются такие часы?
Воспитатель показывает «Водяные часы».
— Это водяные часы. В верхнем сосуде проделывали отверстие снизу, наносили деления. Вода постепенно, по капельке, выливалась в нижний сосуд. Вода, вытекая, приоткрывала деления, что позволяло определять, сколько времени прошло. Существовала фраза «Ваше время истекло», эта фраза существует в нашей речи до сих пор. А такие часы были удобны?
— Для таких часов нужно было постоянно подливать воду в сосуд, а это не всегда возможно. Тогда люди изобрели другие часы. Как вы думаете, как они называются?
Воспитатель показывает свечу с нанесенными на ней делениями.
— Свеча горела и постепенно уменьшалась от деления к делению, и люди знали, что можно сделать за этот промежуток времени. Как вы думаете, а такие часы были удобны? Почему?
— Во-первых, это опасные часы, а во-вторых, невозможно постоянно следить за свечой.
Потом люди научились изготавливать прозрачное стекло, из этого стекла делали часы, состоящие из двух колбочек, верхней и нижней. В верхнюю колбу насыпали определенное количество очень мелкого песка. Песок пересыпался из верхней части в нижнюю (песок струился) через узкое отверстие, проходило нужное время, затем часы переворачивались.
Посмотрите, есть песочные часы на 1, 2, 3,5,10,15 минут. Песочные часы используют до сих пор, например, в медицине (в больнице, в поликлинике). А с такими часами удобно куда-нибудь пойти?
— Со временем люди стали изобретать современные, удобные механические часы. Почему называют их механическими?
Дети с воспитателем рассматривают часовой механизм.
— Туго закрученная пружина час за часом разжимается и крутит зубчатые колесики, а они уже двигают стрелки часов.
— На механических часах круг называется – циферблат, движущиеся стрелки указывают на цифры, и мы узнаем сколько времени в данный момент.
Стрелки у часов разные: одна длиннее, другая короче. Длинная стрелка движется быстрее, она показывает минуты, короткая ходит по кругу очень медленно. Она показывает часы. Ребята, а сейчас давайте поиграем.
Физкультминутка «Ходят часики по кругу»
На полу разложены карточки с цифрами.
Мы часы – наш точен ход,
Водят стрелки хоровод.
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга,
Стрелки, стрелки не спешите
Вы нам время подскажите.
В конце игры дети берут карточку с цифрой, у которой они остановились и ставят стрелки (время) на часах.
Часы, часы, часы…. Нам сегодня трудно представить, что когда-то у людей не было часов. А сегодня без часов не обойтись, они всюду снами. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе и на космодроме, на вокзале, в автомобиле, часы на самолёте и на подводной лодке. Одни часы круглые, другие – квадратные, одни – толстые, другие – тонкие, есть часы величиной с горошину, а есть такие огромные, что и на машине не увезёшь.
Но не все часы мы можем увидеть в нашем музее. Я предлагаю вам посмотреть фильм, «Какие бывают часы».
Презентация «Какие бывают часы»
— Видите, ребята, как много разных часов изобрел человек, начиная с древних времен до сегодняшних дней. Часы очень важны в жизни человека. Они теперь присутствуют в каждом доме, даже в нашем детском саду мы соблюдаем режим дня, все делаем по часам.
Звенит будильник.
— Вот, ребята, звенит будильник, он нам напоминает о том, что нам пора – наше время истекло. Вам понравилось в «Музее часов»? Что больше всего понравилось и запомнилось?
— А теперь, ребята, нам пора возвращаться.
Воспитатель с детьми встают в круг. Звучит космическая музыка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector