Возникновение книги.

Автор: Семенова Наталья Александровна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МДОУ «Детский сад №24»

Населенный пункт: г. Кириши, Ленинградская область

Тема: Возникновение книги.

Опубликовано: 17.07.2017 06:13

Получить свидетельство      Скачать материал


Конспект НОД в старшей группе «Появление книги»

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель: Познакомить детей с историей появления первых книг, их эволюцию в разные времена.
Задачи:
Обучающие
Продолжать обогащать представления детей о мире предметов;
Формировать элементарные представления о материалах, используемых человеком для записи своих мыслей, историй, действий.
Развивающие
Развивать фантазию, творческие способности, мелкие мышцы рук.
Развивать зрительно-пространственную координацию, внимание, ориентировку в пространстве; формировать умение и навыки конструирования в технике папье-маше.
Воспитательные
Воспитывать интерес к истории человечества на примере письменности и появления книг.
Развивать умение свободно общаться с взрослыми и сверстниками, проявлять доброжелательное отношение к друг другу.
Оборудование:
камешки морские, глина, восковые дощечки, деревянные палочки, деревянные рамки, салфетки, раствор (клей ПВА+вода), мисочки, цветные картинки из салфетки для декупажа, влажные салфетки, презентация мультимедиа.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята сегодня нас ждет увлекательное путешествие, но для того чтобы узнать, о чем пойдет речь, нужно отгадать загадку:
Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно,
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней.
Я всё знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Читать нужно, научиться (книга)
Воспитатель: Правильно ребята, это книга! (Достаёт красочную книгу сказок).
— Ребята, а из чего делают книги? (из бумаги)
— А зачем нужны книги? (Чтобы хранить в себе историю, и передавать информацию)-Ребята, а вы знаете, какими были первые книги? (ответы детей).
-Я предлагаю нам с вами отправиться в далекое прошлое, и раскрыть все секреты первых древних книг.

Давным-давно с незапамятных времен люди рассказывали друг другу удивительные истории, делились тем, что сами знали, а вот записать свои мысли не умели — потому что не знали на чём это можно делать. Вот однажды маленький мальчик сидел на большом камне, а другим камнем стучал по нему. Вдруг у него получился значок, похожий на человечка, и он решил, что так запечатлел себя, а потом он рядом изобразил деревце и сказал, что он сидит под деревцем. Так люди стали выбивать на камне разные силуэты людей, животных и растений. Тем самым рассказывая друг другу о своих историях. Так появилась первая каменная книга.
(показать картинку или фотографию: «Каменная книга»).
Несмотря на то, что такие каменные книги создавались людьми очень много веков назад, сохранилась самая большая книга из камня. На создание такой книги у людей уходило много времени. Работа была очень кропотливая и трудоёмкая. Как вы думайте почему? Давайте и мы с вами попробуем создать рисунок на камне.
— Как вы думаете почему?
Практическое действие:
Детям предлагается плоский камень крупного размера и заостренный камень меньшего размера. Они пробуют нацарапать чёрточку. Вместе с воспитателем делают вывод, что камень прочный и на нём тяжело, что – написать.

(показать картинку или фотографию: «Глиняные таблички»).
Прошло 100 лет и люди придумали писать силуэты на глине. Глина более мягкий материал, и он оказался удобнее для письма. Глина раскатывалась и пока она не высохла на неё наносили иероглифы и рисунки. После этого глиняные дощечки клали на солнце сушить. Когда глиняные страницы книги подсыхали, их переносили в помещение, собирали вместе и хранили. Давайте и мы с вами попробуем нанести рисунок на глиняных страницах.
Практическое действие:
Детям предлагается на глиняных табличках палочкой нанести рисунок. Они пробуют, затем вместе с воспитателем делают вывод, что глина похожа на пластилин, из которого вы лепите поделки, такая же мягкая и податливая, наносить рисунок на нее гораздо легче, чем на камне.

(показать картинку или фотографию: «Береста»). Спустя много лет после освоения письменности на глиняных дощечках, решили попробовать использовать и другой материал – бересту. Береста – это кора с дерева берёзы, очищенная и высушенная. На подготовленную кору наносились резцы, с помощью сухого, заострённой палочки на конце. Готовые письмена складывали в хранилище. Берестяные книги хранились не долго, так как в них заводился жучок — короед, и это уничтожало книги.

(показать картинку или фотографию: «Восковые книги»).
А эта книга сделана из воска, для изготовления восковых книг использовали специальные деревянные заготовки, которые заливались воском и на расплавленный воск наносились буквы и рисунки. Как вы думаете удобны ли в изготовлении были восковые книги?
Практическое действие:
Воспитатель предлагает детям, на заготовленных восковых дощечках, тонкой палочкой процарапать иероглифы или рисунок. По окончанию работы дети вместе с воспитателем делают вывод, умозаключение (воск мягкий и царапается легко, но на нём плохо видно).

А это, ребята Папирус еще один материал, который люди использовали для письма. Папирус — это растение, родом из далёкого Египта. Стебли папируса разрезали на полоски, высушивали и склеивали. На папирусе в древние времена не только писали, но и изображали образы людей и животных, которые совершали разные действия.
Педагог предлагает рассмотреть картинку или фотографию: «папирус».

(показать картинку или фотографию: «Книги из кожи и ткани»).
Времена менялись и люди продолжали экспериментировать с различными материалами для письма и создания книг. Люди стали использовать ткань и кожу. Эти материалы считались самыми дорогими по обработке, и они также были не очень удобными и практичными.
Поиски удобного и практичного материала продолжались, пока не была изобретена бумага. Первую бумагу придумали в Китае. Секреты создания бумаги стали узнавать в других странах. Способы ее изготовления совершенствовались, бумага становилась белее, прочнее. Люди много сочиняли сказок, песен, поговорок, загадок, и чтобы не забыть — их записывали вручную на листы бумаги. После этого все листы соединяли и скрепляли, получалась книга. Чтобы книга привлекала внимание, её красиво оформляли: рисовали картинки, выделяли заглавные буквы яркими красками. Нужно было очень много времени, чтобы написать одну книгу вручную. Сейчас бумагу производят на больших предприятиях, а умные машины разматывают бумагу с барабана, разрезают, печатают, складывают листы в отдельные тетради и получается книга. Вот какой большой путь был пройден от каменной книги до современных. Сейчас не только книги делают из бумаги, а еще много интересного — тетради, альбомы, обои, открытки и декоративную бумагу, украшенную разными картинками для поздравлений и писем.

Практическая деятельность.
А сейчас я хочу предложить вам стать настоящими изобретателями, мы попробуем изготовить с вами настоящую декоративную бумагу.
Дети проходят за рабочие места, воспитатель объясняет:
1. Берите сначала картинку, которая нам понравилась, кладем на рамку яркой стороной вниз.
2.Дальше нужно нарвать салфетки на средние кусочки, и по очереди окунать в раствор в мисочку двумя руками и аккуратно выложить на рамку, поверх картинки.
3. Когда они высохнут мы сделаем из них поздравительные открытки к праздникам.
Воспитатель помогает детям оценить друг друга, хвалит всех ребят.
Давайте разомнем наши пальчики и начнем работу (дети выполняют продуктивную деятельность, воспитатель наблюдает, подсказывает, в конце оценка детской деятельности).
Вопросы к детям:
Ребята, скажите пожалуйста, что нового вы узнали из нашего путешествия в далёкие времена?
Как вы думаете почему люди пробовали разные материалы для изготовления книг и рукописей?
Какой материал сейчас используют люди для письма и издания книг?
Вам понравилось наше путешествие?
Спасибо вам за внимание и работу на занятии!

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector