Роль мультипликационных фильмов в образовательном процессе.

Автор: Дуплева Галина Анатольевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: ГБОУ Школа 2129 имени Героя Советского Союза П.И.Романова ДП «Солнышко»

Населенный пункт: г. Москва

Тема: Роль мультипликационных фильмов в образовательном процессе.

Опубликовано: 17.07.2017 20:19

Получить свидетельство      Скачать материал


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2129» имени Героя Советского Союза П.И. Романова
ДП «Солнышко»

Тема доклада: «Роль мультипликационных фильмов в образовательном процессе»
(Доклад подготовил воспитатель Дуплева Галина Анатольевна)

Москва 2017
Интенсивное проникновение в работу образовательных учреждений новых источников экранного преподнесения информации позволяет выделить видео в качестве средства, метода формы и технологии осуществления образовательного процесса.
В современной педагогике видео рассматривается как техническое средство обучение (ТСО), видеоаппаратура, которая выступает в качестве устройства трансляции информации. В отдельных случаях видео может выступать в качестве формы образовательной работы, представляющей внешнее выражение согласованной деятельности взрослых и детей, обуславливающей способ, временной и порядковый режим организации их взаимодействия в процессе просмотра и обсуждения видеоматериалов.
Видеоматериал выступает как общепедагогическая технология, т.к. может быть использован в процессе ознакомления обучающихся с различными областями знаний, в формировании разнообразных ценностных ориентаций у воспитанников с использованием разнообразных по содержанию видеоматериалов.
Сегодня промышленность выпускает различные типы видеоматериалов
для детей на SD-носителях, источниками которых являются: детские образовательные телевизионные передачи, обучающие (учебные) фильмы, мультипликационные, художественные фильмы и др.
По содержанию все видеоматериалы можно разделить на те, которые преследуют решение одной или комплекса учебно-познавательных задач в различных образовательных областях (обучающее видео) и другие, создание которых не обуславливалось какой-то специальной дидактической целью (однако не значит, что они не могут ее решать), а связывалось с организацией
культурного досуга детей.
В качестве примера дидактической (учебной) видеопродукции, которая может быть использована в организации познавательного процесса дошкольников, можно выделить следующие программы: развитие речи и подготовка детей к обучению грамоте «Уроки тетушки Совы. Азбука-малышка», «Русский язык вместе с Хрюшей и …», «АБВГДейка. Учимся читать» и др. Формирования элементарных математических представлений:
«Уроки тетушки Совы. Арифметика малышка», «12345… Учимся считать»,
«Занимательная геометрия», «Умный ребенок: Учимся считать», «Лесная школа: веселые задачи». Ознакомление с окружающим миром, расширение кругозора: «Природоведение для самых маленьких», «Физика для самых маленьких», «Астрономия для самых маленьких», «География для самых маленьких», «Занимательная химия», «Энциклопедия Всезнайка», «Даша-исследователь», «Даша-следопыт» и др.
В последние годы появились лицензированные видеопродукты созданные на основе телевизионных программ «АБВГДейка», «Улица Сезам», «Бибигон», «Карусель» и др., фрагменты которых также могут быть использованы в дидактических целях в педагогическом процессе детского сада.
Другая группа видео для дошкольников может быть представлена мультипликационными фильмами. Мультипликационные фильмы как вид искусства, обладают чрезвычайно высоким потенциалом художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей дошкольного возраста, а также широкими образовательными возможностями. Мультипликация представляет собой сложный процесс, построенный на объединении нескольких видов искусств, является сложным процессом воздействия на личность ребёнка, с особой силой воздействует на его воображение. Мультипликационный фильм вводит ребенка в особое эмоциональное состояние, дарит ему возможность эмоционально контактировать с персонажами данного произведения, в чем ребёнок в силу своего возраста остро нуждается.
Мультипликационные фильмы благодаря выразительным возможностям позволяют не только «оживить», но и «одушевить» героев литературных произведений, сказок и сделать их понятными для детей.
Мультипликационные фильмы оказывают огромное влияние на детей дошкольного возраста. Дошкольники не обладают необходимыми знаниями, не имеют жизненного опыта, окружающую действительность они воспринимают через и с помощью аудиовизуальных образов и ощущений. И мультипликационные фильмы, языком этих аудиовизуальных образов, ярких и легко запоминающихся, усиленных музыкальным сопровождением, могут донести до детского сознания большое количество информации.
Обучение детей дошкольного возраста средствами фасилитации мультипликационные фильмов, адекватному психолого-педагогическим особенностям дошкольного возраста, позволяют поддерживать становление и развитие ряда качеств, составляющих важнейшие характеристики данного возрастного периода – любознательность, наблюдательность, стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие у ребёнка вопросы.
Е. Хилтунен пишет, что старший дошкольный возраст – важнейший период для развития социального чувства, когда для ребёнка самым значимым становится собственное положение в обществе сверстников и взрослых. В этом возрасте формируется умение находить своё место и роль в совместной работе.
Обладая особыми возможностями воздействия на ребёнка-дошкольника, мультипликационные фильмы при соответствующей профессиональной подготовленности педагога могут найти широкое применение в образовательной работе.
Мультипликационные фильмы – искусство условное, оперирующее стилизованной образностью и потому с особой интенсивностью стимулирующее у маленького зрителя работу воображения, фантазии, вовлекающее его в мир метафоры, иносказания, нравственно-философской притчи, художественных размышлений. Пластическая и цветовая выразительность, яркая образность, музыкальность, лаконичность изложенной мысли, динамичность – эти качества мультипликационных фильмов, отвечающие особенностям восприятия детей дошкольного возраста, позволяют решить широкий круг образовательных и воспитательных задач.
Возникающее в результате просмотра мультипликационных фильмов особое «эмоциональное поле» является исключительно благоприятным для педагогического воздействия на нравственный мир ребёнка, на его понимание и ощущение художественного языка, восприятия аудиовизуальных образов. Изучение особенностей дошкольного восприятия киноискусства показало, что из-за фрагментарности восприятия, наивного реализма, отсутствия жизненного и эстетического опыта эмоции, пережитые ребёнком во время просмотра мультипликационных фильмов, часто остаются неосмысленными.
И именно поэтому, задача родителей и педагогов дошкольного образования – помочь ребёнку научиться осознавать свои впечатления, развить у него критическое отношение к просмотренному, что возможно при систематическом и целенаправленном процессе.
Обращение к мультипликационному фильму не случайно. В жизни современного ребенка мультипликация играет большую роль. Мультипликационные фильмы на сегодняшний день являются одним из наиболее значимых механизмов социализации дошкольников, влияющим на формирование мироощущения, мировосприятия и системы ценностей. Мультипликационный фильм демонстрирует не только эмоциональные состояния, которые переживают его герои, но и формирует стереотипы поведения и разрешения ситуаций. Мультипликационный фильм привлекает ребенка своей яркой образной формой и смысловым близким и понятным содержанием.
Современную мультипликацию характеризует:
— яркость и образность;
— краткость и динамичность смены образов;
— присутствие реального и фантастического;
— добрых и злых сил;
— доступность и сюжетность;
— позитивность и добрый юмор.
Все эти особенности отвечают потребностям ребенка и поэтому мультипликационные фильмы так любимы детьми. Обладая особыми возможностями воздействия на юного зрителя, мультипликация может найти широкое применение в образовательной и познавательной деятельности.
Неоспоримо положительное влияние содержания большинства отечественных мультипликационных фильмов на разностороннее развитие ребенка. Мультипликационные фильмы, пропитанные добротой, теплотой, любовью подают пример для подражания, настраивают детей поступать гуманно с окружающими людьми, обогащают их чувственно-эмоциональный опыт, воздействуя положительно на детское сознание и мышление. Мультипликация стимулирует у маленького зрителя работу воображения, фантазии, вовлекает его в мир обобщённых образных представлений, а по мере его взросления – в мир поэтической метафоры, нравственно философской притчи, художественного размышления.
Обращение к мультипликационным фильмам, как педагогической форме работы с дошкольниками обусловлено представлением о просмотре мультфильма как процесса поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем, о процесс образования некой связи между мультипликационными событиями и поведением в реальной жизни. Но дошкольники зачастую воспринимают внешнюю, яркую, динамическую сторону мультипликационного фильма и далеко не всегда могут проникнуть в суть идеи и отношений мультипликационных героев. В этом на помощь должны прийти взрослые.
Мультипликационные фильмы – это обширная область для решения педагогических задач, поэтому следует очень внимательно относится к их содержанию и ценностно-смысловому контексту, так как почти каждый отечественный мультфильм – это маленькая притча, где далеко не все лежит на поверхности. Здесь все события происходят в светлом, понимающем мире, несут в себе заряд тепла, любви, позитивной энергии. Каждый персонаж индивидуален и неповторим. Даже злые герои часто становятся добрее, потому что добро, участие, понимание – великая сила, способная и самого злого крокодила превратить в довольно симпатичное и дружелюбное существо.
Педагогический потенциал видео позволяет при определенной методической инструментовке успешно решать задачи обучения и воспитания дошкольников. Использование видео «способствует в сжатом, концентрированном виде подаче большего количества информации, профессионально подготовленной для восприятия, помогает заглянуть в сущность явлений и процессов, недоступных человеческому глазу». Поэтому, видео в современном педагогическом процесс выступает как один из мощных источников воздействия на сознание и подсознание ребенка. Оно может использоваться на всех этапах обучения, в том числе и дошкольной ступени.
Информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия дошкольниками, усваивается легче и быстрее. Максимально активизируя наглядно-чувственное восприятие, мультипликационный фильм обеспечивает более легкое и прочное усвоение знаний в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности, существенно влияет на формирование мировоззрения, стимулирует развитие абстрактно-логического мышления, сокращает время на обучение. При помощи мультипликационных фильмов можно: представлять разнообразную информацию, иллюстрировать объяснение педагога или дополнять его рассказ, выступать в качестве основного источника знаний, расширять кругозор в той или иной области знаний; формировать представления об объекте изучения, явлении, событии и др.; создать условия для мотивации познавательной деятельности детей; управлять процессом познания; обобщать учебный материал; организовать самостоятельную познавательную деятельность; развивать мыслительную деятельность детей.
В условиях современного информационного общества педагоги должны искать новые, более эффективные способы передачи информации. Одним из таких методов является использование мультипликации, так как она является доступной формой воздействия и имеет в руках специалиста особое развивающее влияние на ребёнка.
Мультипликационные фильмы оказывают большое влияние на развитие детей дошкольного возраста. Они формируют у него первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями дошкольник имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультипликационном фильме, позволяют воспитывать детей: повышать его осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector