Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у младших дошкольников.

Автор: Кабанова Наталия Михайловна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ №31 «Колокольчик»

Населенный пункт: п. Подгорный, Красноярский край

Тема: Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у младших дошкольников.

Опубликовано: 24.07.2017 10:17

Получить свидетельство      Скачать материал


«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у младших дошкольников»

Кабанова Н. М., воспитатель
МБДОУ №31 «Колокольчик»

Всем известно, что детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности.
Во все времена считалось, что здоровье детей является показателем состояния физического и нравственного здоровья общества в целом. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития нашей страны.
Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что в России проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей стала национальной. Значимость данной темы определена в Законе «Об образовании в РФ».
В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.
В ходе работы у меня возникло ряд вопросов:
-Как эффективно организовать воспитательно – образовательный процесс по данной теме?
-Как развить интерес детей в потребности узнавать больше о здоровом образе жизни?
— Как на практике научить применять полученные сведения детям самостоятельно?
Ответить на эти вопросы мне помогла работа по самообразованию по теме «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у воспитанников дошкольной образовательной организации».
В рамках данной темы мною были разработаны занятия, цель которых — сформировать потребность к здоровому и безопасному образу жизни у детей дошкольного возраста.
Работа строилась с учётом того, какой уровень знаний в данной области известен детям. В основном дети трактовали понятие «здоровье» как состояние выздоровления после болезни.
Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.
Изучение и внедрение в практику здоровьесберегающих технологий, объединяющих усилия педагогов и родителей в вопросах здорового и безопасного образа жизни дошкольников.
Провожу работу с родителями, поскольку родители для детей главнее воспитателя. От родителей и от правильной организации ими режима дня ребенка, от степени внимания, уделяемого родителями его здоровью, будет зависеть физический и психологический комфорт ребенка. Если, приходя из детского сада, ребенок хочет поделиться новыми знаниями о здоровом образе жизни, а в домашней обстановке на них не обращают внимания, то эти знания воспринимаются им, как ненужные, и будут закрепляться плохо.
Помимо ежедневного общения мной с родителями, в группе организую оформление и периодическое обновление информационного стенда, посредством которого родители смогут познакомиться: «Способы безмедикаментозного оздоровления ребенка», «Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений в опорно-двигательном аппарате», «Комплексы упражнений, направленных на профилактику зрения».
Привлекаю родителей в качестве участников физкультурно-массовых мероприятий в группе и в детском саду: «Спорт это здоровье, спорт это для всех!», «Зимние забавы», – это способствует росту взаимопонимания между взрослыми и детьми.
Работа включала в себя следующие разделы здорового образа жизни: личная гигиена, здоровое и правильное питание, закаливание; режим дня и полезные привычки; оптимальный двигательный режим.
В своих различных проводимых мероприятиях применяю следующие средства:
— двигательная активность (дети должны бегать и прыгать), проведение спортивных праздников, подвижных игр и физкультминуток, гимнастики;
— использование природных оздоровительных сил (ходьба босиком, принятие солнечных и воздушных ванн, водных процедур);
— гигиеническая культура (соблюдение норм гигиены и санитарии, как в личном плане, так и в общественном, проведение проветривания и влажной уборки помещений, выполнение распорядка дня).
Помимо прочего, использую в работе применение познавательные игры, фронтального, группового, игрового и соревновательного методов, метода индивидуального занятия.
В работе придерживаюсь следующих принципов:
— Доступность (учет возрастных особенностей, адаптированность материала к возрасту);
— Систематичность (повторение усвоенных правил и норм);
— Последовательность (от простого — к сложному);
— Наглядность (учет особенностей мышления);
— Динамичность (интеграция программы в разных видах деятельности);
-Дифференциация (создание благоприятной среды для усвоения норм и правил ЗОЖ каждым ребенком).
В работе с детьми используются различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами являются: занятия, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования, праздники.
Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главным является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему я научила и учу детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание уделяю следующим компонентам ЗОЖ:
— занятия физкультурой, прогулки.
— Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна.
— Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды.
— Бережное отношение к окружающей среде, к природе.
— Формирование понятия «не вреди себе сам».
— Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендации, прохождение медосмотра детей ежегодно – узкими специалистами (стоматолога, хирурга, лор, окулист).
Данные цели и задачи будут достигнуты полностью, при эффективном и рациональном взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса: дети, родители, педагоги, медицинский персонал.
Работа по данной теме для меня позволяет повысить рост профессионального мастерства, повышает мою профессиональную компетентность, позитивное отношение к работе, способность раскрывать потенциальные возможности своих воспитанников.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector