Сообщение из опыта работы: «Использование художественной литературы как средства развития связной речи детей дошкольного возраста».

Автор: Хуторная Наталья Александровна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ — детский сад №196 компенсирующего вида

Населенный пункт: г. Саратов, Саратовская область

Тема: Сообщение из опыта работы: «Использование художественной литературы как средства развития связной речи детей дошкольного возраста».

Опубликовано: 27.07.2017 21:53

Получить свидетельство      Скачать материал


Использование художественной литературы как средства развития связной речи детей дошкольного возраста
Одним из основных средств речевого развития является художественная литература (ХЛ). ХЛ дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию:
-в рассказах дети познают лаконичность и точность слов;
— в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи;
— народные сказки раскрывают перед ним меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Из книг ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. Литературное произведение дает готовые языковые формы, словестные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.
Язык художественных произведений служит прекрасным образцом для детей: на основе чтения, анализа, заучивания отрывков формируется речь детей, развивается их языковое чутье, вкус.
Работа над изобразительными средствами языка воспитывает внимание к слову, чуткость, понимание оттенков его значения, его скрытого, иносказательного смысла.
Основные приемы работы над изобразительными средствами языка в процессе развития речи:
а) обнаружение в тексте «образных» слов;
б) объяснение значений слов и оборотов речи, найденных в тексте самими детьми или указанных воспитателем;
в) иллюстрирование, словесное рисование, воссоздание образа по вопросу воспитателя: какую картину ты представляешь себе?
г) использование проанализированных и понятых образов в пересказе, в собственном рассказе, в письменном сочинении или изложении;
д) отработка интонации, подготовка к выразительному чтению художественных текстов;
е) специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов, составление загадок и т. п.
Дошкольник приобщается, таким образом к стилистике художественной речи, сам овладевает ее простейшими средствами. Этим же целям служат и другие направления в работе по развитию речи дошкольников: обращение внимания детей на синонимы, антонимы, крылатые слова [фразеология], многозначность слов; упражнения на их употребление в речи, рассказе, в собственном рассказе; отработка интонации, подготовка к выразительному чтению художественных текстов; специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов, составление загадок и т. п.
Таким образом, отмечаем, что использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса последних тем самым, формируя коммуникативную культуру дошкольника.
Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат образные описания, которые вызывают интерес детей, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку.
.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector