Проектная задача по теме «Азбука в стихах и картинках».

Автор: Яковлева Любовь Алексеевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ № 11 «Родничок»

Населенный пункт: г. Красновишерск, Пермский край

Тема: Проектная задача по теме «Азбука в стихах и картинках».

Опубликовано: 29.07.2017 20:58

Получить свидетельство      Скачать материал


Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение № 11 «Родничок»

Проектная задача по теме
«Азбука в стихах и картинках»

Работу выполняла:
Яковлева Любовь Алексеевна

г. Красновишерск, 2017
 
Тема урока: «Азбука в стихах и картинках»
Предмет: чтение
Класс, четверть: 1 полугодие
Форма проведения: проектная задача
Название проектной задачи: Иллюстрированное пособие «Азбука в стихах и картинках»
Тип задачи: с точки зрения предмета рефлексивная, в педагогическом плане – обучающая.
Цель: создать условия для применения усваиваемых знаний и способов учебных действий в условиях решения творческих практических задач, изготовить иллюстрированное пособие «Азбука в стихах и картинках»
Задачи:
1) формировать положительную учебную мотивацию;
2) развивать умение сотрудничать с одноклассниками для успешной работы в группе с целью решения поставленных учебных задач;
3) формировать потребность применять имеющиеся знания и умения в процессе выполнения практических задач;
4) учить адекватно оценивать свою деятельность.
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача:
В течение первого полугодия дети первого класса знакомились с алфавитом.
Ознакомление детей с системой букв (звуков)
Обучение звуковому анализу слова
Чтение и осознанное понимание текста
Подбор слов на заданную букву
Иллюстрация букв алфавита
Умение выбирать оптимальный вариант решения
Работа с разными видами информации
Планируемый педагогический результат:
1. Каждый ученик сможет оценить свои знания и умения в рамках изученного предметного материала, получив возможность применить эти знания в нестандартных условиях.
2. Освоение навыков совместной работы в малой группе.
3. Создание конечного «продукта» — иллюстрированного пособия.
Критерии оценки сформированности УУД:
1. Владение предметным материалом, правильность выполнения заданий.
2. Умение применять полученные знания для решения практической задачи.
3. Умение взаимодействовать в малой группе.
4. Презентация результатов работы.
Способ оценивания результатов работы: педагогическое наблюдение за работой учеников в группе (экспертный лист), публичное выступление групп.
Замысел проектной задачи:
Детям 1 класса предлагается изготовить для воспитанников детского сада подготовительной группы книжку «Азбука в стихах и картинках», которая поможет дошкольникам быстро запомнить буквы, научиться читать, самостоятельно составлять слова из букв алфавита.
Дети делятся на несколько групп по 5-6 человек. Каждой группе выдается задание. Работа выполняется поэтапно:
Распределение работы в группе
Рассматривание предложенных материалов: отбор материалов, которые необходимы для выполнения задания
Оформление странички своей буквы
Представление результата работы.

Результат, который должны получить дети:
Иллюстрированное пособие, состоящее из отдельных листов формата А4. Каждая страница – информация об одной из букв алфавита. Информация может включать: «образ» буквы (печатный, красочный); предметный коллаж с данной буквы в начале слова с помощью рисунков или аппликации; стихи и загадки, пословицы и поговорки, в содержании которых использована буква; рисунки, поясняющие тексты. Отдельные листы, подготовленные группами, затем объединяются в книжку. Удобнее использовать папку с файлами.
Ход урока
1. Постановка задачи (мотивационный этап).
Учитель: Ребята, вчера нам пришло письмо из детского сада.
«Дорогие первоклассники! На следующий год мы тоже пойдем в школу. Но уже сейчас мы готовимся, учимся читать и считать. Мы хотим научиться читать быстро и правильно, как вы. Помогите нам быстрее запомнить все буквы. Будущие первоклассники».
— Как же мы можем помочь будущим первоклассникам?
Дети: высказывают разные варианты (учитель корректирует высказывания детей). Принимается решение.
Учитель: Чтобы помочь нашим друзьям, нам предстоит сегодня выполнить непростую, но очень интересную задачу. Вы уже знаете все буквы, умеете подбирать слова на каждую букву, загадывать и отгадывать загадки. Поэтому мы сделаем подарок будущим первоклассникам.
Определение учебной задачи урока.
Дети (с помощью учителя): Изготовить книжку (наглядное пособие) для будущих первоклассников.
Учитель: Для того чтобы наша работа была успешной, предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа сегодня будет делать одну или две странички (зависит от количества групп) нашей книжки. Повторим правила работы в группе.
Дети: повторяют правила работы в группе.
Учитель: Попробуйте представить, как может выглядеть «Страничка буквы» в нашей книжке.
Дети: предлагают разные варианты; выбирают формат страницы, обсуждают варианты оформления.
2. Решение проектной задачи.
Учитель: Для решения нашей задачи предлагаю вам выполнить ряд заданий.
Задание 1. Распределите работу в группе. Соедините стрелочками название работы и имя исполнителя.
1) Подготовка страницы для работы (рамка, запись выбранной буквы) –
2) Иллюстрирование буквы (рисунок, аппликация) –
3) Выбор загадок и стихотворных строчек с заданной буквой –
4) Выбор пословиц и поговорок с заданными буквами –
5) Представление работы группы –
Комментарий к заданию 1.
Первое задание – это распределение работы внутри группы. Учитель дает необходимые разъяснения по выполнению работы; поясняет, что в случае возникающих затруднений к выполнению работы может подключиться другой участник группы. Желательно провести педагогическое наблюдение, каким образом дети будут распределять работу между собой: прочитав список и оценив возможности каждого участника или стихийно, без существенных оснований.
Задание 2. Вы получили необходимые материалы для работы. Определите, какие из них вам могут понадобиться для оформления вашей странички. Не забывайте о распределении работы.
Комментарий к заданию 2.
Каждой группе учащихся выдается:
1) лист формата А4;
2) шаблоны букв;
3) пенал с набором мелких предметов, тесьмы (10 шт);
4) карточки с пословицами и поговорками, содержащими в тексте букву;
5) карточки с загадками и стихами, содержащими в тексте букву;
6) ножницы, клей, карандаши, фломастеры.
В комплект целесообразно включить и тот материал, который не подходит для работы данной группы (содержит другие буквы). Учащиеся должны выбрать тот материал, который соответствует их заданию. С диагностической точки зрения интересно, как происходит отбор материала.
Задание 3. Разложите выбранные материалы на странице. Приклейте их в соответствующих местах. Чтобы ваша страничка была яркой, красочной, запоминающейся, дополните информацию поясняющими рисунками. Обсудите, что у вас получилось.
Комментарий к заданию 3.
Учащиеся должны разложить необходимый материал в соответствии с выбранным способом оформления своей страницы, а потом наклеить на соответствующую часть листа. Вторая часть задания имеет творческий характер. Скорее всего, именно в этом задании потребуется помощь всей группы. Если возникнет необходимость, учащиеся могут обратиться за помощью и к учителю.
3. Представление результатов работы. Рефлексия.
Учитель: Ребята, сейчас каждая группа представит свою работу. Расскажите о том, что у вас получилось.
Дети: представляют результат работы своей группы – «Страничку буквы», рассказывают, какую информацию о букве они использовали.
Комментарий:
Выступления детей вначале будут короткими, но это не важно, главное, чтобы дети привыкали к публичному выступлению и защите своей работы. Если не хватит времени, то этот этап можно провести в начале следующего урока. Посмотреть и обсудить работы детей не только интересно, но и полезно.
Учитель: Наша книжка почти готова. Осталось собрать странички в единое целое. Обсудите, в какой последовательности их удобнее собрать в книжку.
Дети: обсуждают последовательность страничек в книжке; приходят к выводу, что удобнее расположить странички в порядке следования букв по алфавиту
Комментарий:
Учитель предлагает приготовленную заранее первую страничку-обложку книжки. Все группы объединяются для создания общего «продукта», в который вложен труд каждого первоклассника. Это рефлексивный момент, так как происходит осмысление своей причастности к такой ответственной работе, а это должно принести моральное удовлетворение всем участникам.
Учитель: Оцените свою работу с помощью волшебных линеечек. У каждого из вас карточка, на которой две линеечки. С помощью первой оцените свою работу, насколько каждый из вас был полезен своей группе при решении задачи. С помощью второй линеечки оцените работу своей группы. Насколько дружно и слаженно работала ваша группа.
Дети: работают с волшебными линеечками на карточках, оценивают результат своей работы и работы группы в целом.
Учитель: Ребята, вы все замечательно справились с работой. Я думаю, наши друзья будут рады такому подарку. Спасибо за работу!
Использованная литература
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М., Просвещение, 2008 г.
2. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя. – М., 2008.
3. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / Под ред. А.Б. Воронцова. – М., Просвещение, 2010.
4. Чумакова И.А. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников: учебно-методическое пособие для учителя. – Глазов, 2012.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector