Учим детей наблюдать.

Автор: Дускарова Аимкуль Мурзабековна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ Детский сад «Брусничка»

Населенный пункт: г. Губкинский, ЯНАО, Тюменская область

Тема: Учим детей наблюдать.

Опубликовано: 31.07.2017 07:41

Получить свидетельство      Скачать материал


Дускарова Аимкуль Мурзабековна,
воспитатель МБДОУ Детский сад «Брусничка»
г. Губкинский

Учим детей наблюдать

Как сделать так, чтобы интерес детей к объектам живой и не живой природы не угасал. Как помочь малышам стать настоящими маленькими исследователями-натуралистами.
Очень просто, и не просто одновременно. С помощью правильно организованного циклического наблюдения.
Циклическое наблюдение – это ряд взаимосвязанных наблюдений, за каким-то одним объектом природы. Каждое наблюдение в цикле имеете свою цель, свое содержание, не повторяет, а дополняет другие.
Наблюдения строиться по определенной структуре: начало, основная часть и заключение.
В начале наблюдений необходимо собрать всех детей и сконцентрировать их внимание. При этом совсем не целесообразно использовать приемы, вызывающие у детей сильные эмоции, сильное возбуждение. Наилучшими при наблюдении окажутся приемы, вызывающие легкие положительные эмоции и готовность детей к совместной с педагогом деятельности:
— призыв вместе посмотреть что-то интересное;
— ласковая интонация;
— загадка-описание, загадка-действие о предмете наблюдения.

Основная часть наблюдения должна обеспечивать детям самостоятельное получение чувственного опыта, сенсорно-когнитивной информации об объекте наблюдения. Малышам предлагается посмотреть на объект и ответить на ряд вопросов. Между вопросами должны быть паузы в 2-3 секунды. Эти секунды молчания и тишины очень важны: они позволяют детям сосредоточиться и наблюдая за бабочкой или растением, найти ответ на вопрос.
Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать рассказами, пояснениями, стихами, играми, загадками. Но по прошествии нескольких секунд наблюдения можно предложить детям показать, например, как рыба открывает и закрывает рот, а черепаха вытягивает свою шею. Наблюдения, удачно сопряженные с действиями, помогают детям понять механизмы жизнедеятельности наблюдаемых организмов, облегчают получение информации.

В заключении наблюдения можно использовать игру или прочитать стихотворение, сказку, нарисовать увиденное.

Для того чтобы работа по наблюдению была эффективной, необходима тщательная подготовка: необходимо заранее обдумать место и время проведения занятия; продумать способ оптимального размещения детей; убрать предметы, которые могли бы отвлечь малышей; разработать четкую повестку, вопросы и т.д.
Но самое главное – это заранее продумать последовательность наблюдений в каждом отдельном цикле.

Наблюдение за рыбкой в аквариуме

Этап первый. Где живет рыбка?
На этом этапе дети в ходе наблюдения словесно формулируют, что рыбка живет в аквариуме. Аквариум – это ее дом, он похож на озеро или пруд. В нем также песчаное дно и в нем тоже растут водоросли. Вместе с рыбкой в аквариуме живут улитки.
Этап второй. Описание рыбки
Задача этого этапа – сосредоточить внимание детей на внешнем виде рыбки, задаться вопросом, что значит быть рыбкой, по каким признакам ее можно определить. Рыбка живет в воде и у нее есть жабры, которыми она дышит. У рыбки есть плавники и хвост, но не такой как у кошки или у собаки. Он приспособлен для передвижения рыбки в воде, он помогает ей плавать, так же как и плавники. Дети могут сосчитать, сколько плавников у конкретной рыбки. Их можно так же озадачить вопросом есть ли у рыбки шея? Нет шея ей не нужна. Все тело у рыбки устроено так, чтобы вода легко его обтекала. Даже чешуйки, которыми она покрыта, плотно прижаты друг к другу, чтобы не тормозить ее движения.
Этап третий. Как двигается рыбка?
Дети уже знают, что рыбка перемещается в воде при помощи плавников. Грудные плавники служат рыбке веслами – загребают воду, а хвост – это руль. Когда рыбке нужно повернуть направо, она загибает свой хвост в обратную сторону и разворачивается. Рыбка может плавать во всех направлениях: вверх, вниз, вправо, влево, но только головой вперед. Она может плавать и быстро и медленно. Если она чего-то испугается, то может очень резко сорваться с места.
Этап четвертый. Что делает рыбка?
Вопросы этого этапа покажутся детям несложными. Они легко ответят, что рыбка в аквариуме плавает, дышит, ест, застывает в воде на некоторое время, очищает кишечник.
Можно обратить внимание детей, как рыбка двигает жабрами. Жабры похожи на маленькое сито: рыбка втягивает в воду и с силой выталкивает ее через жабры. Свежая струя омывает жаберные пластинки, и нужные вещества поступают в организм.
Этап пятый. Как необходимо заботиться за рыбкой в аквариуме?
Во время наблюдений этого этапа дети должны вспомнить, что делает рыбка в аквариуме. Тогда они смогут сформулировать, как нужно о ней заботиться: кормить, прокачивать через воду воздух, чтобы в воде было достаточно кислорода. Воду нужно время от времени менять, а аквариум чистить. Потому что в грязной воде размножаются микробы и рыбка может заболеть.
Содержать стенки аквариума чистыми помогают улитки. Но если накопилось много грязи, улиткам с ней не справиться.
Можно показать детям, как нужно кормить рыбку, сколько корма можно сыпать и когда это делать. Можно продемонстрировать, как включать устройство для прокачивания воздуха.
Если педагог поставит пред собой другие задачи количество этапов можно увеличить. Можно отдельно понаблюдать за растениями, за улитками и т.д.

Аналогично описанному выше организуются и другие наблюдения, за другими природными объектами.
Но у любого из них, именно правильная организация и многоразовое обращение к одному и тому же объекту на протяжении длительного времени помогут в итоге сформировать устойчивый познавательный интерес у детей, стимулировать их самостоятельную поисково-исследовательскую активность и экспериментирование. А в результате всего позволят развить у малышей любовь и бережное отношение к окружающему миру.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector