Поздняя весна. Насекомые.

Автор: Родионова Татьяна Владимировна

Должность: Воспитатель

Соавтор: Кузнецова Анастасия Дмитриевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МАДОУ «Детский сад 210»

Населенный пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область

Тема: Поздняя весна. Насекомые.

Опубликовано: 31.07.2017 17:54

Получить свидетельство      Скачать материал


МАДОУ «Детский сад №210» г. Новокузнецк
Выполнили: Родионова Т.В. Кузнецова А.Д.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе

Тема: «Поздняя весна. Насекомые»
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие.
Задачи:
Познакомить детей с разнообразием и стадиями развития бабочек.
Совершенствовать умение работать гуашью, продолжать осваивать технику штриховки.
Продолжать учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.
Развивать творческие способности детей, чувство формы, цвета.
Формировать композиционные навыки.
Развивать эстетическое восприятие.
Систематизировать и обобщить знания о насекомых и их образе жизни;
Активизировать словарь старших дошкольников по теме «Поздняя весна. Насекомые».
Формировать познавательный интерес детей к насекомым.
Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение выслушивать товарища, планировать свою работу в коллективном творчестве; любознательность самостоятельность детей.

Методы и приемы:
Наглядные: Рассматривание иллюстраций.
Дидактические игры «Четвертый лишний», «Чудесное превращение».
Словесные: Беседа по теме. Чтение стихов, разгадывание загадок о насекомых.
Практические: Рисование насекомых.
Предварительная работа: рассматривание фотографий, иллюстраций с изображениями насекомых, наблюдение за насекомыми на прогулке, чтение рассказа В. Бианки «Как муравей домой спешил», чтение стихов, загадок, аппликация «Бабочка», лепка «Божья коровка».
Материалы и оборудование: мультимедийная презентация «Насекомые», анимация «Бабочки на поляне», картинки с бабочками, плакат «Чудесное превращение», бумага, простые карандаши, гуашь, кисти № 1, стаканчики с водой, палитра, салфетки, клеенки, «поляна» для выставки работ.

Детская деятельность
Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная
Дыхательное упражнение «Отправь бабочку в полет».
Физминутка «Бабочки».
Физминутка «Гусеница».
Игровая
Дидактическая игра «Чудесные превращения».
Изобразительная
Рисование на тему «Бабочка».
Познавательно-исследовательская
Находить изменения, которые произошли в природе, в жизни насекомых летом.
Наблюдение за бабочками.
Коммуникативная

Репродуктивная и эвристическая беседа.
Каких насекомых можно увидеть поздней весной?
Как выглядят бабочки? (мухи, комары и др.). Опишите.
Беседа о насекомых, их внешнем виде, образе жизни, местах обитания.

Логика организованной образовательной деятельности

Деятельность
педагога
Деятельность воспитанников
Ожидаемый результат
1.

Педагог приветствуют детей, предлагает послушать сказку «Разноцветная бабочка».
Активизирует внимание детей, стимулирует речевую активность.
монологическую речь,
Обращают свое внимание. Слушают сказку. Высказывают свое мнение. Размышляют, почему бабочка стала разноцветной?
Бывает ли так в природе? Бабочка рождается с белыми крылышками, а узоры на них рисуют Солнце и цветы?
По каким признакам можно сказать, что это насекомое.
Мотивация на коммуникативную, продуктивную деятельность.
2
Загадывание загадок о насекомых.
Педагог познавательную активность. Побуждает к мышлению.

Дыхательное упражнение «Отправь бабочку в полет».
Активизируют необходимые знания, активно взаимодействуют.

Дети берут бумажных бабочек, подбрасывают их и пытаются силой воздушной струи отправить бабочек в полет.
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, развитие внимания, мышления. Развитие интереса к загадкам.

Развитие дыхания.
3.
Педагог подводит итог ответам детей, знакомит дошкольников с особенностями внешнего вида бабочки, ее образом жизни, разнообразием видов.
Предлагает просмотреть слайды с изображениями разных бабочек.
Дети смотрят слайды с бабочками, обсуждают их, отвечают на вопросы педагога.
Знакомятся с названиями бабочек: лимонница, крапивница, капустница, шоколадница, павлиний глаз, махаон, голубянка, адмирал и др.
Развитие внимания, свободного общения с детьми и взрослыми. Развитие монологической речи, умения рассказывать последовательно.
4.
Эвристическая беседа.
— Ребята, в мире существует очень много бабочек.
— Вы все их видели много раз. — Скажите, какого цвета бабочки?
— Как вы считаете, для чего крылья бабочек окрашены в такие яркие цвета? Неужели они хотят всем показать свою красоту?

— Молодцы! А теперь я раскрою вам очень большой секрет. На самом деле крылья бабочек состоят из крошечных чешуек, разглядеть которые вы сможете только под микроскопом. Эти чешуйки покрыты красящими веществами. Именно эти вещества и придают крыльям бабочек удивительный цвет.
Чешуйки очень маленькие и хрупкие, поэтому бабочку никогда нельзя трогать за крылья, ее крылья помнутся, и бабочка погибнет.
— Запомните! Не берите бабочек в руки и не разрешайте остальным это делать.

Педагог предлагает детям рассмотреть картинки с изображениями разных бабочек, называет их.
В ходе рассматривания дети сравнивают бабочек, находят и называют части тела.

— Рассмотрите картинки, какие части есть у бабочки?
— Обратите внимание на форму головы бабочки, ее туловище и крылья.

— Из скольких частей состоит туловище бабочки?

— А теперь попробуйте сравнить крылья у наших бабочек, изображенных на картинках. Как вы думаете, какие крылья одинаковые по цвету и форме? Какая пара крыльев больше?

— Еще я хочу вам рассказать удивительный факт о том, какой рот у бабочек. На самом деле, это не рот, а настоящий хоботок, длинный и тонкий.
— Когда бабочка летает, то хоботок свернут в тугую пружинку, но только она сядет на цветок, хоботок распрямляется, и бабочка начинает пить нектар.
— Еще у бабочек есть усики. Как и у некоторых животных, например, у кошек, усики нужны бабочкам, чтобы принюхиваться.
— Сосчитайте, сколько ног у бабочки?
Дети отвечают на вопросы.
— Разные цвета.
— Все цвета радуги.

— Бабочки становятся похожими на цветы, поэтому птицы их не видят. Они думают, что это цветок, и не подозревают ничего. Бабочка остается живой.

Дошкольники рассматривают картинки с изображениями бабочек, находят и называют части тела бабочек: голова, туловище, четыре крыла, усики, ножки.
— Круглая голова, туловище и крылья овальные.

— Три части: голова, брюшко и само тельце.

Дети сравнивают размеры крыльев у разных бабочек.

— Бабочка – насекомое, а у всех насекомых по шесть ног.
Стимулирование познавательной активности, развитие связной монологической и диалогической речи.

Развитие зрительной памяти, сенсорного восприятия.

Развитие мыслительных операций сравнения.

Закрепление знаний о бабочках как представителях мира насекомых.
5
Физкультурная пауза «Бабочки»
Мы подпрыгнем столько раз,
Сколько бабочек у нас.
Руки вверх поднимем столько,
Крыльев разных у них сколько.
Столько раз присядем разом,
Сколько лапок видим сразу.
Дети выполняют движения по тексту стихотворения.
Снятие мышечного напряжения.
Релаксация.
Двигательная активность.
6.
Дидактическая игра «Чудесные превращения».
Педагог демонстрирует картинку с изображением гусеницы.
Задает вопрос детям:
— Как вы думаете, что общего у гусеницы и бабочки?
— Предлагаю вам помочь гусенице стать прекрасной бабочкой.

Дошкольникам демонстрируется плакат «Чудесные превращения».

Проводится эвристическая беседа.

— Молодцы. Итак, бабочка вылупилась из кокона. Ее крылышки еще мокрые, она сушит их на солнышке и отправляется в свой первый полет, на поиске цветов с вкусным и ароматным нектаром.
Дети рассматривают картинку с изображением гусеницы, выдвигают предположения.

Дошкольники рассматривают плакат, устанавливают последовательность превращения бабочки: яйцо-гусеница-куколка-бабочка.

Дети отвечают на вопросы беседы.

— Что откладывает бабочка? (яйца)
— Кто появляется из яйца? (гусеница)
— Что делает гусеница? Чем она питается? (питается листьями и растет)
— В кого превращается гусеница? (в куколку или кокон)
— Кто же появляется из куколки? (бабочка)
Развитие мышления, способности выдвигать предположения, доказывать их.

Развитие мыслительных операций анализа, синтеза.

Закрепление материала, развитие памяти, мышления.
7.
Физкультминутка «Гусеница».
— Вы устали, ребята? Предлагаю вам веселую разминутку!
— Сейчас мы начинаем чудесное превращение. Повторяйте за мной.
Дети выполняют движения по тексту стихотворения.
Странный этот дом без окон
У людей зовётся кокон. (Медленные повороты вокруг себя).
Свив на ветке чудный дом, (Вращения руками)
Дремлет гусеница в нём. (Присесть, ладони под правой щекой)
Спит без просыпа всю зиму. (Ладони под левой щекой)
Но зима проходит мимо: (Встать, взмахи руками вверх)
Март, апрель, капель, весна… (Хлопки руками на каждое слово)
Просыпайся, сонюшка! (Потянуться)
Под весенним солнышком (Нарисовать руками круг)
Гусенице не до сна. (Погрозить пальцем)
Стала бабочкой она! (Плавные взмахи руками)
Снятие мышечного напряжения.
Релаксация.
Двигательная активность.

8.
Сообщает тему работы.
— Сегодня я предлагаю Вам нарисовать красивых, ярких бабочек в знакомой вам технике штриха.

Педагог обсуждает с детьми последовательность выполнения рисунка.

— Ребята, сначала мы с вами простым карандашом делаем эскиз. Это контурный рисунок.
— Посмотрите, как я это делаю. Начинаем рисовать туловище, оно у бабочки вытянутое и состоит из каких частей? Помогайте!
— Правильно, круглая голова, брюшко и средняя часть.
— Не забудьте об усиках, иначе ваши бабочки останутся голодными и не смогут найти по запаху цветок!
— Самое важное! Рисуем крылья. Вы можете нарисовать крылья разной формы. Но помните, что у бабочек две пары крыльев. С каждой стороны туловище по два крыла. Каждое крыло из пары полностью похоже на свою вторую половинку. Это, ребята, называется симметрия.
— Наш эскиз готов. Осталось лишь раскрасить бабочек.
— Берем кисточку, палитру, краски и начинаем раскрашивать наших бабочек штрихами.

— Ребята, узоры на крылышках бабочек могут быть самыми разными. Помните, я говорила вам о том, что бабочки похожи на цветы. А цветов на нашей планете великое множество. Поэтому пофантазируйте, придумайте самые необычные узоры для своих бабочек.

Активно взаимодействуют, активизируют свои мыслительные процессы.
Узнают о понятии симметрии.

Дети помогают педагогу, дополняют его комментарии.

Дети рисуют бабочек гуашевыми красками в технике штриха. В процессе работы воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
Формирование познавательного интереса к насекомым.
Мотивация к изобразительной деятельности.

Освоение навыков рисования: чувство формы, величины строения, цвета.
Развитие умения рисовать бабочку, передавая ее характерные особенности. Развитие творческих способностей.
9.

Дидактическая игра «Четвертый лишний». Активизирует познавательную активность детей, побуждает к конструктивному мышлению: из предложенных вариантов выбрать верный.
Педагог называет цепочку из слов, а дети пытаются догадаться, кто лишний и объяснить свой выбор.

Активизируют необходимые знания.
Активно взаимодействуют: выдвигают свою гипотезу. Находят правильный ответ из предложенных вариантов:

бабочка, жук, паук, медведь
муравей, кузнечик, червячок, снегирь
божья коровка, волк, лиса, заяц.
Развитие логического мышления. Развитие монологической речи, умения обосновывать свой выбор, устанавливать причинно-следственные связи.

10
Педагог предлагает дошкольникам рассмотреть готовые работы.
Помогает соотнести результат с заданием.
Организует рефлексию.
Поддерживает эмоционально-чувственный опыт.
— Что нового и интересного вы узнали?
— Какие моменты вам больше понравились и почему?
— Что еще вы бы хотели узнать о бабочках?
Дети обсуждают рисунки, сравнивают их.
Отвечают на вопросы педагога.
Формирование эстетического вкуса, умение замечать недостатки и устранять их. Соотносят полученные результаты с поставленной задачей: нарисовать бабочку в технике штриха).
11

Итоговое мероприятие.
Педагог предлагает дошкольника организовать выставку бабочек и посадить каждую бабочку на «поляну с цветами».

— А сейчас мы оживим нашу чудесную поляну. Закройте глаза на секунду.

— Спасибо всем за работу.
Выставка детских рисунков
«Бабочка-красавица».

На экране компьютера появляется анимация (бабочки летают на полянке над цветами).

Развитие эстетического восприятия.

Список использованных источников

1. Кожохина, С. К. Путешествие в мир искусства [Текст]: программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности / С.К. Кожохина. — М.: ТЦ Сфера, 2002.- 192 с.
2. Пешкова, Н.Г., Корчаловская, Н.В. Программа «Сотворчество» (эмоционально-творческое развитие детей старшего дошкольного возраста при интегративном взаимодействии музыки и изобразительного искусства). // Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников [Текст]: методическое пособие.- Ростов на Дону: Феникс, 2004.-
3. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий [Текст] / под. ред. Р.Г. Казаковой. — М: ТЦ Сфера, 2007. — 128 с.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector