Опережающее и проектное управление ДОО: особенности управления качеством.

Автор: Филатова Рамиса Ясавиевна

Должность: Заведующий

Учреждение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 257

Населенный пункт: г. Екатеринбург, Свердловская область

Тема: Опережающее и проектное управление ДОО: особенности управления качеством.

Опубликовано: 01.08.2017 10:41

Получить свидетельство      Скачать материал


Филатова Рамиса Ясавиевна
Г.Екатеринбург Чкаловский район
МАДОУ детский сад № 257
Заведующий

«Опережающее и проектное управление ДОО:
особенности управления качеством».

     Для начала рассмотрим, что относится к опережающему управлению как одному из типов стратегического управления ДОО.

     Управление опережающее – тип управления, своевременного предваряющего возникновение факторов, мешающих достижению поставленных целей, и реагирующего на них до того, как их действие приведет к негативным последствиям.
        К сожалению, педагоги и администрация ДОО редко размышляют над этим. Влияние всех причин признаётся одинаковым, а значение полученных выводов определяется лишь логической и обоснованностью доказательств, но отнюдь не значением самой причины. Очень мало внимания уделялось выделению и ранжированию причин. Однако сама практика педагогической деятельности не подтверждает равнозначности всех воздействий.
     Все генеральные факторы, действующие на эффективность образовательного процесса и формирование системы управления его качеством можно условно разделить на факторы эффективности обучения и воспитания (по И.П. Подласому).

     К факторам эффективности обучения, относятся следующие:
1. Фактор изучаемого материала.
   Он может охватывать все направления развития детей и задаваться комплексной образовательной программой для ДОО, или наоборот, затрагивать только 1-2 направления развития ребенка и определяться
парциальной программой. Кроме того, данный фактор предполагает организацию соответствующей предметно – развивающей среды в ДОО.
2. Фактор организационно – педагогического влияния
Предполагает использование организованных форм обучения, нерегламентированных видов детской деятельности и свободного времени, предусматриваемого для ребенка в течение дня, в целях обучения. 
3. Фактор обучаемости ребенка.   
4. Фактор времени, затраченного на подготовку и достижение эффективных результатов обучающего процесса.
    С точки зрения анализа факторов обучения, влияющих на качество образования, в некоторых случаях возможно синонимическое использование данных понятий.  В.П. Беспалько, например, считает, что качество образования может быть охарактеризовано как качество обучения, если успеваемость ребенка по основным разделам программы и учебного плана обеспечивается за счет постановки целей обучения, овладения методикой объективного контроля качества достижения этих целей и техникой стимулирования детей, родителей и педагогов к их достижению.
   К факторам эффективности воспитания, относятся такие факторы управления качеством образовательного процесса в ДОО, как:
1.   Детско  — родительские и детско – воспитательские отношения.
2.   Соответствие организации действий намеченной цели.
3.   Соответствие практического опыта детей приобретенным знаниям.
4.   Фактор воспитуемости и самовоспитания.
      Благодаря изучению соотношения генеральных и специфических факторов на практике становится возможным эффективное разрешение многих проблем воспитательно-образовательного процесса в ДОО.
  Наибольшее влияние  на эффективность системы коррекционно-развивающей работы оказывают здесь следующие факторы:
1 группа – факторы, влияющие на «перенос» навыка в другие условия и его «творческое преобразование»:
— организационно-педагогическое воздействие;
— обучаемость дошкольников и сложность структуры дефекта;
— уровень взаимодействия участников педагогического процесса.
2 группа —   факторы, влияющие на «применение» знаний и их «перенос» в другие условия:
— мотивация к осуществлению деятельности;
— психологические условия коррекционно-развивающей работы;
— постановка целей через прогнозируемые результаты и соответствие организации действий поставленной цели;
— содержание учебного материала.
3 группа – факторы, влияющие на усвоение знаний и их «применения» в данных условиях:
— распределение времени на усвоение языкового материала;
— понимание родителями принципов коррекционно-развивающей работы и умение использовать их;
— самообучаемость и самовоспитуемость дошкольников с нарушениями в развитии.
    При учете данных факторов в процессе формирования системы управления качеством воспитания и обучения воспитанников необходимо учитывать критерии оценки методической работы в ДОО. Современные исследователи считают, что это может быть:
— результативность методической работы (развитие педагога и воспитанника, повышение результативности работы педагогического коллектива),
— рациональность затрат времени на ее осуществление (больший результат при меньших затратах), или согласно Т.И. Оверчук, цена результата управления качеством образовательного процесса ДОО,
— стимулирующая роль методической работы в развитии
самообразования педагога и их творчества.

    Наконец, методическая работа ДОО должна быть органичной частью управления ДОО. Здесь тоже существуют свои факторы, влияющие на эффективность управленческой деятельности старшего воспитателя и заведующего ДОО. При их выявлении и анализе руководителям ДОО, согласно В.И. Терещенко, необходимо ответить на 5 «почему»:
— «Почему и зачем ДОО это делает?»,
— «Какие функции руководства ДОО будут востребованы и почему?»,
— «Почему это делает тот, а не иной сотрудник ДОО?»,
— «Почему это делается именно в данное время?»,
— «Почему это делается так, а не иначе?».
        Управление проектное – управление в условиях инновационного режима  функционирования, опирается на методы разработки и внедрения управленческих проектов.
   Управление инновационной деятельностью – обеспечение целенаправленной и организованной деятельности коллектива образовательного учреждения по обновлению практики образования.
   Среди генеральных причин, влияющих на процесс управления нововведениями в образовательном учреждении, отмечают
— факторы, блокирующие новаторство (недоверие администрации образовательного учреждения к выдвигаемым сотрудниками идеям, создание жестких механизмов контроля за деятельностью педагогов, строгая временная регламентация выполнения работы новатором, непризнание возможности ошибок со стороны заведующей (директора) и т.д.),
— факторы, поддерживающие новаторство (поддержка новаторов со стороны администрации, делегирование самоуправления в образовательный процесс, допущение возможности поисковых ошибок, поддержание координационных связей с другими образовательными учреждениями и т.д.),
— факторы, усиливающие новаторство (поддержание стремления сотрудников постоянно учиться и повышать квалификацию, проведение
регулярных совещаний «рабочих групп», предоставление гибких условий и режимов труда, поощрение совмещения профессий и т.д.).
  Зная данные факторы, заведующим и старшим воспитателем ДОО может быть организован круглый стол по выявлению факторов управления нововведениями. На следующем педагогическом совете может быть поднят вопрос о переводе ДОО в статус экспериментальной площадки. Для выступления с докладом могут быть приглашены представители учебно-методического управления округа или отдела дошкольного воспитания
окружного управления, сотрудники НИИ и др.
 В качестве плана такой лекции может быть использован следующий:
1. Этапы приобретения ДОО статуса экспериментальной площадки. Финансирование опытно-экспериментальной работы
2. Методика развития идеи и замысла опытно – экспериментальной работы.
3. Технология проведения эксперимента на базе ДОО и оформления результатов в виде методических разработок.

  Затем следует разработка программы экспериментальной деятельности ДОО, оформление проекта приказа «О проведении апробации и экспертизы адаптированных, авторских образовательных программ»; разработка пакета документов, обеспечивающих проведение экспертизы; разработка критериев оценки уровня эффективности образовательного процесса; заседание методического (экспертного) совета.
  К концу учебного года проводится заседание педагогического совета, на котором подводятся итоги деятельности педагогического коллектива по экспертизе авторских образовательных программ и утверждается проект соответствующего приказа («О результатах экспертизы образовательных программ»). ДОО переводится из режима функционирования в режим развития по собственным авторским программам и технологиям, управление становится проектным.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector