Формирование экологической культуры в процессе исследовательской деятельности у дошкольников.

Автор: Демакова Наталья Александровна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ «Детский сад №159»

Населенный пункт: г. Нижний Новгород, Нижегородская область

Тема: Формирование экологической культуры в процессе исследовательской деятельности у дошкольников.

Опубликовано: 03.08.2017 21:39

Получить свидетельство      Скачать материал


«Формирование экологической культуры в процессе исследовательской деятельности у дошкольников»
   В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном детстве, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатлениями, которые надолго (а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека.
    Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими объектами неживой и особенно, живой природой. Природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Знакомясь с природой, дети открывают для себя новый мир: они стараются потрогать руками, рассмотреть.
Главная цель экологического воспитания — формирование основ экологической культуры, т.е. «бережного отношения ребенка к природе, к себе и людям, как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется» . Такое отношение строится на элементарных экологических знаниях, приобретенных в ходе реализации деятельного подхода к обучению, в том числе в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия. Поэтому она занимает одно из важнейших мест в системе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.
 «В исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно-следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире».
Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Ребенок должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя.
Исследовательская деятельность у старших дошкольников:
Развивает:
•        Высшие психические функции (внимание, восприятие, память, мышление)
•        Воображение
•        Речь
•        Способы умственной деятельности (умение сравнивать, анализировать, обобщать)
•        Стимулирует развитие любознательности
Формирует умения:
•        Видеть проблемы
•        Задавать вопросы
•        Выдвигать гипотезы
•        Давать определение понятиям
•        Классифицировать
•        Наблюдать
•        Структурировать полученный материал
•        Делать выводы и умозаключения
•        Доказывать и защищать свои идеи
При правильной подаче информации и развитии умения у детей перерабатывать поступающую информацию посредством исследовательской деятельности можно добиться следующих результатов:
• сформировать диалектическое мышление;
• развить у ребенка собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств,
•  расширить перспективы развития поисково-познавательной деятельности ребенка путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
• поддержать у ребенка инициативу, сообразительность, критичность, самостоятельность.
В нашем дошкольном учреждении имеется большое количество литературы по данной теме. В своей работе я использую разработки таких авторов как: А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», И.А. Савенков «Методика проведения учебных исследований в детском саду», Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет».
Процесс исследовательской деятельности:
• Исследования начинаем с выбора темы, объекта.
• Определяем методы исследования (подумать самостоятельно, понаблюдать, рассмотреть, посмотреть в книгах, спросить у других, поэкспериментировать).
• Фиксируем собранный материал(схематично)
• .Всю информацию размещаем в папке исследователя.
• Обобщаем материал и делаем небольшой доклад.

На опытно-экспериментальном этапе исследовательская деятельность представляет собой комплекс занятий и режимных моментов с приоритетным экологическим направлением, проходящий в виде увлекательного путешествия в мир науки, в котором участниками являются и взрослые, и дети.
В план экспериментальной деятельности были включены такие направления как:
• Эксперименты  с водой, где дети  исследуют и узнают её тайны, знакомятся со свойствами воды, способностью окрашиваться, менять вкус, запах и т.д. и делают выводы.
• Эксперименты с воздухом, где на собственных примерах дети понимают, что воздух легче воды, занимает место, прозрачен и многое другое.
• Опыты с почвой, где дети выясняют значения почвы для человека, растений, живых организмов.
• Опыты с песком, глиной, где дети знакомятся со свойствами песка, глины.
• Опыты с разными материалами, где дети исследуют различные свойства бумаги, дерева, тканей, металла
• Углубляют и систематизируют знания о животных, птицах, растительном мире.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность.
В экологическом просвещении родителей большое внимание уделяется  анкетированию родителей, которое показывает, что зачастую родители не знают, что рассказать ребенку о том или ином природном объекте, в какую подвижную или познавательную игру поиграть с малышом, каким экспериментированием заняться.    Родителям  предлагается познавательная литература, буклеты с опытно-экспериментальной деятельностью, в которых содержатся описание опытов,  которые взрослые могут проводить совместно с детьми в домашних условиях. Также работа  с родителями проводится в форме родительских собраний, проектной деятельности; организации различных мероприятий с участием родителей(участие в акциях, создание плакатов, газет); ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в уголках для родителей ).
Вся организуемая деятельность, учитывая конечный результат, должна сводиться не просто к набору сведений и практическим умениям,  но самое главное — к формированию нравственного, экологически воспитанного человека, достойного называть себя частичкой родной природы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector