Использование игровых технологий в формировании слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Автор: Кузнецова Зоя Степановна

Должность: Учитель-логопед

Учреждение: МБДОУ детский сад комбинированного вида №15 «Аленка»

Населенный пункт: г. Николаевск-на-Амуре, Хабаровский край

Тема: Использование игровых технологий в формировании слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Опубликовано: 08.08.2017 07:52

Получить свидетельство      Скачать материал


Использование дидактических игр в логопедической работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР

В настоящее время остается актуальной проблема оптимизации работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.
Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Очевидна необходимость совершенствования традиционных методов и приемов, а также поиска более эффективных научно-обоснованных путей формирования слоговой структуры слов у детей с ОНР для включения в общую коррекционную работу.
Востребованность дидактических игр для формирования слоговой структуры слова обусловлена необходимостью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы и профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР для обеспечения социальной успешности в соответствии с принципами организации образовательного процесса, изложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Практическая значимость использования таких игр состоит в возможности оптимизации пропедевтического этапа, дифференцированного коррекционного воздействия с учетом психолого–педагогических особенностей и потребностей детей с речевой патологией, возможности определения уровня речевого развития, слоговой структуры слова и определения индивидуального маршрута каждого ребенка, повышения качества сформированности речевых навыков у детей с ОНР. Пропедевтику слоговой структуры слов целесообразно начинать с формирования неречевых процессов.
Эта работа проводится на индивидуальных и фронтальных занятиях.
В ходе индивидуальной непосредственно образовательной деятельности по коррекции звукопроизношения для ребенка с нарушением слоговой структуры слова, часть занятия отводится на проведение игр и игровых упражнений, направленных на формирование неречевых процессов, которые включены в индивидуальные планы.
На фронтальных занятиях активно включаются игры и игровые упражнения, направленные на пропедевтику становления слоговой структуры слова и проходят как организационный момент, часть занятия, физминутка, пальчиковая гимнастика.
Работа на невербальном материале
Игры и упражнения с использованием компьютерной демонстрации:
• сравнение сигналов пожарной машины и скорой помощи;
• различение звуков природы: журчания ручья, шелест листьев, скрип снега, шум дождя, вой ветра и др.
• аналогично проводится работа с голосами птиц, зверей и насекомых;
• звуки дома (отгадать какой бытовой прибор работает: пылесос, кофемолка, стиральная машина, фен, свисток чайника и др.)
• что падает в банку? (логопед бросает камешки, монетки, фасоль, шишки, насыпает песок).
• Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике;
• Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно двумя руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т.д.)
• Произвольное воспроизведение ритма ребенком с последующей записью ритмического рисунка символами
Работа на вербальном этапе
• Игры и упражнения, направленные на формирование пространственно–временных представлений.
• Уровень слогов (составление всевозможных слогов из заданных букв; наращивание слогов; уменьшение количества слогов; придумать слог к схеме: СГ, ГС,СГС, ССГ , ГСС; и др.)
• Уровень слова (порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры предложен С.Е.Большаковой в пособии «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей»)
В силу того, что звукослоговая структура речи формируется поэтапно в течение длительного времени под влиянием все более полного овладения ребенком структурой родного языка, недостаточное внимание к своевременной коррекции этого нарушения в дошкольном возрасте приводит к значительным трудностям его устранения в школе.

Список литературы:
• Агранович З.Е.Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб: Детство – Пресс, 2001 – 48 с.
• Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Методическое пособие. М.: Сфера, 2007 – 56 с.
• Голубева Г.Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников. СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010 – 176с.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector