Здоровый ребенок – здоровое бедующее.

Автор: Подбельцева Елена Ивановна

Должность: Инструктор по физической культуре

Учреждение: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №2 «Родничок»

Населенный пункт: пгт. Прохоровка, Белгородская область

Тема: Здоровый ребенок – здоровое бедующее.

Опубликовано: 09.08.2017 09:33

Получить свидетельство      Скачать материал


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №2 «Родничок»
п. Прохоровка Прохоровского района Белгородской области

Выступление на районной конференции
«Здоровый ребенок – здоровое бедующее»
Подготовила: инструктор по физической культуре
Елена Ивановна Подбельцева

Прохоровка 2017

Одним из основных направлений развития системы дошкольного образования Белгородской области является создание условий по укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Физическое развитие и здоровье ребёнка было и остаётся важнейшим направлением в деятельности каждого дошкольного образовательного учреждения. Однако, в последнее время медицинские работники, родители и педагоги отмечают негативные тенденции в здоровье детей: задержки, нарушения, отклонения, несоответствие нормам развития. В первую очередь это касается нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Усилия медиков, в основном, направлены на лечение заболеваний, деятельность же педагогов — на обучение с позиций развивающей предметно — двигательной среды ребёнка, на формирование основ здорового образа жизни дошкольников, используя при этом потенциал детского сада, семьи и региона в котором они проживают.
На решение этих задач нацелены усилия педагогического коллектива МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 2 «Родничок» п. Прохоровка.
За основу в нашей работе принята примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой, которая направлена на укрепление физического и психического здоровья ребёнка, формирование основ безопасного поведения, двигательной и гигиенической культуры.
Охрана и укрепление здоровья детей в нашем детском саду осуществляется комплексно, с учетом региональных особенностей: формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, воспитание потребности в здоровом образе жизни; обеспечение физического и психического благополучия.
Работа по укреплению здоровья детей в детском саду включает в себя:
• гигиенические факторы (гигиена одежды и помещения, режим, рациональное питание);
• физические упражнения (спортивные игры, утренняя гимнастика, занятия физической культурой);
• закаливание в повседневной жизни и специальные меры закаливания: оздоровительные прогулки на свежем воздухе; соблюдение сезонной одежды детей на прогулке;
• полоскание полости рта;
• поэтапное мытьё рук с постепенным снижением температуры воды; обширное умывание;
• хождение босиком по массажным коврикам, хорошо очищенному грунту, песку в теплое время года;
• световоздушные и солнечные ванны;
• игры с песком и водой на улице и в помещении.
Таким образом, триаду физического и психологического здоровья составляют рациональный режим, закаливание и движение.
Работа по этим направлениям ведется с учётом региональных особенностей: природных, климатических, социального окружения, отношения к физкультуре и спорту в родном посёлке.
В дошкольном образовательном учреждении разработана модель сохранения и укрепления здоровья детей, обеспечивающая полноценное гармоничное развитие здоровой и социально-адаптированной личности ребёнка путём интеграции в образовательный процесс современных технологий: «Играйте на здоровье» Л.Н. Волошиной, «Основы безопасности жизнедеятельности» Р.Б. Стёркиной.
Модель содержит три блока:
•здравотворчество;
•изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта работы;
•взаимодействие с семьёй.
В реализации этой модели стремления коллектива направлены на конечный результат. В этом процессе большое внимание отводится организация здоровьесберегающего пространства.
Организация здоровьесберегающего пространства — это условия, созданные в дошкольном образовательном учреждении для успешной реализации целого комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленных на развитие не только двигательной активности ребёнка, но и осознанное освоение двигательных действий, индивидуальное совершенствование физических качеств, укрепление и формирование физического, психического и духовного здоровья, развитие творческой деятельности, позволяющей каждому ребёнку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.
Одним из основных компонентов здоровьесберегающей среды является оборудование и использование помещений и участка детского сада. В детском саду нами оборудован музыкально-спортивный зал, спортивная площадка, в каждой группе имеются спортивные мини уголки, на территории оборудован «Автогородок». Спортивный инвентарь расположен в доступном для детей месте, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, постоянно обновляется и пополняется.
С целью охраны и укрепления здоровья детей ведётся работа по озеленению территории детского сада созданы уголок леса, в зоне отдыха для детей и родителей — искусственный водоём с живыми рыбками, оформляются цветники с различным декорированием, имеется экологическая тропа, зелёная тропа, зелёная аптека, огород. Все это способствует повышению интереса детей к здоровому образу жизни, развивает жизненно важные качества, увеличивает эффективность занятий. Особое значение в воспитании здорового ребенка придается развитию движений на занятиях физической культурой. В связи с этим в дошкольном учреждении используются разнообразные формы их проведения: традиционные, занятия-соревнования, занятия с играми разной подвижности, занятия с элементами танцевальных движений.
Большой интерес вызывают занятия с использованием нетрадиционных форм: театрализованные, сюжетные, сочетании с фольклором и другие. Для более широкого удовлетворения потребностей детей в эмоционально двигательной деятельности в детском саду регулярно проходят спортивные праздники и развлечения, комплексы утренней гимнастики, физкультурных занятий, гимнастики после сна, динамочасы и динамоминутки содержат упражнения, направленные на профилактику нарушения осанки, предупреждение плоскостопия, сколиоза. Для тренировки дыхания воспитатели используют комплексы физических упражнений, дыхательной гимнастики, в том числе комплекс носового дыхания, надувание шаров и другое.
Очень важны занятия серии «здоровье», где детям прививаются навыки по уходу за собой и умения по оказанию первой помощи.
Двигательная активность детей развивается в свободной самостоятельной деятельности, на прогулках, используя в играх оборудование участка детского сада.
Инновационным направлением в физкультурно-оздоровительной работе детского сада является внедрение в педагогический процесс реализации регионального проекта «Навстречу комплексу ГТО». Это позволяет решить многие проблемы в физическом и психическом развитии ребенка – дошкольника. Главное, что мы должны сделать сейчас как педагоги образовательного учреждения – это активно внедрять ГТО в нашу жизнь среди детей и родителей.
Большое подспорье в реализации данного проекта оказывают спортивные объекты региона. Положительным фактором является сотрудничество с социальными структурами посёлка: с центральной районной больницей, ФСК «Олимп», стадионом парка культуры и отдыха.
Старшие дошкольники охотно посещают физкультурно-спортивный комплекс « Олимп», на базе которого регулярно проводятся динамические часы, физкультурные досуги, спортивные праздники, участвуют в соревнованиях: «Осенний марафон», «Новогодние старты», «Рыцарский турнир», посещают различные спортивные секции: дзюдо, плавание, спортивные танцы, спортивная гимнастика, принимают активное участие в районных спортивных мероприятиях: открытие стадиона, показательные выступления на праздновании международного Дня защиты детей, Дня физкультурника, выступление на центральной площади посёлка в День Победы, новогодние эстафеты у главной ёлки посёлка.
В приобщении детей к здоровому образу жизни важное значение придается активизации семьи, которое включает в себя педагогическое просвещение родителей, партнёрство педагогов и родителей в вопросах здоровьесбережения. Так, в детском саду периодически совместно с родителями осуществляется выпуск валеологической фотогазеты «Будь здоров!», проводятся совместные физкультурно-оздоровительные мероприятия: «Папа, мама, я — спортивная семья», «День Нептуна», «Зов джунглей» и другие.
В рамках сотрудничества детского сада и семьи по укреплению и оздоровлению детей родители включаются в одну из инновационных форм работы — туристско — краеведческую, которая без взаимодействия с семьями воспитанников невозможна. Несколько лет подряд воспитанники детского сада вместе с родителями и воспитателями путешествуют по местам родного края: к святому источнику с. Вязовое, к родникам заповедной зоны отдыха «Ключи», урочище Шмарино, парк «Грушки».
Дошкольный возраст — наилучшее время для проявления человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро. От того, как проведет ребенок этот отрезок жизни, будет зависеть и его будущее.

ЛИТЕРАТУРА
• Волошина J1.H. Теория и практика развития здоровьесберегающего образовательного пространства в комплексе «дошкольное учреждение — педагогический колледж». — Белгород, 2005
• Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2014.- 352 с.
• Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка.-М., 2001.
• Филипова С.О. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения. — СПб.: «Детство-Пресс», 2005.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector