НООД «Озеро Байкал».

Автор: Шилкова Вера Феликсовна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ д/с №22

Населенный пункт: г. Ставрополь, Ставропольский край

Тема: НООД «Озеро Байкал».

Опубликовано: 10.08.2017 14:37

Получить свидетельство      Скачать материал


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 22 города Ставрополя

Конспект НООД в старшей группе
«Озеро Байкал»

Воспитатели:
Шилкова В.Ф.

2017 год
Цель: познакомить детей с уникальностью озера Байкал, животным миром.
Задачи :
— Расширить знания детей об озере Байкал.
— Познакомить с животным миром Байкала.
— Формировать экологическую культуру у детей дошкольного возраста и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
— Воспитывать у детей бережное, гуманное и созидательное отношение к природе нашего сибирского края.
Ход:

Воспитатель читает стихотворение:
А что это такое, такое голубое, 
Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло? 
Быть может, это небо за сосны зацепилось, 
По скалам покатилось и на землю стекло?
А что это такое, такое золотое, 
Блестящее, как зеркало, слепящее глаза? 
Быть может, это солнце легло поспать под скалы, 
Оно лежит устало, закрыв свои глаза?
А что это такое, все время в непокое, 
Быть может, это туча застряла среди скал?
А это и не туча, а это и не небо, 
А это и не солнце, а озеро Байкал!
(М.Сергеев)
Посмотрите, какая красота открылась перед нами. (слайд)
Мы решили познакомиться с разнообразием животного и растительного мира Прибайкалья;
Ребенок: озеро Байкал — самое глубокое и большое озеро на всей планете. Ему несколько десятков миллионов лет. Байкал находится на территории России, в Сибири. Край, где расположен Байкал, называют Прибайкальем. Байкал – озеро с самым большим на Земле запасом пресной воды. Это озеро очень красиво.
Воспитатель: Мы познакомились и изучили главных обитателей этого озера. Как вы думаете, кто главные обитатели этого озера? Действительно, рыбы. Давайте посмотрим и вспомним, какие именно рыбы живут в о. Байкал. (слайды: голомянка, хариус, осетр, омуль, щука)
1 ребенок:
Эта рыба называется голомянка. Это прозрачные рыбы без чешуи и плавательного пузыря, тело которых на 35 % состоит из жира.
2 ребенок: Эта рыба белый –хариус озерно –речная рыба. Они предпочитают холодную, чистую воду в реках, ручьях, озерах. Питаются молюсками, летающими насекомыми, а так же, мелкой рыбой
3 ребенок: Эта рыба осетр — самая древняя и самая крупная рыба озера Байкал. Питаются молюсками, личинками насекомых. Занесен в Красную книгу как редко встречающийся вид
4 ребенок. Это –щука, хищная рыба. Тело длинное. Рот с длинными зубами. Окраска тела пятнистая, со светлыми полосами, которые могут размещаться поперек и вдоль тела. В Байкале обитает в сорах, заливах, на мелководьях. Являясь хищником, щука растет быстро.
Воспитатель: Озеро Байкал со всех сторон окружено горами, покрытыми тайгой, где произрастают различные растения, некоторых из них больше нет нигде на планете.
Сибирский кедр — мощное дерево, Кедр может прожить до 500 лет, начиная после 60-ти давать обильный урожай орехов, за что местные жители прозвали его хлебным деревом Сибири.
Воспитатель: Богаты окрестности ягодами.
(слайды: голубика, ежевика, морошка, малина, брусника)

Трава в Прибайкалье не только мягкая, но и полезная. Тут встречается много лекарственных трав. Что значит лекарственные травы? Какие вы знаете? Как ими можно лечиться? А сейчас я вам предлагаю познакомиться с запахом лекарственных трав Прибайкалья. Некоторые вам, возможно, знакомы и вы по запаху определите их название.
Кто знает этот запах? Это мята. Чай с мятой улучшает аппетит, помогает от головной боли, обладает бодрящим действием.
Понюхайте вот эту траву. Знаком вам этот запах? Ребята, это чабрец. Его используют для лечения ран, воспалений, а также насморка и кашля.
Вот эта трава пахнет не очень приятно. Узнаете? Это полынь. Несмотря на такой запах, она тоже полезна. Отвары из полыни убивают болезнетворные микробы, улучшают аппетит.
Вот еще одна трава. Запах этот вам, скорее всего, незнаком. Это тысячелистник. Его растение помогает остановить кровотечение, применяют при укусах насекомыми, ушибах, опухолях.
А какие из этих растений встречаются в нашей местности? Где вы их встречали?
Сейчас я вам предлагаю понюхать вот этот мешочек. Догадайтесь, что так пахнет? (ель). Действительно, это хвойное дерево. Посмотрите на экран. (слайд кедр) Кто знает, как это дерево называется? (кедр) Кедр – очень высокое дерево, которое живет очень долго, около 200 лет.
Вы, наверное, ели кедровые орешки. Они очень полезны. Полезные вещества, содержащиеся в кедровых орехах, защитят вас от всех  болезней, потому что защищают наш организм и укрепляют иммунную систему.
Воспитатель: Мы познакомились с деревьми Байкала.
О них нам расскажут дети. По берегам Байкала встречаются еще такие сказочные странные деревья. (слайд ходульные деревья) Стволы их находятся очень высоко от поверхности земли. Эти деревья стоят на своих корнях как на ходулях, поэтому называются они ходульными. Эти деревья – один из символов Байкала.

Физкультминутка.
Давайте и мы превратимся в деревья и немного походим и разомнемся.
Ветер дует нам в лицо.            (Машут руками на лицо.
 Закачалось деревцо.                    Качаются из стороны в сторону.
 Ветерок все тише, тише.         Приседая, машут руками вверх- вниз.
 Деревцо всё выше, выше.           Тянутся вверх.)

(звук «крик чайки»)
Воспитатель: Что это за звук? Кто так кричит? Это чайка. (слайд чайка)
Какие птицы еще гнездятся на скалистых берегах Байкала?
Ребенок: Птиц на Байкале много, но разнообразие не особое: в основном встречаются утки различных видов, на скалистых островах — чайки, а в открытом Байкале — бакланы. Гуси и лебеди малочисленны и редки. Совсем в единичных местах можно встретить серую цаплю и чернозобую гагару. Но легендарной птицей Байкала является орел, и он пользуется особым почтением у местных жителей. 
Воспитатель: Так же Рядом с озером Байкал живут разные животные. Отгадайте, какие.
Вперевалку зверь идет 
По малину и по мед. 
Любит сладкое он очень. 
А когда приходит осень, 
Лезет в яму до весны, 
Где он спит и видит сны.
(Медведь) (слайд)
У него в полосках спинка,
Хвостик легкий, как пушинка.
Все запасы, как в сундук,
Прячет в дупла…
(Бурундук) (слайд)
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы – 
Уши больше головы?
(Заяц) (слайд)
Посмотрите-ка, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. 
(Лиса) (слайд)
Зверёк бурый, неуклюжий,
Он не любит зимней стужи.
До весны в норе глубокой
Посреди степи широкой
Сладко спит себе зверёк.
Как зовут его?
(Сурок) (слайд)

Воспитатель: Ребята, что нужно делать, чтобы вода в Байкале была чистой, прозрачной?
Дети: Беречь и охранять.
Ребенок:
Не обижайте люди море,
Байкал ведь тоже хочет жить :
Играть с волной с ветром споря,
И людям преданно служить!
Беречь Байкал-святое дело:
Его судьба у нас в руках
Сама природа нам велела,
Чтоб жил Байкал у нас в веках!

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector