Сообщение из опыта работы: «Эстетическое воспитание дошкольников на занятиях рисования средствами живописи.».

Автор: Мельникова Лариса Геннадьевна

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ ДС №6

Населенный пункт: г. Кузнецк, Пензенская область

Тема: Сообщение из опыта работы: «Эстетическое воспитание дошкольников на занятиях рисования средствами живописи.».

Опубликовано: 13.08.2017 21:32

Получить свидетельство      Скачать материал


Эстетическое воспитание дошкольников на занятиях рисования средствами живописи.

Дети дошкольного возраста видят живопись несколько иначе чем мы, взрослые, но видят и понимают на своём уровне, иногда поражая нас своими высказываниями, умеют откликаться на красоту произведения, которое волнует и нас; правда с трудом, а иногда и не объясняя, почему оно им нравится. И мы, взрослые, однажды открыв окно ребёнку в мир живописи, слегка, дав прикоснуться нежной, эмоциональной душой к прекрасному миру красок, должны постоянно и постепенно вводить малыша в этот мир, углубляя понимание искусства и утончая чувства и воспитывая ребёнка эстетически грамотно.
Эстетическое воспитание занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.
Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, — все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.
Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет детский сад. Это не случайно. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что живопись является основным средством эстетического воспитания, на занятиях изобразительной деятельности. Исследование показало, что и познавательный интерес к живописи у дошкольников, довольно велик, а наличие интереса — это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству, а именно живописи, обладает большим эмоциональным потенциалом. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности.
Действительно, средства живописи, используемые в учебно-воспитательном процессе, являются эффективным средством эстетического воспитания дошкольников. Опытные педагоги, зная это, способны посредством живописи воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. Без ориентации на подлинные духовные и художественные ценности, эстетическое воспитание и развитие личности будет неполноценным. Реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в дошкольном возрасте, воспитатель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
Для этого, как мы уже говорили выше, необходимо знакомить дошкольников с искусством на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим /общественные и природные явления/, развитию речи связанной с изобразительной деятельности. Эту работу можно проводить и в свободное время /утреннее, дневное, вечернее/; во время дидактических игр, игровых упражнений, посещения выставок и т. д.
Успех работы по эстетическому воспитанию детей на занятиях изобразительной деятельности средствами живописи, зависит от ряда условий, среди которых важнейшим являются:
— чёткий отбор произведений;
— использование разных методов и приёмов при ознакомлении с живописью.
Произведения живописи должны реалистически отражать знакомые явления общественной жизни и природы. В картине должна быть чётко выражена идея, замысел художника, а так же разнообразие используемых художником средств выразительности /цвет, композиция и т. д./
Не использовать живопись в целях формирования эстетического воспитания и духовной культуры дошкольников, значит лишить ребёнка в воспитании гармонично — развитой личности. Личность ребёнка существует как реальная действительность, с которой малыш сталкивается и без нашей помощи на улицах города, в музеях, через телевизионные зрелища, книги, интерьеры домов. Но вот чтобы изобразительное искусство, а именно живопись имело воспитательное воздействие на детей, нужны мы, взрослые, посредники между искусством и ребёнком.
С чего же нам начать приобщение детей к живописи? А с того, с чего начинают и наши дети. С удивления, восторга и восхищения перед полотном в музее, перед репродукцией картины дома и в детском саду, той красотой, которую открыл для нас художник, мимо чего проходим мимо и не замечаем, а он заставил остановиться, всмотреться, задуматься, откликнуться душой, чтобы мы жили и радовались и радость свою дарили нашим детям. А после того как мы выразим своё чувство, выскажем свои мысли, оценки, суждения, поведём ребёнка дальше за собой, пусть он прикоснётся к сокровенному в вашем сердце, увидит своими глазами красоту. Примет в своё маленькое сердце то, что любим и понимаем мы. Через оценки взрослого, его эстетический вкус начинается формирование собственного отношения ребёнка к произведениям искусства. И нельзя не согласиться со словами педагога Ю.Н.Хижняк: «Если научить ребёнка видеть и понимать её, анализировать, сопоставлять, размышлять о ней, наслаждаться ею, и бороться за неё или создавать своими руками, он вырастет совершенным, гармонично развитым человеком, который сделает таковыми же свои отношения с другими людьми, свою работу, творчество, увлечение, семью».
Тонкий, отзывчивый человек, способный быть счастливым и делать счастливыми других, редко появляется сам собой. Воспитать человека таким, развить в нём культуру чувств, наполнить жизнь его радостью – важная задача, которую предстоит решить нам взрослым.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector